Цель занятия: Уметь определять механизмы нарушения углеводного обмена на основании результатов исследования крови и мочи. Уяснить причины и механизмы развития сахарного диабета, патогенез его основных проявлений и осложнений. Диабетические и гипогликемические комы.
Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16),
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32).
В результате освоения материалами занятия студент должен:
Знать:
- Нарушения всасывания углеводов пищи, процессов синтеза, депонирования и расщепления гликогена, транспорта углеводов в клетки и усвоения углеводов.
- Гипогликемические состояния, их виды и механизмы.
- Расстройства физиологических функций организма при гипогликемии; гипогликемическая кома.
- Гипергликемические состояния, их виды и механизмы.
- Сахарный диабет, его виды. Этиология и патогенез разных форм сахарного диабета. Механизмы инсулинорезистентности.
- Нарушения углеводного и других видов обмена при сахарном диабете; расстройства физиологических функций, осложнения, их механизмы.
- Диабетические комы. Виды. Причины. Патогенез. Проявления.
- Нарушения углеводного обмена при наследственных ферментопатиях.
- Особенности диабетической комы у детей.
Уметь:
- определять механизмы нарушения углеводного обмена на основании результатов исследования крови и мочи
- выявлять основные осложнения сахарного диабета.
- дифференцировать диабетические и гипогликемические комы.
Владеть:
- навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;
- основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий
- навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы
1. Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме.
2. Катаболизм глюкозы. Аэробный распад - основной путь катаболизма глюкозы у человека. Последовательность реакций до образования пирувата (аэробный гликолиз) как специфический для глюкозы путь катаболизма. Использование глюкозы для синтеза жиров в печени и в жировой ткани.
3. Анаэробный распад глюкозы (анаэробный гликолиз). Распределение и физиологическое значение анаэробного распада глюкозы.
4. Биосинтез глюкозы (глюконеогенез) из аминокислот, глицерина и молочной кислоты. Взаимосвязь гликолиза в мышцах и глюконеогенеза в печени (цикл Кори).
5. Свойства и распространение гликогена как резервного полисахарида. Биосинтез гликогена. Мобилизация гликогена.
6. Особенности обмена глюкозы в разных органах и клетках: эритроциты, мозг, мышцы, жировая ткань, печень.
7. Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов: галактоземия, непереносимость фруктозы, непереносимость и мальабсорбция дисахаридов. Гликогенозы и агликогенозы.
8. Роль инсулина, глюкагона и адреналина в метаболизме глюкозы, депонировании и мобилизации жиров в жировой ткани.
9. Кетоновые тела: биологическое значение, структура, химизм образования и окисления.
10. Регуляция энергетического метаболизма, роль инсулина и контринсулярных гормонов в обеспечении гомеостаза. Роль инсулина и глюкагона в регуляции энергетического метаболизма при нормальном питании и при голодании.
11. Значение глюконеогенеза в метаболизме плода.
12. Резистентность и склонность к кетозу у детей.
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ
1. Механизмы гипергликемического эффекта СТГ:
1) активация фосфорилазы в печени и миокарде;
2) активация фосфорилазы в печени и мышцах;
3) стимуляция гликогенолиза;
4) торможение поглощения глюкозы клетками;
5) стимуляция глюконеогенеза из аминокислот и лактата;
6) стимуляция липолиза;
7) стимуляция кетогенеза в печени;
8) блокада секреции инсулина;
9) стимуляция секреции глюкагона;
10) стимуляция инсулиназы печени;
11) ингибиция гексокиназы.
2. Механизмы гипергликемического эффекта тироксина:
1) активация фосфорилазы в печени;
2) стимуляция гликогенолиза;
3) торможение поглощения глюкозы клетками;
4) стимуляция глюконеогенеза из аминокислот и лактата;
5) стимуляция липолиза;
6) стимуляция кетогенеза в печени;
7) блокада секреции инсулина;
8) стимуляция секреции глюкагона;
9) стимуляция инсулиназы печени;
10) стимуляция гликогенолиза;
11) ингибиция гексокиназы.
3. Механизмы гипергликемического эффекта глюкокортикоидов:
1) активация фосфорилазы в печени и миокарде;
2) активация фосфорилазы в печени и мышцах;
3) стимуляция гликогенолиза;
4) торможение поглощения глюкозы клетками;
5) стимуляция глюконеогенеза из аминокислот;
6) стимуляция липолиза;
7) стимуляция кетогенеза в печени;
8) блокада секреции инсулина;
9) стимуляция секреции глюкагона;
10) стимуляция инсулиназы печени;
11) ингибиция гексокиназы.
4. Механизмы гипергликемического эффекта адреналина:
1) активация фосфорилазы в печени и мышцах;
2) стимуляция гликогенолиза;
3) торможение поглощения глюкозы клетками;
4) стимуляция глюконеогенеза из аминокислот и лактата;
5) стимуляция липолиза;
6) стимуляция кетогенеза в печени;
7) блокада секреции инсулина;
8) стимуляция секреции глюкагона;
9) стимуляция инсулиназы печени;
10) ингибиция гексокиназы.
5. Механизмы гипергликемического эффекта глюкагона:
1) активация фосфорилазы в печени и миокарде;
2) активация фосфорилазы в мышцах;
3) стимуляция гликогенолиза;
4) торможение поглощения глюкозы клетками;
5) стимуляция глюконеогенеза из аминокислот и лактата;
6) стимуляция липолиза;
7) стимуляция кетогенеза в печени;
8) блокада секреции инсулина;
9) стимуляция инсулиназы печени;
10) ингибиция гексокиназы.
6. Этиология гипергликемии:
1) недостаток контринсулярных гормонов;
2) гиперинсулинизм;
3) стресс;
4) эмоциональное напряжение;
5) длительное умственное напряжение;
6) интенсивная мышечная работа;
7) избыток контринсулярных гормонов;
8) инсулиновая недостаточность;
9) голодание;
10) алиментарная избыточность легкоусваиваемых углеводов;
11) недостаточность печени;
12) боль.
7. Этиология гипогликемии:
1) голодание;
2) инсулиновая недостаточность;
3) избыток контринсулярных гормонов;
4) интенсивная мышечная работа;
5) стресс;
6) гиперинсулинизм;
7) недостаток контринсулярных гормонов;
8) энтериты;
9) нефрозы;
10) гликогенозы.
8. Механизмы гипергликемии:
1) активация окисления углеводов в ЦТК;
2) торможение поглощения глюкозы клетками;
3) стимуляция гликолиза;
4) торможение окисления углеводов в ЦТК;
5) стимуляция гликогенолиза;
6) торможение гликогенолиза;
7) стимуляция глюконеогенеза;
8) торможение глюконеогенеза;
9) стимуляция гликогенеза;
10) торможение гликогенеза.
9. Механизмы гипогликемии:
1) торможение гликогенеза;
2) стимуляция гликогенеза;
3) торможение глюконеогенеза;
4) стимуляция глюконеогенеза;
5) торможение гликогенолиза;
6) стимуляция гликогенолиза;
7) стимуляция гликолиза;
8) торможение поглощения глюкозы клетками;
9) алиментарная недостаточность углеводов;
10) нарушение всасывания углеводов в кишечнике;
11) повышенная экскреция глюкозы с мочой.
10. Проявления гипогликемии:
1) сухость кожи и слизистых;
2) судороги;
3) полифагия;
4) потливость;
5) чувство голода;
6) полидипсия;
7) слабость;
8) полиурия;
9) тремор, мышечная дрожь;
10) глюкозурия.
11. Основные метаболические признаки гиперлактацидемической комы:
1) гиперосмолярность и лактацидоз;
2) лактацидоз и гипернатриемия;
3) гипернатриемия и кетоацидоз;
4) кетоацидоз и гипергликемия;
5) лактацидоз и гиперкалиемия;
6) гипернатриемия и гиперосмолярность;
7) гипергликемия и гиперосмолярность.
12. К диабетическим микроангиопатиям относятся:
1) полинейропатия;
2) атеросклероз коронарных артерий;
3) атеросклероз артерий мозга;
4) атеросклероз артерий нижних конечностей;
5) диабетическая ретинопатия;
6) диабетическая нефропатия;
7) диабетическая дерматопатия.
13. К диабетическим макроангиопатиям относятся:
1) фурункулёз;
2) иммунодефицит;
3) диабетическая дерматопатия;
4) диабетическая нефропатия;
5) диабетическая ретинопатия;
6) полинейропатия;
7) атеросклероз коронарных артерий;
8) атеросклероз артерий мозга;
9) атеросклероз артерий нижних конечностей.
14. Несахарный диабет развивается вследствие:
1) снижения секреции антидиуретического гормона;
2) нарушения углеводного обмена;
3) повышения секреции антудиуретического гормона;
4) снижения секреции альдостерона;
5) повышения экскреции натрия с мочой.
15. Основные метаболические признаки кетоацидотической комы:
1) кетоацидоз и гипергликемия;
2) гипернатриемия и кетоацидоз;
3) лактацидоз и гипернатриемия;
4) гиперосмолярность и лактацидоз;
5) гипергликемия и гиперосмолярность;
6) гипернатриемия и гиперосмолярность;
7) лактацидоз и гиперкалиемия.
16. Основные метаболические признаки гиперосмолярной комы:
1) лактацидоз и гиперкалиемия;
2) гипернатриемия и гиперосмолярность;
3) гипергликемия и гиперосмолярность;
4) гиперосмолярность и лактацидоз;
5) лактацидоз и гипернатриемия;
6) гипернатриемия и кетоацидоз;
7) кетоацидоз и гипергликемия.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1. 9,10 9. 2,3,5,7,9,10,11
2. 1,10 10. 2,4,5,7,9
3. 5,4,11 11. 5
4. 1,2,3,5,7,8 12. 1,5,6,7
5. 1,3,4,5,6,7 13. 7,8,9
6. 3,4,7,8,10,12. 14. 1
7. 1,4,6,7,8,9,10 15. 1
8. 2,4,5,7,10 16. 2, 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Дата: 2019-02-25, просмотров: 315.