Психодиагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассматриваем разработку номенклатуры факторов пригодности учителя к педагогической деятельности как основы обновляемых квалификационных характеристик специальностей "учитель", "преподаватель". Это во многом обусловлено обострившимися противоречиями между характером современной педагогической деятельности и существующей практикой подготовки учителей. В психологии существуют три главные теоретических подхода к проблеме разработки номенклатуры факторов пригодности учителя к педагогической деятельности. Первый из них исходит их идеи стабильности и неизменности индивидуальных качеств личности, от которых зависят способы и результаты профессиональной деятельности. Назначение факторов пригодности к профессии здесь, с одной стороны, в отборе специалистов, наиболее подходящих для того или иного вида деятельности, а с другой стороны - в выборе видов деятельности, наиболее соответствующих качествам того или иного специалиста.

Второй подход исходит из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества. Общий недостаток этих подходов заключается в том, что педагогическая деятельность и личность, индивидуальность специалиста рассматриваются как независимые и противоположные друг другу величины, одна из которых, как правило, подчиняет себе другую.

Этот подход предполагает ряд обязательных предпосылок, которые должны быть основополагающими при разработке номенклатуры факторов пригодности учителя к педагогической деятельности:

-стойкие личные психологические качества, существенные для успеха в деятельности;

-возможны разные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспосабливаемости разных специалистов к общим и тем же условиям деятельности;

-имеются широкие возможности для преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их компенсации посредством других способностей, способов работы или управления.

Таким образом, при этом подходе факторы пригодности учителя к педагогической деятельности понимаются как критерии уровня его готовности к работе в школе.

Содержание учебно-научно-воспитательной работы вуза призвано создать условия для определения пригодности молодых учителей к педагогической деятельности по социальным, психолого-педагогическим, психофизиологическим и медико-биологическим факторам.

Так, к группе социальных факторов пригодности относятся: осознание высокой роли учителя в жизни общества; уровень культуры, эрудиции; принципиальность; сформированность нравственных качеств, соответствующих основным принципам и нормам морали; развитость чувства долга, ответственность, общеполитическая активность, организованность, сознательность;

глубокие философские и политические знания как основа мировоззренческого потенциала; заинтересованность в делах общества, коллектива; широта духовных интересов и достаточное владение культурным наследием.

К группе психолого-педагогических факторов относятся: любовь к детям, душевная чуткость; сформированное педагогическое мышление; глубина и прочность знаний и умений по основам наук, необходимых для успешной педагогической деятельности; развитые организаторские, коммуникативные и гностические способности; умение проявлять самообладание; наличие потребности брать на себя руководство человеком, группой людей, детей; потребность и умение анализировать свои действия и поступки коллектива и отдельных личностей; умение ориентироваться специальной педагогической и психологической литературой; положительный опыт публичных выступлений на различных уровнях, участия в дискуссиях, конференциях, деловых играх.

К группе психофизиологических факторов относятся: наблюдательность, способность концентрировать и распределять внимание; быстрота перехода от процесса возбуждения к процессу торможения и наоборот; правильность и точность ответной реакции на поведение окружающих; быстрота мыслительных операций; развитые речевые, слуховые, зрительные и другие возможности; четкое представление своих способностей к педагогической деятельности; скорость, гибкость и оригинальность мышления; способность к эмпатии, инверсии, альтруизму.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 277.