Специфика развития художественного стиля европейских стран в эпоху Возрождения, творчество Брейгеля, Дюрера, Босха и др
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Северным Возрождением называют период в культурном развитии стран, расположенных к северу от Альп, - Нидерланды, Германии, Франции 1-й трети 15-16 вв. Сев. Возрождение зародилось под влиянием Италии. Готическое искусство было той почвой, на которой взошло сер. Возрождение. В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Как и в Средние Века, так и позднее, художники понимали что Бог в принципе неизобразим. Считалось, что образ Бога яснее всего запечатлен в окружающем мире. Поэтому предметом внимания североевропейского художника эпохи Возрождения сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек, его жилище. Североевропейское искусство осмысливало место человека в мироздании иначе, чем итальянское. В искусстве Италии человек, наделенный безграничными творческим возможностями, способный преобразовать мир, рассматривался как центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущества Творца. Для них человек и прекрасен, и величав, но все же не более, чем любой камень или травинка.

Северное Возрождение - образы не наделялись гармонией (как в Италии), а копировали мельчайшие детали до натурализма. Художников Северного Возрождения мало волновали красота человеческого тела, для них выразительней была готическая экспрессивность, нарушение пропорции фигур, складки одежды в беспокойном движении, мускулы и жилы на шее. Искусство этого времени было стилистически неоднородным и по-разному проявлялось в Нидерландах, Германии, Франции.

Новые черты ренессансного искусства проявились в Нидерландах. Эта страна была одной из самых богатых промышленно развитых стран Европы. Здесь свой идеал человека – ясный, трезвый, деловой. Обширные связи позволяли быстро воспринимать новые направления. Художники копировали каждую травинку своего пейзажа, мельчайшие детали быта, они во свеем этом видели прекрасное. В нидерландском искусстве сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особенность – глубокое чувство национального своеобразия жизни, народных форм культуры, быта, нравов, типов, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоев общества. Стиль Возрождения в Нидерландах открыл Ян Ван Эйк. Одно из самых замечательных произведений - Гентский алтарь. Это двухъярусный складень, на 26 картин. Картины, составляющие алтарь объединены в 2 изобразительных цикла: повседневной жизни (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь закрыт) и праздничная (внутренняя). Картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая. Это прославление красоты земной жизни. Здесь видны наблюдения с натуры, фигуры и предметы в трехмерном объеме и весомы. В другой картине, земной и небесный миры встречаются лицом к лицу – «Мадонна канцлера Ролена». Братья Ван Эйк открыли масляную живопись. Реалистическое содержание искусства Яна Ван Эйка проявилось в жанре портрета. Впервые в Европе был создан парный портрет «Портрет четы Арнольфини» на фоне жилой комнаты. Переданы черты индивидуального характера через копирование мельчайших деталей быта, одежды, фигур. Образ человека в окружении конкретных вещей. Передача перспективы и воздушной среды передана при помощи зеркала, в котором они отражаются, углубляет пространство.

Рогир Ван дер Вейден воспринял элементы реалистического изображения действительности от учителя Ян Ван Эйка, но остался под влиянием готики. В картине «Снятие с креста» отразился собственный экспрессивный стиль. Признаки этого стиля: силуэтная линия, четкие линейные контуры, большие яркие плоскостные цветовые пятна и богатый орнаментальный декор. Вейдена не привлекало многообразие мира. Он сосредоточен на человеке, видел в них источник красоты и духовного совершенства. Поэтому окружающую человека среду он передает без скрупулезности, это фон. А вот орнамент и детали выписывает скрупулезно в духе нидерландского натурализма. Например, алтарная картина «Поклонение волхвов» в Мюнхене. Тема религиозная, но из-за предельного реализма в передаче фигур обрела светское звучание. Поэтому напоминает жанровую сцену. Портреты, созданные художником, отличаются вниманием к сложному миру человеческих чувств и настроений.

Вторая половина 15 века - это политические и религиозные раздоры. В это время творил Иероним Босх. Его творчество стоит особняком в искусстве Нидерландов. Его живопись проникнута глубоким пессимизмом. В его творчестве проступает связь с народными поверьями, с фольклором, резче выявлена тяга к низменному, уродливому, к социальной сатире, облаченной в аллегорическую, религиозную или мрачную фантастическую форму. Он проник в глубину человеческой психики. Он сохранил средневековую уничтожительную оценку человека, от которой отказались все художники нидерландского Возрождения. В своем творчестве бичует пороки безвольного, бессильного, погрязшего в грехах человечества. Босх жил в своем собственном, страшном мире. Сюжет его картин показывали отрицательные явления жизни. Земное существование людей это греховное, за это будет Страшный суд. Образ преисподней вырос до грандиозных размеров. «Сад наслаждений», «Страшный суд», «Воз сена». В его композициях нет центра, нет главных действующего лица. Пространство заполняется многочисленными фигурами и предметами: преувеличенными гадами, жабами, пауками, в них соединены части разных существ и предметов. Цель композиции Босха – моральное назидание. Даже в бытовых картинах Босх дает низкую оценку человечеству. Он основоположник жанровой живописи. «Несение креста», «Корабль глупцов», «Блудный сын» – здесь люди носители зла и безумия. Для его творчества характерна связь с народными традициями. В свои картины художник вводил пейзажные и жанровые мотивы. Босх писал прозрачными голубыми, розовыми, изумрудными красками, создавал нежные колористические сочетания.

Новый подъем нидерландской живописи наступил в 16 в. Сопровождался разнообразием исканий, мучительной ломкой старых традиций, борьбой между новыми художественными течениями. Это привело к отказу от художественных традиций 15 в.. Художники обращались к более непосредственному отражению действительности, современности. В нидерландской живописи окреп источник народного реалистического искусства. К сер 16 в. не только изменился характер религиозной живописи, но и все более утверждались темы, посвященные жизни народных масс – крестьян, бедняков, бродяг, нищих, - развился монументальный бытовой жанр, натюрморт, индивидуальный и групповой портрет. Особого расцвета достигает «гротескный реализм» с характерными для него сказочно-смеховыми сюжетами и фольклорными мотивами.

Вершиной нидерландского Возрождения был Питер Брейгель Старший, его можно назвать певцом толпы. Его прозвали Мужицкий за любовь к народной тематике. Картины показывают жизненный уклад и обычаи своего народа в серед.16 века. Его искусство выросло на нидерландских традициях и народном фольклоре. «Нидерландские пословицы», «Игры детей» отражена активная бессмысленная деятельность людей. Они живут по законам безумного «перевернутого мира». Картины Брейгеля создавались не для крестьян, она для знатоков. Он не писал картины для общественных зданий, церквей. Мрачный дух того времени (притеснения и казни испанцами) отразились в картинах «Безумная Грета» и «Триумф Смерти». С его именем связано развитие жанра пейзажа. Он изображает множество мелких фигур на бескрайних просторах природы. Особенность композиций - взгляд сверху («Зимний пейзаж», «Охотники на снегу», «Падение Икара», «Детски игры»). Пейзажная и жанровая живопись Брейгеля – это его философские размышления. Создал серию «Времена года» где впервые изобразил полезную и осмысленную деятельность человека. Человек составная часть природы, зависит от нее и ищет гармонию с ней. В конце жизни Брейгель пишет картину «Слепые» – иллюстрация евангельской притчи о слепых. Слепота здесь символизирует слепой рок. Художник в образе калек символизирует образ человечества, физически и духовно слепого.

Своим творчеством Брейгель завершил искания нидерландских живописцев 15-16 вв. Вместе с тем он проложил путь к искусству 17 в., искусству Рубенса и Рембрандта.

 

Черты Возрождения в искусстве в Германии появились позднее, чем Нидерландах. В 15 веке искусство Германии стремилось точно передать увиденное, рассказывать и поучать. Изобретением Германии явилось книгопечатанье и ис-во графики. Изобразительное ис-во Германии было стилистически неоднородно. Основоположник немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер, в своем творчестве он передал дух эпохи (предчувствие конца света) и появление нового гуманистического мышления. Распространению нового ренессансного мышления способствовали произведения античных авторов. Дюрер – типичный художник Ренессанса, он был живописцем, гравером, математиком, инженером. Особенности стиля и выбор тематики обусловлен его глубокой религиозностью. Он мастер гравюры. «Апокалипсис» это 15 больших гравюр на дереве. Здесь есть ощущение перемен и пророческих событий, лист «Четыре всадника» символизируют бедствия – войну, мор, голод, неправедный суд. Средневековый символизм и мистическая фантастика в гравюрах – «Всадник, смерть и дьявол», «Иероним в келье», «Меланхолия». В портретах, алтарных картинах, в акварелях проявляется рационализм. Его теоретические труды посвящены изучению перспективы и пропорций человеческого тела. В портретах видим познание человеческой души, характерно типично ассиметричное, некрасивое, полное сосредоточенной мысли лицо. Индивидуальный облик подчинен обдуманному идеальному представлению. «Автопортрет», «Портрет молодой женщины», «Портрет молодого человека». Особенность изобразительного искусства Германии – это религиозность и что страдание Христа каждый человека переживает как собственную трагедию. Ганс Гольбейн Младший сначала работал в Швейцарии, Англии. Сначала занимался иллюстрацией книг, это привело к знакомству с гуманистами. Первые работы – алтарные образы, портреты, росписи домов. Он ввел моду на фрески, со сложной перспективой, с элементами ложной архитектуры, множеством планов, античными и жанровыми сюжетами. Отличие его стиля - рациональный подход к действительности и светскость. Очень реалистично и бесстрастно изображает мертвого Христа. В Серии гравюр на дереве «Пляски смерти» - смерть является спутником событий, бытия. Здесь художник выражает свои социальные и политические взгляды, превозносит добродетели и бичует пороки. К портрету Гольбейн обращается в молодые и зрелые годы. «Портрет французских послов» (англ.Король Генрих 8). Он не пытается передать духовную жизнь, передает сходство, образ человека эпохи Возрождения, энергичного, целеустремленного.

 

Франция. Начало эпохи Возрождения во Франции (первая четверть XIV в.) совпало с одним из самых трагических периодов её истории - война с Англией. Однако трагические события Столетней войны разбудили национальное чувство французов — в борьбе против захватчиков-англичан они впервые ощутили себя единым народом

В тяжёлый период, который переживала страна, французское искусство не только не погибло, но и приобрело изысканные, утончённые формы. При дворах крупнейших феодальных правителей возникла культура, причудливым образом соединившая черты уходя­щего в прошлое Средневековья и наступающей эпохи Возрождения. Однако под внешними средневековыми чер­тами возникло стремление постичь окружающий мир, закладывались основы светской культуры, начинались поиски новых принципов искусства. Реалистические тенденции впервые проявились в книжной миниатюре. Новое отношение к окружающему миру, переход от условного изображения к реалистическому мы видим в иллюстрациях псалтырей, евангелий, часословов, исторические хроник. Стиль французского Ренессанса ХVв. зарождался в Туре (центр Франции, резиденция короля), в творчестве худ-ков. Представитель ХV в. - Жан Фуке. Большая часть его наследия – портреты. Однако, как и все фран. художники ХV в. – он был прежде всего миниатюрист.

Архитектура. Орнаментами и росписями в итальянском духе украшали порталы и оконные рамы мощных средневековых замков. Фонтаны и беседки, созданные приезжими мастерами-итальянцами, скульптуры, вывезенные в качестве трофеев из Италии, преобразили сады, которые стали островками нового искусства. В 16 в. при Франциске I развернулось строительство. Замок Шенонсо – органично сочетает красоту окружающей природы и челов. фантазии. Сооружен на искусственном островке посредине реки Шер. Небольшое здание с 4 башенками по углам увенчано лесом высоких кровель, шпилей, каменных труб. Образ грациозный, прихотливый и даже женственный. Замок Шамбор – памятник начала блестящего расцвета францезского Возрождения. Строгий фасад здания венчает крыша, которая поражает невероятным богатством и разнообразием архитектурных украшений: высокими кровлями, каминными трубами, многочисленными декоративными окнами в крыше, множеством легких беседок. В 30-х г. 16 в Франциск 1 решил перенести столицу в Париж, вынашивал проект перестройки королевского дворца – Лувра. В нач. 16 века перестроенный на новый манер старый замок Фонтенбло стал символом новой моды. Вкусы королевского двора не требовали внутренней глубины, достаточно внешнего блеска. Так появились амуры, нимфы, сатиры, античные богини. Живопись служила декоративным дополнением рельефов; основной ее темой были празднества и маскарады, изображенные в античном стиле. Жеманные нимфы, элегантные Дианы-охотницы, обнаженные и полуобнаженные аллегорические персонажа и портреты придворных красавиц стали главной продукцией фран. и итальянского художников школы Фонтенбло (Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо). Именно это искусство – изысканное и манерное, с легким оттенком фривольности – в наибольшей степени отвечало вкусам французского двора того времени.

В середине XVI в. в активную твор­ческую жизнь вступило новое по­коление французских мастеров, прежде всего архитекторов и скульпторов. Первым из них следу­ет назвать Филибёра Делорма - ар­хитектора. Он стремился творчески ис­пользовать основные принципы ис­кусства Возрождения, он превыше всего ценил в архитекторе изобрета­тельность - способность находить необычные решения. Делорм считал, что архитектору следует не только изучать античные ордеры, но и создавать новые. Мастер предложил свой собственный, «французский», ордер.

Филибер Делорм, как и многие другие мастера Возрождения, рабо­тал не только как архитектор и ин­женер. Он предоставлял свои рисун­ки для изготовления деревянных панелей и оконных витражей, для скульптурного оформления стен, карнизов, оконных рам.

Жан Гужон - одного из самых талантливых мас­теров французского Ренессанса. Гужон - преж­де всего скульптор, но с не мень­шим успехом он участвовал в возве­дении архитектурных сооружений и часто рекомендовался заказчикам как зодчий.

В противоположность итальян­ским художникам, которых вдохнов­ляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон сумел почув­ствовать и воплотить в своих произ­ведениях истинный дух искусства Древней Греции.

Самое совершенное из его созда­ний - это «Фонтан невинных» (1547-1549 гг.) в Париже, построенный на месте старого кладбища, посвященного невинным младен­цам, убитым в Вифлееме по прика­зу царя Ирода. Фон­тан украшали рельефы с изображе­ниями нимф, наяд, тритонов и других мифических существ. Ним­фы и наяды Гужона — словно живое воплощение водной стихии, прини­мающей в них человеческий облик. Жан Гужон и Пьер Леско создали и другое выдающееся произведение французского Возрождения - за­падное крыло Лувра. Перестройка этого королевского дворца в Пари­же началась ещё в 1527 г., когда по приказу короля Франциска I снесли большую башню старого средневе­кового замка.

Середина XVI столетия стала вершиной искусства Возрождения во Фран­ции. Его расцвет был прерван трагическими событиями второй половины XVI в. - кровавое подавление (1560 г.) заговора протестантов. Началась открытая вооружённая борьба между католиками и протестантами, которая продолжалась более 30 лет.

Естественно, кризис в обществе не мог не отразиться на характере искусства: под влиянием трагическими обстоятельствами, а также усиливающегося религиозного фанатизма изменилось отно­шение французов к ценностям Возрождения. В конце XVI в. развитие французского искусства было связано с новым художественным течением - маньеризмом. Темы мистических видений и Страшного суда, как и традици­онных галантных празднеств, процессий и маскарадов, стали непременны­ми сюжетами в живописи, гравюрах и рисунках гобеленов.

 

 

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie

Персональный сайт учителя Ивановой С.М. - http://ivanovasvetlana196.wixsite.com/strj

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.