Общие способности в структуре педагогической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогические способности - это такое психическое свойство личности, которое проявляется в чувствительнос­ти к принятым требованиям педагогической системы, к спе­цифике их отражения соответствующими учащимися и к воз­можным способам воздействия на учащихся для получения желаемого результата.

Мера соответствия требований индивидуальной деятельно­сти учителя, соответствие реальных результатов его деятель­ности планируемым, - главный показатель педагогических способностей. Таким образом, можно выделить следующие при­знаки педагогических способностей: целостность, взаимосвя­занность, связь со средой.

Если структура способностей является своеобразным отра­жением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей тоже являются конструктивный, организаторский и коммуникативный. Общей для них являет­ся способность к анализу и обобщению в конструктивной, орга­низаторской и коммуникативной областях деятельности и пе­рестройка собственной деятельности и поведения на этой основе.

Педагогические способности имеют профессиональную на­правленность тогда, когда они способствуют развитию как уча­щихся, так и самого педагога. Способности - понятие динамическое. Они не только про­являются и существуют в деятельности, но в деятельности фор­мируются, в ней развиваются. Педагогические способности проявляются в динамике ов­ладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Положительное влияние профессиональной деятельности учителя на развитие его педагогических способностей обусловле­но следующими условиями: 1) деятельность должна вызывать у педагога сильные и устойчивые положительные эмоции; 2) деятельность учителя должна носить по возможности твор­ческий, а не только репродуктивный характер; 3) педагогу важ­но организовать свою деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного предвосхищающие его наличные возмож­ности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Педагогические способности имеют индивидуаль­ную меру выражения. У всех педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но качество их выра­женности различное.

Основываясь на анализе общих способностей, можно выде­лить следующие показатели уровня развития педагогических способностей: успешный результат деятельности; оригиналь­ность, самобытность при выполнении работы; степень преодо­ления неблагоприятных условий среды; быстрота овладения новыми знаниями и навыками.

 

Культура речи педагога.

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз.

2. Простота и ясность изложения.

3. Выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция.

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

а) правильное ударение в словах;

б) исключение местных диалектов.

5. Правильное использование специальной терминологии:

а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;

б) исключение лишних слов;

в) исключение жаргонных и модных словечек.

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.