Профилактика – это широкая сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний, их предупреждению или ослаблению среди отдельных людей, групп и всего населения.
Уровни профилактики:
· личная (образ жизни)
· общественная (семейная, групповая, коллективная и др.)
· государственная (на уровне всего общественного института)
Медицинская профилактика – вид деятельности службы здравоохранения, направленный на снижение риска возникновения заболеваний, предотвращение их, а также на снижение воздействия на здоровье населения неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды.
Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы, повышающие вероятность возникновения заболеваний, их развития и неблагоприятного исхода.
Виды профилактики:
1) Первичная – это комплекс медицинских и немедицинских мер, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращения заболеваний путём воздействия на факторы риска (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, качественное питание, оздоровление окружающей среды)
Включает в себя комплекс мер, предусматривающих:
· снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни);
· формирование здорового образа жизни;
· предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;
· проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.
2) Вторичная – это комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мероприятий по устранению факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению обострения или рецидива заболевания, а также комплекс мер по предотвращению снижения трудоспособности, инвалидизации и преждевременной смертности.
Вторичная профилактика включает в себя:
· диспансеризация
· целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов, членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, ГБ и др.);
· проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;
· проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.
3) Третичная – это комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности и имеют целью социальную, трудовую, психологическую и медицинскую реабилитацию. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.
Первичными подразделениями службы формирования здорового образа жизни являются отделения (кабинеты) профилактики.
Функции:
· координация взаимодействия ЛПУ с региональным центром медицинской профилактики,
· организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников ЛПУ по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни
· информационное обеспечение специалистов и населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через СМИ
· изучение и оценка знаний вопросов профилактики заболеваний, формирования ЗОЖ у населения путем проведения социологических опросов.
Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) медицинской профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики. Его деятельность направлена на выявление заболеваний, назначения индивидуальной программы реабилитации, коллективной реабилитации и пропаганда ЗОЖ. Организованы в рамках проекта «Здоровье» согласно приказу МЗиСР РФ от 19.08.09 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ».
ЦЗ создаются в расчете 1 на 200 тыс. населения
Структура:
· кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию ЗОЖ и мед. профилактике
· кабинет рационального питания
· кабинет гигиены быта
· кабинет аутотренинга
· кабинет медицинской профилактики
· зал ЛФК
· кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе
· кабинеты лабораторного и инструментального обследования
· школы здоровья
Функции ЦЗ:
· пропаганда ЗОЖ
· просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем
· борьба с факторами риска развития заболеваний и предотвращение соц. значимых заболеваний, в т. ч. среди детского населения
· мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье
· разработка индивидуальных подходов по формированию ЗОЖ, в т.ч. детям
· оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья
· формирование у населения принципов «ответственного родительства»
· обучение населения гиг. навыкам
· обучение граждан эффектиным методам профилактики з/б
· мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования ЗОЖ
На каждого больного в ЦЗ оформляется:
· «Карта центра здоровья» ф.025-ЦЗ/у
· «Карта здорового образа жизни» ф.002-ЦЗ/у
· «Талон амбулаторного пациента» ф. 025-12/у
Гигиеническое воспитание – это комплекс просветительской, обучающей и воспитательной деятельности, направленный на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивного отношения и здорового стиля жизни и ЗОЖ в целом.
Разделы ГВ:
· По специальным вопросам (гигиена труда, питания и проч)
· По возрастам (дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста, зрелого возраста, пожилого и старческого возраста)
· По состоянию здоровья (здоровых, лиц под угрозой заболевания, больных, излеченных, диспансеризуемых)
· В связи со специфическими потребностями (беременных, военнослужащих, работников общепита и пр)
· ГВ контингентов, участвующих в проведении гигиенического воспитания (родители, учителя, руководители предприятий и пр)
Методы гиг. воспитания:
1) Методы индивидуального воздействия – личная беседа, инструктаж, консультация
2) Методы группового воздействия – групповая беседа, дискуссия, круглый сто, викторина, клуб (клуб анонимных алкоголиков, лол :D)
3) Методы массовой коммуникации – СМИ, театры, выставки, музеи
Средства для реализации методов ГВ:
1) Демонстрационные и обучающие: натуральные предметы (спорт. инвентарь, целебные травы, продукты питания); искусственные предметы (муляжи, модели); обучающие и проверочные тех.средства; учебная панель, автоматический справочный информатор)
2) Речевые и изобразительные средства: лекции, памятки, книги, буклеты и проч
3) Аудиовизуальные средства: фильмы, презентации, компьютерные игры и др
4) Малые формы: значки, наклейки, почтовые марки и прочие ништячки
5) Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки
Способы передачи информации:
· устная пропаганда
· печатная пропаганда
· изобразительная пропаганда (плоскостная (плакаты, схемы); объемная (макет, муляж, фантом); натуральные объекты (средства оказания первой помощи); технические средства пропаганды (видеоматериалы, справочные средства, демонстрационные предметы – искусственные или натуральные))
· комбинированные
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.