Сущность и предназначение иконы. Особенности иконописного изображения. Знаменитые русские иконописцы. Иконостас
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Икона – гр. сл. «eikon» - изображение, образ. Произведение живописи, являющееся предметом культа. Предположительно происходит от эллинистической портретной живописи. Первые иконы относятся к II веку д.н.э. К IV веку они прочно заняли свое место. Согласно церковному учению икона – не воспроизведение, а символ, дающий духовное приобщение к оригиналу. Этим объясняется нежелание использования в иконе достижений последующих веков: перспективы, анатомии, объема и т.д. композиция иконы подчинена канонам иконографии – это строго определенный набор сюжетов, правил изображения, символики цвета, согласно канонизированным типам композиция. Иконописцам запрещалось изображать божество «самомышлением», им предписывалось строго взирать на образцы (писать по канону), использовались при этом кальки.

Икона рассчитывалась на длительный срок жизни, поэтому каждый этап работы выполнялся с особой тщательностью разными мастерами, между которыми существовала специализация. Ранние иконы писались в технике «яичная темпера», в XVIII веке стала использоваться масленая живопись. Основой иконы на раннем периоде было дерево, позже стали применяться холст и очень редко металл. 

Символика цвета: черный – тайна; белый – чистота, святость; желтый – золото; зеленый – возрождение; синий – небо; красный – царство; применялся золотой фон.

Особенность изображения:

Отсутствие движения и динамики.

Условность, символичность изображения.

Применяется обратная перспектива.

Отсутствует пространство и объем.

Близость к детскому рисунку.

Используемые темы: изображение Христа и Богоматери, святых; христианские праздники, библейские сюжеты.

Типы изображений: изображение головы, поясное изображение, изображение в полный рост.

Существовал тип иконы с клеймами, где изображались жития святых.

 На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. В качестве краски используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение «движков» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

 

 

Знаменитые русские иконописцы.

Феофан Грек приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером в 70-е годы ХIV века. До этого он работал в Константинополе и был приглашён в Новгород. Он был последним представителем византийского искусства. Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Лик Вседержителя – воплощение карательной силы. Между этим грозным судией и грешным человечеством в качестве посредников выступают: праотцы, пророки и подвижники-столпники. Все они в изображении Феофана – строгие аскеты, поэтому так суровы их лица и величественны жесты. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок, основанный на коричневых тонах: темно-желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих.

Фреска «Пантократор», фрески церкви Спаса Преображения «Троица». До наших дней почти не дошли иконы работы Феофана. С большой долей вероятности Феофану приписывают «Успение», написанное на оборотной стороне иконы «Донская богоматерь».

Андрей Рублев. Философская концепция в творчестве лишена трагизма и мрачной безысходности. Это философия добра и красоты, гармония духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.

Спас из Звенигородского чина, Фрески в Успенском соборе г.Владимира.

Икона «Троица». Идея триединого Бога была важна как символ единения и объединения всех русских земель вокруг Москвы. Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства. Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг.

Дионисий (ок. 1440-е - 1502/08). Дионисий любил сложные многофигурные сцены, где фигуры построены так, что кажутся особенно легкими, изящными, движения их естественны, разнообразны . Мастер подчеркивает достоинство человека, мысль о единении рода человеческого; он стремится передать различные переживания, но никогда не изображает сильных страстей - чувства его персонажей всегда сдержанны, исполнены благородства. Композиции сцен, при всей сложности, строго уравновешены, обладают четкой завершенностью, а мастерский рисунок, плавность линий придают росписи музыкальность. Все сцены подчинены четкому ритму, словно многоголосные напевы, в которых звучит единая величавая и нежная мелодия. Наибольшей силой эмоционального воздействия отличается колорит. Дионисий не любит ярких красок, он как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую нежность, мягкость.

В Третьяковской галерее находятся иконы работы Дионисия - "Богоматерь Одигитрия", "Спас в силах" и "Распятие" (1500).

Симон Ушаков. Центральной темой творчества С. Ушакова было изображение человеческого лица - вводит серьезные перемены в понимании и трактовке иконописного образа. Создал за свою жизнь немало икон «Спаса Нерукотворного».

 

Типы изображения Богородицы. Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери.

1. Тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант – Оранта, от лат. orans — молящийся). Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской.

2. "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". В этом названии заложена концепция богородичных икон в целом - «Матерь Божья ведет нас ко Христу». Фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток). К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская".

3. Тип богородичных икон "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Композиционная схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская" и др.

4. Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три, он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три - "Акафистный". большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных

 

Иконостас – «место стояния» - преграда отделяет алтарь, восточную часть храма, от остального пространства, где находятся прихожане. Изначально она была невысокой, на нее можно было облокотиться. Ее делали из дерева или камня, она могли выглядеть как глухая стенка или как балюстрада колонн. Постепенно форма иконостаса усложнялась и к XV веку на Руси появился тот тип алтарной преграды, который мы знаем сейчас как иконостас.

Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон (чинов), расположенных в определенном порядке.

1. Царские врата открывают вход к престолу в алтаре. Они открываются только в определенные моменты богослужений и в Пасхальную неделю. Через них может пройти только священнослужитель, ведь они символизируют вход в Царство Божие. На них традиционно изображаются четыре апостола и сцена Благовещения, когда архангел Гавриил спустился к Марии с предсказанием о скором рождении будущего Спасителя.

2. Местный чин – Обычно по сторонам от Царских врат находятся иконы Богоматери и Иисуса. Рядом с Христом находится храмовая икона, изображающая святого или событие, в честь которого была освящена данная церковь. Далее ставятся иконы святых, которые наиболее почитаются в этой местности. Поэтому ряд называется местным.

 3. Деиисус («молитва», «моление»). Этот ряд изображает архангелов, апостолов, мучеников, которые преклоняются перед Христом. Иконы с их изображением развернуты по направлению к центральной иконе «Спас в силах». «Деисус» означает «моление», то есть святые молят Иисуса простить всем собравшемся в храме их грехи. Икона Христа находится в центре ряда и представляет Спасителя как грозного Судию, присланного судить этот мир.

3. Праздничный чин, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII–XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисисом). Он называется праздничным, потому что в нем в хронологическом порядке изображены основные сцены Евангелия, сюжеты из жизни Богоматери и Христа, начиная с Благовещения. Собственно, это главные праздники православной церкви: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение и так далее.

4. Пророческий чин. Здесь изображаются ветхозаветные пророки со свитками в руках, где предсказывается рождение Спасителя, Мессии, который спасет Израиль от рабства.

5. Праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

После этого традиционный русский иконостас имеет завершение в виде иконы Распятия. Вместо иконы может помещаться Крест - Голгофа, тоже указывающий на Искупительную Смерть Спасителя.

 

БИЛЕТ № 3.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.