ПМ 03. «Классное руководство»
Г. Магнитогорск, 2019
Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа
Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику классного руководства. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему классному руководителю по организации и проведению внеучебной воспитательной работы.
Составители:
Карпычева Татьяна Анатольевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;
Кащенко Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;
Лысяная Наталья Ивановна, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;
Мыльникова Анна Андреевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».
Рецензент:
Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска
Содержание
стр. | |
Контрольные точки для студентов по практике | 5 |
Требования к ведению тетради по практике | |
Требования к ведению дневника по практике | 5 |
Задания для студентов на практике | 6 |
Знакомство с планом воспитательной работы учителя и беседа с ним по вопросам | 8 |
Анализ плана работы с родителями и беседа с классным руководителем | 10 |
Наблюдение и анализ воспитательного мероприятия. Схема анализа воспитательного мероприятия | 11 |
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы | 12 |
Материалы для подготовки воспитательных мероприятий | 16 |
Структура деятельности студента по подготовке и проведению воспитательного мероприятия | 17 |
Примерная схема самоанализа воспитательного занятия | 17 |
Портфолио ученика начальной школы | 17 |
Схема анализа по оказанию помощи обучающимся по предотвращению конфликтов | 19 |
Схема анализа совместного планирования с обучающимися воспитательных мероприятий | 19 |
Карта анализа родительского собрания | 20 |
Организация взаимодействия (общения) с родителями | 21 |
Организация и проведение родительских собраний | 21 |
Анализ воспитательной работы классного руководителя | 21 |
Разработка предложений по совершенствованию и коррекции воспитательных мероприятий | 22 |
Подготовка конференции по результатам практики внеучебной воспитательной работы | 23 |
Список литературы | 24 |
Приложение 1. Профессиональные компетенции классного руководителя | 25 |
Приложение 2. Фотография воспитательного мероприятия | 28 |
Приложение 3. Техника безопасности при проведении воспитательных мероприятий | 29 |
Введение
Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.
Производственная практика по ПМ. 03. включает в себя следующие этапы: психолого-педагогическая практика и практика внеучебной воспитательной работы.
Практика внеучебной воспитательной работы направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модуля ПМ 03. ППССЗ по виду профессиональной деятельности Классное руководство, предусмотренному ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по данному модулю ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики.
Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.
В содержание заданий входит:
В обязанности студентов вменяется ведение Дневника практики, в который записываются все виды работ, выполняемых на практике, разработка конспекта воспитательного мероприятия.
Для организации текущего контроля выполнения программы практики разработаны контрольные точки для студентов. За каждую контрольную точку студент получает текущую оценку, которая позволяет оценить выполнение данного вида деятельности на практике. Практика считается освоенной, если студент имеет положительные оценки по всем контрольным точкам данной практики; и неосвоенной, если студент не выполнил задание в полном объеме (не все контрольные точки), либо студент имеет неудовлетворительную оценку по контрольной точке.
Контрольные точки для студентов на практике
§ Анализ плана воспитательной работы с классом
§ Анализы воспитательных мероприятий классного руководителя и студентов, самоанализы
§ Анализ плана работы классного руководителя с семьей
§ Анализы родительских собраний, бесед с родителями
§ Анализ работы по оказанию помощи обучающимся по предотвращению конфликтов
§ Анализ совместного планирования с обучающимися внеурочных мероприятий
§ Схема «Взаимодействие классного руководителя с сотрудниками школы, работающими с классом»
§ Конспекты воспитательных мероприятий
§ Конспекты родительских собраний, бесед с родителями
§ Материалы по оформлению родительского уголка (памяток, рекомендаций)
§ Памятка «Обеспечение взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания»
Требования к ведению тетради по практике
Требования к ведению дневника по практике
Задания для студентов на практике
1 неделя В МПК | § Инструктаж по практике внеучебной воспитательной работы § Завести дневник по практике § Собрать и оформить портфолио достижений ребенка, за которым ведет наблюдение |
2 неделя В школе | § Изучить план воспитательной работы классного руководителя § Беседа с классным руководителем «Планирование и организация воспитательной работы с классом» |
2 неделя В МПК | § Составить анализ плана воспитательной работы с классом § Определить и распределить темы классных часов |
3 неделя В школе | § Беседа с классным руководителем «Портфолио ученика начальной школы» § Составление схемы «Взаимодействие классного руководителя с сотрудниками школы, работающими с классом» |
3 неделя В МПК | § Оформление портфолио ученика § Оформление схемы «Взаимодействие классного руководителя с сотрудниками школы, работающими с классом» § Наблюдение воспитательного мероприятия § Анализ воспитательного мероприятия |
4 неделя В школе | § Наблюдение воспитательного мероприятия § Анализ воспитательного мероприятия |
4 неделя В МПК | § ТБ при проведении воспитательных мероприятий § Подготовить фрагмент воспитательного мероприятия |
5 неделя В школе | § Проведение фрагмента воспитательного мероприятия § Анализ воспитательного мероприятия |
5 неделя В МПК | § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Составление анализа «Особенности организации воспитательной работы в классе» |
6 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Сбор материала для портфолио достижений учащегося |
6 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Оформление портфолио ученика |
7 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Сбор материала для портфолио достижений учащегося |
7 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание гражданственности, патриотизма) § Оформление портфолио ученика |
8 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание гражданственности, патриотизма) |
8 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Патриотизм. Малая Родина) |
9 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Патриотизм. Малая Родина) |
9 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению) |
10 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению) |
10 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению) |
11 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению) |
11 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к природе) § Анализ работы по оказанию помощи обучающимся по предотвращению конфликтов |
12 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к природе) |
12 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к прекрасному) |
13 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к прекрасному) § Обсуждение плана воспитательной работы с детьми (совместное планирование) |
13 неделя В МПК | § Наблюдение воспитательного мероприятия «Семейные ценности и традиции» § Анализ воспитательного мероприятия § Анализ совместного планирования с обучающимися воспитательных мероприятий |
14 неделя В школе | § Беседа с классным руководителем «Обеспечение взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания» § Составление памятки «Обеспечение взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания» |
14 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Формирование ценностного отношения к здоровью) § Разработка беседы с родителями |
15 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Формирование ценностного отношения к здоровью) § Беседа с родителями |
15 неделя В МПК | § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Семейная культура: уважение к родителям, отношение к старшим и младшим, семейные ценности и традиции) § Анализ беседы с родителями |
16 неделя В школе | § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Семейная культура: уважение к родителям, отношение к старшим и младшим, семейные ценности и традиции) |
16 неделя В МПК | § Наблюдение родительского собрания § Анализ родительского собрания |
17 неделя В школе | § Изучить план работы классного руководителя с родителями (с семьей) § Беседа с классным руководителем «Планирование и организация работы с родителями» § Составление анализа плана работы с семьей и родителями |
17 неделя В МПК | § Разработка и подготовка родительского собрания § Разработка оформления родительского уголка (памяток, рекомендаций) |
18 неделя В школе | § Проведение родительского собрания § Оформление родительского уголка (памяток, рекомендаций) |
18 неделя В МПК | § Разработка и подготовка экскурсии (тематической прогулки, физкультурного праздника) |
19 неделя В школе | § Проведение экскурсии (тематической прогулки, физкультурного праздника) |
19 неделя В МПК | § Анализ экскурсии (тематической прогулки) § Подготовка праздника посвященного окончанию учебного года (КТД) |
20 неделя В школе | § Проведение праздника окончания учебного года (КТД) |
20 неделя В МПК | § Анализ праздника окончания учебного года § Составление анализа воспитательной работы за полугодие |
21 неделя В МПК | § Разработка предложений по совершенствованию и коррекции воспитательных мероприятий § Подготовка выступления на конференции по практике |
21 неделя В МПК | § Составление отчета по практике § Подготовка выступления на конференции по практике |
22 неделя В МПК | § Конференция по итогам практики |
23 неделя В МПК | § Проверка документации § Выставление оценок |
Знакомство с планом воспитательной работы учителя
И беседа с ним «Планирование и организация воспитательной работы
С классом»
Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.