Для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально-важными качествами педагога являются педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
Личность учителя характеризуется педагогической направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов), определяющей поведение учителя, его отношение к профессии, своему труду, но прежде всего к ребенку.
В ходе постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается такое профессионально важное качество, как педагогическое целеполагание.
Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач формирует у него педагогическое (практическое и диагностическое) мышление.
Быстрое и одномоментное принятие учителем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа возможно только при наличии педагогической интуиции.
Педагогическая импровизация – это сиюминутная реализация идеи (в ходе урока или воспитательного мероприятия) в ответ на вопрос или реплику учащегося.
Понимание учителем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика по мало приметным особенностям его поведения составляет такое качество учителя, как педагогическая наблюдательность.
Подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности; способность увидеть в каждом ребенке
то положительное, на что можно опереться при работе с ним, составляет основу педагогического оптимизма.
Умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придавать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность, составляет педагогическую находчивость учителя.
Умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения, составляет педагогическое предвидение.
Самоанализ учителя, основанный на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, развивает такое профессионально важное качество, как педагогическая рефлексия.
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических.
Авторитет личности учителя
В учебно-воспитательной работе имеет огромное значение личность педагога. Влияние педагога на учащихся целиком зависит от его авторитета. Решающее значение в создании и укреплении авторитета имеют его общественная репутация, принципиальность, любовь к своему делу и к ученикам. Становление авторитета зависит от типа учителя как личности
1. Эмоциональный- тонко чувствует позицию реб-ка, пользуется авторитетом с мл. школьниками и трудными.
2. Волевой учитель -организационные способности, энергия.
3. Учитель интеллектуал – интел. способности, аналитический склад ума, ходячая энциклопедия.
4. Смешанный тип- качество всех вышесказанных учителей. Может легко перестраиваться по возрастам.
Хороший педагог должен обладать такими качествами, как искренность, простота. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение до конца осуществлять свои требования.
Сила воли проявляется также в выдержке и терпении. Необходимо взвешивать каждое слово, избегать каких бы то ни было внешних эффектов, высокомерия, многословия, грубых выражений, самовосхваления, надо уметь владеть своим настроением, особенно в раздраженном состоянии. В своих отношениях с учениками педагог не должен быть сухим.
Два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.).
Учащиеся младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста оценивают своих учителей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 527.