Русская церковная архитектура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности развития древнерусской архитектуры. Внутренняя планировка и внешний вид храмов. Крестово-купольный, ярусный, огненный, шатровый типы храмов. Появление в 17 веке храмов, сочетающих в себе разные виды храмов. Виды глав церквей.

Древнерусское искусство – это средневековое русское искусство, развивавшееся с IX по XVII в. и охватывавшее искусство Киевской Руси (XII-XIIIвв.), период феодальной татаро-монгольского ига (XIV-XVвв.), и период становления русского централизованного государства (XV-XVIвв.), XVIIв. – период развития светского искусства, усиления влияния Запада на русское искусство. С принятием христианства на Руси Древнерусское искусство вобрало в себя многие образцы Греко-византийского искусства – архитектуру, монументальную живопись и иконопись, которые слились с местными традициями. Через искусство Киевской Руси византийская традиция была освоена владимиро-суздальской школой, откуда пришла в искусство Московского княжества (московская школа). Собственно русским явилось деревянное зодчество, внесшее свои поправки в церковную архитектуру. Полностью самостоятельным было гражданское зодчество (терема). Особенностью древнерусского зодчества стало пристрастие к белокаменному строительству с украшением фасадов белокаменной резьбой, аркатурными поясками, пилястрами, перспективными порталами и т.п.   

Зодчество XVII века отличается усилившейся пышностью декоративного убранством, вносящую в облик храмов особую жизнерадостность и «светскость», праздничность, торжественность. Внешнее убранство дворцов и храмов все чаще становиться самоцелью, что сообщает зрителю впечатление как бы красивой игрушки, вынутой из шкатулки. При этом архитектура имеет сравнительно не большие миниатюрные размеры. Храмы с их разделкой стен, «пенящимся» обилием кокошников, красивыми наличниками – как бы красивая каменная песенка. Ордерные детали используются исключительно в декоративных целях.

При строительстве большого количества храмов и монастырей возникла необходимость в универсальном типе храма: таким типом явился крестово-купольный храм. Основу здания образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого возводиться купол. Поднятый на барабане, купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор с использование паруса и арок. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой апсидой (алтарь). Часто апсиды замыкают и другие нефы. Кроме главного купола часто ставились меньшие по размерам купола над боковыми ячейками, образуя трех- и пятикупольные композиции. В барабанах устраивались световые проемы. Стены храмов возводились массивными, из плотного материала (кирпич, камень), на прочном известково-цементном растворе.

Символика отдельных частей храма внутри и снаружи через призму идеи православного храма.

Стены. Каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон».

Также стены, «толкуются как закон Божий». И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов – зримый образ закона Божия. На стенах также пишутся и образы святых – князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной.

Куб. Как видно из сказанного, храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский).

Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни.

Восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Едеме (Быт. 2, 8). На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Наконец, пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком.

«Само здание должно быть обращено на восток. Все вместе, встав и обратившись к востоку по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, восшедшему на небеса на востоке, в воспоминании также о древнем жительстве в раю, находящемся на востоке, откуда первый человек был изгнан за нарушение заповеди по наветам змея».

Алтарь, наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Алтарь – основная святыня храма, освящающая все здание, символически изображает «селение Божие», «небо небесе», место, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, где восседает на престоле с апостолами Христос.

Алтарь – символ Синайской горницы, где впервые было совершено таинство евхаристии. Символически это представлено киворием – куполом над престолом, поддерживаемым колоннами. Одновременно киворий – символ места распятия и поношения тела Христова.

Амвону – полукруглому выступу солеи против царских врат, обращенному внутрь храма к западу, в особенности усваивается название внешнего престола. Амвон, «восхождение», знаменует собой и гору или корабль, с которых проповедовал Господь Иисус Христос.

Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».

Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все роды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а светские сцены забав и игрищ (храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к погибели.

Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.

Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи» (в искусствоведении «шею» верха принято называть «барабаном», что не отражает сути данной части храма и не имеет исторической основы), главы, состоящей из «маковицы» (которую часто именуют «луковицей», что тоже не соответствует историческим источникам), и креста.

 

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал верующим. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указывает на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа.

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Типы храмов:

1. Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде. Появился в X в. с принятием христианства, самый ранний тип храма, широко распространён.

Ярусный. Состоящий из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Повышенные подпружные арки создавали ступенчатый переход от барабана к сводам основного креста, что подчеркивало ярусность конструкции. Пример: Пятницкая церковь в Чернигове, конец 12- начало 13в.

Огненный. Во внешнем декоре храмов применялись декоративные «кокошники» окружающие основание барабана создавали огненный тип храма. Пример: церковь Василия в Пскове, 15в.; Спасский собор Андроникова монастыря в Москве, 15в.

Шатровый. – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры Новаторством и самобытной конструкцией храмов Московской Руси были шатровые покрытия, примененные в середине 16в. О Пример: церковь Вознесения в Коломенском.

Смешанный. Пример: Собор Покрова на Рву в Москве, 16в. или храм Василия Блаженного соединяет в себе все три типа храмов. В нем использованы шатровые покрытия и луковичные главки, декоративные «кокошники», общая композиция глав создает ступенчатое понижение форм от центрального к боковым объемам.

Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.

 

Храм Василия Блаженного в Москве или Церковь Покрова на рву (1554 – 1561) Архитекторы Барма и Постник Яковлев.

Построен на Красной площади в честь взятия Казани в 1552г. Храм представлял собой ансамбль из девяти отдельных столпообразных церквей, объединенных поднятым над землей основанием. Великое творение Бармы и Постника ярко индивидуально и неповторимо. Нет двух точек обзора, с которых он смотрелся бы одинаково. Все время меняется его «лик», ритм его ярусных башен. Первоначально крытые галереи и богатые крыльца отсутствовали, а все здание было покрашено в краснокирпичный цвет, на фоне которого выделялись каменные белые детали, напоминая зрелище сказочного города. Есть основание полагать, что царь приказал мастерам поставить «заветных восемь престолов.» в честь тех святых, чьи праздники падали на решающие дня похода. Но «мастера же божьим промыслом основали девять престолов, не якоже повелено им, а яко по обозе разумения». Такое число пределов требовало элементарная симметрия в согласии задуманной мастерами композицией. В плане девять глав образуют два пересекающихся квадрата. Помимо девяти основных позолоченных глав восемь маленьких главок возвышались над кокошниками центрального столпа и несколько главок еще украшали запойный столп. Шатровый объем возвышался над всеми объемами объединяя их. Другие сведения сообщают, что, девять столбообразных пределов были посвящены девяти дням, пришедшимся на наиболее важные события казанского похода. Архитектурными средствами создается храм-памятник, храм-икона, изображающий небесный Иерусалим, в который вселяются души погибших воинов. Сооружение богато орнаментировано кокошниками, фронтонообразными стрелами – «вимпергами», декоративными машикулями, взятыми из крепостных сооружений, рельефными кругами углов, заимствованных из деревянных срубов, нишами, поясками, ширинками, керамическими поливными деталями. Собор стал важнейшим градостроительным акцентом и оказал большое влияние на развитие зодчества второй половины XVI – XVII веков. Глядя на это буйство форм и цвета, по неволе верится в старинную легенду в то, что грозный царь Иван Васильевич повелел ослепить построивших храм зодчих, чтобы никогда и нигде не смогли они возвести здание подобной красоты.

Виды глав церквей:

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Луковичная форма - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".

Византийская форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света Божия, сходящего с неба на нас. Образ пламени – молитвенное горение к Богу и Божественный огонь, осеняющий нас.

Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима

Цвет купола также важен в символике храма: Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Значение понятия «нарышкинское барокко».

В последней четверти XVII столетия в древнерусском зодчестве получает широкое распространение стиль, условно именуемый «московским барокко» или «нарышкинским стилем». Большинство храмов этого направления было построено по заказу бояр Нарышкиных. И в светском, и в культовом зодчестве основными принципами архитектурной композиции становятся центричность, ярусность, симметрия и равновесии каменных масс, четкость художественной логики. «Нарышкинские» постройки отличаются особым обилием ордерных деталей, заимствованных из архитектуры Германии и Голландии XVI – XVII веков. Но, как и в живописи, перерабатывающей на свой манер западный образцы, эти детали приобретают здесь новый смысл, утрачивая свое первоначальное конструктивное значение и связь с классической системой пропорционирования. Они образуют особый праздничный наряд храма и подобно пышной барочной резьбе иконостасов обрамляют его пространство. Ровные, спокойные поверхности фасада стен исчезают, взгляд охватывает разнообразные, каждый раз по разному развернутые объемы, подчиняется их кругообразному движению, переходит от одной пластической детали к другой, следит за ритмом многочисленных арочных и прямоугольных проходов и окон, то погружаясь в глубину интерьера, то открывая эффектно обрамленные пейзажные детали. Окружающее пространство активно вводится в архитектуру, строит ее, являясь непременным и важным компонентом художественного образа. Легкие ажурные храмы рисуются на фоне открытого неба подобно геральдическому картушу с именем и гербом владельца, поставленному на фоне панорамы принадлежащих ему земель. В интерьерах храмов, блистающих позолотой, украшенных каменной и деревянной резьбой, развивается тема пышного ритуального празднества, апофеоза владельца, в котором он сам принимает участие, располагаясь в великолепной резной ложе. Такие ложе устраивались во втором ярусе западной стены, напротив деисусного ряда иконостаса с его неписанными в новой объемной манере, «живоподобными» образами Христа, Богоматери, апостолов, как бы выходящих в пространство храма.

 


БИЛЕТ № 4.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.