Расскажите об основных направлениях развития российского постперестроечного антикризисного законодательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Банкротство не было присуще прежней российской экономике и поэтому его процедуры не были законодательно проработаны. Произошедшее в конце 80-х годов ХХ в. резкое расширение кооперативного движения, возникновение и развитие частного предпринимательства, а затем и рыночные реформы 1991 – 1992г.г. обострили необходимость законодательного регулирования отношений субъектов хозяйствования с использованием механизмов банкротства.

Первым нормативно-правовым актом РФ, установившим основания для признания предприятия банкротом, явился Закон РФ от 25.12.1990г. № 445 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Предприятие, не выполнявшее свои обязательства по расчетам, могло быть в судебном порядке объявлено банкротом. Но данный закон не содержал критериев банкротства и регламентации соответствующих судебных процедур.

Вторым этапом стал Указ Президента РФ от 14.06.92г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур», который предусматривал административный порядок объявления банкротами государственных предприятий, а также предприятий, доля государственной собственности, в уставном капитале которых составляет 50 и более процентов. Решение о признании предприятия банкротом принималось Государственным комитетом по управлению имуществом субъекта РФ. Основанием для признания предприятия банкротом являлась: 1) Невыполнение предприятием в течение трех месяцев своих обязательств перед бюджетом и требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии; 2) Наличие долговых обязательств на сумму, в два раза превышающую сумму стоимости имущества предприятия (в виде материальных ценностей). Указ устанавливал применение к предприятиям-банкротам специальных процедур ликвидации, включая реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление предприятия. В качестве меры финансово-экономического оздоровления (санации) был предусмотрен перевод предприятия на конкурсной основе на срок от 6 до 18 месяцев в независимое управление. В отдельных случаях предприятие могло быть передано в управление коллективу. В случае недостижения положительных результатов Госкомимущество принимало решение о фактической ликвидации предприятия. Имущество предприятия подлежало продаже по конкурсу, вырученные средства направлялись на погашения обязательств. Оставшееся имущество передавалось правопреемнику с возложением на него обязанности погасить оставшиеся неудовлетворенными обязательства. Однако область применения Указа ограничивалась государственными предприятиями, а также субъектами хозяйствования с преобладающим участием государства.

Третий этап. С 01.03.1993г. вступил в силу Закон РФ от 19.11.92г. № 3929 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Предприятие признавалось банкротом решением арбитражного суда или путем официального объявления должником о банкротстве в случае его добровольной ликвидации. В Законе впервые было сформулировано определение банкротства как неспособности удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса. Законом предусматривалось два вида процедур, направленных на реорганизацию деятельности должника: внешнее управление его имуществом и санация.

Четвертый этап. С 01.01.1995г. была введена в действие первая часть ГК РФ, отдельные положения которого вступили в противоречия с вышеуказанным Законом, что предопределило его доработку, в результате чего с 01.01.98г. был введен в действие ФЗ от 08.01.98г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Цель нового Закона имеет более широкие масштабы:

- оздоровление экономики путем банкротства (на законных основаниях) неэффективно работающих предприятий;

- защита интересов кредиторов, инвесторов;

- восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, которые можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахождения предприятия-должника арбитражным судом.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 278.