ПО ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ФР)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

           Физическое развитие – это комплекс морфологических признаков, присущих данному индивидууму, формирующихся под влиянием наследственности и среды. Показатели физического развития отличаются значительными индивидуальными отклонениями. Индивидуальная оценка физического развития проводится путём сопоставления данных обследуемого со средними величинами показателей для каждой возрастно-половой группы спортсменов избранного вида спорта (табл. 1 и 2).

           Антропологические измерения необходимо проводить в утренние часы (в конце дня может наблюдаться увеличение массы, уменьшение длины тела на 1 – 1,5 см). Ежегодные исследования проводить в один и тот же день.

           1.Рост (стоя) измеряют ростомером с точностью до 0,5 см. Обследуемый становится спиной к стойке ростомера, прикасаясь тремя точками: лопатками, ягодицами и пятками; подбородок слегка опущен, при этом наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны быть на одной горизонтали. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Рост стоя определяют по первой (левой шкале ростомера).

           2.Окружность грудной клетки измеряют в трёх её положениях: при максимальном выдохе, максимальном вдохе и во время паузы (среднее положение между вдохом и выдохом). Сантиметровую ленту накладывают горизонтально спереди над сосками у женщин, по соскам у мужчин; а сзади по нижним углам лопаток.

           3.Масса измеряется при помощи медицинских десятичных весов.

Таблица 1 «Показатели физического развития детей»

Возраст (лет)

Мальчики (юноши)

Девочки (девушки)

Рост (см)

Масса тела (кг)

Рост (см)

Масса тела (кг)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
6 109,5 117,5 130 19,32 22,35 27,08 108,5 115,5 128,5 18,74 21,6 25,85
7 113,5 122 135 20,8 24,2 29,4 112,5 122,15 135 20,8 23,8 28,4
8 118 127,5 142,5 23,2 27,05 33,15 118 127 140,5 22,8 26,16 36,16
9 124 135 150 25,9 31,5 40,07 125 133 147 25,8 30,26 37,7
10 128 138 153 28,5 35 45 128 137,5 153 27,2 35 46,5
11 132 142,5 159,5 30,9 38,4 47,9 133,5 144,5 162,5 31,2 39,4 52,8
12 136,5 148 165,5 34 39,8 56 139 146,5 169 37,5 41,8 60
13 142 150,5 175,5 37,2 48 65,5 146 157 173,5 41,1 50,7 65,9
14 149,5 163 185 43,8 55 72,6 151 160,5 175 45 54,9 68,7
15 155,5 169 190 51,6 63 80,7 153,5 162,5 176 56,2 56,3 69,5
16 169 177 193 54,3 66,7 83,2 159 168 184 50,2 58,7 72,3

 

Таблица 2 «Среднестатистические показатели физического развития учащихся 1-11 классов»

Возраст

(лет)

Окружность грудной клетки во время паузы (см)

Мальчики (юноши)

Девочки (девушки)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
6 56,2 61,2 - 65,2 71,1 53,7 59,1 – 63.2 67,5
7 59,4 63,1 – 67,1 73,3 57,3 61,3 – 64,3 69,1
8 60,1 64,3 – 68,2 76,1 59,1 63,4 – 66,5 69,1
9 63,3 65,6 – 70,3 80,1 61,7 65,1 – 69,1 70,1
10 59,5 63,3 – 69,2 73,1 58,2 61,7 – 67,0 70,4
11 62,3 66,2 – 72,3 76,2 59,8 63,9 – 70,3 74,4
12 62,5 67,9 – 72,3 76,2 61,6 66,7 – 74,7 79,8
13 65,0 70,6 – 79,5 85,1 67,2 71,1 – 77,4 81,3
14 68,8 74,5 – 83,4 89,1 68,0 73,0 – 80,7 85,7
15 74,3 79,1 – 86,8 91,6 72,6 76,1 – 81,4 84,8
16 80,6 83,4 – 88,3 97,6 74,3 79,4 – 84,3 88,5

Для ориентировочной оценки некоторых антропометрических показателей используется метод индексов.

           Весоростовой индекс

           Индекс служит показателем упитанности (ПУ), указывает, сколько граммов массы приходится на 1 см тела, он рассчитывается по формуле: ПУ = Р (вес тела в граммах) : L (рост в сантиметрах)

           Отклонение в сторону увеличения свидетельствует о лишнем весе.

           Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).

Индекс Пинье (Ип)

           Индекс Пинье может применяться лишь для тех, у кого отсутствуют признаки ожирения. Определяет пропорциональность развития и крепость телосложения, он рассчитывается по формуле:

           Ип = L - Р - ОГК, где L – рост в сантиметрах, Р – вес тела в килограммах, ОГК – окружность грудной клетки в покое в сантиметрах.

Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).

Индекс Эрисмана (Иэ)

           Окружность грудной клетки можно использовать для определения показателей развития грудной клетки:

           Иэ = ОГК в покое - L/2, где ОГК – окружность грудной клетки; L – рост в сантиметрах.

Для девочек Иэ составляет 3,3 см, для мальчиков – 5,8 см. Иэ, равный или больший указанного, говорит о хорошем пропорциональном развитии грудной клетки (широкогрудность) и наоборот.

Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).

Экскурсия грудной клетки (Эгк)

           Характеризует развитие органов дыхания, рассчитывается по формуле:

           Эгк = ОГК на вдохе – ОГК на выдохе, где ОГК – окружность грудной клетки. Разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе у тренированных людей составляет 8-10 см. Сопоставить фактические показатели со средними величинами и определить количество баллов (таблица 3).

Таблица 3 «Оценка уровня физического развития занимающегося»

Показатели

Уровни физического развития

  Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Весоростовой индекс(ПУ) (г/см) Дети до 12 лет Подростки 13-17лет Мужчины Женщины Баллы     Более 501  Более 450  - 2 Более 300 Более 400 500 - 451  450 - 401  - 1 300 - 200 400 - 300  450 - 401 400 - 375  0 200 300 400 - 375 375 – 350 0     375 350 0
Индекс Пинье (Ип) (усл. ед.)   Мужчины Женщины Баллы Более 31 Более 31 0 26 – 31 26 – 31 1 21 – 25 21 – 25 2 15 – 20 15 – 20 2,5 10 – 15 10 – 15 3
Индекс Эрисмана (Иэ) (отн. ед.) Мужчины Женщины Баллы -5 -5  0 -4.5 - 0 -4.5 - 0  1 0 - +2 0 - +2 2 +2,5 - +4,5 +2,5 - +4,5 2,5 +5 и более +5 и более 3
Экскурсия грудной клетки (Эгк)   Мужчины Женщины Баллы 1 – 2 1 – 2 -1 3 – 4 3 – 4  0 5 - 9 5 - 9 1 10 – 12 10 – 12 2 13 – 14 13 – 14 3

Для получения оценки уровня ФР необходимо суммировать баллы показателей и соотнести со следующей шкалой:

Сумма баллов -3 -2 - 2 3 - 5 6 - 7 8 - 9
Уровни ФР Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (ФункцП)

           Функциональная подготовленность характеризует состояние систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся ЧСС, АД, ЧД, время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий.

           ЧСС (частота сердечных сокращений) измеряется за 15 с и результат умножается на 4. Для получения более точного результата замер ЧСС рекомендуется делать за 1 мин. ЧСС в покое измеряется после 5-7 мин отдыха лёжа на спине или сидя. Исходное положение для замера ЧСС стоя – опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 мин. ЧСС после 30 приседаний за 30 с измеряется в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание. Замер ЧСС выполняется после 1 мин восстановления.

           АД (артериальное давление) измеряется тонометром по методу Н.С.Короткова на правой руке в положении сидя после 5-10-минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнажённого плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их – диастолическому.

           ЧД (частота дыхания) подсчитывается за 1 мин в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчёта ЧД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

 

Ортостатическая проба

           Определяет состояние механизма регуляции ССС (сердечнососудистой системы), рассчитывается по формуле:

           ЧСС в покое лёжа – ЧСС в покое стоя.

           Испытуемый в течение 3-5 мин спокойно находится в положении лёжа. На 5-й мин экспериментатор подсчитывает пульс и фиксирует его. Далее по команде обследуемый резко встаёт и в этот момент экспериментатор вновь определяет частоту пульса.

           Оценка ортостатической пробы подводится на основании таблицы 4.

 

Пределы колебаний артериального давления у детей школьного возраста

           Показатель АД характеризует функциональное состояние ССС и имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностики врожденных пороков сердца, а также почечной патологии.

Возраст

Расчет артериального давления АДрасч  (СД / ДД)

Систолическое давление СД Диастолическое давление ДД
7 – 20 лет СД = 1,7 х возраст + 83 ДД = 1,6 х возраст + 42
20 – 80 лет СД = 0,4 х возраст + 109 ДД = 0,3 х возраст + 63

Сравнить АДфакт с  АДрасч. Если АДфакт выше АДрасч (СД на 15 мм рт. ст., а ДД на 10 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АДфакт ниже АДрасч (СД на 20 мм рт. ст., а ДД на 15 мм рт. ст.), это свидетельствует о гипотоническом состоянии (пониженное АД).

Оценка АД подводится на основании таблицы 4.

Частота дыхания

           Частота дыхания (ЧД) подсчитывается за 1 минуту в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчета ЧД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.           Оценка ЧД подводится на основании таблицы 4.

Проба Штанге

           Задержка дыхания на вдохе. После нескольких субмаксимальных дыхательных движений испытуемый делает глубокий вдох и задерживает дыхание. Нос закрывает пальцами или зажимом. Оценка пробы Штанге подводится на основании таблицы 4.

Проба Генча

Если проба проводится за пробой Штанге или другой подобной, то необходим отдых 5 – 7 мин.

 Задержка дыхания на выдохе. Проба проводится так же, как и проба Штанге, но дыхание задерживается после глубокого выдоха. Оценка пробы Генча подводится на основании таблицы 4.

Время задержки дыхания позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящее к заболеваниям органов дыхания.

Таблица 4 «Оценка уровня функциональной подготовленности занимающегося»

Показатели

Уровни функциональной подготовленности

Возраст Низкий Ниже среднего Средний Высокий
Ортостатическая проба   Баллы более 20 0   15 – 20 1 15 -10 2 менее 10 3
Артериальное давление (АД)   7 – 20 лет 20 – 80 лет   Баллы АДфакт = более или менее: на 30 мм рт ст АДрасч   -1 АДфакт = более или менее: на 20 мм рт ст АДрасч   0 АДфакт ниже АДрасч (СД на 20 мм рт ст, ДД на 15 мм рт cт) = гипотоническое  АДфакт  выше АДрасч (СД на 15 мм рт ст, ДД на 10 мм рт ст) = гипертоническое 1 АДфакт в норме (в пределах: +15 мм рт ст и – 15 мм рт ст АДрасч)   2
Частота дыхания (кол-во вдохов-выдохов)   Баллы   Более 18   0   17 – 18   1   14 – 16   2   10 – 13   3
Проба Штанге (сек) 9 – 10 лет 11 – 12 лет 13 – 16 лет Женщины Мужчины Баллы Менее 40 Менее 55 Менее 80 Менее 30 Менее 40 0 40 – 50 55 – 65 80 – 90 30 – 40 40 – 50 1 50 -55 65 – 70 90 – 95 40 – 50 50 – 60 2 Более 55 Более 70 Более 95 Более 50 60 – 90 и более 3
Проба Генча (сек)   Баллы Менее 25 0 25 – 30 1 40 – 60 2 Более 60 3

Для получения оценки уровня ФункцП необходимо суммировать баллы показателей и соотнести со следующей шкалой:

Сумма баллов - 1 0 - 4 5 - 9 10 - 14
Уровни ФункцП Низкий Ниже среднего Средний Высокий

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (ФизП)

 

Уровень ФизП занимающихся оценивают с помощью специальных тестов и упражнений.

Сопоставить фактические показатели с величинами таблиц уровней ФизП избранного вида спорта и определить количество баллов (низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла). 

Для получения оценки уровня ФизП необходимо суммировать баллы показателей и соотнести со следующей шкалой:

Сумма баллов 5 тестов 4 теста 3 теста   5-6 4-5 3   7-8 6-7 4   9-11 8-9 6-7   12-13 10-11 8   14-15 12 9
Уровни ФизП Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Общий уровень физической подготовленности равен отношению суммы баллов уровней всех видов физической активности (Гибкость – наклон на скамейке, Сила – подтягивание, Скоростная сила – прыжок в длину и т. д.) к их количеству (n): ∑ (уровней физических качеств) / n.

Лестничная проба: подняться на 4 этаж нормальным темпом, без остановки на площадке сосчитать пульс. Ниже 100 уд/мин — отлично; ниже 120 уд/мин — хорошо; ниже 140 уд/мин — удовлетворительно; выше 140 уд/мин — плохо.

Проба с приседаниями 1: встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, широко разводя колени в стороны. Снова сосчитать пульс. Увеличение пульса на 25% и менее — отлично; 25-50% - хорошо; 50-75% - удовлетворительно; свыше 75% - плохо.

Проба с приседаниями 2: подсчитать пульс в покое за 10 сек, сделать 20 приседаний за 30 сек и посчитать пульс. Продолжать подсчитывать каждые 10 сек до возвращения к первоначальным цифрам. Если увеличение происходит за 5-7 уд, а возвращение за 1,5-2 мин — норма; учащение пульса больше чем на 7 уд и возвращение к исходным цифрам более чем за 2,5 мин — нарушение тренировочного процесса или болезнь.

Проба с подскоками: сосчитать пульс, О.С. руки на пояс. В течении 30 сек сделать 60 подскоков (на 5-6 см). Оценки как в пробе с приседаниями 1.

Сила кисти: Средняя величина силы кисти 70-75% веса мужчины, 50-60% веса женщины. Сила кисти = вес тела *100%

Координация движений: лист бумаги разделить на 4 квадрата (6х10см). В течении 10 сек ставить точки с максимальной частотой. После паузы 20 сек ставить точки в следующем квадрате. Подсчитать точки. Норма 70 точек за 10 сек; снижение указывает на недостаточное функциональное состояние нервно-мышечной системы.

 

 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

 

№ п/п

Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.