Профилактика: цель, задачи, виды, уровни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Профилактика – это широкая сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний, их предупреждению или ослаблению среди отдельных людей, групп и всего населения.

       Уровни профилактики:

· личная (образ жизни)

· общественная (семейная, групповая, коллективная и др.)

· государственная (на уровне всего общественного института)

       Медицинская профилактика – вид деятельности службы здравоохранения, направленный на снижение риска возникновения заболеваний, предотвращение их, а также на снижение воздействия на здоровье населения неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды.

       Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода.

 

 

Виды профилактики:

1) Первичная – это комплекс медицинских и немедицинских мер, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращения заболеваний путём воздействия на факторы риска (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, качественное питание, оздоровление окружающей среды)

Включает в себя комплекс мер, предусматривающих:

· снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни);

· формирование здорового образа жизни;

· предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;

· проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

 

2) Вторичная – это комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мероприятий по устранению факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению обострения или рецидива заболевания, а также комплекс мер по предотвращению снижения трудоспособности, инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает в себя:

· диспансеризация

· целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов, членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, ГБ и др.);

· проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;

· проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения. 

 

3) Третичная – это комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности и имеют целью социальную, трудовую, психологическую и медицинскую реабилитацию. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.

       Первичными подразделениями службы формирования здорового образа жизни являются отделения (кабинеты) профилактики.

Функции:

· координация взаимодействия ЛПУ с региональным центром медицинской профилактики,

· организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников ЛПУ по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни

· информационное обеспечение специалистов и населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через СМИ

· изучение и оценка знаний вопросов профилактики заболеваний, формирования ЗОЖ у населения путем проведения социологических опросов.

       Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) медицинской профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики. Его деятельность направлена на выявление заболеваний, назначения индивидуальной программы реабилитации, коллективной реабилитации и пропаганда ЗОЖ. Организованы в рамках проекта «Здоровье» согласно приказу МЗиСР РФ от 19.08.09 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ».

       ЦЗ создаются в расчете 1 на 200 тыс. населения

Структура:

· кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию ЗОЖ и мед. профилактике

· кабинет рационального питания

· кабинет гигиены быта

· кабинет аутотренинга

· кабинет медицинской профилактики

· зал ЛФК

· кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе

· кабинеты лабораторного и инструментального обследования

· школы здоровья

 

Функции ЦЗ:

· пропаганда ЗОЖ

· просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем

· борьба с факторами риска развития заболеваний и предотвращение соц. значимых заболеваний, в т. ч. среди детского населения

· мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье

· разработка индивидуальных подходов по формированию ЗОЖ, в т.ч. детям

· оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья

· формирование у населения принципов «ответственного родительства»

· обучение населения гиг. навыкам

· обучение граждан эффектиным методам профилактики з/б

· мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования ЗОЖ

       На каждого больного в ЦЗ оформляется:

· «Карта центра здоровья» ф.025-ЦЗ/у

· «Карта здорового образа жизни» ф.002-ЦЗ/у

· «Талон амбулаторного пациента» ф. 025-12/у

       Гигиеническое воспитание – это комплекс просветительской, обучающей и воспитательной деятельности, направленный на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивного отношения и здорового стиля жизни и ЗОЖ в целом.

Разделы ГВ:

· По специальным вопросам (гигиена труда, питания и проч)

· По возрастам (дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста, зрелого возраста, пожилого и старческого возраста)

· По состоянию здоровья (здоровых, лиц под угрозой заболевания, больных, излеченных, диспансеризуемых)

· В связи со специфическими потребностями (беременных, военнослужащих, работников общепита и пр)

· ГВ контингентов, участвующих в проведении гигиенического воспитания (родители, учителя, руководители предприятий и пр)

       Методы гиг. воспитания:

1) Методы индивидуального воздействия – личная беседа, инструктаж, консультация

2) Методы группового воздействия – групповая беседа, дискуссия, круглый сто, викторина, клуб (клуб анонимных алкоголиков, лол :D)

3) Методы массовой коммуникации – СМИ, театры, выставки, музеи

       Средства для реализации методов ГВ:

1) Демонстрационные и обучающие: натуральные предметы (спорт. инвентарь, целебные травы, продукты питания); искусственные предметы (муляжи, модели); обучающие и проверочные тех.средства; учебная панель, автоматический справочный информатор)

2) Речевые и изобразительные средства: лекции, памятки, книги, буклеты и проч

3) Аудиовизуальные средства: фильмы, презентации, компьютерные игры и др

4) Малые формы: значки, наклейки, почтовые марки и прочие ништячки

5) Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки

       Способы передачи информации:

· устная пропаганда

· печатная пропаганда

· изобразительная пропаганда (плоскостная (плакаты, схемы); объемная (макет, муляж, фантом); натуральные объекты (средства оказания первой помощи); технические средства пропаганды (видеоматериалы, справочные средства, демонстрационные предметы – искусственные или натуральные))

· комбинированные

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.