(социально-групповая) характеристика личности
Мотив – предмет, определяющий выбор направленности деятельности и её конкретную модель как систему поведенческих действий. Понятие мотива отражает целенаправленность и самотождественность личности.
Проблема целенаправленного поведения – вопрос об основаниях и механизмах целеполагания – одна из центральных проблем социологии личности и социологии в целом. Целенаправленность отражает изменчивую, динамичную сторону личности.
Человек меняется, но в своих основных чертах и стиле поведения он верен себе; существует известное высказывание: человек – это стиль. Это обстоятельство на языке социологии называется самотождественностью личности. И оно также нуждается в объяснении.
Факт самотождественности поведения свидетельствует о наличии устойчивой структуры личности.
Структурными элементами мотива являются: потребности, интересы, ценности.
Потребности – нужда во внешних условиях существования и развития. Изучение потребностей позволяет обсуждать проблему основания целеполагания; отвечать на вопрос: почему человек ставит себе данные цели, в чём заключается необходимость данных действий?
Интересы – предметно осознанная потребность, предмет направленной активности. Изучение интересов позволяет обсуждать проблему источника целеполагания; отвечать на вопрос: что непосредственно побуждает человека к действиям?
Ценности – способ дифференциации человеком своих действий и социальных предметов по их значимости для него. Изучение ценностей (в социологии употребляют выражение ценностные ориентации) позволяет обсуждать проблему содержательной направленности целеполагания, отвечать на вопрос: какую значимость и смысл для личности имеют данные действия, предметы, линия поведения в целом?
Социальная детерминация мотивации
Потребности:
Социальное основание – биологическая слабость человека и необходимость, в связи с этим, конструировать систему социального взаимодействия для биологического выживания и, в дальнейшем, личностного саморазвития.
Социальный источник – разрыв между устремлениями личности и возможностями их реализации. Их удовлетворения всегда проблематично в силу определённых социальных обстоятельств.
Социальное содержание потребностей заключается в том, что их реализация осуществляется в конкретно-исторической форме.
Эмпирическим индикатором потребностей являются различные формы проявления неудовлетворённости.
Основными видами социальных потребностей являются: социальное самоопределение (потребность в идентификации), самоутверждение (потребность в статусе), самореализация (потребность в престиже).
Интересы:
Социальное основание: для удовлетворения своих потребностей люди создают искусственную среду; интерес направлен на конкретные предметы как социально сконструированные средства и способы достижения социальных целей. В качестве таковых выступают социальные объекты.
Социальным источником интересов является социальное положение, статус.
Социальное содержание интересов заключается в том, что о чём бы человек ни думал, он прямо или косвенно думает о других людях, потому что в конечном счёте именно от них зависит реализация его интересов.
Эмпирическими индикаторами интересов являются проявления внимания и склонности.
Ценности:
Социальное основание – множественность потребностей и интересов и вытекающая отсюда необходимость их ранжирования по шкалам актуальности и важности.
Социальный источник – культурные нормы, вербализуемые «другими», когда они говорят: «важно», «нужно» и т.п.
Социальное содержание – интерсубъективность и императивность.
Эмпирическими индикаторами ценностей являются убеждения.
Резюме: Мотивация социальна и по своему возникновению и по своему содержанию! Психологична она – по форме проявления.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 257.