Областная (краевая) больница: задачи, структуры, кадры, организационно-методическая работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третьим этапом обеспечения сельского населения медицинской помощью являются учреждения здравоохранения субъекта федерации, а среди них главную роль играют областные (краевые, окруж-ные, республиканские) больницы. На этом этапе осуществляется оказание специализированной медицинской помощи по всем основным специальностям.

       Областная (краевая, окружная, республиканская) больница –крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объеме специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ. Она является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Сюда направляются больные со сложными диагнозами, нуждающиеся в госпитализации и длительном лечении, в сложной диагностической работе.

Отличия областной больницы (на примере Семашко):

1) консультативная поликлиника (сюда ведется запись по всем известным методам: через инфомат, через виртуальные регистраторы, по квоте

2) в Семашко — 39 кабинетов узких специалистов, кроме детских, психиатрических и дерматологических.

3) В стационаре — несколько клиник (9): терапевтическая (кардиология, пульмология, нефрология и тд), хирургическая, неврологическая, травматологическая, урологическая, гинекологическая, ЛОР-клиника, ЧЛХ-клиника.

Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской) больницы представлена ниже.

Функциональные обязанности медицинского персонала, методика расчета статистических показателей, учетно-отчетная документация областной (краевой, окружной, республиканской) больницы принципиально не отличаются от таковых в городской или центральной районной больницах. В то же время организация работы областной (краевой, окружной, республиканской) больницы имеет свои особенности, одной из которых является наличие в составе больницы консультативной поликлиники (КП), куда за помощью приезжают жители всех муниципальных районов (городских округов) субъекта РФ. Для их размещения при больнице организуют пансионат или гостиницу для пациентов.

 

 

 

Примерная организационная структура областной (краевой, окружной, республиканской больницы.

В консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных (городских) врачей-специалистов.

Другой особенностью областной (краевой, окружной, республиканской) больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или наземного автотранспорта, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты. Кроме того, отделение обеспечивает доставку больных в специализированные региональные и федеральные медицинские центры.

       Отделение экстренной и планово-консультативной помощи работает в тесной связи с региональным центром медицины катастроф.    

В чрезвычайных ситуациях практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.

В отличие от ЦРБ, в областной (краевой, окружной, республиканской) больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит аналитическим центром и научно-методической базой органа управления здравоохранением субъекта РФ по внедрению в практику современных медицинских и организационных технологий.

К организационной деятельности отдела относится проведение региональных фельдшерских (сестринских) конференций, обобщение и распространение передового опыта учреждений здравоохранения, организация медицинских осмотров населения, плановых выездов специалистов, издание инструктивно-методических материалов и др.

Научно-исследовательская работа является одним из направл-ний деятельности областной (краевой, окружной, республиканской) больницы. Она включает в себя проведение совместно с кафедрами медицинских вузов и научно-исследовательскими институтами исследований, внедрение научных результатов в практическую работу медицинских учреждений, организацию научных конференций и семинаров, работу научных обществ врачей и др.

 

65.Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.

Детская городская поликлиника является ведущим АПУ по ока-занию медицинской помощи детям от рождения и до 17 лет включительно. Детская поликлиника может быть самостоятельным учреждением, а может являться структурным подразделением детской областной (краевой, республиканской, окружной) и центральной районной больниц. В настоящее время часть детских поликлиник реорганизованы в отделения городских поликлиник, оказывающих помощь как взрослому населению, так и детям.

Основными задачами детской поликлиники являются:

• организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения;

• оказание квалифицированной лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике и на дому;

• направление при необходимости детей на лечение в стационары больниц, санатории, специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и др.;

• организация лечебно-профилактической работы в детских образовательных учреждениях;

• проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятий (совместно со специалистами Роспотребнадзора);

• обеспечение правовой защиты детей.

По вопросам охраны здоровья детей и подростков детская поликлиника координирует работу всех других медицинских учреждений: собирает, обобщает и анализирует информацию о состоянии и проблемах соматического, репродуктивного, психического здоровья, на основе которой определяет приоритетные направления профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы, разрабатывает предложения по улучшению охраны здоровья детей и под-ростков на соответствующей территории.

Для выполнения поставленных задач в детской поликлинике функционируют профилактические, лечебные, диагностические и другие подразделения, перечень которых должен соответствовать примерной организационной структуре, представленной ниже.

Структура и организация работы детской поликлиники построена с учетом противоэпидемического­ режима.

Детская поликлиника, так же как и поликлиника для взрослых, работает по участковому принципу. Педиатрические участки организуют из расчета 800 детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно на один участок. С учетом большого объема профилактической работы в детской поликлинике, в отличие от других амбулаторно-поликлинических учреждений, на каждый педиатрический участок выделяют 1,5 должности медицинской сестры участковой, которая является непосредственным помощником врача-педиатра участкового.

 

 

Штатные нормативы врачебного персонала детских городских поликлиник устанавливают соответствующими приказами МЗиСР РФ и носят рекомендательный характер.

 

 Штатные нормативы врачебного персонала детских городских поликлиник в городах с населением свыше 25 тыс. человек

 

  Число должностей на 10 000 детей  

Наименование должностей

в возрасте до 17 лет 11 мес 29 дней,  

прикрепленных

 
   
  к поликлинике  
Врач-педиатр участковый 12,5  

Врачи узких специальностей:

 
Врач детский хирург 0,5  
Врач травматолог-ортопед 0,75  
Врач-уролог 0,5  
Врач акушер-гинеколог 1,25  
Врач-отоларинголог 1,25  
Врач-офтальмолог 1,5  
Врач-невролог 1,5  
Врач-кардиолог (ревматолог) 0,3  
Врач детский эндокринолог 0,5  
Врач детский онколог (гематолог) 0,1  
Врач аллерголог-иммунолог 0,1  
Итого врачей узких специальностей 8,25  

 

Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуют кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка). Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 000 детей, предусмотрена 1 должность, свыше 10 000 детей – 2 должности медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми.

В поликлинике 15 коек дневного станионара, 2 ставки врача, 2 ставки м/с. На 180 детей в яслях — 1 врач-педиатр в образовательном учреждении, на 400 — в дет садах, на 1800 в школах.

Основной задачей кабинета здорового ребенка является обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим­, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.) с целью профилактики заболеваний и отклонений в физическом развитии ребенка.

Важнейшим звеном диспансеризации детского населения является организация медицинских осмотров, сроки и порядок которых определяют соответствующими приказами МЗиСР РФ.

Особенностью в работе детской поликлиники является то, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводят прием здоровых детей, больных детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных больных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов.

Важное значение в деятельности детской поликлиники имеет прививочная работа. Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профилактических прививок.

Профилактические прививки проводят детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образовательные учреждения, прививки делают в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.

О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения и школы, заранее оповещают родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки проводят по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответствующих специалистов.

Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считают временными противопоказания-ми для вакцинации. Плановые прививки проводят через 2–4 нед после выздоровления.

Участковая медицинская сестра на следующий день после прививки посещает ребенка на дому для выяснения характера реакции на прививку, сообщает о результатах участковому врачу-педиатру

и фиксирует данные о реакции на прививку в «Истории развития ребенка» (ф. 112/у).

Учет и контроль за профилактическими прививками осуществляют на основе заполнения «Карты учета профилактических прививок» (ф. 063/у) на каждого новорожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. В настоящее время в практику здравоохранения вводят «Прививочный сертификат».

 

Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируют прививочную картотеку. Важным разделом организации прививочной работы в поликлинике является полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживающим в районе деятельности детской поликлиники. С этой целью в октябре–ноябре каждого года участковые медицинские сестры путем подворных обходов уточняют число детей на участке. Списки, составленные в результате этой работы, выверяют по «Историям развития ребенка» и «Карте профилактических прививок».

Гигиеническое воспитание и обучение на участке тесно связано лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводится по плану.

В отличие от поликлиники для взрослых в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях обеспечивает организацию лечебно-профилактической работы среди детей и подростков в образователь-ных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Кроме того, осуществляет взаимодействие с военкоматами по поста-новке подростков на первичный воинский учет и подготовку к при-зыву в армию, обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультированию и профориентации.

Для обеспечения работы в образовательных учреждениях предусмотрено выделение должностей врачей-педиатров из расчета 1 должность на:

• 180–200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);

• 600 детей детских садов (соответствующих групп в детских яслях-садах);

• 1200 учащихся учреждений школьного, начального и среднего профессионального образования.

Кроме того, в отделении предусмотрены должности медицинских сестер или фельдшеров из расчета 1 должность на 100 детей детских садов и 600 учащихся образовательных учреждений.

Отделение медико-социальной помощи осуществляет медико-психологическую помощь, гигиеническое воспитание и правовую помощь детям. Его основными задачами являются:

• медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы риска и нуждающихся в медико-социальной за-щите и поддержке;

• гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;

• санитарно-просветительная работа, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни, отказ от так называемых «саморазрушающих» форм поведения (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и др.).

Структуру и штаты отделения устанавливают индивидуально в зависимости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В состав отделения могут быть введены должности психолога (медицинский психолог), врача-педиатра, врача-терапевта подросткового, социального работника. Для решения задач, касающихся репродуктивного здоровья, дополнительно могут привлекаться врач акушер-гинеколог, уролог, хирург или иной специалист. Для обеспечения правовой помощи в отделении может работать юрист.

В диспансерном наблюдении за ребенком участковому врачу-педиатру принадлежит ведущая, координирующая, роль; он в полной мере отвечает за своевременность, комплексность и необходимый объем профилактической, лечебной и реабилитационной работы. На должность участкового педиатра назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Педиатрия». Главными задачами в работе участкового врача-педиатра являются дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.

В этих целях участковый врач-педиатр:

• проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;

• проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в поликлинике;

• осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

• проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

• организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;

• разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;

• обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях — на госпитализацию;

• обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;

• проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;

• обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;

• передает информацию о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, ор-ганы опеки, попечительства;

• организует работу стационара на дому;

• разрабатывает и контролирует выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

• принимает участие в организации дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получения набора социальных услуг;

• выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;

• обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции;

• осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

• своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы Роспотребнадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;

• обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;

• проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;

• готовит медицинскую документацию для перевода детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;

• руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи.

Кроме того, задачей участкового врача-педиатра является своевременное информирование руководства поликлиники (отделения) о всех тяжело больных детях и подростках на участке и не госпитализированных по каким-либо причинам, а также направление извещения в «Центр гигиены и эпидемиологии» о выявленных инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание.

Важнейшей задачей участкового врача-педиатра является разработка программ профилактики расстройств соматического, ре-продуктивного, психического здоровья, программы медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации на основании оценки состояния здоровья детей и подростков.

Большая роль в лечении и оздоровлении детей и подростков принадлежит врачам узких специальностей (врачи-специалисты). Количество работающих в поликлинике врачей-специалистов определяется в соответствии со штатными нормативами, приведенными в таблице ниже. Врач-специалист детской городской поликлиники оказывает медицинскую помощь детскому населению по своей специальности. Основной задачей врача-специалиста является организация и проведение лечебной и профилактической работы с детьми и подростками. С этой целью врач-специалист:

• проводит прием детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья и профилактические осмотры согласно утвержденному администрацией графику;

• оказывает необходимую консультативную и лечебную помощь заболевшим на дому;

• берет на диспансерное наблюдение детей с длительными заболеваниями и обеспечивает их систематическое наблюдение и лечение до снятия с учета по медицинским показаниям, изучает эффективность диспансеризации и лечения;

• проводит санитарно-просветительную работу среди населения по своей специальности;

• систематически повышает свою квалификацию, участвует в работе по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по своей специальности.

Врач-специалист работает в тесном контакте с другими врача-ми детской городской поликлиники (отделения), участвует в оздоровлении детей и подростков в образовательных учреждениях. Специализированная помощь детской поликлиники может усиливаться приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андрология, консультирование по профилак-тике ИПППП, нежелательной беременности), психического здоро-вья и др.

По достижении 18-летнего возраста подростков и медицинскую документацию на них передают в ЛПУ общей сети. Для этого создают специальную медицинскую комиссию, которую ежегодно утверждают совместным приказом главных врачей поликлиник для взрослых и детей.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 322.