Маркетинговый контроль и контроллинг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контроль маркетинга – процесс измерения и оценки результатов реализации планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих дос­тижение маркетинговых целей. Контроль заключает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятель­ностью. Так, выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, ана­лиз уровня выполнения планов маркетинга необходимы для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период.

При осуществлении функции контроля следует использовать некие нормати­вы, стандарты, в которых отражен ожидаемый уровень оцениваемых характеристик, например, снижение числа жалоб потребителей за год на 20%, увеличение за тот же период числа новых клиентов на 10%, непревышение в затратах на маркетинг цифр бюджета маркетинга.

По результатам контроля вносятся коррективы в маркетинговую деятельность. Например, если объем продаж ниже ожидаемого, необходимо определить, чем это обусловлено и что следует сделать для исправления ситуации. Если объем продаж выше ожидаемого, то следует определить, чем это вызвано. Возможно, необходимо поднять цену на продукт. Это неизбежно приведет к некоторому снижению объема продаж, но, возможно, обеспечит более высокую прибыль.

Часто необходимо вникать и в более подробные детали, особенно если обнару­жены отклонения от плановых заданий. В этом случае находят причины таких отклонений и разрабатывают меры по их устранению.

Обычно выделяют четыре вида контроля маркетинга:

1. Контроль годовых планов.

2. Контроль прибыльности.

3. Контроль эффективности.

4. Стратегический конт­роль.

Виды, цели и содержание контроля представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды маркетингового контроля

Виды контроля Главная ответственность Цели контроля Содержание
1. Контроль годовых планов Руководство высшего и среднего звена Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты Анализ объема продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объема продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности
2. Контроль прибыльности Контролер маркетинговой деятельности Проверить, где компания получает и теряет деньги Определение прибыльности в разрезе продуктов, территорий, потребителей, каналов сбыта и др.
3. Контроль эффективности Руководители линейных штатных служб. Контролер маркетинговой деятельности Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности Анализ эффективности работы сбытовиков, рекламы, стимулирования торговли, распределения
4. Стратегический контроль Высшее руководство, аудиторы маркетинга Проверить, использует ли компания наилучшим образом свои возможности по отношению к рынкам, продуктам и каналам сбыта Анализ эффективности маркетинговой деятельности, аудиторский контроль маркетинговой деятельности

Контроль годовых планов – оценка и корректировка уровня выполнения годо­вых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов. Поскольку именно в годовом плане маркетинга в указанных разрезах, как правило, детально прорабатываются отдельные направления и показа­тели маркетинговой деятельности, то информация об уровне их реализации пред­ставляет большой интерес для руководства организации. Маркетинговая деятельность предполагает существенные затраты. Оценка их разумности и эффективности проводится также при контроле годовых планов маркетинга. Далее при данном виде контроля предпринимают анализ правильности предположений относительно внеш­ней среды маркетинга, заложенных в годовой план маркетинга.

При контроле годовых планов выполняются анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, фи­нансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной де­ятельности.

Анализ продаж заключается в измерении и оценке фактического объема про­даж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям.

Анализ рыночной доли направлен на выяснение позиции на рынке по отноше­нию к конкурентам. Предположим, что предыдущий анализ показал, что за год объем продаж вырос. Это увеличение может быть обусловлено как выгодной рыночной конъюнктурой, которой могут воспользоваться также и конкуренты, так и повыше­нием эффективности деятельности данной компании по отношению к конкурен­там. Анализ рыночной доли должен показать, усилились или нет конкурентные позиции данной компании. В случае, когда конкуренты с большей выгодой для себя использовали конкретную рыночную ситуацию, чем данная компания, может сло­житься ситуация, когда объем продаж данной компании вырос, а показатель рыноч­ной доли снизился. Следовательно, ее конкурентные позиции на рынке ухудши­лись.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж позво­ляет организации оценить эффективность маркетинговых затрат и определить их наиболее приемлемую величину. Обычно такой анализ проводится применительно к отдельным составляющим маркетинговых затрат, т. е. изучаются величины и дина­мика таких соотношений, как затраты на рекламу к объему продаж, затраты на маркетинговые исследования к объему продаж, затраты на стимулирование сбыта к объему продаж, затраты на сбытовиков к объему продаж.

Результаты данного анализа должны быть оценены с точки зрения финансовой деятельности организации в целом. Это необходимо для того, чтобы понять, за счет чего и где организация получает деньги. Финансовый анализ проводится для выяв­ления факторов, которые определяют окупаемость вложенных средств. Повышение данного показателя обычно осуществляется в двух направлениях:

а) путем увеличения прибыли за счет роста объема продаж и/или сокраще­ния затрат;

б) путем повышения оборачиваемости капитала, что достигается за счет уве­личения объема продаж или уменьшения активов (материальных запасов, основных фондов, числа неоплаченных счетов и т. д.).

Таким образом выявляется роль маркетинговых факторов в обеспечении фи­нансового благополучия организации.

Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности основан на наблюдениях за изменением отношения к организации ее клиентов, дилеров и других участников маркетинговых процессов. Для этого проводятся опросы, беседы, регистрируются и анализируются устные и письменные жалобы. Данный анализ позволяет руководству организации заранее принять необходимые меры.

Контроль прибыльности – оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности различных продуктов, территорий, групп по­требителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. Такой конт­роль может осуществляться на разной временной базе – еженедельно, ежемесячно, раз в квартал и т. п. Он может являться частью годового контроля.

Ниже рассматривается пример анализа уровня прибыльности продаж газоно­косилок через три типа магазинов: магазины сельхозтехники, магазины для садово­дов и универсамы [4].

После составления отчета о прибылях и убытках распределяют затра­ты по отдельным функциям маркетинга. Далее осуществляют распределе­ние отдельных маркетинговых затрат по отдельным каналам сбыта – в данном слу­чае – трем типам магазинов. Определяются удельные функциональные маркетин­говые затраты. Заключительный этап анализа направлен на определение прибыли и затрат для отдельных каналов сбыта.

Видно, что компания несет убытки при реализации газонокосилок через мага­зины для садоводов, а самым прибыльным каналом сбыта являются универсамы. Следующий шаг анализа направлен на выявление причин как низкой, так и высо­кой прибыльности отдельных каналов сбыта, после чего принимаются решения о корректировке сбытовой и маркетинговой политики.

Предположим, что в результате анализа уровня прибыльности было установле­но, что продажа определенного товара на каком-то рынке является бесприбыльной. В этом случае возникает вопрос: «Существуют ли более эффективные способы орга­низации деятельности сбытовиков, проведения рекламных кампаний, стимулирова­ния сбыта и организации доставки товаров потребителям?» На этот вопрос должен дать ответ контроль эффективности маркетинговой деятельности.

Обычно контроль эффективности маркетинга осуществляется в разрезе отдель­ных элементов комплекса маркетинга.

В рамках контроля продуктовой политики с позиций потребителей оценивают­ся характеристики отдельных продуктов, их маркировка и качество упаковки.

Фактические цены анализируются с позиций потребителей и торговых посред­ников, сравниваются с ценами конкурентов.

Контроль деятельности в области продвижения продуктов направлен на оцен­ку эффективности рекламных кампаний и других элементов комплекса продвиже­ния продукта (стимулирование торговли и потребителей, проведение ярмарок и выставок и т. п.).

Контроль в области доведения продукта до потребителя разбивается на две части: оценка эффективности функционирования отдельных каналов сбыта това­ров, включая оценку уровня послепродажного сервиса и рекламаций, и оценка эффективности работы службы сбыта. В последнем случае осуществляется контроль за реализацией плановых заданий по сбыту товаров в разрезе отдельных товарных групп, рынков, сбытовых агентов. Учитывается, продавались ли товары по регуляр­ным ценам или использовались ценовые скидки. Оценка эффективности деятель­ности торговых агентов проводится путем расчета таких показателей, как число ви­зитов к посредникам и потребителям; отношение объема продаж к числу визитов; отношение числа новых потребителей к общему их количеству; объем продаж, при­ходящийся на одного потребителя. Кроме того, контролируются затраты на каждого торгового агента (заработная плата, командировочные, содержание региональных сбытовых контор и т. п.) по отношению к объему проданных товаров.

Уровень эффективности маркетинговой деятельности необязательно определя­ется только результатами текущей деятельности. Высокая эффективность может быть обусловлена тем, что организация грамотно проводит маркетинговую политику в стратегическом масштабе. Поэтому многие организации периодически осуществля­ют критическую оценку эффективности маркетинговой деятельности в целом, т. е. осуществляют стратегический контроль маркетинговой деятельности. При этом обыч­но используют два инструмента: анкетирование руководителей организации и про­ведение всесторонней оценки на основе аудита маркетинга.

В первом случае выделяют атрибуты, определяющие стратегическую эффек­тивность маркетинга: ориентация на потребителей, степень организационной ин­теграции маркетинга, адекватность маркетинговой информации, стратегическая ориентация, эффективность управления текущей маркетинговой деятельностью.

Аудит маркетинга представляет собой всеобъемлющую, систематическую, независимую и периодическую проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности для организации в целом или для ее отдельных хозяйственных единиц.      

Цель аудита маркетинга – выявление областей, где существуют проблемы и новые возможности, и выдача рекомендаций по разработке плана повышения эф­фективности маркетинговой деятельности.

Рассмотрим четыре характеристики аудита маркетинга.

Всеобъемлемость. Аудит охватывает все главные виды маркетинговой деятель­ности и не ограничивается анализом только отдельных критических моментов. Аудит называется функциональным, если он охватывает деятельность сбытовиков, цено­образование и другие функции маркетинга. Хотя функциональный аудит полезен, однако временами он дезориентирует руководство относительно его реальных про­блем предприятия. Например, проблемы с реализацией товара могут быть следстви­ем не слабой подготовленности сбытовиков или плохой системы стимулирования их труда, а слабости продуктов и системы их продвижения.

Систематичность. Аудит маркетинга включает упорядоченную последователь­ность диагностических шагов, охватывающих внешнюю среду маркетинга для дан­ной организации, внутренние системы маркетинга и отдельные функции маркетин­га. За диагнозом следуют разработка плана корректирующих действий, включающе­го как краткосрочные, так и долгосрочные предложения по улучшению общей эффективности маркетинговой деятельности.

Независимость. Аудит маркетинга может быть реализован шестью способами: самоаудит, перекрестный аудит, аудит со стороны вышестоящих подразделений или организаций, аудит со стороны специального аудиторского подразделения, аудит, проводимый специально созданной группой, и внешний аудит. Самоаудит, основан­ный на использовании специального опросного листа руководителем подразделе­ния для оценки эффективности своей деятельности, может быть полезным, однако может отсутствовать его независимость и объективность.

Наилучшим образом аудит осуществляют независимые консультанты, которые обладают необходимой объективностью и независимостью, большим опытом аудита в подобных отраслях и могут целиком посвятить себя данной работе.

Периодичность. Обычно аудит маркетинга инициируется после того, как объем продаж начал падать, мораль сбытовиков — снижаться, и организация столкнулась с другими проблемами. Но кризис организации мог быть обусловлен частично тем, что руководство не анализировало эффективность маркетинга еще во времена, ког­да организация функционировала эффективно. Таким образом, аудит маркетинга может быть полезным как для процветающих организаций, так и для испытываю­щих трудности.

Обычно предметом аудита является финансовая сторона производственно-хозяйственной деятельности. В этом случае он осуществляется в соответствии с определенными стандартами, которые предельно документированы, легко понима­емы и поэтому хорошо вписываются в процесс аудита. Общий процесс бизнеса, включая маркетинг, хотя и является более сложным и инновационным, основанным в большей степени на суждениях руководителей и специалистов, чем на жестких правилах, также может быть подвергнут аудиторской проверке.

Любая организация, осуществляя аудит, столкнется с двумя группами перемен­ных. Во-первых, с переменными, над которыми организация не имеет прямого контроля, – в эту группу прежде всего входят переменные, характеризующие вне­шнюю среду маркетинга. Во вторую группу входят показатели, над которыми орга­низация имеет контроль, – это прежде всего показатели производственно-хозяй­ственной деятельности. Исходя из изложенного различают внешний и внутренний аудит.

Аудит маркетинга направлен на оценку следующих аспектов маркетинговой деятельности организации: макро- и микровнешняя среда маркетинга, стратегии маркетинговой деятельности, организация маркетинговой деятельности, системы маркетинга (информационная, планирования, разработки новых продуктов, конт­роля), эффективность маркетинговой деятельности в целом и по отдельным эле­ментам комплекса маркетинга.

Аудит маркетинга осуществляется в следующей последовательности. Вначале организуется встреча руководства организации с аудитором(ами) с целью выработки соглашения о целях, диапазоне, глубине, источниках информации, виде конечного отчета и о временном горизонте проводимого аудита. С целью минимизации временных и денежных затрат тщательно готовится план аудита маркетинга, указы­вающий лиц, которые должны быть опрошены, вопросы, которые должны быть им заданы, место и время встреч и т. д. В соответствии с важнейшим правилом аудита маркетинга нельзя полагаться только на данные и мнения руководства организации. Необходимо опросить потребителей, дилеров и других представителей внешней среды организации. Многие организации в действительности не знают, как они выглядят в глазах потребителей, дилеров, не понимают нужд потребителей. После завершения этапа сбора информации аудитор формирует результаты анализа и под­готавливает рекомендации. Ценным аспектом аудита является то, что руководители участвуют в оценках, дебатах, разработке новых концепций маркетинговой деятель­ности.

Помимо отчета по завершении аудита его конечные результаты могут быть пред­ставлены в виде резюме, состоящего из двух частей: сильные и слабые стороны организации (внутренний аудит) и возможности и опасности для организации (вне­шний аудит), что по сути дела является SWOT-анализом.

Рассмотренные виды контроля маркетинга охватывают осуществление функ­ций маркетинга как внутри организации, так и вне ее.

В связи с этим выделяют три уровня контроля маркетинга:

1. Организация в целом.

2. Подразделение маркетинга.

3. Внешний контроль.

Контроль маркетинга на уровне организации в целом направлен на получение информации, необходимой для оценки уровня эффективности маркетинга и приня­тия соответствующих решений со стороны руководства организации. Обычно ре­зультаты контроля докладываются ежемесячно на совете директоров. Как правило, данный контроль направлен на оценку: эффективности выполнения стратегическо­го плана и годового плана маркетинга организации; прогресса в области маркетин­говой деятельности; соотношения «цены – затраты – прибыль» результатов разра­ботки новых продуктов.

Ранее указывалось, что стратегический план в существенной мере основан на разнообразной маркетинговой информации, то есть его качество зависит от уровня эффективности маркетинговой деятельности в организации. Его оценка и является предметом контроля маркетинга в данной области. Важно оценить, как маркетинг повлиял на выбор и реализацию отдельных направлений производственно-хозяй­ственной деятельности организации (направления бизнеса).

Оценка прогресса в области маркетинговой деятельности проводится на осно­ве изучения динамики показателей дохода, затрат и прибыли. Такая оценка на уров­не организации в целом осуществляется, по крайней мере, для отдельных видов бизнеса, а порой – для отдельных продуктов и рынков.

Величина дохода зависит от объема реализации и цены продажи. Для опреде­ления величины прибыли необходимо знать издержки, в которых важнейшей со­ставляющей являются производственные издержки. Объем реализации и цена опре­деляются главным образом эффективностью деятельности служб маркетинга; про­изводственные издержки – эффективностью производственных служб организации. Службы маркетинга должны постоянно получать информацию о производственных издержках. Только в этом случае возможна оценка соотношения «цена – издержки – прибыль».

Разработка новых продуктов, создание новых видов бизнеса – одна из наибо­лее сложных проблем управления на уровне организации в целом. Поэтому введе­ние системы контроля за разработкой новых продуктов в существенной мере помо­гает повысить эффективность управления этой деятельностью. В основу такой си­стемы кладется регулярное рассмотрение данных вопросов на заседаниях совета директоров или другого высшего органа управления организацией.

На уровне подразделения маркетинга контроль маркетинга следует осуществ­лять на непрерывной основе. Он направлен на оценку эффективности отдельных аспектов маркетинговой деятельности за короткие промежутки времени и оценку компетентности руководства данного подразделения в более долгосрочной перспек­тиве.

Не существует принципиальных различий между двумя первыми видами кон­троля. Например, анализ объема реализации является одним из направлений кон­троля маркетинга в обоих случаях. Различие скорее всего заключается в том, на каком уровне управления и в каких целях используются полученные результаты.

Внешний контроль осуществляют, как правило, консультационные фирмы. Рекламные агентства, например, могут, наряду с оценкой эффективности реклам­ной кампании, оценить соответствие маркетинговой деятельности конкретным рыночным условиям. Фирмы, занимающиеся исследованиями рынка, оценивают сравнительную динамику сбыта и отношение потребителей к товарам организации. Аудиторские фирмы могут осуществить всеобъемлющий анализ эффективности маркетинговой деятельности в целом.

Контрольные вопросы

1. Какие особенности организации рекламной службы существуют?

2. В чем сущность деятельности рекламных служб?

3. Какие функции контроля в маркетинге?

4. Какие виды организационных структур предполагают включение маркетинговой службы?

5. В чем сущность аудита маркетинга?

6. В чем суть анализа годовых планов маркетинга?


Список литературы:

 

1. Азарян Е.М. Международный маркетинг. - Киев, 1998.

2. Алёшина И.В. Поведение потребителей. – М.: 1999.

3. Афонина И.А. О роли стратегического планирования в повышении конкурентоспособности промышленных предприятий // Микроэкономика. – 2012. – N 2. – С. 160-164.

4. Баранов Д.Е. , Демко Е.В., Лукашенко М.А. PR: теория и практика: учеб./ Д. Е. Баранов, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко; под ред. М.А. Лукашенко. – М.: Маркет ДС, 2010. – 328 с.

5. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие, 2-е изд. / Ю.В. Безрутченко. - М.: Дашков и К, 2016. – 232 c.

6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз.- М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Березин И. Практика исследования рынков. - М.: Бератов-пресс, 2003.

8. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relation. Часть 1.- С-Пб. 1998.

9. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление / Т.А. Гайдаенко. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

10. Гапоненко А. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций / А. Гапоненко, М. Савельева // Пробл. теории и практики управл. – 2015. – N 5. – С.117-124.

11. Годин А.М. Брендинг: Учеб. пособие – 2-е изд. – «Дашков и К» – 2006.

12. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - 5-е изд. – М. –«Дашков и К» - 2006.

13. Горкина М.Б. PR с нулевым бюджетом/ М.Б. Горкина. – М.: Эксмо, 2010. -272с.

14. Данько Т.П. и др. Электронный маркетинг: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2003.

15. Дихтль Е., Хёршген X. Практический маркетинг. - М.: Высш.шк., 1995.

16. Дмитриев И. Джиар в России больше, чем пиар / И. Дмитриев // Версия: электронный сборник статей и публикаций. 2005. 14 марта.

17. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. - СпБ. « Питер», 2002.

18. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах и таблицах: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М – 2006.

19. Ингрем Т., Ла-Форг Р. и др. Профессиональные продажи. - СпБ: «Нева», 2003.

20. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.; Вузовский учебник, 2006.

21. Кибалов Е.Б. Системный взгляд на проблему повышения конкурентоспособности / Е.Б. Кибалов, С.А. Быкадоров // ЭКО. – 2016. – N 1. – С. 115-125.

22. Колборн Р. Мерчандайзинг: принципы успешной торговли. СпБ, «Нева», 2002.

23. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Котлер Филип, К. Л. Келлер. – СПб.: Питер, 2012.

24. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс –курс / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. / Пер. с англ. под науч. ред. С.Г. Жильцова. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

25. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. М.: 2003.

26. Кревенс Дэвид, В. Стратегический маркетинг / В., Дэвид Кревенс. – 6-е изд. / Пер. с англ. – М.: Издателский дом «Вильямс», 2008. – 512 с

27. Ламбен Ж.Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред.В.Б. Колчанова / Ж.Ж. Ламбен, Р.Чумпитас, И. Шулинг. – СПб.: Питер, 2008. – 720 с.

28. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. С-Пб, 1996.

29. М.Мак-Дональд. Стратегическое планирование маркетинга. - С-Пб., 2000.

30. Маркетинг / под ред. Н. М. Кондратенко. - М: Юрайт, 2011.

31. Маркетинг / Под ред. акад. Романова А. Н. - М.: Банки и биржи, 1995.

32. Маркетинг в сфере сервиса. Учебник для бакалавров по направлению подготовки 100100.62 «Сервис» всех форм обучения. – СПб. : Астерион, 2014. – 439 с.

33. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., ИНФРА-М, 2000.

34. Моргунов В.И. Международный маркетинг: Учеб.пособие – 2-е изд. – 2006.

35. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.

36. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг. – М.: Эксмо, 2006.

37. Паблик рилейшнз (Связи с общественностью в сфере бизнеса). – М.: 1999.

38. Панкратов Ф.Г. Основы рекламы: Учебник.- 9-е изд. – М.: «Дашков и К», 2006.

39. Панкрухин А. П. Маркетинг. - М.: Омега-Л, 2009.

40. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: 1997.

41. Розмари Варлей. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. – М.: Проспект, 2004.

42. Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие, Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 – 220

43. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2006.

44. СтахановВ.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг.: Уч.пособие. - М.: 2001.

45. Судас Л.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Уч-к. – М.: ИНФРА-М, 2004.

46. Третьяк О.А. Маркетинг: Новые ориентиры модели управления: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

47. Управление розничным маркетингом. / Под ред. Д.Гилберта: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2005.

48. Хайн Томас. Все об упаковке. СпБ, «Азбука», 1997.

49. Хершген Хайнц. Маркетинг (основы профессионального успеха). –М.: ИНФРА-М, 2000.

50. Холмогоров В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. - СпБ, «Питер», 2001.  

51. Цацулин А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. –М.: ИИД «Филинъ», 1997.

52. Шмидт Р.А., Райт Х. Финансовые аспекты маркетинга. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

53. Шульц Дон Е., Танненбаум Стейли И, Лаутербарк Роберт Ф. Новая парадигма маркетинга. Интегрируемые маркетинговые коммуникации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004.

54. Элисон Тикер. Паблик рилейшнз. Уч-к. – М.:Проспект, 2005.

 

Дистанционные образовательные ресурсы

55. Образовательный видеопортал UniverTV.ru -http://univertv.ru/video/menedzhment/?mark=all

56. Видеосюжеты (поиск по словам «маркетинг менеджмент») на сайтеyoutube.com - http://www.youtube.com

57. Видеосюжеты (поиск по слову «менеджмент») на сайте Microsoft –http://www.bing.com/?scope=video&FORM=Z9LH1

58. On-line семинары по современным технологиям -http://www.techdays.ru/

59. Бесплатные вэбинары, семинары, конференции, тренинги, форумыпо информационным технологиям в Санкт-Петербурге -http://www.vkm.spb.ru/news1.phtml

60. Инновационные решения Microsoft, помогающие повысить эффективность компании и снизить затраты на ее управление, развертывание, модер-низацию, защиту, автоматизацию, коммуникации, консолидацию, виртуализа-цию и оптимизацию инфраструктуры -http://www.microsoft.com/everybodysbusiness/ru/ru/default.aspx




Практикум

Дата: 2019-02-25, просмотров: 405.