ЗАНЯТИЕ 3,4. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА (ПЕРВИЧНЫЕ).
ЗАНЯТИЕ 5. ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.
ЗАНЯТИЕ 6 АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.
ЗАНЯТИЕ 7 МЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ СТОМАТИТЫ: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА С ИНТОКСИКАЦИЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, МНОГОФОРМНАЯ ЭКССУДАТИВНАЯ ЭРИТЕМА (МЭЭ).
ЗАНЯТИЕ 8 ИЗМЕНЕНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА (ЖКТ) И ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПАТОЛОГИЕЙ ЖКТ.
ЗАНЯТИЕ 9 ПОРАЖЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ ДЕРМАТОЗАХ.
ЗАНЯТИЕ 10 ПУЗЫРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (АКАНТОЛИТИЧЕСКАЯ И НЕАКАНТОЛИТИЧЕСКАЯ ПУЗЫРЧАТКА).
ЗАНЯТИЕ 11 ХЕЙЛИТЫ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ).
ЗАНЯТИЕ 12 НЕВРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.
ЗАНЯТИЕ 13 ЗАБОЛЕВАНИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ
ЗАНЯТИЕ 14 КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ПРИ ГЕМОРРАГИЧЕСКИХ ДИАТЕЗАХ.
ЗАНЯТИЕ 15 ПРЕДРАК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И КРАСНОЙ КАЙМЫ ГУБ.
ЗАНЯТИЕ 16 ПРОФИЛАКТИКА РАКА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.
ЗАНЯТИЕ 17 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации составлены с учетом рабочих программ кафедры терапевтической стоматологии и квалификационной характеристики врача по специальности 19.04 "Стоматология".
Рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки студентов V курса к клиническому разбору и приему больных заболеваниями слизистой оболочки полости рта. Рекомендации составлены с учетом современных требований педагогики и психологии высшей школы.
Каждая тема начинается с точно сформулированной цели - какими именно действиями должен овладеть студент по завершении работы над темой.
Вопросы, изученные ранее и необходимые к данному занятию, направлены на активизацию ранее изученных теоретических (анатомических, физиологических, фармакологических и др.) и практических (изучение анамнеза, клиническое обследование) аспектов, без ясного знания которых невозможно полноценное усвоение цели данного занятия. Поэтому, ознакомясь с перечнем этих вопросов, студент должен по необходимости обратиться к тем материалам (учебникам, записям лекций), где данные вопросы нашли наиболее полное и четкое освещение.
Перечень вопросов для контроля усвоения студентом материала, в процессе изучения темы, одновременно является и планом для последовательного изучения темы занятия с указанием ключевого материала. При указании работы со схемами ООД (ориентировочной основы действия), студент должен внимательно изучить всю последовательность этапов. После тщательной проработки схем, мысленно следует повторить все этапы с учетом их тренировочной предназначенности. Закрепление и проверка усвоения темы проводится методом решения клинических задач. Правильность решения их проверяется на практическом занятии с преподавателем.
ЗАНЯТИЕ 1
ТЕМА : МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладеть основными и дополнительными
методами обследования больных с заболевания ми слизистой оболочки полости рта. Научиться дифференцировать первичные и вторичные высыпные элементы слизистой полости рта.
Ознакомиться с основными принципами лечения заболевания слизистой полости рта.
ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
Общая схема обследования больных с соматической патологией.
Лабораторные методы исследования: биохимические, бактериологические, иммунологические, анализы крови.
Строение многослойного плоского неороговевающего эпителия.
Патоморфология острого и хронического воспаления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
План обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки
полости рта.
Информативность основных и дополнительных методов
обследования.
Цитологическое исследование слизистой оболочки полости рта
(методика забора материала и подготовка для исследования).
Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки
полости рта.
Первичные и вторичные элементы слизистой оболочки, особенности их трансформации в полости рта.
Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта.
Основные принципы общего и местного лечения заболеваний
слизистой оболочки полости рта.
Последовательность обследования 1 | Клинические симптомы 2 | Цель использования, клинический пример 3 |
Основные методы обследования: А. Опрос больного I. Жалобы II. Анамнез жизни Пол, возраст 2. Перенесенные и сопутствующие заболевания 3. Профессиональные вредности: 4. Вредные привычки: 5. Аллергологический статус 6. Наследственность III. Развитие настоящего заболевания Б. Осмотр больного Внешний осмотр: 1. Состояние видимых кожных покровов, красной каймы губ и видимых слизистых оболочек носа, глаз 2. Состояние регионарных лимфатических узлов II. Осмотр полости рта 1. Осмотр слизистой оболочки преддверия и собственно полости рта 2. Обследование выявленных элементов поражения 3. Обследование выделительной функции слюнных желез 4. Осмотр зубных рядов 5. Обследование точек выхода ветвей тройничного нерва В. Дополнительные методы обследования 1. Цитологические исследования 2. Бактериоскопическое исследование З.Исследование микроциркуляции слизистой оболочки полости рта 4. Общий клинический анализ 5. Биохимический анализ крови 6.Гистологическое исследование 7.Аллергологические исследования 8. Иммунологические исследования 9. Серологические исследования 10. Люминесцентные исследования 11. Рентгенологические исследования 12. Консультации у специалистов | Боль в каком-либо участке, слизистой оболочки полости рта Неприятные ощущения (покалывание, жжение) Изменения рельефа слизистой оболочки Сухость во рту 5. Изменение общего состояния (температура тела, слабость, недомогание) Жалобы отсутствуют 1. Заболевания желудочно-кишечного тракта 2. Эндокринные заболевания (сахарный диабет) 3. Заболевания крови (лейкозы, анемии, полицитемия и др.) 4. Заболевания сердечно сосудистой системы 1. Химические предприятия 2. Контакт с пестицидами 3. Контакт с радиоактивными веществами, тяжелыми металлами 4. Работа на улице, в поле 1. Курение 2. Прием алкоголя 3. Привычное прикусывание слизистой 1. Аллергия к продуктам питания 2. Аллергия к лекарствам 3. Аллергия к бытовым веществам Наличие аналогичной болезней у родственников 1. Начальные симптомы заболевания 2. Давность заболевания, особенности течения 3. Возможная причина болезни 4. Частота рецидивов, обострения 5. Эффективность проводимого ранее лечения 1.Цвет 2. Наличие патологических элементов 3. Наличие элементов поражения на слизистой оболочке глаз, носа 1. Размер 2. Плотность 3. Болезненность 4. Спаянность с окружающими тканями 1.Цвет 2. Влажность 3. Нахождение элементов поражения 1. Количество, очертания, (форма, размеры 2. Пальпация 3. Поскабливание 4. Симптом Никольского Пальпация слюнных желез околоушной, подчелюстной) 1. Состояние зубного ряда 2. Вид прикуса 3. Наличие и состояние ортопедической конструкции 1. Наличие зубных отложений, определение гигиенического индекса Болезненность Соскоб с поверхности эрозии, язвы 1. Соскоб налета с поверхности слизистой (окрашенный препарат) 2. Микроскопия в темном поле (нативный препарат) Ультразвуковая допплерография 1. Число эритроцитов 2. Число лейкоцитов, лейкоцитарная формула 3. Цветной показатель 4. Реакция СОЭ Содержание глюкозы Биопсия 1. Гистаминовая проба 2. Кожно-аллергические пробы 3. Реакция торможения миграции лейкоцитов 4. Реакция бластной трансформации 5. Реакция лейкоцитоза 6. Кожные аппликационные и скарификационные пробы 1. Прямая и непрямая реакции иммунофлюоресценции (РИФ) 2. Реакция розеткообразования 1. Реакция Вассермана 2. Реакция иммобилизации бледных трепонем 3. Реакция иммунофлюоресценции Свечение в лучах Вуда 1. Внутриротовая рентгенограмма 2. Внеротовая (обзорная) рентгенограмма 3. Ортопантограмма 4. Компьютерная томография 1. Гастроэнтеролог 2. Эндокринолог 3. Аллерголог и др. | 1. Раздражение, сдавление нервных окончаний при воспалении и других патологических процессах 2. Нарушение вегетативной иннервации (глоссалгия) 3. Наличие элементов поражения 4. Дисфункция вегетативной нервной системы Заболевание слюнных желез, их выводных протоков 5.Острые инфекционные заболевания (вирусные), Токсико-аллергические реакции (многоформная экссудативная эритема)и др. Бессимптомное течение заболевания. Патологические изменения во рту определяют случайно при осмотре. Некоторые заболевания встречаются у определенной возрастной группы людей (язвенно-некротический гингивит Венсана) определенного пола (красный плоский лишай) 1.Являются предрасполагающими и сопутствующими для патологии слизистой оболочки полости рта (глосситы, гиповитаминозы) 2. Способствует развитию пародонтита, кандидоза, красного плоского лишая 3. Имеют проявления в полости рта различного характера 4.Предрасполагают к развитию заболеваний слизистой оболочки рта (пузырно-сосудистый синдром, трофическая язва) 1. Контакт с канцерогенными веществами способствует развитию предраковых заболеваний, злокачественных новообразований 2. то же 3. Возможно развитие лучевой болезни. Интоксикация солями тяжелых металлов - свинцом, висмутом, ртутью 4. Повышенная инсоляция предрасполагает, к развитию актинического, метеорологического хейлита и др. 1.2.3. Способствует развитию предраковых состояний слизистой оболочки рта (лейкоплакия, хейлит Манганотги и др.) Хроническая механическая травма (мягкая лейкоплакия) У лиц с отягощенным аллергическим статусом чаще развиваются и тяжелее протекают различные аллергические заболевания (аллергический, экзематозный хейлит) При некоторых заболеваниях слизистой оболочки рта возможна наследственная предрасположенность (например, буллезный эпидермолиз, экзематозный хейлит) Возможен продромальный период заболевания Влияет на тяжесть, течение заболевания, развитие осложнений, на выбор метода лечения Иногда можно выделить непосредственную причину заболевания (травмирующий фактор) Характеризует тяжесть течения заболевания. Позволяет подобрать оптимальный метод лечения и лекарственные средства Цвет кожи изменен при нарушении общего состояния организма (болезни крови и др.) Красный плоский лишай, поражения на коже красная волчанка, пузырчатка Многоформная экссудативная эритема, пузырчатка, вирусные поражения, синдром Бехчета Увеличение при сифилисе, раке, острых воспалительных процессах в полости рта Плотноэластическая консистенция при сифилисе Болезненность при остром воспалительном процессе, отсутствие боли при раке, сифилисе Спаянность возможна при раке Свидетельствует о нарушении общего состояния организма (бледность - болезни крови, желтушность — заболевания печени) Сухая — при кандидозе, синдроме Съегрена Выявляют первичные и вторичные патологические элементы Отмечается моноформизм или полиморфизм (истинный, ложный) высыпаний Выявляется болезненность, плотность элементов Элемент поражения может не удаляться при поскабливании (папула, бляшка) или сниматься (налет, корка, чешуйка) Отслоение и расслоение эпителия при вульгарной пузырчатке Отсутствие выделения секрета из протоков или изменение его вида Возможно нахождение травмирующих факторов Неудовлетворительное гигиеническое состояние зубов отягощает течение болезней слизистой оболочки рта Неврит ветвей тройничного нерва Выявляет специфические изменения клеточного состава при раке, пузырчатке, герпесе. Выявляет флору пораженной слизистой, сифилис, туберкулез. Выявляет бледную трепонему при сифилисе При хронических воспалительных заболеваниях позволяет определить степень дисфункции сосудов слизистой оболочки полости рта Уменьшено при анемиях, увеличено при полицитемии Выявляет воспалительное состояние организма, заболевания крови (лейкоз) Высокий показатель характерен для пернициозной анемии (авитаминоз В12), низкий — для других форм анемии (железодефицитная и др.) Ускорена при различных болезненных состояниях (воспаление, новообразования) При подозрении на сахарный диабет Применяют в трудных диагностических случаях Применяют для определения чувствительности к гистамину. Положительная проба при хроническом рецидивирующем афтозном стоматите, многоформной экссудативной эритеме) Используют для диагностики бактериальной аллергии при хроническом рецидивирующем афтозном стоматите, многоформной экссудативной эритеме Проводят с различными аллергенами для выявления причинного аллергена Проводят с различными аллергенами Используют для дифференциации пузырных заболеваний и красной волчанки Применяют при аллергических заболеваниях для выявления состояния Т и В лимфоцитов Используют для диагностики сифилиса Используютдия диагностики красной волчанки, лейкоплакии, плоского лишая Выявление очагов одонтогенной инфекции у больных с бактериальной аллергией По показаниям |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Методике исследования больного в клинике терапевтической стоматологии уделяется особое внимание. Обследование, проведенное на должном уровне, позволяет выбрать наиболее рациональное лечение и последовательность. В клинике различают основные и вспомогательные методы.
К основным методам исследования относят анамнез и осмотр больного. Врач, беседуя с больным, выясняет максимальное количество сведений о состоянии здоровья больного с детского возраста и по момент обращения к врачу, что позволяет судить о развитии настоящего заболевания. Учитывает длительность болезни, болевой симптом, состояние функции слюнных, эндокринных желез, желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Обращают внимание на общий вид больного, цвет кожи, симметрию лица, наличие патологических элементов на коже и слизистой оболочке полости рта.
При осмотре полости рта оценивает состояние десен, слизистой языка, неба, щек, зева, глотки, зубов, прикус. Используя перкуссию, исследуют периодонт, а, применяя пальпацию, определяют болезненность тканей и судят об увеличении лимфатических узлов. При осмотре обращают внимание на особенности слизистой оболочки полости рта в различных участках, фиксируя внимание на факторах, играющих определенную роль в нормальной жизнедеятельности слизистой оболочки (слюна, микрофлора полости рта, гликоген, васкуляризация, иннервация).
Вспомогательные методы применяют для дифференциальной диагностики. К ним относят:
а) Термический. Для выявления реакции пульпы.
б) Электродиагностика. Позволяет судить более точно о состоянии пульпы и периодонта.
в) Рентгеновский - помогает обнаружить изменения в тканях зуба, периодонте в верхнечелюстной пазухе, межзубных промежутках, а также инородные тела в каналах; секвестры, новообразования.
г) Биохимический. Применяют при полном клиническом обследовании больного. Исследуют кровь, желудочный сок — при глоссалгии. Кровь, мочу — при подозрении на диабет.
Схема ориентировочной основы действия при подготовке материала к цитологическому исследованию
Компоненты действия | Методы и средства действия | Критерии самоконтроля |
Забор материала а) подготовка стекол б) взятие материала методом прямого мазка-отпечатка в) взятие материала методом переноса мазка-отпечатка г) взятие материала методом соскоба д) метод пункционного взятия материала II. Фиксация материала III. Окрашивание препаратов а) можно изучать не окрашенные нативные препараты б) окраска гематоксилин-эозином IV.Заключение в канадский бальзам V. Микроскопия препарата | Стекла моют горячей водой в щелочном растворе, промывают водопроводной водой, хранят в закрытом сосуде в смеси равных количеств спирта и эфира (смесь Никифорова). Перед взятием материала больной прополаскивает рот водой. Мазок берется предметным стеклом, слегка надавив на интересующий участок слизистой. Используется кусочек стерильной ученической резинки 0,5x0,5 см. С помощью пинцета производится отпечаток на резинку с патологического очага и переносится на предметное стекло. Чаще соскоб берется металлическим шпателем на границе здоровых и патологически измененных тканей. Не рекомендуется брать соскоб из центральной части очага. Проводится при помощи толстой иглы или после рассечения тканей в случае, когда очаг расположен под слоем слизистой. - проводится в ацетоне или в смеси Никифорова - путем высушивания над пламенем спиртовки в течение 5 минут. а) стекла складываются попарно тыльной стороной, на каждую пару одевается резиновое кольцо. б) опускают в раствор гематоксилина на 10 мин., прополаскивают в дистиллированной воде. в) на 3 мин. погружают в раствор эозина. г) осторожно, 3-4 раза прополаскивают в дистиллированной воде. Проводят микроскопирование, заключают в канадский бальзам. а) предметное стекло опускают в 70 град.спирт на 1-2 сек. б) на 1-2 сек. - в 96-градусный спирт в) на 1-2 сек. - в два раствора ксилола г) наносят каплю канадского бальзама или полистерола и покрывают стеклом д) через 3-4 дня избыток полистерола срезают лезвием бритвы с поверхности стекла. Используется световой микроскоп. | Стекла маркируются перед взятием материала карборундовым камнем. Для удаления возможных пищевых остатков и частично слизи. Используется при исследовании слизистой альвеолярных отростков, неба, дна полости рта. Клетки в мазке расположены хаотично, могут наслаиваться. При травмировании кровеносных сосудов в мазке может быть большое количество элементов крови. Используется чаще при бактериоскопическом исследовании (кандидоз, фузоспирохетоз). Препятствует слипанию стекол. Способствует их равномерному прокрашиванию. Докрашивание клеток в фиолетовый цвет. Для хранения препарата в течение ряда лет. Препарат обезвоживается и осветляется. |
д) Бактериологическое исследование проводят для обнаружения мицелия грибка, бактерий инфекционных специфических заболеваний;
е) Цитологический. Исследование клеточного состава эрозий, язв, пузырей, новообразований, специфических и неспецифических воспалительных процессов. Изучить схему ООД.
ж) Патоморфологический метод — изучается биоптат пораженной слизистой оболочки полости рта.
В зависимости от обнаруженных нарушений составляют подробный план диагностического исследования и лечения, оформляют документацию.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.