Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные категории педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные категории педагогики.

Педагогика- наука о сущности содержания, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания.

Объект педагогики – образовательная деятельность; человек в процессе формирования и развития.

Предмет педагогики – обучение и воспитание личности ( методы, формы, сущность содержания, принципы образовательной деятельности)

Функции педагогики: теоретическая (разработка концепций, законов), прикладная ( по отношению к другим наукам), практическая.

Задачи: познание закономерностей образовательной деятельности; анализ, изучение и обобщение пед. опыта; организация педагогических исследований;совершенствование содержания и методов; создание новых эффективных пед. технологий; разработка проблем последипломного образования; совершенствование экономики и планирования в системе образования; разработка конкретных рекомендаций, направленных на повышение эффективности процесса воспитания и обучения.

Основные категории педагогики

Обучение – целенаправленное взаимодействие обучаемого и обучающегося, в процессе которого формируются знания, умения, навыки, развиваются способности.

Воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия, направленный на формирование социальнозначимых качеств и культуры личности.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания личности в условиях образовательного учреждения и семьи.

Развитие ( процесс + результат) – становление личности в процессе образования.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Система пед. наук :

Общая педагогика исследует основные закономерности образования.

Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания.

Коррекционная педагогика – сурдопедагогика ( обучение и воспитание глухих и слабослашащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика ( обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия ( обучение и воспитание детей с нарушениями речи).

Частные методики исследуют специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

История педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи.

Отраслевая педагогика ( общая, военная, спортивная, производственная и тд.)

Связь педагогики с другими науками.

С философией ( философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием), с психологией( изучение человека как личности. Педагогика должна учитывать ту реальность, с котрой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии), с биологией ( проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных для педагогики.Она является и важнейшей для биологии.), связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как к специальной отрасли педагогического знания, связь педагогики с экономическими науками послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.Связь с социологией ( планирование образования, выявление основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах).Связь с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.

Великий чешский педагог - гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница. В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории. Принцип природосообразности положен Коменским в основу педагогики. Как в природе все происходит естественным путем, так же должно идти и воспитание человека. Человек сам является частью, природы. Каменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями. Демократизм, гуманизм, народность — важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского.

Основные работы

1631 — «Открытая дверь к языкам».

1657 — «Материнская школа» (написана в 1628 г.).

1657 — «Великая дидактика» (написана в 1632 г.).

1658 — «Мир чувственных вещей в картинках».

Основные работы

1781—1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей». 1826 — «Лебединая песня»

Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песталоцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание может повлиять на нравственность. Гербарт считает, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет Песталоцци, разрабатывая свое психолого-педагогическое представление. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремиться к изучению физического мира, то Гербарт не считает такой подход статочным и ставит целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитает занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими. Основные работы:1806 — «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания». 1816 — «Учебник психологии».1831 — «Письма о приложении психологии к педагогике». 1835 — «Очерк лекций по педагогике».

Образование как ценность, процесс ,система, результат

Образование – индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания. (В.И. Андреев). Образование выполняет следующиесоциокультурные функции( по Н.В. Бордовской):

1. Образование – способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества.2. Образование – это способ социализации личности и преемственности поколений. 3. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. 4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом. В настоящее время образование рассматривают: Образование как система – совокупность учебно-воспитательных учреждений, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ. Образование как педагогический процесс ( процесс обучения и воспитания) – освоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе. Образование как результат обучения и воспитания – достигнутый уровень усвоения знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений..

18. основные законы и институты системы образования в РБ

1. Дошкольные образовательные учреждения

2. Общеобразовательные учреждения ( начальная школа, общая базовая школа, средняя общеобразовательная школа)

3. Профессиональные образовательные учреждения (среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование)

4. Дополнительные образовательные программы( курсы, центры профориентации, школы искусств, музыкальные школы, дома творчества и т.д.

Законы: Кодекс РБ « Об образовании» 2011 г., Закон РБ «Об Образовании» (2002), Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 г., Закон РБ « Об общем среднем образовании»(2006) и т.д.

19. Непрерывное образование и самообразование в РБ

Отечественные ученые рассматривают непрерывное образование в нескольких аспектах:

Ø  Как концепцию, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека

Ø Как образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов

Ø Как образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

В личностном смысле непрерывное образование – это способ разностороннего развития индивида, образ разумной жизни. Непрерывное образование осуществляется в процессе обучения и самообразования. Самообразование – получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.

Образовательные стандарты (ОС), их структура и функции

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеал. (В.С. Леднев).ОС является основным нормативным документом. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование , отвечающее перспективам развития общества. Функции: Функция социального регулирования, функция гуманизации образования, функция управления, функция повышения качества образования.  

35. Документы, определяющие содержание образования

Учебный план – утвержден Министерством образования, в котором перечислены все учебные дисциплины, факультативные занятия, практики, которые подлежат усвоению учащимися за весь период обучения.Указаны сроки выполнения (изучения) учебных дисциплин. Учебная программа – документ утвержден Мин. Обр. РБ, в котором раскрыто содержание учебных дисциплин. Учебники и учебные пособия – документ рекомендован ( утвержден) Мин. Обр. РБ, в котором раскрыто содержание учебной дисциплины.

Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура урока. Требования к современному уроку

Урок – это коллективная форма обучения, характеризующаяся постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками, заранее составленным расписанием и организацией работ над одним материалом.Типы урока: 1. Комбинированный; 2 урок формирования новых знаний;3 урок систематизации и обобщения; 4 Урок формирования умений и навыков;5 урок контроля и коррекции. Структура урока( зависит от типа урока), основные этапы:1Организационный этап, 2 Мотивация,3 этап проверки д/з,4 актуализация опорных знаний,5 подготовка к основному этапу занятия,6 усвоение новых знаний и способов действий,7 первичная проверка понимания,8 закрепление знаний и способов действий,9 обобщение и систематизация знаний,10 контроль и самопроверка знаний,11 подведение итогов занятия, 12 рефлексия,13 информация о д/з.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции урока. Нестандартные уроки.

 Цели урока( функции): Образовательная – направлена на формирование знаний (Научить,сформировать ),Воспитательная – направлена на формирование положительных качеств личности ( Воспитать, способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости ит.д.); Развивающая – направлена на развитие разнообразных сфер личности (развить интерес, пространственное мышление и т.д.)

Нестандартные уроки – учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру. (И.П. Подласый) Пример: урок- игра, урок- соревнование,урок – аукцион, интегрированный урок (урок, объединяющий сразу несколько учебных предметов, бинарный урок( урок, проводимый двумя учителями, преподающими разные предметы)

 

Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные категории педагогики.

Педагогика- наука о сущности содержания, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания.

Объект педагогики – образовательная деятельность; человек в процессе формирования и развития.

Предмет педагогики – обучение и воспитание личности ( методы, формы, сущность содержания, принципы образовательной деятельности)

Функции педагогики: теоретическая (разработка концепций, законов), прикладная ( по отношению к другим наукам), практическая.

Задачи: познание закономерностей образовательной деятельности; анализ, изучение и обобщение пед. опыта; организация педагогических исследований;совершенствование содержания и методов; создание новых эффективных пед. технологий; разработка проблем последипломного образования; совершенствование экономики и планирования в системе образования; разработка конкретных рекомендаций, направленных на повышение эффективности процесса воспитания и обучения.

Основные категории педагогики

Обучение – целенаправленное взаимодействие обучаемого и обучающегося, в процессе которого формируются знания, умения, навыки, развиваются способности.

Воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия, направленный на формирование социальнозначимых качеств и культуры личности.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания личности в условиях образовательного учреждения и семьи.

Развитие ( процесс + результат) – становление личности в процессе образования.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 184.