Кафедра документоведения и технотронной информологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по прохождению, подготовке и оформлению отчета
по преддипломной практике
(для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение»
всех форм обучения)
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
документоведения и технотронной информологии
Протокол № 9 от “14”032017
Луганск 2017
УДК 651
Методические рекомендации по прохождению, подготовке и оформлению отчета по преддипломной практике студентов, обучающихся в магистратуре направления подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение» / С.А. Пидченко, И.А. Омельяненко. – Луганск : Изд-во ЛГУ им. В. Даля, 2016. – 20 с.
Методические рекомендации включают общее положение о практике, программу преддипломной практики, правила ведения отчетной документации. Приведены примеры составления плана отчета о практике, оформления титульного листа, списка литературы и др.
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм, обучающихся в магистратуре направления подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение». Рекомендации могут использоваться как студентами в ходе подготовки и прохождения практики, так и руководителями практик для более эффективной организации преддипломной практики.
Составители: С.А. Пидченко, доцент
И.А. Омельяненко, ст.преподаватель
Отв. за выпуск О.В. Каминская, доцент
Рецензент Е.В. Сидорченко, доцент
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации предназначены для обеспечения организации и проведения преддипломной практики студентов, обучающихся в магистратуре направления подготовки 46.04.02 «Документоведение и архивоведение».
Организация и ведение делопроизводства требуют профессиональных знаний и навыков. Важным направлением решения этой проблемы является подготовка квалифицированных специалистов в области документоведения и документационного обеспечения управления. Документовед должен иметь знания, практический опыт и владеть методами анализа, проектирования и организации документационного обслуживания учреждения, организации, предприятия (или структурного подразделения) любого уровня управления, любой отрасли и любой формы собственности.
Документы и документная информация лежат в основе принятия управленческих решений, являются их материальным воплощением и тем самым обеспечивают их исполнение. От того, насколько правильно организована работа с документами, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческих решений.
Особое место в подготовке специалистов по документоведению и документационному обеспечению управления занимает преддипломная практика, так как она способствует закреплению и совершенствованию умений выпускников вести самостоятельную проектно-исполнительную деятельность на основе теоретических знаний, практических умений и навыков, приобретенных студентами в процессе обучения, а также в процессе прохождения учебных и производственных практик.
Преддипломная практика предназначена для практической апробации теоретических положений магистерской работы и выполнения ее практической части, приобретения навыков практического анализа проблем делопроизводства, разработки проектов совершенствования документационного обеспечения управления. Преддипломная практика помогает студентам глубже осознать правильность осуществления своего профессионального выбора.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ
Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Она проводится по окончании теоретического курса обучения и является подготовительным этапом выполнения магистерской работы. Выполнение дипломного проекта в сочетании с практикой исследовательского характера обеспечивает повышение уровня методической подготовки студентов. В соответствии с учебным планом продолжительность практики – 3 недели.
Цель практики – сбор материала, необходимого для написания магистерской работы, т.е. приобретение персонального исследовательского опыта по изучаемой проблеме, накопление и систематизация теоретического материала, а также адаптация студентов.
В процессе прохождения практики предусматривается решение следующих задач:
1. Ознакомиться со структурой организации – базы практики, составить характеристику основных подразделений;
2. Изучить и проанализировать действующие нормативно-правовые и нормативно-методические документы, регламентирующие работу организации;
3. Составить представление о системе делопроизводства той организации, в которой студент проходит практику;
4. Ознакомиться с содержанием конкретных делопроизводственных работ непосредственно на рабочем месте;
5. Закрепить и углубить теоретические знания, умения и навыки, полученные во время обучения;
6. Выявить информацию, относящуюся к теме его дипломного исследования, собрать необходимый эмпирический материал;
7. Зафиксировать в дневнике полученные сведения и результаты выполненной работы;
8. Подготовить отчет, обобщающий полученные знания и практические навыки.
Преддипломная практика организуется в соответствии с темой магистерской работы и включает в себя следующие этапы ее реализации:
1. Теоретический (с момента выбора и утверждения темы и до начала самой практики). Задачами этого этапа является изучение нормативных документов и научных публикаций по соответствующей теме в целях формирования теоретических представлений об исследуемой проблеме.
2. Практический (собственно практика). Сбор материалов по теме магистерской работы
3. Исследовательский (с момента окончания практической деятельности и до написания отчета). Состоит в сопоставлении теоретических представлений и практических данных для разработки предложений по совершенствованию деятельности службы документационного обеспечения управления.
Преддипломную практику студенты могут проходить в организациях, предприятиях, учреждениях различных форм собственности, органах власти и управления в качестве объекта изучения документных процессов, реализации современных технологий делопроизводства и документного проектирования. Работающие студенты, как правило, проходят практику по месту работы.
С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда. Во время прохождения практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации – базы практики, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации базы (в рамках Программы практики) и руководителя.
В ходе практики студент знакомится со структурой, направлениями деятельности организации, порядком документирования управленческой деятельности, организацией работы с документами. При выборе темы теоретического характера студенты собирают материал в центральных архивах и архивах организаций, библиотеках. Состав материалов, собираемых студентом в ходе практики, определяется темой магистерской работы и согласовывается с научным руководителем и руководителем практики от организации.
Руководство практикой осуществляют руководитель практики от кафедры документоведения и технотронной информологии и руководитель организации, в которой студент проходит практику. Руководитель практики от кафедры, как правило, им является научный руководитель магистерской работы, обеспечивает научно-методическое руководство, проводит инструктаж и осуществляет контроль над выполнением плана практики. Руководитель практики от организации обеспечивает проведение практики в соответствии с программой и планом прохождения практики и систематически контролирует качество выполнения практической работы.
Примерное задание на практику:
- изучение истории, структуры, функций организации, являющейся базой проведения практики;
- изучение законодательных, нормативно-правовых документов, регламентирующих организационные основы деятельности организации;
- изучение устава, положений, инструкций, номенклатуры дел организации в соответствии с темой исследования;
- изучение порядка документирования, состава документов, постановки делопроизводства в организации с учетом темы исследования;
- изучение технических и программных средств, используемых в организации для создания, функционирования и хранения документов;
- анализ правил составления, оформления документов в организации.
Итоговый контроль:
- дневник практики;
- письменный отчет о практике, выполненный по материалам учреждения или организации, в которых студент проходил практику;
- итоговая конференция, посвященная обсуждению итогов практики с участием преподавателей, ответственных за практику и представителей учреждений и организаций – баз практики.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 198.