Франциск Скорина (до 1490 – ок.1551), белорусский первопечатник и просветитель. Родился в Полоцке в купеческой семье. Издательскую деятельность начал в Праге в 1517 году. В течении двух лет издал 23 книги под общим названием "Библия", "Библия русская". В начале 1520 основывает типографию в Вильно, издает "Малую подорожную книжицу", "Апостол", "Пражский псалтырь" и "Канонник". Деятельность Ф.Скорины была выдающимся вкладом в развитие белорусской культуры, общественной мысли белорусского народа. Он впервые издал библию на славянском языке, что явилось огромным вкладом в развитие грамотности не только белорусского народа, но и в других славянских странах. Педагогические идеи Ф.Скорины.
· демократизация образования;
· книга как средство просвещения;
· опора на родной язык;
· значение трудового воспитания;
· воспитание чувства собственного достоинства;
· формирование "досконального человека" – духовно-нравственной личности;
· ориентация на практические действия.
Скорина заложил основные принципы, методы воспитания молодежи его времени. Николай Гусовский (1470?-1533?) белорусский поэт, гуманист, просветитель, представитель новолатинской школы, выдающийся деятель славянской культуры. . В 1522 году написал свое лучшее произведение "Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него" (Песнь о зубре), где изложил многогранную идейно-эстетическую, педагогико-просветительскую программу. Проповедовал патриотизм и уважение к славянским народам. Им были написаны поэма "Победа над турками" и др.Педагогические идеи.
· не преуменьшая роли умственного воспитания большое внимание, уделял трудовому воспитанию;
· с целью морально-этического совершенствования общества, повышения его образованности пропагандировал систему латинского европейского образования;
· в воспитании отводил большую роль общению с природой, искусству и науке;
· важным считал патриотическое воспитание;
· на первое место ставил метод упражнений;
первичным считал воспитание духовности (сила духа важнее, чем сила тела). Симон Будный (ок. 1530- 1593) Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. По рекомендации Будного назначались директора школ, высококвалифицированные педагоги.Педагогические идеи С. Будного.
· выступал против иезуитских методов воспитания и обучения;
· основой воспитания считал труд;
· считал Библию средством просвещения народа;
· боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа;
· как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.
В наше время известны 24 работы С. Будного (их было, несомненно, больше). Некоторые из них: "Катехизис" (первый школьный учебник на белорусском языке с толковым словарем, напечатанным в Несвиже, из греческого - голос учения.) "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.). Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке. 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.Педагогические идеи С. Полоцкого.Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.
· Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.
· Целенаправленность в воспитании;
· Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;
· Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;
· Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;
Дата: 2019-02-25, просмотров: 481.