Показатели низкой культуры диалога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коммуникативные неудачи — полное или частичное непонимание, часто производят нежелательный эмоциональный эффект — дискомфорт участников общения (состояние обиды, раздражения, изумления). Часто причиной создания атмосферы дискомфорта во время диалога является не то, что было сказано, но как. Недостаточное владение нормами и правилами коммуникации — этикой общения, низкий уровень языковой компетенции являются показателями низкой культуры общения и вызывают коммуникативные неудачи в речевом общении.

В подобных ситуациях нарушается и необходимый для взаимодействия эмоциональный баланс между интенциями участников диалога и реальными результатами общения. Для эффективного взаимодействия необходима «особого рода совместная деятельность участников, каждый из которых в какой-то мере признает общую для них обоих цель или хотя бы направление диалога».

 

37.Проблема профессионального самоопределения старшеклассников и работа психолога и педагога в этом направлении.

Профессиональное самоопределение - сложный процесс, являющийся частью общего развития личности, не сводится только к акту выбора профессии. Н.С. Пряжников считает профессиональное самоопределение процессом поиска и нахождения смысла не только в выбираемой профессии, но и в выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения. Но этап первого профессионального выбора можно считать самым главным, так как он будет влиять на все последующие этапы.

В профессиональном самоопределении необходимо опираться на три основные составляющие, которые определил Е.А. Климов: «хочу», «могу» и «надо». Где «хочу» - желания, интересы, «могу» - личностные особенности и особенности физиологического развития, способствующие освоению выбираемой профессии, а «надо» - требования экономики к наличию специалистов в этой профессии . Но это достаточно широкая позиция, которая требует конкретизации. Е.А. Климов выделил также более конкретные факторы выбора профессии: интересы и склонности; способности; престижность выбираемой профессии; информированность о ней; позиция родителей, преподавателей; позиция одноклассников, друзей и сверстников; потребность рынка труда; наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей.

Самостоятельно проанализировать все необходимые данные среди учащихся старшего подросткового возраста могут единицы (в силу особенностей психического развития в данный возрастной период, недостатка жизненного опыта и т.д.). Учащимся нужна помощь со стороны специалиста-психолога, организующего психологическое сопровождение старшеклассников в процессе профессионального самоопределения.

В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Главная (идеальная) цель психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников - постепенное формирование у учащегося готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития..

Прежде чем начать работу со старшеклассниками, направленную на поддержку в профессиональном самоопределении, психологу необходимо осознать какая именно помощь требуется им на пути профессионального самоопределения. Изучение психологических научных источников показало, что в зависимости от занимаемой жизненной позиции человек при профессиональном самоопределении может склоняться к одному из трех направлений: адаптационному, диагностическому или ценностно-развивающему.

При адаптационном направлении профессионального самоопределения старшекласснику достаточным оказывается выбор места работы, определение точки приложения профессиональных навыков (если таковые имеются), выбор направления обучения с точки зрения минимальных затрат (материальных, физических, эмоциональных или любых других). Это направление профессионального самоопределения позволяет приспособиться к реалиям современного общества. Оно не предусматривает большую самостоятельность при осуществлении выбора.

Диагностическое направление будет основываться на соотнесении собственных склонностей, способностей, физических возможностей с требованиями профессии, которую считает наиболее выгодной с точки зрения материального обеспечения, престижности и т.д., т.е. опираться на трехфакторную модель профессиональной ориентации Ф. Парсона (изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию; изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах; сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия особенностей человека требованиям профессии. Учащиеся, придерживающиеся этого направления профессионального самоопределения, бывают более самостоятельными в принятии решений, но хотят получить помощь, поддержку, рекомендации от значимых лиц, например родителей, или специалистов, например школьного психолога, психолога-профконсультанта в центре социальной или психологической поддержки. Цель изучения собственной личности для старшеклассников - убедиться в правильности собственных представлений о себе, определить, насколько они могут соответствовать требованиям той или иной профессии, при этом они считают, что их качества сформированы и что-либо изменить практически невозможно. Но такая позиция не дает возможности для максимального личностного развития.

Для определения человека, находящегося в ситуации профессионального самоопределения, Е.А. Климов вводит термин «оптант». Этот термин образован от латинского слова «optantis», что в переводе означает «выбирающий». И это полностью соответствует ситуации, в которой находится человек, выбирающий профессию.

Н.С. Пряжников определяет следующие приоритетные направления психологического сопровождения старшеклассника в процессе профессионального самоопределения: помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям; формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации; формирование «морально-волевого тыла» самоопределяющегося человека; формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху; формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности; подготовка оптанта к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Все выделенные направления психологического сопровождения связаны с развитием определенных жизненных ценностей, формированием смысловой составляющей профессионального самоопределения и профессиональной деятельности.

 

Содержание педагогической профориентации и профотбора

Профориентация - комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профориентация включает в себя следующие элементы.

Профпросвещение - сообщение сведений о различных профессиях, их социально-экономических и психологических характеристиках, описание требований со стороны этих профессий к человеку.

Профпропаганда - формирование положительной мотивации к тем профессиям, в которых общество испытывает потребность, в частности к чрезвычайно необходимым, но не творческим профессиям.

Профвоспитание - развитие профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою профессию и т.д.

Профдиагностика - мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения и воспитания [6, с.9].

Профпригодность - прогностическая характеристика возможностей человека в овладении какой-либо деятельностью, профессией.

Профотбор - научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду профессионального обучения или деятельности в связи с требованиями со стороны профессии и соответствием человека предъявляемым требованиям.

Профессиография - разностороннее изучение профессиональной деятельности, описание профессий с определением их социально-экономического значения, перспектив роста, материального обеспечения и других условий труда, психологических и физических нагрузок, возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника. Результаты профессиографических исследований выражаются в соответствующих профессиограммах по определенным профессиям.

Профактивизация - создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.

Профадаптация - мероприятия, направленные на более быстрое достижение оптимального качества деятельности в конкретной профессии, овладение специальностью с достаточно высокими трудовыми показателями, стабильностью и удовлетворенностью в работе.

Профориентационная игра - моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения.

Профконсультация - взаимодействие клиента и профконсультанта по поводу принятия решения о наиболее благоприятном варианте профессионального развития.

Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. В каждой школе складывается своя система педагогического управления профориентацией.

Целью профориентации является оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

К задачам профориентации относится получение

 

39. Общественно – педагогическая деятельность старшеклассников в системе профориентации.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться наглубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

-получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

-обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

-дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

-выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 306.