Особенности крепостной архитектуры романского стиля. Новый тип церковного здания – базилика с трансептом. Особенности скульптуры и живописи романского стиля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Средневековое искусство Западной и Цент­ральной Европы в своем 10-вековом разви­тии прошло три этапа: дороманский (сер. 5-10 вв.), романский (11-12 вв.) и готический (конец 12-14 вв.). В некоторых государствах готическое искусство в 15-16 вв. («пламенею­щая готика») сосуществовало с искусством Ре­нессанса.

В дороманский период начинали выкристаллизовываться основные принципы сред­невекового искусства. В искусстве Каролингского Возрождения (8-9 вв.) наметилась нацио­нальная стилевая общность, возродился интерес к античности, и вместе с тем отмечалось тяготе­ние к одухотворенности образов. В искусстве Оттоновской империи (10 в.) утверждались тор­жественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графичность решений, увлечение варварским велико­лепием - черты, подготовившие романский стиль.

В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской им­перии возникли государства германских племён, тогда же произошло обра­щение варварских племён в христианство. Всё это на­шло отражение в искусст­ве.

Романский стиль - 1-ая художественная система, которая охватила большинство европейских стран. Ее основу составило сочетание античных и раннехристианских мотивов с искусством варварских племен. Сам термин появился в начале XIX века во Франции. Искусство этого периода развивалось под покровительством католической церкви, вкусы и запросы которой очень сказывались на характере произведений.

Стали возводить камен­ные христианские храмы, в которых появились изо­бражения святых и хри­стианская символика.

Храмы складывали из массив­ных камней, для перекрытий ис­пользовали дерево. Церкви строили по образцу римских базилик. Ко­лонны в большинстве случаев заим­ствовали из античных храмов: их руины служили своеобразными карьерами для добычи строительно­го материала. Светская архитекту­ра - строили, как правило, из дерева, и поэтому они быстро разрушались.

Варварские государства посто­янно враждовали между собой. В ус­ловиях постоянной опасности глав­ным достоинством жилых зданий считалась их защищённость; ком­форту и уюту не придавали особо­го значения. В результате появи­лись хорошо укреплённые замки. Их возводили у слияния рек, на крутых берегах и окружали высокими насы­пями и глубокими рвами.

Внешне постройки римлян напоминали гробницы короля Теодориха в Равенне. Это центрическое двухэтажное здание, в нижнем ярусе десятиугольное, во втором – круглое, тяжелое и приземистое. Перекрытие – выдолбленный наподобие купола камень, толщина 1 метр, вес 300 тонн. Римская конструкция куполов для варваров оказалась недоступной.

Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковный постройки. Одна из самых древних – баптистерий (крещальня) во фр. городе Пуатье. Это квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня (подражали рим. образцам – карниз напоминает антаблемент – балочное перекрытие). На франкских рельефах 7-8 вв. изображены и христианские мучеников, и причудливые фантастические животные (мировоззрение варваров).

Гл. типы арх-ных сооружений были: феод. замки, монастырские ансамбли и храмы. В основе храмового зодчества лежал тип старой базилики. В Европе это место для службы, должно было вмещать много людей. Неф придавал вид могучего корабля. Для стиля характерно: тяжеловесность, массивность, грузность. Свод был очень тяжелый, поэтому строили толстые стены, храм приобретает вид крепости, маленькие окна. Минимум украшений. Романские храмы большие по размерам, перекрытия сначала были деревянные, затем каменные, цилиндрические и крестовые своды, толстые столбы, крупные опоры, обилие гладких стен, узкие проемы, скульптурный орнамент. Бесконечные войны и распри рыцарей повлияли на укрепление замков. Основное создание романского стиля – замок-крепость. Могучие каменные стены с зубцами, потайными выходами, окруженные рвом, стоял на возвышенности, были ворота на цепях, мост и башня – донжон – 2 -3-хэтажная башня, круглая или прямоугольная, где были подземелья, кладовые, помещения для слуг. С башни вели наблюдение за врагом. В бойницах располагали проемы для обороны. Замки были холодными, стены украшали – шпалерами (ткаными коврами) для тепла. С ХП века массовое возведение городов, характерна регулярная планировка. Строились по принципу защищенной крепости. На пересечении центральных магистралей размещалась рыночная площадь с церковью и ратуша – это каменный 2-3 этажный дом. Над ратушей возводилась сторожевая башня – символ независимости и свободы. Дома простолюдинов - деревянные или из глины. Церкви и дворцы строили из камня в два этажа и выводили окнами на улицу. Центром романского города явл. кафедральный городской собор. Здесь выражалось могущество в архитектурной форме. Они предназначались для богослужения, тесно связан с жизнью города: собиралась община для совета, совершались торговые сделки, хранились исторические реликвии и сокровища. Собор строили с расчетом вместить все население города. На сводах и стенах – изображение библейских сюжетов. В апсиде – изображение Христа или Богоматери. На западной стене – сцены Страшного суда.

Новый тип церковного замка с трансептом.

Истоки базилики уходят в позднеримскую архитектуру, когда начался складываться тип раннехристианского храма. Это фронтально-осевая композиция с вытянутым по основной оси пространством, разделенным 2-4 рядами колонн на 3-5 нефов. Средний неф значительно шире и выше остальных и освящался через окна, устроенные в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы, обычно делались в виде арок на колоннах. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф – трансепт. Перед зданием иногда возводился окруженный галереями двор – атриум, посреди которого стояла чаша для обряда крещения. Перед основным залом появилось дополнительное помещение – нартекс – для людей еще не принявших крещение. Иногда боковые нефы делились на 2 яруса, что увеличивало вместимость храма. Так к XI веку сложилась традиционная схема базилики в форме латинского креста.

Скульптура.

XI-XIII века – время расцвета монументального искусства живописи и скульптуры. Скульптуру размещали, как правило, внутри храмов. На фасаде – только с 12 века. Сначала это рельефные вставки, позднее – развернутые композиции. В этот период появляется один из первых в средневековом искусстве светских памятников – фигура бронзового льва, как памятник собственному могуществу (герцог Саксонский, перед замком).

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскрашивались.

Скульптура подчинена архитектуре и находится внутри храма и снаружи. В скульптуре преобладает рельеф. Скульптура непропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела – схематичны. Изображения святых лишены канонов, неказисты и приземисты, лица выразительные. В скульптурных композициях встречаются фантастические существа и силы зла (апсиды). Живопись только церковная, плоскостная, нет трехмерности пространства и фигур, подчинена архитектуре.

Центральное место занимали темы Бога. Фигура Христа по размерам превосходила другие.

В скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становиться излюбленным мотивом романского искусства. Круглой скульптуры в романсовом периоде не существовало. Большинство изображений – скорее знаки или символы, чем реальные персонажи или сюжеты. Романский стиль связан с варварским настенным орнаментом и звериным стилем. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители колонн. Как требовала церковь, искусство должно было быть не только библией и евангелием для неграмотных и наставлять в вере, но и устрашать. Но на стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов изображений реальных людей, облик которых почерпнут из средневековых хроник или создан народной фантазией. Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вырвать эти образы народной фантазии.

 

Живопись.

Монументальная живопись. В росписях покрывающих сплошь стены и своды храмов, и рельефах часто изображались сцены страшного суда и наказаний за грехи, апокалипсические видения, истории страданий и смерти Христа, жития святых – мучеников за веру, назидательные притчи с использованием фантастических выдуманных существ, чудищ животных. Снаружи храмы украшались очень скромно, внутри – очень разнообразно, в основном фрески. Цер. Свят. Иоанна Крестителя – на стенах цикл росписей на сюжеты Ветхого и нового заветов. Впервые здесь появляется сцена Страшного суда. Церковные росписи превращаются в «Библию для неграмотных». В росписях следуют античным традициям и канонам: строго выдержанные пропорции фигур. Не было передачи индивидуальных черт, не передавался пейзаж, отсутствует трехмерное пространство: оно плоскостно. Но есть и новое – на фресках нет спокойных, уравновешенных композиций. Памятники светской живописи – не дошли.

Искусство книги и миниатюр. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книж. иллюстрации. В христианском искусстве книгам придавалось большое значение. Она – символ Божественного завета. Поэтому все религиозные рукописи очень богато украшались. Впервые в средневековой Западной Европе в книгах появилось изображение человека. В рукописях средневековья плетение орнаментов, стилизованные изображения животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклиниваясь между строчками. Буквы с завитками, строка походила на орнамент. Большое внимание уделяли инициалу – заглавной букве, это декоративный элемент, занимает половину, иногда всю страницу (в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы, животного). Рукопись являлась драгоценностью, т.к. расцвечена яркими красками, причудливыми узорами, роскошный оклад из слоновой кости или металла с вставками из эмали и драгоценных камней. Местом хранения были церковные библиотеки, т.к. переписка книг дело трудоемкое, а грамотность была среди духовенства. Знаменита «Утрехстская псалтырь». В ней 165 рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму. Трудность для художника состояла в том, что тексты символичны и аллегоричны. 

 

БИЛЕТ № 5.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 239.