Физическое развитие – это комплекс морфологических признаков, присущих данному индивидууму, формирующихся под влиянием наследственности и среды. Показатели физического развития отличаются значительными индивидуальными отклонениями. Индивидуальная оценка физического развития проводится путём сопоставления данных обследуемого со средними величинами показателей для каждой возрастно-половой группы спортсменов избранного вида спорта (табл. 1 и 2).
Антропологические измерения необходимо проводить в утренние часы (в конце дня может наблюдаться увеличение массы, уменьшение длины тела на 1 – 1,5 см). Ежегодные исследования проводить в один и тот же день.
1.Рост (стоя) измеряют ростомером с точностью до 0,5 см. Обследуемый становится спиной к стойке ростомера, прикасаясь тремя точками: лопатками, ягодицами и пятками; подбородок слегка опущен, при этом наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны быть на одной горизонтали. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Рост стоя определяют по первой (левой шкале ростомера).
2.Окружность грудной клетки измеряют в трёх её положениях: при максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы (среднее положение между вдохом и выдохом). Сантиметровую ленту накладывают горизонтально спереди над сосками у женщин, по соскам у мужчин; а сзади по нижним углам лопаток.
3.Масса измеряется при помощи медицинских десятичных весов.
Таблица 1 «Показатели физического развития детей» | ||||||||||||
Возраст (лет) | Мальчики (юноши) | Девочки (девушки) | ||||||||||
Рост (см) | Масса тела (кг) | Рост (см) | Масса тела (кг) | |||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
6 | 109,5 | 117,5 | 130 | 19,32 | 22,35 | 27,08 | 108,5 | 115,5 | 128,5 | 18,74 | 21,6 | 25,85 |
7 | 113,5 | 122 | 135 | 20,8 | 24,2 | 29,4 | 112,5 | 122,15 | 135 | 20,8 | 23,8 | 28,4 |
8 | 118 | 127,5 | 142,5 | 23,2 | 27,05 | 33,15 | 118 | 127 | 140,5 | 22,8 | 26,16 | 36,16 |
9 | 124 | 135 | 150 | 25,9 | 31,5 | 40,07 | 125 | 133 | 147 | 25,8 | 30,26 | 37,7 |
10 | 128 | 138 | 153 | 28,5 | 35 | 45 | 128 | 137,5 | 153 | 27,2 | 35 | 46,5 |
11 | 132 | 142,5 | 159,5 | 30,9 | 38,4 | 47,9 | 133,5 | 144,5 | 162,5 | 31,2 | 39,4 | 52,8 |
12 | 136,5 | 148 | 165,5 | 34 | 39,8 | 56 | 139 | 146,5 | 169 | 37,5 | 41,8 | 60 |
13 | 142 | 150,5 | 175,5 | 37,2 | 48 | 65,5 | 146 | 157 | 173,5 | 41,1 | 50,7 | 65,9 |
14 | 149,5 | 163 | 185 | 43,8 | 55 | 72,6 | 151 | 160,5 | 175 | 45 | 54,9 | 68,7 |
15 | 155,5 | 169 | 190 | 51,6 | 63 | 80,7 | 153,5 | 162,5 | 176 | 56,2 | 56,3 | 69,5 |
16 | 169 | 177 | 193 | 54,3 | 66,7 | 83,2 | 159 | 168 | 184 | 50,2 | 58,7 | 72,3 |
Таблица 2 «Среднестатистические показатели физического развития учащихся 1-11 классов» | ||||||
Возраст (лет) | Окружность грудной клетки во время паузы (см) | |||||
Мальчики (юноши) | Девочки (девушки) | |||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
6 | 56,2 | 61,2 - 65,2 | 71,1 | 53,7 | 59,1 – 63.2 | 67,5 |
7 | 59,4 | 63,1 – 67,1 | 73,3 | 57,3 | 61,3 – 64,3 | 69,1 |
8 | 60,1 | 64,3 – 68,2 | 76,1 | 59,1 | 63,4 – 66,5 | 69,1 |
9 | 63,3 | 65,6 – 70,3 | 80,1 | 61,7 | 65,1 – 69,1 | 70,1 |
10 | 59,5 | 63,3 – 69,2 | 73,1 | 58,2 | 61,7 – 67,0 | 70,4 |
11 | 62,3 | 66,2 – 72,3 | 76,2 | 59,8 | 63,9 – 70,3 | 74,4 |
12 | 62,5 | 67,9 – 72,3 | 76,2 | 61,6 | 66,7 – 74,7 | 79,8 |
13 | 65,0 | 70,6 – 79,5 | 85,1 | 67,2 | 71,1 – 77,4 | 81,3 |
14 | 68,8 | 74,5 – 83,4 | 89,1 | 68,0 | 73,0 – 80,7 | 85,7 |
15 | 74,3 | 79,1 – 86,8 | 91,6 | 72,6 | 76,1 – 81,4 | 84,8 |
16 | 80,6 | 83,4 – 88,3 | 97,6 | 74,3 | 79,4 – 84,3 | 88,5 |
Для ориентировочной оценки некоторых антропометрических показателей используется метод индексов.
Весоростовой индекс
Индекс служит показателем упитанности (ПУ), указывает, сколько граммов массы приходится на 1 см тела, он рассчитывается по формуле: ПУ = Р (вес тела в граммах) : L (рост в сантиметрах)
Отклонение в сторону увеличения свидетельствует о лишнем весе.
Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).
Индекс Пинье (Ип)
Индекс Пинье может применяться лишь для тех, у кого отсутствуют признаки ожирения. Определяет пропорциональность развития и крепость телосложения, он рассчитывается по формуле:
Ип = L - Р - ОГК, где L – рост в сантиметрах, Р – вес тела в килограммах, ОГК – окружность грудной клетки в покое в сантиметрах.
Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).
Индекс Эрисмана (Иэ)
Окружность грудной клетки можно использовать для определения показателей развития грудной клетки:
Иэ = ОГК в покое - L/2, где ОГК – окружность грудной клетки; L – рост в сантиметрах.
Для девочек Иэ составляет 3,3 см, для мальчиков – 5,8 см. Иэ, равный или больший указанного, говорит о хорошем пропорциональном развитии грудной клетки (широкогрудность) и наоборот.
Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).
Экскурсия грудной клетки (Эгк)
Характеризует развитие органов дыхания, рассчитывается по формуле:
Эгк = ОГК на вдохе – ОГК на выдохе, где ОГК – окружность грудной клетки. Разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе у тренированных людей составляет 8-10 см. Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).
Таблица 3 «Оценка уровня физического развития занимающегося» | ||||||
Показатели | Уровни физического развития | |||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | ||
Весоростовой индекс(ПУ) (г/см) | Дети до 12 лет Подростки 13-17лет Мужчины Женщины Баллы | Более 501 Более 450 - 2 | Более 300 Более 400 500 - 451 450 - 401 - 1 | 300 - 200 400 - 300 450 - 401 400 - 375 0 | 200 300 400 - 375 375 – 350 0 | 375 350 0 |
Индекс Пинье (Ип) (усл. ед.) | Мужчины Женщины Баллы | Более 31 Более 31 0 | 26 – 31 26 – 31 1 | 21 – 25 21 – 25 2 | 15 – 20 15 – 20 2,5 | 10 – 15 10 – 15 3 |
Индекс Эрисмана (Иэ) (отн. ед.) | Мужчины Женщины Баллы | -5 -5 0 | -4.5 - 0 -4.5 - 0 1 | 0 - +2 0 - +2 2 | +2,5 - +4,5 +2,5 - +4,5 2,5 | +5 и более +5 и более 3 |
Экскурсия грудной клетки (Эгк) | Мужчины Женщины Баллы | 1 – 2 1 – 2 -1 | 3 – 4 3 – 4 0 | 5 - 9 5 - 9 1 | 10 – 12 10 – 12 2 | 13 – 14 13 – 14 3 |
Для получения оценки уровня ФР необходимо суммировать баллы показателей и соотнести со следующей шкалой:
Сумма баллов | -3 | -2 - 2 | 3 - 5 | 6 - 7 | 8 - 9 |
Уровни ФР | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (ФункцП)
Функциональная подготовленность характеризует состояние систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся ЧСС, АД, ЧД, время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий.
ЧСС (частота сердечных сокращений) измеряется за 15 с и результат умножается на 4. Для получения более точного результата замер ЧСС рекомендуется делать за 1 мин. ЧСС в покое измеряется после 5-7 мин отдыха лёжа на спине или сидя. Исходное положение для замера ЧСС стоя – опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 мин. ЧСС после 30 приседаний за 30 с измеряется в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание. Замер ЧСС выполняется после 1 мин восстановления.
АД (артериальное давление) измеряется тонометром по методу Н.С.Короткова на правой руке в положении сидя после 5-10-минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнажённого плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому.
ЧД (частота дыхания) подсчитывается за 1 мин в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчёта ЧД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.
Ортостатическая проба
Определяет состояние механизма регуляции ССС (сердечнососудистой системы), рассчитывается по формуле:
ЧСС в покое лёжа – ЧСС в покое стоя.
Испытуемый в течение 3-5 мин спокойно находится в положении лёжа. На 5-й мин экспериментатор подсчитывает пульс и фиксирует его. Далее по команде обследуемый резко встаёт и в этот момент экспериментатор вновь определяет частоту пульса.
Оценка ортостатической пробы подводится на основании таблицы 4.
Пределы колебаний артериального давления у детей школьного возраста
Показатель АД характеризует функциональное состояние ССС и имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностики врожденных пороков сердца, а также почечной патологии.
Возраст | Расчет артериального давления АДрасч (СД / ДД) | |
Систолическое давление СД | Диастолическое давление ДД | |
7 – 20 лет | СД = 1,7 х возраст + 83 | ДД = 1,6 х возраст + 42 |
20 – 80 лет | СД = 0,4 х возраст + 109 | ДД = 0,3 х возраст + 63 |
Сравнить АДфакт с АДрасч. Если АДфакт выше АДрасч (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АДфакт ниже АДрасч (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипотоническом состоянии (пониженное АД).
Оценка АД подводится на основании таблицы 4.
Частота дыхания
Частота дыхания (ЧД) подсчитывается за 1 минуту в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчета ЧД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Оценка ЧД подводится на основании таблицы 4.
Проба Штанге
Задержка дыхания на вдохе. После нескольких субмаксимальных дыхательных движений испытуемый делает глубокий вдох и задерживает дыхание. Нос закрывает пальцами или зажимом. Оценка пробы Штанге подводится на основании таблицы 4.
Проба Генча
Если проба проводится за пробой Штанге или другой подобной, то необходим отдых 5 – 7 мин.
Задержка дыхания на выдохе. Проба проводится так же, как и проба Штанге, но дыхание задерживается после глубокого выдоха. Оценка пробы Генча подводится на основании таблицы 4.
Время задержки дыхания позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящее к заболеваниям органов дыхания.
Таблица 4 «Оценка уровня функциональной подготовленности занимающегося» | |||||
Показатели | Уровни функциональной подготовленности | ||||
Возраст | Низкий | Ниже среднего | Средний | Высокий | |
Ортостатическая проба | Баллы | более 20 0 | 15 – 20 1 | 15 -10 2 | менее 10 3 |
Артериальное давление (АД) | 7 – 20 лет 20 – 80 лет Баллы | АДфакт = более или менее: на 30 мм рт ст АДрасч -1 | АДфакт = более или менее: на 20 мм рт ст АДрасч 0 | АДфакт ниже АДрасч (СД на 20 мм рт ст, ДД на 15 мм рт cт) = гипотоническое АДфакт выше АДрасч (СД на 15 мм рт ст, ДД на 10 мм рт ст) = гипертоническое 1 | АДфакт в норме (в пределах: +15 мм рт ст и – 15 мм рт ст АДрасч) 2 |
Частота дыхания (кол-во вдохов-выдохов) | Баллы | Более 18 0 | 17 – 18 1 | 14 – 16 2 | 10 – 13 3 |
Проба Штанге (сек) | 9 – 10 лет 11 – 12 лет 13 – 16 лет Женщины Мужчины Баллы | Менее 40 Менее 55 Менее 80 Менее 30 Менее 40 0 | 40 – 50 55 – 65 80 – 90 30 – 40 40 – 50 1 | 50 -55 65 – 70 90 – 95 40 – 50 50 – 60 2 | Более 55 Более 70 Более 95 Более 50 60 – 90 и более 3 |
Проба Генча (сек) | Баллы | Менее 25 0 | 25 – 30 1 | 40 – 60 2 | Более 60 3 |
Для получения оценки уровня ФункцП необходимо суммировать баллы показателей и соотнести со следующей шкалой:
Сумма баллов | - 1 | 0 - 4 | 5 - 9 | 10 - 14 |
Уровни ФункцП | Низкий | Ниже среднего | Средний | Высокий |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (ФизП)
Уровень ФизП занимающихся оценивают с помощью специальных тестов и упражнений.
Сопоставить фактические показатели с величинами таблиц уровней ФизП избранного вида спорта и определить количество баллов (низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла).
Для получения оценки уровня ФизП необходимо суммировать баллы показателей и соотнести со следующей шкалой:
Сумма баллов 5 тестов 4 теста 3 теста | 5-6 4-5 3 | 7-8 6-7 4 | 9-11 8-9 6-7 | 12-13 10-11 8 | 14-15 12 9 |
Уровни ФизП | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
Общий уровень физической подготовленности равен отношению суммы баллов уровней всех видов физической активности (Гибкость – наклон на скамейке, Сила – подтягивание, Скоростная сила – прыжок в длину и т. д.) к их количеству (n): ∑ (уровней физических качеств) / n.
Лестничная проба: подняться на 4 этаж нормальным темпом, без остановки на площадке сосчитать пульс. Ниже 100 уд/мин — отлично; ниже 120 уд/мин — хорошо; ниже 140 уд/мин — удовлетворительно; выше 140 уд/мин — плохо.
Проба с приседаниями 1: встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, широко разводя колени в стороны. Снова сосчитать пульс. Увеличение пульса на 25% и менее — отлично; 25-50% - хорошо; 50-75% - удовлетворительно; свыше 75% - плохо.
Проба с приседаниями 2: подсчитать пульс в покое за 10 сек, сделать 20 приседаний за 30 сек и посчитать пульс. Продолжать подсчитывать каждые 10 сек до возвращения к первоначальным цифрам. Если увеличение происходит за 5-7 уд, а возвращение за 1,5-2 мин — норма; учащение пульса больше чем на 7 уд и возвращение к исходным цифрам более чем за 2,5 мин — нарушение тренировочного процесса или болезнь.
Проба с подскоками: сосчитать пульс, О.С. руки на пояс. В течении 30 сек сделать 60 подскоков (на 5-6 см). Оценки как в пробе с приседаниями 1.
Сила кисти: Средняя величина силы кисти 70-75% веса мужчины, 50-60% веса женщины. Сила кисти = вес тела *100%
Координация движений: лист бумаги разделить на 4 квадрата (6х10см). В течении 10 сек ставить точки с максимальной частотой. После паузы 20 сек ставить точки в следующем квадрате. Подсчитать точки. Норма 70 точек за 10 сек; снижение указывает на недостаточное функциональное состояние нервно-мышечной системы.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
№ п/п
Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.