Синтез восточных и греко-римских традиций. Христианские храмы. Мозаика. Церковная живопись
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БИЛЕТ № 1.

Архитектура и живопись Византии

БИЛЕТ № 2.

Русская иконопись.

БИЛЕТ № 3.

БИЛЕТ № 4.

Романский стиль в Западной Европе X-XII вв.

БИЛЕТ № 5.

Готический стиль в Западной Европе XIII-XIV вв.

БИЛЕТ № 6.

Итальянское Возрождение.

БИЛЕТ № 7.

Живопись Северного Возрождения.

БИЛЕТ № 1.

Архитектура и живопись Византии

Синтез восточных и греко-римских традиций. Христианские храмы. Мозаика. Церковная живопись.

 В центре внимания визан. худ-ка, как и античного – человек, воплощенного в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранились правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Господство новой религии – христианства. Бедные и бесправные – сторонники новой религии. Основной принцип – равенство всех перед Богом. Перед христианами вставал вопрос об изображении священных лиц и сюжетов. Пожизненные портреты персонажей христианского пантеона встречались редко. Верующие представляли себе их лик по-разному. Поэтому – стали изображать иносказательно, символически – образ юноши-пастуха – Доброго Пастыря. Римляне создавали изваяние своих богов, чтобы поклоняться им; они считали, что бог может вселиться в собственную статую. Христиане уничтожали такие статуи, называя их идолами, поскольку считали, что бога нельзя представить человекоподобным. Христианство отказалось от скульптуры. Чтили внутренную, душевную красоту, оставляя в стороне красоту телесную. Но они все-таки не могли отказаться от изображения человеческой фигуры. Надо было найти такой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. Искусство не могло расцвести в период гонения. В нач. 4 в появился указ, запрещавший исповедание христианства.

Константин не стал провозглашать христианство единственной государственной религией, но явно отдавал ему предпочтение, видя в христианстве не только орудие политической борьбы, но и возможность укрепление императорской власти.

Первый подъем Визан. Искусства – 6 в., император Юстиниан1. был одержим утопической мечтой о сохранении рабовладельческой империи, где сочеталось бы высокая античная культура с христианскими идеалами. Огромное строительство в Константинополе. Он не похож на другие рим. города. Его основа – прямоугольная сетка (от планировки военных лагерей). Сердце города - большой императорский дворец, размещён в наименее доступной части города. Вблизи – ипподром, центр общественной жизни города. Строились триумфальные арки, термы, аквидуки, дворцы. От врагов город защищён мощными стенами из 3 рядов, и ров с водой. Имелись главные въездные ворота - Золотые. Город расстраивается. Появляются новые общественные здания, театры, пекарни, бани, фонтаны, подземные водохранилища.

Храмы. От античности христианство унаследовало 2 типа построек: центрические и базиликальные.

Центрические - восходят к античным мавзолеям, были небольшими и служили для обряда крещения, или для поминания мучеников. В плане представляли квадрат, круг, греческий крест равноконечный – г.Равенна – Мавзолей Галлы Плацидии. Внешний вид храма-церкви мог быть аскетичным, но богато внутреннее убранство - использование мозаики, изображение образа Христа в роли Доброго пастыря. Внешняя красота человеческого тела мало что значила, важна красота духовная. Поэтому все усилия византийские мастера сосредотачивали на оформление интерьера. Равенская церковь Сан-Витале (сер 6 в.)– восьмигранник с граненным выступом алтаря. Основа конструкции – 8 высоких опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми 2-х этажными арками.

Помимо центрических зданий строили базилики (2-ой тип зданий). Базилики служили общественными постройками и представляли собой прямоугольные в плане здания. Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5-6 вв. новый тип храма – купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Архитектура, живопись (мозаика, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценная утварь, облачение священников), зрелищность церковного церемониала – весь этот единый грандиозный художественный ансамбль должен был служить целям церкви. Наиболее удачным типом храма для Византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарём на восток и увенчанная куполом. Этот тип распространён в Сирии и Владениях Византии Малой Азии. Главный Собор Константинополя – Софийский (мастера -Анфимий и Исидор). В основе 3-х нефная базилика. Главное, что поражает в храме – цельное, легкое, свободное внутреннее пространство, образуемое от слияния отдельных объемов. Купольные перекрытия. Средняя часть цент. нефа перекрыта грандиозным куполом (длина храма – 77 м, диаметр купола – 31,5 м). С запада и востока купол поддерживают 2 полукупола, которые опираются на своды. Купол - символизирует небо и подчёркивал центрическую часть. Строгость, великолепие форм. Купол имел 40 продольных окон. Убранство - мозаика. Очевидно, убранство имело декоративный характер. В куполе парил гигантский крест. В декорации сводов и куполов – мозаика и символическими изображениями креста. Для украшения были привезены малахитовые и порфировые колонны.

Монументальная живопись. Стенные и плафонные росписи. Постепенно складывалась иконография Священного писания – сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты христианских святых. В дальнейшем все это превратилось в церковные каноны. Излюбленная техника – мозаика. Представление о ранневизантийских росписях – в памятниках Равенны. Там встречаются сюжеты их христ. катакомб. («Христос –Добрый пастырь», Усыпальница Галлы Плацидии). Появляются черты, которые будут развираться в средневековом искусстве – фронтальные композиции, четкий контур, золотой фон. Редкий образец светской живописи – 2 большие мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне – император Юстиниан со свитой, императрица Феодора со свитой. В мозаике преобладают плоскостное локальное цветовое пятно, экспрессивная графика, торжественный ритм.

Византия (нач. 9- нач.13вв.)

Становления раннего феодализма в Византии (кон. 7 - нач. 9 вв.) сопровождалось глубокими социальными конфликтами, движениях крестьянско-плебейских слоев общества – икопоборчестве - которые охватили прежде всего византийский Восток. ( их традиции вообще не допускали изображения человека). Период иконоборчества длился с 726 до 843 г. Борьбу иконоборцев поддерживали и им­ператоры, заинтересованные в укреплении воен­но-земледельческой знати. В иконоборчестве воз­родились светская традиция античного искусст­ва, мотивы эллинистических декоративных росписей, народного искусства Востока, абст­рактной символики. С движением иконоборче­ства связан расцвет книжного орнамента. После разгрома феодальной реакцией народного дви­жения вновь было восстановлено иконопочитание, народное влияние в искусстве оттеснено. С конца 9 но начало 13 в. длился период зрелого средневековья - феодальные отношения господствовали.

В эпоху Македонской династии (867-1056) и династии Комнинов (1081-1185) византийская художественная культура пережила новый расцвет. В 9-12 вв. завершилось сложение зрелого средневекового искусства и класси­ческого средневекового синтеза. В искусстве усилились спиритуалистические тенденции, оно подчинялось строгим догматическим правилам.

Архитектура. В церковной архитектуре с 12 в. самостоятельное место заняли монасты­ри, представлявшие комплексы утилитарных построек, обнесенных крепостными башнями. В середине монас­тырского двора располагался храм (Католикон) - с конца 8-10 вв. господствующим его типом стал крестово-купольный. Храм имел 3-хнефный пли 5-нефный план, в центре здания - небольшой полусфе­рический купол. В крестово-купольных храмах исчезает драматический пафос, характерный для гигантских универсальных по замыслу сооружений империи Юстиниана. Своей целесообразностью, прочностью и устой­чивостью новый храм отвечал массовым потреб­ностям средневекового общества. Типичные памятники крестово-купольного храма - Католикон в Фокиде, церковь св. Феодоров в Афинах (1049), церковь Успения Божьей Матери в мо­настыре Дафни (1060—1070). Они отличались уравновешенными пропорциями и гармоничным соотношением материальной формы и простран­ства. Широкое рас­пространение крестово-купольных храмов за пределами Византии. Небольшие по размерам, они строились в провинциях империи монастыр­скими общинами, епископатами, приходами и отдельными семьями, украшали городские и сельские кварталы. Начали украшать наружные стены храмов. В дальнейшем в византийской арх-ре не произошло существенных изменений. Воплощенное в архитектуре средне­вековое представление о мироздании не изме­нялось.

Живопись. После завершения конфликта между иконоборцами и иконопочитателями в 9-10 вв. стала возрождаться сюжетная изобра­зительная церковная живопись. Складывалась законченная канониче­ская система со строгой иерархией святых. Месторасположе­ние мозаик и росписей определялось новой архитектурной конструкцией храмов. Живопись целиком теперь заполняет стены, своды, опоры, купола, она создает с архитектурой единую эмоцио­нальную среду. В куполе, олицетворяющем небо, изображался Христос Вседержитель (Пантократор), по четырем сторонам от него - ангелы - хранители четырех стран света, еван­гелисты - в четырех парусах купола, Богома­терь - в апсиде, апостолы, мученики - на сво­дах и столбах и т. д. Усложняется и обогащается характер обра­зов. Пассивная созерцательность образов вы­тесняются активной моральной проповедью. Во второй половине 11-12 вв. при Комнинах утверждается классический торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие, не свя­занные друг с другом фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальной среды на золотом фоне, лица приобретают аскетический характер. В живописи нарастает линейное на­чало. Цвет, положеный ровным слоем, становится плотным, условным. Мозаики укладываются правильными рядами кубиков с постепенным переходом близких тонов. Главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духов­ной содержательности образа, то драматичного, то сурового, то возвышенно-ясного и т. д.. К луч­шим памятникам поздней поры (12 в.) относят­ся одухотворенные образы Христа, Марии и Иоанна Крестителя в южной галерее св. Софии Константинопольской, в которых сохраняются еще правильные пропорции и пластическая трактовка форм.

Классическое произведение византийской жи­вописи конца 11 в. - мозаики храма Успения монастыря Дафни (близ Афин). Он сосредоточил вни­мание на внутренней характеристике образов. Особое место в этом ансамбле, посвященном Христу и Богоматери, занимает монументальное изображение Пантократора, наделенного огром­ной эмоциональностью и нравственной силой. Он суров, строг, широко раскрытые глаза приковывают зрителя, в них укор и гнев, мудрость и следы трагических переживаний.

Основной формой станковой живописи в Ви­зантии была иконопись, значение ее возросло в после иконоборческий период; исполнявшиеся в технике энкаустики и яичной темперы иконы, восходят к ритуальным фаюмским портретам. Однако в иконном образе человек изображался как бы в потустороннем, утратив­шем земную оболочку священном образе. Инди­видуальные черты заменялись канонизирован­ным ликом святого. Вопреки кано­ничности изобразительных приемов в лучших иконных образах проявлялось живое человече­ское чувство.

Шедевр византийской живописи 11- нач. 12 в. - икона столичной школы Владимирская богоматерь, иконографическо­го типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).

Крестовые походы и взятие Константинополя крестоносцами о 1204 г. сыграли трагическую роль и судьбе империи. Крестоносцы разгра­били город, греческие художники переселились в страны Западной и Восточной Европы. Вме­сте с тем крестовые походы способствовали взаимопроникновению элементов культуры разных пародов.

В 12-14 вв., византийское искусство переживает последний расцвет. Патриотический подъем после победы над крестоносцами и антифеодальное движение спо­собствовали появлению новых тенденции в ис­кусство. Церковные догмы подвергались рацио­налистической критике, возродился интерес к точным паукам, к угасающей античной тради­ции, в которой писатели и художники видели оспину национальной культуры.

Живопись. Наиболее ярко жизненное направ­ление позднего византийского искусства проявилось в живописи, в мозаиках и фресках мо­настыря Хора (Кахрие-Джами) в Константино­поле (1312-1320). Повествовательный стиль циклов, посвященных Христу и Богоматери, продолжил традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступила мес­то драматическому переживанию евангельской легенды, линейный стиль - живописному, колористически более усиленному, богатому, с пере­ливами красок. Фигуры легкие и изящные изображены во взаимодействии, в порывистых движениях. Они расположены в нескольких пла­нах и связаны со средой и обстановкой. Выразительные лица, точные жесты и позы раскрывают чувства героев. Введены жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж, горки, деревья. В жи­вописной манере проявляется подражание пись­му иконы.

Поиски выразительности, наметившиеся в ис­кусстве этого времени, не получили дальнейшего развития. Византия осталась верна религиозным идеалам. В живописи реставрируется строгий плоскостной стиль.

В истории мировой культуры многовековое искусство Византии сыграло большую роль. Здесь были созданы новые типы монументаль­ных общественных культовых зданий с декоративными эмоционально-повествовательными жи­вописными циклами, с углубленными характе­ристиками образов. Историческая миссия Византии заключалась в том, что она развила и передала последующим векам античную традицию и завоевания культуры эллинизированного Переднего Востока, обогатив их новыми открытиями.

 

БИЛЕТ № 2.

Русская иконопись.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 184.