Домашнее задание.
Написать домашнее сочинение. Темы на выбор:
• Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.
• «Их воскресила любовь».
• Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.
• Теория идеи Раскольникова и ее крах.
• Образ Петербурга в романе.
• Автор и герой в романе.
• Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.
• Как развенчивается в романе теория Раскольникова.
• Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
• Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.
• Бунт Родиона Раскольникова.
• Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
• Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».
• Образ Раскольникова в романе.
• О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».
• Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.
• «Правда» Сони Мармеладовой.
• Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.
• Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).
• Преступления Р. Раскольникова.
• О каком наказании идет речь в романе?
• Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Приложение к уроку — карточки для самостоятельной работы
Карточка № 1
«Раскольников не только композиционный, но и духовный центр романа. Все тематические фабулы неразрывно связаны с идеологической схемой романа. Трагедия происходит в душе Раскольникова, и все остальные действующие лица вместе с ним пытаются разгадать тайну этой трагедии. Все чувствуют значительность его личности, все поражены противоречиями этой личности и все хотят разгадать загадку его роковой раздвоенности. Раскольникова характеризуют мать, сестра, Разумихин, Порфирий, Соня, Свидригайлов — почти все действующие лица романа».
Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова? Объясните вашу точку зрения.
Карточка № 2
«Что выше — счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием? — в этих вопросах боль и тоска нашего времени, и они составляют главную ось романа Достоевского. Таким образом, это произведение делается воплощением одной из великих болезней современной жизни: это Гордиев узел, который разрубить суждено только героям будущих времен». (Д. С. Мережковский)
1. Как Достоевский пытался решить эти вопросы в «Преступлении и наказании»?
2. Удалось ли разрубить этот гордиев узел в ХХI веке?
Материалы к сочинению «Изображение жизни униженных и
Оскорбленных в романе «Преступление и наказание»
План.
1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»:
а) описание петербургских трущоб;
— будничные кошмары;
— описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов».
б) «Униженные» и «оскорбленные» в романе:
— Соня Мармеладова и ее семья;
— сестра и мать Раскольникова.
в) Мир насилия и грабителей в романе — мир Свидригайловых, Лужиных и пр.
г) Характер социального протеста в романе.
3. Боль за человека — основа авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Пояснение:
Писатель выносит приговор обществу, основанному на власти денег. Достоевский сочувствует «маленьким людям», видит в них высокую человечность, выражает свою боль за поруганное человеческое достоинство. Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая Раскольникова и его бунт. Сам же писатель, отвечая на вопрос, что же делать несчастным, забитыми обстоятельствами жизни людям, призывает измученное человечество к самосовершенствованию и религиозному смирению.
Урок 30 (98). Итоговый урок
Цель урока: проверка знания материала и усвоения романа, развитие речи.
Ход урока
Дата: 2019-02-25, просмотров: 486.