Общая характеристика педагогической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО. Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд. Структурные компоненты педагогической деятельности: знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку; научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям; педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция; высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

 средне-продуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом; высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

 

Знания учителя.

Педагог, выступает как целостная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его.

Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания - комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога обобщить изучаемые науки. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.

На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание - принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Педагог учится всю жизнь. Постоянно повышать профессиональный уровень - первостепенная задача преподавателя.

 

Умения учителя.

Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.

1. умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса;

2. умения, отвечающие на вопрос «чему учить», «кого учить», «как учить».

3. умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики.

4. приемы постановки коммуникативных задач.

5. приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности.

6. умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии.

7. умения осознавать перспективу своего профессионального развития.

8. умения определять характеристики знаний, учащихся в начале и в конце учебного года; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

9. оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников.

 НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. В деятельности учителя имеются «сквозные», интегральные умения и навыки, которые являются составными частями всех выше указанных:

1) Организационные умения включают в себя: планирование учебно-воспитательной работы, распределение объектов работы, проведение контроля, учета и оценки деятельности.

2) Специфические методические умения, присущие учителям определенных специальностей: владение демонстрационным экспериментом, умение обучать решению задач, работать с картой, и т. д.

3) К умениям, необходимым для решения педагогических задач, следует, прежде всего, отнести педагогическую технику, которая представляет собой способности учителя адекватно выражать свои намерения и стремления вовнешних действиях и включает в себя умение найти верный тон и стиль общения с учащимися, овладеть и руководить их вниманием, выбрать нужный темп обучения, управлять проявлением своих чувств убедительно выражать свое отношение к действиям и поступкам учеников. Для этого учитель должен в совершенстве владеть голосом, мимикой, жестикуляцией.

 

Авторитет личности учителя

В учебно-воспитательной работе имеет огромное значение личность педагога. Влияние педагога на учащихся целиком зависит от его авторитета. Решающее значение в создании и укреплении авторитета имеют его общественная репутация, принципиальность, любовь к своему делу и к ученикам. Становление авторитета зависит от типа учителя как личности

1. Эмоциональный- тонко чувствует позицию реб-ка, пользуется авторитетом с мл. школьниками и трудными.

2. Волевой учитель -организационные способности, энергия.

3. Учитель интеллектуал – интел. способности, аналитический склад ума, ходячая энциклопедия.

4. Смешанный тип- качество всех вышесказанных учителей. Может легко перестраиваться по возрастам.

Хороший педагог должен обладать такими качествами, как искренность, простота. Неотъемлемым качеством педагога является сила воли, умение до конца осуществлять свои требования.

Сила воли проявляется также в выдержке и терпении. Необходимо взвешивать каждое слово, избегать каких бы то ни было внешних эффектов, высокомерия, многословия, грубых выражений, самовосхваления, надо уметь владеть своим настроением, особенно в раздраженном состоянии. В своих отношениях с учениками педагог не должен быть сухим.

Два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.).

Учащиеся младших классов больше обращают внимание на внешний вид учителя, его доброту, терпеливость, вежливость, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приемам и знаниям учителей. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста оценивают своих учителей сточки зрения особенностей их характера (требовательность, прямота, чуткость и отзывчивость, правдивость по отношению к учащимся и т.д.), знания своего предмета, педагогического мастерства. Авторитетом пользуется учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями.

 

Специфической причиной конфликтов «педагог - учащийся» явл.недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, манипулирование отметками, навешивание на ученика ярлыка неуспевающего и т. п.

Со стороны учащихся конфликт может быть спровоцирован нарушением школьных требований: неподготовкой домашнего задания, умышленным нарушением дисциплины, пропусками уроков без уважительной причины.

М. М. Рыбакова указывает на важную особенность конфликтов между учителем и учащимся - их своеобразную публичность, присутствие свидетелей (одноклассников), - для которых конфликт приобретает воспитательный или антивоспитательный смысл. Конфликт между учителем и учеником - это столкновения в учебно-воспитательных ситуациях и становятся компонентом социального опыта школьников.

 

Культура речи педагога.

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз.

2. Простота и ясность изложения.

3. Выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция.

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

а) правильное ударение в словах;

б) исключение местных диалектов.

5. Правильное использование специальной терминологии:

а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;

б) исключение лишних слов;

в) исключение жаргонных и модных словечек.

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

 

Содержание педагогической профориентации и профотбора

Профориентация - комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профориентация включает в себя следующие элементы.

Профпросвещение - сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий к человеку.

Профпропаганда - формирование положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает потребность, в частности к чрезвычайно необходимым, но не творческим профессиям.

Профвоспитание - развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою профессию и т.д.

Профдиагностика - мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения и воспитания [6, с.9].

Профпригодность - прогностическая характеристика возможностей человека в овладении какой-либо деятельностью, профессией.

Профотбор - научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения или деятельности в связи с требованиями со стороны профессии и соответствием человека предъявляемым требованиям.

Профессиография - разностороннее изучение профессиональной деятельности, описание профессий с определением их социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения и других условий труда, психологических и физических нагрузок, возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника. Результаты профессиографических исследований выражаются в соответствующих профессиограммах по определенным профессиям.

Профактивизация - создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.

Профадаптация - мероприятия, направленные на более быстрое достижение оптимального качества деятельности в конкретной профессии, овладение специальностью с достаточно высокими трудовыми показателями, стабильностью и удовлетворенностью в работе.

Профориентационная игра - моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения.

Профконсультация - взаимодействие клиента и профконсультанта по поводу принятия решения о наиболее благоприятном варианте профессионального развития.

Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. В каждой школе складывается своя система педагогического управления профориентацией.

Целью профориентации является оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

К задачам профориентации относится получение

 

39. Общественно – педагогическая деятельность старшеклассников в системе профориентации.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться наглубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

-получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

-обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

-дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

-выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

К группе психолого-педагогических факторов относятся: любовь к детям, душевная чуткость; сформированное педагогическое мышление; глубина и прочность знаний и умений по основам наук, необходимых для успешной педагогической деятельности; развитые организаторские, коммуникативные и гностические способности; умение проявлять самообладание; наличие потребности брать на себя руководство человеком, группой людей, детей; потребность и умение анализировать свои действия и поступки коллектива и отдельных личностей; умение ориентироваться специальной педагогической и психологической литературой; положительный опыт публичных выступлений на различных уровнях, участия в дискуссиях, конференциях, деловых играх.

К группе психофизиологических факторов относятся: наблюдательность, способность концентрировать и распределять внимание; быстрота перехода от процесса возбуждения к процессу торможения и наоборот; правильность и точность ответной реакции на поведение окружающих; быстрота мыслительных операций; развитые речевые, слуховые, зрительные и другие возможности; четкое представление своих способностей к педагогической деятельности; скорость, гибкость и оригинальность мышления; способность к эмпатии, инверсии, альтруизму.

Общая характеристика педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО. Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд. Структурные компоненты педагогической деятельности: знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку; научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям; педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция; высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

 средне-продуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом; высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 296.