Лекция 8.  Инвестиционно-инновационная  деятельность корпорации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

1. Понятие и виды инвестиций

 

В теории инвестирования понятие «инвестиции» определяется неоднозначно.

В классическом энциклопедическом контексте инвестиции – долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за рубежом.

С точки зрения финансовых параметров (или в позиций финансиста, бухгалтера) инвестиции – любые виды активов, вкладываемых в производственно-хозяйственную деятельность с целью последующего извлечения дохода, выгоды.

 

 

139


С экономической точки зрения (а значит, с позиций оценки экономической целесообразности использования ресурсов в виде основного и оборотного капитала) инвестиции – расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала.

С точки зрения экономической теории инвестиции – передача собственности или права на нее, поскольку никакого увеличения или расширения материального богатства при этом не происходит.

Инвестиции  обеспечивают  динамичное  развитие  фирмы и способствуют решению таких задач, как:

•       расширение собственной предпринимательской деятельности  за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

•       покупка новых предприятий;

 

•       диверсификация  деятельности  вследствие  освоения  новых областей бизнеса.

Критерии классификации инвестиций следующие:

 

1) объект  вложения  капитала:  реальные  (прямые)  инвестиции  – вложения, направленные на увеличение основных фондов фирмы как производственного, так и непроизводственного назначения; осуществляются путем нового строительства основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий; финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли; формирование портфеля ценных бумаг;

2) периодичность  инвестирования:  краткосрочные  инвестиции  – вложения денежных средств на период до одного года (финансовые инвестиции  фирмы);  долгосрочные инвестиции  –  вложения  денежных средств в реализацию проектов, которые обеспечивают получение предприятием выгод в течение периода, превышающего один год (преобладающая  форма  долгосрочных  инвестиций  предприятия  –

капитальные вложения в воспроизводство основных средств);

 

140


3) характер  участия  фирмы  в  инвестиционном  процессе:  прямые инвестиции, которые подразумевают непосредственное участие фирмы- инвестора в выборе объектов вложения капитала; непрямые инвестиции, которые подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника,  инвестиционного  фонда или  финансового  посредника  (чаще всего это инвестиции в ценные бумаги);

4) форма собственности инвестируемых средств: частные инвестиции, которые характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности; государственные инвестиции – вложения средств государственных предприятий, государственных предприятий, государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджетных фондов.

В теории инвестирования отдельно выделяют венчурные инвестиции и аннуитет. Венчурные инвестиции обусловлены необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Аннуитет  –  вид инвестиций,  приносящий  вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени.

 

 

2. Сущность инноваций

 

Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания  и  управления.  Понятия  «новшество»,  «нововведение»,

«инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

 

Под  новшеством понимается  новый  порядок, новый  метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества

141


и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот  австрийский экономист  И.  Шумпетер.  Он впервые  рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

•       использование  новой  техники,  технологических  процессов  или нового рыночного обеспечения производства;

•       внедрение продукции с новыми свойствами;

 

•       использование нового сырья;

 

•       изменения  в  организации  производства  и  его  материально-

 

технического обеспечения;

 

•       появление новых рынков сбыта.

 

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Девиз инновации – «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи

142


буквально  преображает  экономику.  Инновация  -  это  новая  ценность  для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые  эти  изменения  могут дать для  успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

 

•       радикальные  (базисные)  инновации,  которые  реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой  формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

•       улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

 

•       модификационные  инновации,  направленные  на  частичное улучшение  устаревших поколений  техники  и  технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

 

•       продуктовые  инновации,  ориентированные  на  производство  и использование  новых  продуктов (услуг)  или  новых  материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

•       технологические  инновации,  нацеленные  на  создание  и применение новой технологии;

•       процессные  инновации,  ориентированные  на  создание  и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

•       комплексные  инновации,  представляющие  собой  сочетание

 

различных инноваций.

 

143


3. По масштабам применения:

 

•       отраслевые;

 

•       межотраслевые;

 

•       региональные;

 

•       в рамках предприятия (фирмы).

 

4. По причинам возникновения:

 

•       реактивные  (адаптивные)  инновации,  обеспечивающие выживание  фирмы,  как  реакция  на  нововведения,  осуществляемые конкурентами;

•       стратегические инновации - это инновации, реализация  которых носит  упреждающий  характер  с  целью  получения  конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

 

•       экономическая;

 

•       социальная;

 

•       экологическая;

 

•       интегральная.

 

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

 

 

144


Возрастающая  роль  инноваций  обусловлена,  во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

 

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой  структурной  перестройки  экономики,  решительного  обновления

форм и методов работы.

 

145


В  стране  наблюдается  гигантское перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Совершенно  очевидно,  что  в решении  этих  непростых,  но  очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

 

 

146


3. Жизненный цикл инновации

 

Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного  характера длительностью  в  7-11 лет,  известные  как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем - кризис - депрессия».

Исследовав  обширный  статистический  материал с  конца  XVIII века, т.е. с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования  сменяющихся  фаз в  промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев  установил  существование  длинных  волн  или  больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет.

По результатам проведенного исследования Кондратьев установил, что перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения  в  технике  (технологии) производства на основе появления  кардинальных  изобретений  и  открытий, радикальных нововведений (первая эмпирическая правильность по его терминологии). Именно  этот  вывод  явился  важнейшим вкладом ученого  в  теорию инноваций.

Вторая эмпирическая правильность (по терминологии Кондратьева) сводится к тому, что периоды повышательных волн больших циклов сопровождаются крупными социальными потрясениями в жизни общества, тогда как на понижательном участке эти потрясения незначительны.

Третья эмпирическая правильность в больших циклах конъюнктуры характеризуется депрессией сельского хозяйства на понижательном участке волны.

Четвертая наблюдаемая правильность сводится к тому, что большие циклы конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором проявляются и средние циклы с их фазами  подъема,  кризиса  и  депрессии.  Поэтому  средние  циклы

«нанизываются» на волны больших циклов.

 

147


Если наблюдать понижательный период большого цикла, то все повышательные тенденции средних циклов будут ослаблены, а понижательные тенденции будут усиливаться общей понижательной волной большого цикла. Краткие и слабые подъемы средних циклов будут сопровождаться длительными и более глубокими депрессиями.

Далее  Н.Д. Кондратьев  пришел к  выводу,  что  повышательная  волна большого цикла связана  с  обновлением и  расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества. Для этого процесса требуются огромные запасы капитала, в частности, для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций  и  др.).  Отсюда  необходимо, чтобы  кривая  роста  капитала была выше кривой текущего инвестирования на замену активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Концентрации капитала способствует система кредита и фондовая биржа.

Накопление капитала значительно выше на стадии понижательно- депрессивной волны, так как объем капитальных вложений снижается. Это создает условия для очередной повышательной стадии большого цикла экономической конъюнктуры.

Исследуя  экономические  изменения в  факторах  производства, И. Шумпетер предложил схематическую картину  сложной циклической модели.  Толчок  развитию дают  не  только  внешние  факторы,  но  и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые комбинации факторов производства, которые и определяют динамические  изменения  в экономике. Принципиально  новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

•       создание нового продукта;

 

•       использование новой технологии производства;

 

•       использование новой организации производства;

 

•       открытие новых рынков сбыта;

 

148


•       открытие новых источников сырья.

 

 

Рис. 8.1. Инновационные циклы И. Шумпетера

 

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений  (инноваций).  Нововведение  не  является  синонимом  слова

«изобретение»,  поскольку  предпринимательская  деятельность  связана  с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.

Шумпетер создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями.

В  длинные  волны  входят  циклы  с  периодом  в  55 лет  (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца соответствуют рыночным конъюнктурным изменениям по отношению к определенным видам продукции.

С.Ю. Глазьев  связал  глубокие  изменения  в  технике  (технологии производства), отмеченные Н.Д. Кондратьевым, со сменой технологических укладов. Чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих  его  производств,  связанных  вертикальными  и

горизонтальными  потоками  качественно  однородных  ресурсов,

 

 

149


опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр.

 

Рис. 8.2. Жизненный цикл технологического уклада

 

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет.

Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада.

Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.

Третья  фаза приходится  на отмирание  устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

Приведенная на рис. 8.2 кривая роста имеет два крутых подъема, связанных с фазами зарождения и бурного роста нового технологического уклада.  Следует  заметить,  что  между  ними  расположен  пологий  участок

кривой,  на  котором,  по  концепции  И. Шумпетера,  отдельные  фирмы  и

 

150


компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной и промышленной (до 20 лет) собственности. Однако монопольное положение с течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации- монополисты приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений-процессов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка  экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется, и деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

•       концепция  жизненного  цикла  инновации  вынуждает руководителя  хозяйствующего субъекта  анализировать  хозяйственную деятельность,  как  с  позиции  настоящего  времени,  так  и  с  точки  зрения

перспектив ее развития;

 

151


•       концепция  жизненного  цикла  инновации  обосновывает необходимость  систематической  работы  по  планированию  выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;

•       концепция  жизненного  цикла  инновации  является  основой анализа  и  планирования  инновации.  При  анализе  инновации  можно установить,  на  какой стадии жизненного цикла находится  эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад  и  когда она закончит свое существование.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

Основные стадии жизненного цикла нового продукта:

 

1.  разработка нового продукта;

 

2.  выход на рынок;

 

3.  развитие рынка;

 

4.  стабилизация рынка;

 

5.  уменьшение рынка;

 

6.  подъем рынка;

 

7.  падение рынка.

 

Жизненный цикл нового продукта (операции) показан на рис. 8.3.

 

 

152


 

 

 

Рис. 8.3. Жизненный цикл нового продукта (операции)

 

На стадии разработки нового продукта (см. рис. 8.3: разработка товара, подготовка производства)  производитель  организует  инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок (см. рис.3.3: выведение) показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой  стадии  зависит от  интенсивности  рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка (см. рис. 8.3: рост) связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение  которого  новый  продукт  активно  продается  и  рынок  достигает

определенного предела насыщения этим продуктом.

 

 

153


Стадия стабилизации рынка (см. рис. 8.3: зрелость) означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия  уменьшения  рынка  (см.  рис.8.3:  упадок)  -  это стадия,  на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный  продукт  и,  следовательно, существуют  все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка.

Стадия  подъема рынка  является  продолжением предыдущей  стадии. Раз  спрос  на  продукт  существует,  то  производитель начинает  изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до  ранее достигнутого  предела.  Стадия  подъема  рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию - стадию падения рынка.

Стадия падения рынка - это  резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

 

1.  разработка новой операции и ее оформление в виде документа;

 

2.  реализация операции;

 

3.  стабилизация рынка;

 

4.  падение рынка.

 

154


На стадии разработки новой операции и оформления ее в виде документа осуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции.

Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации.

Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

При рассмотрении жизненного  цикла  новой операции следует учитывать три момента.

1.  Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.

2.  Операции реализуются в двух направлениях:

 

- внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;

 

- на  рынке, путем продажи  операции  другим хозяйствующим субъектам.

Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы,  экономии  денежных  средств и  т.п.  Целью  продажи  операции  на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.

3. Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции,

 

 

155


взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизненный цикл нового продукта - это продолжительность периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации.

Жизненные циклы инноваций будут различаться в зависимости от вида инновации. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла нового продукта определяются особенностями той или иной инновации.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Развитие бизнеса многих  предприятий  базируется  на  четко выстроенном процессе управления жизненным циклом продукции. Недочеты в процессе управления жизненным циклом продукции ведут к целому ряду последствий, негативно сказывающихся на всей деятельности предприятия. Процесс управления жизненным циклом нового продукта должен быть клиентоориентированным. Это дает возможность предприятию выстраивать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы соответствовать требованиям рынка и ожиданиям потребителей.

Для того чтобы проанализировать перспективы развития предприятия, спланировать на определенный период выпуск или приобретение инноваций, а также для планирования качества самой инновации и анализа в будущем информации о том, на какой стадии жизненного цикла находится инновация и  каковы  ее  перспективы  на  будущее,  необходимо  осуществлять

проектирование жизненного цикла инновации.

 

156


Чтобы определить, что такое проектирование жизненного цикла инновации, рассмотрим определение понятия «проектирование». В экономической научной и справочной литературе это понятие трактуется как процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Под проектированием можно понимать разработку проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления строительства, создания новых видов продукции и процессов. В ходе проектирования могут выполняться технические и экономические расчеты, схемы,  графики,  пояснительные  записки, сметы,  калькуляции  и описания.

Любая  проектная деятельность  относится  к  разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Международный стандарт ISO9000:2008 дает следующее определение проектирования: «Проектирование и разработка (design and development): совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или спецификации на продукцию, процесс или систему. Термины  «проектирование» и  «разработка» иногда используют как синонимы, а иногда - для определения различных стадий процесса проектирования и разработки в целом. Для обозначения объекта проектирования и разработки могут применяться определяющие слова (например, проектирование и разработка продукции или проектирование и разработка процесса).

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновации можно определить как процесс, переводящий требования потребителей в установленные характеристики инновационной продукции, результатом которого должен стать  определенный план, содержащий описание  стадий существования  инновационного  продукта,  период  времени,  в  течение

157


которого  этот продукт  будет обладать  активной  жизненной  силой  и приносить производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

При проектировании жизненного цикла инновации необходимо планировать качество будущего инновационного продукта. При этом планировать придется предполагаемое качество, т.е. качество еще не существующей в материальном воплощении продукции, связанное с предполагаемой  потребностью,  существующее  лишь  в нашем  сознании. Такое планирование осуществляется на каждой стадии жизненного цикла инновации.

Процесс превращения  предполагаемого  качества продукции  в реальную связь с содержанием проекта ее создания. Значение проекта для производства высококачественной продукции определяется многими факторами, основными из которых являются следующие:

•       качество  и  конкурентоспособность  инновационной  продукции, которая  будет  изготавливаться  и  поставляться  потребителю  на  основе проекта;

•       сроки разработки проекта;

 

•       возможность на его основе быстро подготовить и развернуть  в нужных количествах производство новой конкурентоспособной продукции;

•       четкое  оформление  документов,  входящих  в  состав  проекта, обеспечивающее  единообразное  понимание,  быструю  и  качественную подготовку и развертывание производства продукции;

•       бюджет  проекта,  величина которого  зачастую влияет  на такие параметры  проекта,  как  сроки  вывода  продукции  на  рынок  и  качество инновационной продукции.

План жизненного цикла инновации (ЖЦИ) можно представить в виде таблицы (табл. 8.1).

Выходы (результаты) каждой стадии необходимо планировать очень конкретно (подробно). Они могут быть как материальные, документальные,

158


так и носить информационный характер. Например, для стадии проектирования и разработки продукции выходом может быть комплект технической документации (конструкторской и технологической) и опытный образец, а для стадии стабилизации рынка выходом может быть информация о доли рынка, о рентабельности продукции.

Таблица 8.1

 

План жизненного цикла инновации

 

Наименован ие   инновации:

 


_

Стадии ЖЦИ    Планируемые сроки

 

 

Выходы

(результаты)

 

 

Основные показатели

 

 

Должнос лицо,


результативности и эффективности

ответств отслежи


 

начало стадии   завершение стадии

хода  вы стадии

 

 

Такой  план  ЖЦИ  можно  считать  планом  по  качеству для определенного инновационного продукта при условии, что основные показатели результативности и эффективности будут отражать требования к качеству инновационного продукта, либо при условии добавления в таблицу колонки, содержащей данные требования.

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновационной продукции позволяет предприятиям в дальнейшем анализировать соответствие действительного состояния продукции желаемому и вовремя корректировать жизненный цикл продукции. Такой анализ желательно проводить на каждой стадии жизненного цикла.

Сегодняшний рынок требует от менеджмента большей динамичности. Главное  слово  в  лексиконе  успешного  руководителя  -  «инновации».

 

 

159


Наиболее успешна в рыночных условиях компания, избирающая инновационную стратегию, когда приоритеты выстраиваются от инноваций к качеству и затем издержкам. Новая продукция и услуги дают ей большие конкурентные преимущества, но при этом она должна сохранять высокий уровень обеспечения качества, иначе ее преимущества недолговечны.

Оптимальный вариант для компании, ориентированной на инновации, - менеджмент качества уже во время маркетинга новой продукции, планирования и проектирования, а не только в процессе производства.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных условий позволит обеспечить  качество  инновационного  продукта  и конкурентное преимущество предприятию, выводящему инновационный продукт на рынок.

 

 

























Дата: 2019-02-25, просмотров: 273.