Периферический отдел вестибулярного анализатора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вестибулярный анализатор – совокупность механорецепторов и нервных структур, обеспечивающих восприятие и анализ ориентации тела в пространстве. Рефлексы, вызываемые вестибулярными раздражениями, делятся на статические и статокинетические.

Статические рефлексы поддерживают равновесие при положении тела стоя и разных углах наклона; обеспечиваются отолитовыми органами маточки и мешочка преддверия внутреннего уха.

Статокинетические рефлексы реализуются во время движений и обеспечиваются как отолитовыми органами, так и ампулярными гребешками полукружных каналов. Отолитовы органы воспринимают линейное ускорение, ампулярные гребешки полукружных каналов воспринимают угловое ускорение.

Рецепторные клетки органа равновесия (вестибулярный аппарат) располагаются в структурах преддверия — полукружных каналах, маточке и мешочке (рис. 28).

Рис. 28. Строение ампулярного гребешка

1 – желатинозный купол; 2 – гребешок;

Отолитовы органы (маточка и мешочек) выстланы однослойным плоским эпителием, который содержит сенсорные участки, где эпителий становится призматическим. В маточке и мешочке эти структуры называются слуховыми пятнами или макулами (рис. 28).

В состав этих структур входят два типа клеток − нейроэпителиальные волосковые (рецепторные) и поддерживающие (опорные) клетки. Поверхность клеток покрыта отолитовой мембраной, в которой имеются отолиты (кристаллы, содержащие карбонат кальция). Волосковые клетки содержат множество волосков – стериоцилий и один длинный волосок (киноцилия). Волосковые клетки находятся на поддерживающих столбчатых и грушевидных клетках, которые усиливают угловое и линейное ускорение.

Поворот головы при передаче углового раздражения сопровождается отклонением желатинозного купола в противоположную сторону, смещением волосков сенсорных клеток, возбуждением сенсорных клеток, активацией потенциалов вестибулярного нерва, которые затем направляются в центральную нервную систему. Передача линейного ускорения сопровождается наклоном головы, смещением отолитовой мембраны, сгибанием волосков сенсорных клеток к киноцилии, сопровождающимся возбуждением сенсорных клеток и от киноцилии, что ведет к торможению сенсорных клеток, потенциалов вестибулярного нерва, которые затем направляются в центральную нервную систему.

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ.

 

1. Хрящевая ткань, входящая в состав ушной раковины называется

1) эластическая

2) гиалиновая

3) волокнистая

4) пластинчатая

2. Полость наружного уха отделяется от среднего уха с помощью

1) барабанной лестницы

2) барабанной перепонки

3) вестибулярной лестницы

4) улиткового хода

3. К барабанной перепонке прикрепляется

1) молоточек

2) наковальня

3) стремечко

4) евстахиева труба

4. Среднее ухо с носоглоткой сообщается с помощью

1) вестибулярной лестницы

2) евстахиевой трубы

3) улиткового хода

4) барабанной лестницы


5. Железы наружного слухового прохода, продуцирующие ушную серу называются

1) бруннеровы

2) церуминозные

3) сальные

4) мейбомиевые

6. В улитковом протоке (перепончатом канале улитки) циркулирует

1) перилимфа

2) кариоплазма

3) эндолимфа

4) цитоплазма

7. Кортиев орган расположен на мембране

1) базилярной

2) вестибулярной

3) плазматической

4) ядерной

8. К клеткам кортиева органа, выполняющим камбиальную функцию относятся

1) клетки Дейтерса

2) клетки-столбы

3) клетки Гензена

4) клетки Беттхера

9. К вестибулярному анализатору относится

1) полукружные канальца

2) улитка

3) кортиев орган

4) вестибулярная лестница

10. На апикальной части сенсорных клеток расположены

1) реснички

2) микроворсинки

3) стериоцилии

4) жгутики




Ситуационные задачи

Задача №1.

В результате травмы у больного удалено основание улитки.

1) Указать пораженные клетки Кортиева органа.

2) Уточнить изменения возникающие в восприятии звуковых колебаний при данном патологическом процессе.

Задача №2.

У больных, принимающих большие дозы антибиотиков, хинина и других лекарственных веществ, нередко происходит потеря слуха.

1) Указать нарушенные клетки кортиева органа.

2) Уточнить поврежденную часть слухового анализатора.

Задача №3.

Пациент длительное время принимал большие дозы стрептомицина и обратился с жалобами на понижение слуха, в особенности из-за неслышимости звуков малой интенсивности.

1) Указать причину данного явления.

2) Уточнить строение пораженных клеток кортиева органа.

Задача №4

В результате воспалительного процесса у пациента полностью разрушены клетки спирального узла.

1) Указать пораженные клетки.

2) Уточнить поврежденную часть слухового анализатора.

Задача №5

В результате патологического процесса у больного повреждены рецепторные клетки, расположенные в слуховых гребешках ампул полукружных каналов перепончатого лабиринта.

1) Указать название пораженных клеток.

2) Уточнить поврежденную часть вестибулярного анализатора и нарушенную функцию.

Задача №6

Ребенок после перенесенного острого респираторно-вирусного заболевания носоглотки стал жаловаться на боль в ухе, а еще немного позднее на боль позади ушной раковины.

1) Уточнить анатомические структуры вовлеченные в патологический процесс.

2) Укажите возможные последствия данного патологического процесса у детей.

Задача №7

Отоларингологи не рекомендуют удалять ушную серу спичкой, карандашом или булавкой.

1) Указать анатомическую структуру, которая может быть поражена при неправильной чистке ушей.

2) Укажите возможные последствия данного патологического процесса.

Задача №8

У пациента сформировалась невринома преддверно-улиткового нерва (VIII пара черепно-мозговых нервов).

1) Уточнить пораженную часть слухового анализатора.

2) Указать подкорковые и корковые центры слуха.

Задача №9

При воспалении глотки гнойный процесс может распространиться в барабанную полость через слуховую трубу.

1) Укажите стенку барабанной полости, на которой открывается канал слуховой трубы.

2) Уточните стенки барабанной полости и их сообщения.

Задача №10

У больного при раздражении вестибулярного анализатора возникает нистагм (спонтанные сочетанные движения обоих глазных яблок).

1) Уточнить поврежденные ядра черепно-мозговых нервов.

2) Дать анатомическое обоснование данному патологическому процессу.


3. Проводящие пути центральной нервной системы

Проводящие пути – это функционально однородные группы нервных волокон, связывающие ядра и корковые центры различных отделов центральной нервной системы и служащие для их интеграции. Проводящие пути нервной системы подразделяются на: ассоциативные, комиссуральные и проекционные. Локализуются, как правило, в белом веществе. В онтогенезе первоначально формируются проекционные пути, затем комиссуральные и, наконец, ассоциативные.

Ассоциативные пути соединяют различные участки одного и того же полушария. Они многочисленны и наиболее развиты в коре головного мозга. Могут располагаться интра- и экстракортикально. Различают волокна дугообразные (короткие и длинные, связывают различные участки коры), пучки (верхний и нижний продольные, пояс и др., связывают различные доли мозга).

Комиссуральные пути, или спайки, обеспечивают связи между зеркально симметричными участками правой и левой половин головного и спинного мозга. Наиболее мощной спайкой конечного мозга, соединяющей правое и левое полушария, является мозолистое тело, corpus callosum .

Менее крупные мозговые спайки - передняя комиссура и комиссура свода – соединяют участки обонятельных зон конечного мозга, а также участки коры правой и левой височных долей.

Проекционные проводящие пути обеспечивают двустороннюю связь коры головного мозга с ядрами ствола головного мозга и ядрами спинного мозга.

По направлению проведения нервных импульсов проекционные пути делятся на афферентные (чувствительные, восходящие, центростремительные) и эфферентные (двигательные, нисходящие, центробежные).




Дата: 2019-02-25, просмотров: 404.