Выбор способа разрешения конфликта зависит от способности учителей как взрослых людей и компетентных профессионалов объективно оценивать ситуацию и стремиться не к эскалации конфликта, а к его разрешению посредством применения адекватных стратегий. В психолого-педагогической литературе они определены как «соперничество», «уступка», «уход», «компромисс», «сотрудничество». 1. Соперничество - наименее предпочтительная с педагогических позиций форма выхода из конфликтной ситуации. Как правило, она предполагает ориентацию оппонентов на личные интересы.Стратегия соперничества в конфликте предусматривает постановку вопроса «Кто кого?», за которым стоит демонстрация силы, авторитарность и неизбежная психологическая травма одного из оппонентов, вероятнее всего проигравшего.
2. уход (избегание) отличается стремлением уйти от конфликтного взаимодействия. В стратегии ухода нет направленности ни наличные интересы, ни на интересы оппонента. Это своеобразная психологическая мина замедленного действия, поскольку при такой стратегии, как правило, субъективная оценка значимости конфликта не отвечает реальной значимости, что может привести к повторению конфликта.
3.. Уступка. человек, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Использование этой стратегии оправдано в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Наиболее эффективными и ресурсными стратегическими подходами в разрешении конфликтов нам представляются «компромисс» и «сотрудничество». 4. Позитивно заряженной и педагогически подкрепленной стратегией разрешения конфликта является компромисс характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон, при компромиссе потребности обеих сторон не удовлетворяются полностью, что может стать базой для развития новой напряженности. 5. Сотрудничество. на основе партнерских отношений в ситуации конфликта Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Стратегия сотрудничества предполагает совместный поиск принципиально нового решения противоречия, при котором устраняются причины и предмет конфликта. В основе стратегии выхода из педагогического конфликта посредством сотрудничества всегда лежит договор, закрепляющий партнерский формат общения конфликтующих оппонентов. Его безусловная воспитательная ценность состоит в том, что младший участник конфликтной ситуации получает опыт принятия на себя ответственности. Также в этой ситуации важен опыт совместного с педагогом, который является для ученика значимым взрослым, преодоления сложной жизненной ситуации, что само по себе и есть развитие, социализация, становление личности
28. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива. Чтобы предупредить конфликт в работе педагогического коллектива. Важно понимать специфику отношений в коллективе. Типы отношений: 1. Деловые отношения ( методы решения проблем; вопросы организации труда, и т.д). Деловые отношения могут стать источником конфликтов, если руководитель не владеет навыками управления коллективом. Проблемы, возникающие при деловых отношениях, можно разрешить, формируя в педагогическом коллективе традиции открытого общения, когда каждый имеет возможность принять участие в решении общих задач и высказать своё мнение. 2Социоэмоциональные отношения. Конфликты данного типа отношений возникают на уровне неформального общения и требуют незамедлительного реагирования. Профилактика здесь предполагает обучение правилам выражения своих чувств, навыкам вербального и невербального общения, технике понимания эмоционального состояния партнерства по общению.3Отношения при ведении переговоров. Достаточно часто конфликты возникают из-за того, что сотрудники учреждения вынуждены делить между собой все виды «ограниченных ресурсов» - рабочее место, оборудование, бюджет. Необходимо стремиться к развитию осознания взаимной зависимости и понимания важности выполнения одного дела, что способствует равным отношениям при введении переговоров. А использование силы и угрозы усугубляет конфликт и затягивает его.4Отношения силы и зависимости - использование властных полномочий, шантажа, интриг – всего того, что направлено на достижение определенного статуса и авторитета в коллективе.
В трудовом коллективе (в т.ч. педагогическом) типичным основанием для конфликта служит несоблюдение одним из членов группы официально установленных или устно оговоренных правил профессионального сотрудничества и общения. Поэтому ключевым условием предупреждения конфликтов между коллегами считается четкое определение администрации учреждения и профсоюзного комитета правил поведения и культуры общения между сотрудниками. Важную роль в предупреждении конфликтов между педагогами играет руководитель. Риск возникновения конфликтов в педагогическом коллективе снижается, если его руководитель:
Придерживается простоты и скромности в общении с подчиненным;
Умеет правильно воспринять критику;
Объективно оценивает труд своих подчиненных;
Не злоупотребляет официальной властью, умеет убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению;
При распределении премий и надбавок к заработанной плате сотрудников аргументирует свое решение;
Умеет организовать трудовую деятельность подчиненных. Так же важно определить потенциально конфликтных людей, находящихся в коллективе. Они обладают: Неадекватной самооценкой своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. Неадекватное представление человека о самом себе может входить в противоречие с мнением о нем окружающих людей, что провоцирует возникновение конфликтов; Стремление к доминированию над людьми; Консерватизмом мышления, нежеланием преодолеть устаревшие традиции; Излишней принципиальностью и прямолинейностью; Набором эмоциональных качеств личности – тревожностью, агрессивностью, упрямством, раздражительностью.
Подходя к разрешению конфликта важно увидеть целостную картину возникшей ситуации: предмет конфликта (проблема), участники, потребности и опасения каждого из участников.
Выход из конфликтной ситуации потребует от человека меньше эмоциональных и физических затрат, если обе стороны будут придерживаться определенных правил общения: избегать нравоучений, не сопровождать комплимент оговорками, демонстрировать партнерские отношения, говорить по существу конфликта и не обсуждать личность противоположной стороны.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 304.