ТЕМА: НЕВРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться диагностировать и планировать лечение больных с неврогенными заболевания­ми слизистой оболочки полости рта.

ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Анатомия и топография черепных нервов: тройничного, лицевого,
языкоглоточного, подъязычного.

Анатомическое строение и функции вегетативной нервной системы.

Повторите патогенез гальванического синдрома.


ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Дайте анализ классификации нейростоматологических заболеваний
и синдромов (В.Е.Гречко, 1981).

Перечислите особенности клинического обследования нейростоматологического больного.

Перечислите особенности клинических проявлений стомалгий.

Перечислите патогенные факторы, которые провоцируют синдром
глоссалгии.

Опишите механизм развития синдрома глоссалгии (парестезии).

Перечислите основные принципы лечения больных синдромом
глоссалгии.

Чем обусловлена необходимость комплексной терапии больных, стра­дающих стомалгией, совместно с врачами психоневрологом, терапевтом, эндокринологом и др.?




СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Стомалгии — боли различного характера и интенсивности, проявля­ющиеся в полости рта. Причиной болей могут быть заболевания анимальной (V, VII, IX, XII пара черепномозговых нервов) и вегетативной не­рвной системы, а также патологические процессы, преимущественно по ходу сплетений нервных волокон.

 

Среди этиологических факторов стомалгий выделяют следующие:

местные — хронические травмы, послеоперационные рубцы, ос­теофиты; инфекционные, герпетические и аллергические заболевания;
гальванические токи; гаймориты; артрозо-артриты нижнечелюстного
височного сустава; опухолевые заболевания; одонтогенные воспалитель­ные процессы (пульпиты, периодонтиты, остеомиелиты).

общие — функциональные (неврастения или психостения) и орга­нические заболевания центральной нервной системы, эндокринные за­болевания (диабет, климакс), нарушения солевого обмена, заболевания
желудочно-кишечного тракта (иритативные боли), заболевания сердеч­но-сосудистой системы (стенокардия, гипертоническая болезнь), заболе­вания шейного отдела позвоночника.

 

При стомалгиях больные жалуются на различные ощущения в обла­сти слизистой оболочки полости рта: от жжения, саднения, ползанья мурашек до сильных невралгических болей по ходу нервных образований. Могут быть невыносимо жгучие длительные боли (до нескольких часов).

Боли периферического генеза характеризуются следующими при­знаками:

возникают в зоне патологического очага;

наблюдаются продромальные симптомы и боли в области инервации определенного нерва;

получают положительный результат при обезболивании ненар­котическими анальгетиками и проводниковой анестезии (возмож­но применение двухэтапной анестезии);

боли прекращаются в ночное время.

 

В случаях, когда вышеперечисленные признаки болевого синдрома отсутствуют, необходимо консультировать больного с соответствующими специалистами (невропатологом, эндокринологом, терапевтом и др.) с целью установления причин развития болевого симптома или синдрома (невриты, невралгии, опухоли и т.д.).

 

Парестезия (глоссалгия) — ложные ощущения — следствие функци­ональных изменений нервного проводника или рецепторов. Нарушения функционирования нервных волокон наступает в результате изменения метаболизма. Причинами могут быть — воспаление, сдавление нервных волокон, нарушения микроциркуляции. В связи с особенностями иннервации слизистой оболочки полости рта, парестезии чаще локализуются в тканях языка, функция которого регулируется деятельностью нескольких пар черепно-мозговых нервов (VII, IX, XII). Парестезии могут быть первичными (как следствие воспаления слизистой или травматизации нервного волокна) и вторичными, при которых устранение причин, вызвавших их, не приводит к устранению ощущений, а наоборот дополняется психостеническими симптомами, приобретает личностную окраску.

 

Для первичных парестезий характерно усиление клинических проявлений при раздражениях слизистой оболочки (пищевом, термическом), а также обратное развитие процесса одновременно с устранением причины ее вызвавшей. Примером может быть эндоневральное раздражение нервного проводника в момент проведения проводниковой анестезии.

 

Для вторичных парестезий характерно:

А) длительность болей от нескольких дней до нескольких лет

Б) исчезновение болей при приеме пищи, положительных эмоциях и т. д.

 




Лечение :

Выявление и устранение причины

Применение методов и средств, направленных на нормализацию функционирования периферических нервных структур (ГНЛ, физиотерапия, новокаиновые блокады)

Нормализация функции ЦНС (нейролептики, транквилизаторы, физиотерапия – гальванический воротник по Щербаку). Проводится психотерапевтом.

 

Ситуационные задачи:

1. Больная 52 лет обратилась с жалобами на жжение слизистой боко­вой поверхности языка в течение 2-х месяцев. Практически здорова, об­щительна, адекватно отвечает на все вопросы.

Объективно: незначительная ассиметрия лица, левая носогубная складка сглажена. При открывании рта ослаблены мышцы левой полови­ны лица. Полость рта санирована. Выражена ассиметрия языка преимуще­ственно слева.

Наметьте план обследования больного.

Поставьте предварительный диагноз.

2. Больной 46 лет обратился к врачу по поводу жжения, пощипыва­ния, онемения языка. Считает себя больным более 3-х лет. Ощущения
жжения совершенно проходят во время еды, ночью спит хорошо.

Отмеча­ет хорошее состояние во время отпуска, на рыбалке. На общее состояние жалоб не предъявляет. Страдает выраженной канцерофобией. Лечился у разных врачей-стоматологов. Консультировался в медицинских институ­тах Москвы, Киева, Риги, Лен.ВМА им.С.М.Кирова, выполнял все рекомендации врачей — эффекта не отмечал.

Объективно: полость рта санирована. Прикус N. Изменений функ­ции нижнего височно-челюстного сустава не выражено. Слизистая обо­лочка полости рта без патологических изменений.

В процессе доверительного разговора выявлено, что 4 года назад в цехе, где работает больной, "неожиданно" умер молодой мужчина от "рака языка".

Проанализируйте механизм развития заболевания.

Наметьте план обследования и лечения больного.


Задание на дом:

Подготовить материал занятия 13.

Нарисуйте схему иннервации тканей полости рта и языка.

 

 

ЗАНЯТИЕ 13

Дата: 2019-02-25, просмотров: 304.