Наблюдение и анализ воспитательного мероприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткая теория изучения вопроса

Анализ - выявление сущности процесса воспитания, ограниченного рамками мероприятия.

Это единственное средство, которое помогает вскрыть резервы в методике проведения мероприятия, вскрыть резервы того, как на минимуме мероприятий решить максимум воспитательных задач.

Цель анализа - способствовать повышению эффективности воспита­тельного процесса в целом.

Задания для студентов

1. Познакомьтесь с требованиями к анализу воспитательных мероприятий.

2. Наблюдайте внеклассное мероприятие и заполняйте фотографию воспитательного мероприятия.

3. Проведите анализ воспитательного мероприятия по определенным требованиям, сделайте выводы, по необходимости - предложения.

 

Примерная схема анализа

воспитательного мероприятия

Общие сведения

· Дата проведения

· Форма и название мероприятия

· Кто проводил мероприятие

· В каком классе проводилось мероприятие (особенности детей)

2. Структура воспитательного мероприятия

· Соответствие структуры воспитательного мероприятия заявленной форме (классный час, конкурсная программа, игровая программа и т.д.).

· Основные элементы структуры. Описание структурных элементов воспитательного мероприятия: объявление темы занятия, постановка (сообщение) целей и задач, планирование (совместно с обучающимися), практическая деятельность учащихся, осуществление контроля, осуществление коррекции, оценивание учащихся, итог мероприятия (описание каждого элемента структуры мероприятия и заключение о достижении цели на каждом этапе).

· Обоснованность применения методов и приемов на каждом этапе воспитательного мероприятия.

· Соответствие материала возрастным и иным особенностям, уровню общей подготовки учащихся.

3. Содержание воспитательного мероприятия

· Наличие в содержании выводов, работа с научными понятиями и закономерностями.

· Включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы учащихся.

· Охват учащихся разными видами деятельности (фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные).

· Использование разнообразных методов обучения. Использование современных педагогических технологий, в том числе реализация активных методов обучения (проблемных, поисковых, игровых, диалоговых, опорных сигналов, схем и т.д.).

· Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

4. Наглядное и техническое оснащение учебного занятия

· Достаточность и полнота использования необходимых средств наглядности и ТСО.

· Дидактически грамотное применение данных средств наглядности и ТСО: педагогически обоснованное их предъявление в определенные моменты урока; привлечение учащихся к анализу вводимого средства.

· Отвечает ли психогигиеническим требованиям.

5. Характер общения учителя с учащимися

· Контакт учителя с учащимися.

· Использование элементов педагогики сотрудничества.

· Умение организовать познавательную деятельность и поддерживать дисциплину.

· Характеристика речевой деятельности учителя.

· Темп учебного занятия, его интенсивность.

· Внешнее восприятие личности учителя (внешний вид, мимика, пантомимика…).

6. Педагогическая эффективность учебного занятия

· Решение задач и достижение цели воспитательного мероприятия (уровень решения задач и достижение цели).

· Достижение планируемых результатов (уровень достижения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных планируемых результатов).

· Оценка эффективности и качества решения задач: оценка достоинств мероприятия; оценка недостатков мероприятия; рекомендации по их устранению и предупреждению.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания :

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.