Внеучебная воспитательная работа с учащимися начальной школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внеучебная воспитательная работа с учащимися начальной школы

Методическое пособие по производственной практике

ПМ 03. «Классное руководство»

 

 

                       

 

 

Г. Магнитогорск, 2019

 

Печатается по решению Методического совета Магнитогорского педагогического колледжа

 

 

Данное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Оно предназначено для студентов педагогического колледжа, которые осваивают теорию и практику классного руководства. Кроме того, пособие может оказать помощь начинающему классному руководителю по организации и проведению внеучебной воспитательной работы.  

 

 

Составители:

Карпычева Татьяна Анатольевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Кащенко Ольга Олеговна, кандидат педагогических наук, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Лысяная Наталья Ивановна, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин и частных методик, методист по практике, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»;

Мыльникова Анна Андреевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

 

 

Рецензент:

Резанова Т.А., заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска

 

 

Содержание

  стр.
Контрольные точки для студентов по практике 5
Требования к ведению тетради по практике  
Требования к ведению дневника по практике 5
Задания для студентов на практике 6
Знакомство с планом воспитательной работы учителя и беседа с ним по вопросам 8
Анализ плана работы с родителями и беседа с классным руководителем 10
Наблюдение и анализ воспитательного мероприятия. Схема анализа воспитательного мероприятия 11
Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы 12
Материалы для подготовки воспитательных мероприятий 16
Структура деятельности студента по подготовке и проведению воспитательного мероприятия 17
Примерная схема самоанализа воспитательного занятия 17
Портфолио ученика начальной школы 17
Схема анализа по оказанию помощи обучающимся по предотвращению конфликтов 19
Схема анализа совместного планирования с обучающимися воспитательных мероприятий 19
Карта анализа родительского собрания 20
Организация взаимодействия (общения) с родителями 21
Организация и проведение родительских собраний 21
Анализ воспитательной работы классного руководителя 21
Разработка предложений по совершенствованию и коррекции воспитательных мероприятий 22
Подготовка конференции по результатам практики внеучебной воспитательной работы 23
Список литературы 24
Приложение 1. Профессиональные компетенции классного руководителя 25
Приложение 2. Фотография воспитательного мероприятия 28
Приложение 3. Техника безопасности при проведении воспитательных мероприятий 29

Введение

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

Производственная практика по ПМ. 03. включает в себя следующие этапы: психолого-педагогическая практика и практика внеучебной воспитательной работы.

Практика внеучебной воспитательной работы направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модуля ПМ 03. ППССЗ по виду профессиональной деятельности Классное руководство, предусмотренному ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по данному модулю ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой практики.

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа школьного отделения, проходящих практику в начальных классах общеобразовательной школы. В пособии содержатся рекомендации, задания, творческое использование которых поможет студенту овладеть необходимыми умениями и навыками по применению психолого-педагогических знаний в процессе учебно-воспитательной работы и формировать практические умения.

В содержание заданий входит:

  1. изучение методов формирования личности ученика, и их использование при проведении воспитательных мероприятий;
  2. изучение методов формирования классного коллектива, и их использование при проведении воспитательных мероприятий;
  3. изучение методов семейного воспитания и организации работы с родителями и их апробация.

В обязанности студентов вменяется ведение Дневника практики, в который записываются все виды работ, выполняемых на практике, разработка конспекта воспитательного мероприятия.

Для организации текущего контроля выполнения программы практики разработаны контрольные точки для студентов. За каждую контрольную точку студент получает текущую оценку, которая позволяет оценить выполнение данного вида деятельности на практике. Практика считается освоенной, если студент имеет положительные оценки по всем контрольным точкам данной практики; и неосвоенной, если студент не выполнил задание в полном объеме (не все контрольные точки), либо студент имеет неудовлетворительную оценку по контрольной точке.

Контрольные точки для студентов на практике

  1. Ведение дневника по практике

§ Анализ плана воспитательной работы с классом

§ Анализы воспитательных мероприятий классного руководителя и студентов, самоанализы

§ Анализ плана работы классного руководителя с семьей

§ Анализы родительских собраний, бесед с родителями

§ Анализ работы по оказанию помощи обучающимся по предотвращению конфликтов

§ Анализ совместного планирования с обучающимися внеурочных мероприятий

  1. Методическая папка

§ Схема «Взаимодействие классного руководителя с сотрудниками школы, работающими с классом»

§ Конспекты воспитательных мероприятий

    • воспитание нравственных чувств и этического сознания,
    • воспитание гражданственности и патриотизма,
    • воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению,
    • воспитание ценностного отношения к здоровью,
    • воспитание ценностного отношения к природе,
    • воспитание ценностного отношения к прекрасному,
    • экскурсии,
    • праздника (КТД)

§ Конспекты родительских собраний, бесед с родителями

§ Материалы по оформлению родительского уголка (памяток, рекомендаций)

§ Памятка «Обеспечение взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания»

  1. Портфолио достижений ученика начальной школы
  2. Анализ воспитательной работы за полугодие
  3. Предложения по совершенствованию и коррекции воспитательных мероприятий
  4. Отчет по практике
  5. Выступление на конференции

Требования к ведению тетради по практике

  • Тетрадь должна быть подписана. Должны быть поля с двух сторон. Левое поле – дата, план (заголовки). Правое поле – для примечаний.
  • В день практики заполняем: дату, тему практики (что будем делать, чем заниматься на практике). Записываем анализ или самоанализ и др. материалы.
  • Записи в тетради по практике должны отражать выполнение студентом всех заданий, предусмотренных на данной практике.
  • Во время наблюдения воспитательного мероприятия заполняется фотография воспитательного мероприятия. Она должна быть в тетради по практике перед анализом.
  • На обложке тетради (внутренняя сторона) должна быть вклеена таблица «Табель – лист по практике», в которую систематически методист выставляет оценки.
  • Тетрадь по практике систематически (не реже 1 раза в 2 недели) проверяется методистом, который записывает замечания и ставит подпись. Замечания методиста должны быть устранены (исправлены) до следующей проверки.

Требования к ведению дневника по практике

  • Студент обязан вести дневник по производственной практике ПП.03.02 «Внеучебная воспитательная работа».
  • Дневник распечатывается и сдается методисту, который систематически выставляет в него оценки.
  • На дифференцированном зачете студент предъявляет табель – лист, дневник и отчет по практике.

Задания для студентов на практике

1 неделя   В МПК § Инструктаж по практике внеучебной воспитательной работы § Завести дневник по практике   § Собрать и оформить портфолио достижений ребенка, за которым ведет наблюдение
2 неделя   В школе § Изучить план воспитательной работы классного руководителя § Беседа с классным руководителем «Планирование и организация воспитательной работы с классом»
2 неделя В МПК § Составить анализ плана воспитательной работы с классом § Определить и распределить темы классных часов
3 неделя   В школе § Беседа с классным руководителем «Портфолио ученика начальной школы» § Составление схемы «Взаимодействие классного руководителя с сотрудниками школы, работающими с классом»
3 неделя   В МПК § Оформление портфолио ученика § Оформление схемы «Взаимодействие классного руководителя с сотрудниками школы, работающими с классом» § Наблюдение воспитательного мероприятия § Анализ воспитательного мероприятия
4 неделя В школе § Наблюдение воспитательного мероприятия § Анализ воспитательного мероприятия
4 неделя В МПК § ТБ при проведении воспитательных мероприятий § Подготовить фрагмент воспитательного мероприятия
5 неделя В школе § Проведение фрагмента воспитательного мероприятия § Анализ воспитательного мероприятия
5 неделя В МПК § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Составление анализа «Особенности организации воспитательной работы в классе»
6 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Сбор материала для портфолио достижений учащегося
6 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Оформление портфолио ученика
7 неделя В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание нравственных чувств и этического сознания) § Сбор материала для портфолио достижений учащегося
7 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание гражданственности, патриотизма) § Оформление портфолио ученика
8 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание гражданственности, патриотизма)
8 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Патриотизм. Малая Родина)
9 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Патриотизм. Малая Родина)
9 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению)
10 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению)
10 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению)
11 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению)
11 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к природе) § Анализ работы по оказанию помощи обучающимся по предотвращению конфликтов
12 неделя В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к природе)
12 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к прекрасному)
13 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Воспитание ценностного отношения к прекрасному) § Обсуждение плана воспитательной работы с детьми (совместное планирование)
13 неделя   В МПК § Наблюдение воспитательного мероприятия «Семейные ценности и традиции» § Анализ воспитательного мероприятия § Анализ совместного планирования с обучающимися воспитательных мероприятий
14 неделя   В школе § Беседа с классным руководителем «Обеспечение взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания» § Составление памятки «Обеспечение взаимодействия с родителями в процессе обучения и воспитания»
14 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Формирование ценностного отношения к здоровью) § Разработка беседы с родителями
15 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Формирование ценностного отношения к здоровью) § Беседа с родителями
15 неделя   В МПК § Анализ воспитательного мероприятия § Подготовка воспитательного мероприятия (тема: Семейная культура: уважение к родителям, отношение к старшим и младшим, семейные ценности и традиции) § Анализ беседы с родителями
16 неделя   В школе § Проведение воспитательного мероприятия (тема: Семейная культура: уважение к родителям, отношение к старшим и младшим, семейные ценности и традиции)
16 неделя В МПК § Наблюдение родительского собрания § Анализ родительского собрания
17 неделя   В школе § Изучить план работы классного руководителя с родителями (с семьей) § Беседа с классным руководителем «Планирование и организация работы с родителями» § Составление анализа плана работы с семьей и родителями
17 неделя   В МПК § Разработка и подготовка родительского собрания § Разработка оформления родительского уголка (памяток, рекомендаций)
18 неделя   В школе § Проведение родительского собрания § Оформление родительского уголка (памяток, рекомендаций)
18 неделя В МПК § Разработка и подготовка экскурсии (тематической прогулки, физкультурного праздника)
19 неделя   В школе § Проведение экскурсии (тематической прогулки, физкультурного праздника)
19 неделя   В МПК § Анализ экскурсии (тематической прогулки) § Подготовка праздника посвященного окончанию учебного года (КТД)
20 неделя В школе § Проведение праздника окончания учебного года (КТД)
20 неделя В МПК § Анализ праздника окончания учебного года § Составление анализа воспитательной работы за полугодие
21 неделя   В МПК § Разработка предложений по совершенствованию и коррекции воспитательных мероприятий § Подготовка выступления на конференции по практике
21 неделя   В МПК § Составление отчета по практике § Подготовка выступления на конференции по практике
22 неделя В МПК § Конференция по итогам практики
23 неделя В МПК § Проверка документации § Выставление оценок

 

Знакомство с планом воспитательной работы учителя

И беседа с ним «Планирование и организация воспитательной работы

С классом»

Задание № 1

Вопросы для беседы с учителем

  • Какие задачи воспитательной работы с классом учитель выделяет?
  • Как согласуются задачи с особенностями класса?
  • Какие формы воспитательной работы используются учителем?
  • Когда и как был составлен данный план?
  • Какие материалы были использованы для составления плана?
  • Что необходимо обязательно учитывать при составлении плана воспитательной работы? Что может быть особенно трудным при составлении плана?
  • Каковы особенности организации воспитательных мероприятий в данном классе (что обязательно нужно учитывать)?
  • Какая работа проводится по развитию детского самоуправления, в чем ее особенности?
  • Как организована индивидуальная работа с учащимися? Как часто она проводится? В чем особенность ее организации и проведения?
  • Что изменилось в планировании и организации воспитательной работы с введение ФГОС?
  • Пожелания студентам (как будущих классных руководителей) по планированию и организации воспитательной работы с классом.

Задание № 2

Проанализируйте раздел плана работы класс­ного руководителя: организация воспитательных мероприятий.

  • Соответствует ли запланированная работа по содержанию и формам поставленным задачам? Аргументируйте свое мнение с помощью примеров из пла­на.
  • Попытайтесь для каждой задачи (воспитательной цели) найти в плане соответствующие пути ее решения (мероприятия) и запишите.

Задание № 3

При анализе предложенного вам плана воспитатель­ной работы подумайте над такими вопросами и запишите ответы:

  • Какие из запланированных дел кажутся вам наиболее привлекательными для ребят? Почему?
  • Какие дела вызвали интерес у вас лично?
  • Какие дела, с вашей точки зрения, обладают наиболь­шими воспитательными возможностями? Почему?
  • В каких делах, вам кажется, наилучшим образом мо­гут проявиться индивидуальные особенности ребят? Почему?

Задание № 4

Приведите количественный анализ всех форм работы, включенных в предложенный вам план. Сколько всего запланировано разных форм? Сколько из них словесного характера, предметно-практических, развлекательных, по­знавательно-творческих и т.п.? Оцените их соотношение с точки зрения педагогической целесообразности и совре­менных требований, предъявляемых к организации вос­питательного процесса.

Анализ плана работы с родителями и беседа с классным руководителем «Планирование и организация работы с семьей»

Задание № 1

Вопросы для беседы с учителем

  • Какие задачи работы с семьей учитель выделяет?
  • Как согласуются задачи с особенностями класса?
  • Какие формы работы с семьей используются учителем?
  • Когда и как был составлен данный план?
  • Какие материалы были использованы для составления плана?
  • Что необходимо обязательно учитывать при составлении плана работы с семьей? Что может быть особенно трудным при составлении плана?
  • Каковы особенности организации различных мероприятий с родителями в данном классе (что обязательно нужно учитывать)?
  • Какая работа проводится по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс, в чем ее особенности?
  • Как организовано просвещение родителей? Как часто она проводится? В чем особенность ее организации и проведения?
  • Что изменилось в планировании и организации работы с семьей после введения ФГОС?
  • Пожелания студентам (как будущих классных руководителей) по планированию и организации работы с родителями.

Задание № 2

Проанализируйте раздел плана работы класс­ного руководителя: организация работы с семьей.

  • Соответствует ли запланированная работа по содержанию и формам поставленным задачам? Аргументируйте свое мнение с помощью примеров из пла­на.
  • Попытайтесь для каждой задачи найти в плане соответствующие пути ее решения (мероприятия) и запишите.

Задание № 3

При анализе предложенного вам плана работы с семьей подумайте над такими вопросами и запишите ответы:

  • Какие из запланированных дел кажутся вам наиболее привлекательными для родителей? Почему?
  • Какие дела вызвали интерес у вас лично?
  • Какие дела, с вашей точки зрения, обладают наиболь­шими просветительными возможностями? Почему?

Задание № 4

Приведите количественный анализ всех форм работы, включенных в предложенный вам план. Сколько всего запланировано разных форм? Сколько из них пассивных, активных, совместных с детьми? Оцените их соотношение с точки зрения педагогической целесообразности и совре­менных требований, предъявляемых к организации вос­питательного процесса.

Общие сведения

· Дата проведения

· Форма и название мероприятия

· Кто проводил мероприятие

· В каком классе проводилось мероприятие (особенности детей)

2. Структура воспитательного мероприятия

· Соответствие структуры воспитательного мероприятия заявленной форме (классный час, конкурсная программа, игровая программа и т.д.).

· Основные элементы структуры. Описание структурных элементов воспитательного мероприятия: объявление темы занятия, постановка (сообщение) целей и задач, планирование (совместно с обучающимися), практическая деятельность учащихся, осуществление контроля, осуществление коррекции, оценивание учащихся, итог мероприятия (описание каждого элемента структуры мероприятия и заключение о достижении цели на каждом этапе).

· Обоснованность применения методов и приемов на каждом этапе воспитательного мероприятия.

· Соответствие материала возрастным и иным особенностям, уровню общей подготовки учащихся.

3. Содержание воспитательного мероприятия

· Наличие в содержании выводов, работа с научными понятиями и закономерностями.

· Включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы учащихся.

· Охват учащихся разными видами деятельности (фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные).

· Использование разнообразных методов обучения. Использование современных педагогических технологий, в том числе реализация активных методов обучения (проблемных, поисковых, игровых, диалоговых, опорных сигналов, схем и т.д.).

· Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

4. Наглядное и техническое оснащение учебного занятия

· Достаточность и полнота использования необходимых средств наглядности и ТСО.

· Дидактически грамотное применение данных средств наглядности и ТСО: педагогически обоснованное их предъявление в определенные моменты урока; привлечение учащихся к анализу вводимого средства.

· Отвечает ли психогигиеническим требованиям.

5. Характер общения учителя с учащимися

· Контакт учителя с учащимися.

· Использование элементов педагогики сотрудничества.

· Умение организовать познавательную деятельность и поддерживать дисциплину.

· Характеристика речевой деятельности учителя.

· Темп учебного занятия, его интенсивность.

· Внешнее восприятие личности учителя (внешний вид, мимика, пантомимика…).

6. Педагогическая эффективность учебного занятия

· Решение задач и достижение цели воспитательного мероприятия (уровень решения задач и достижение цели).

· Достижение планируемых результатов (уровень достижения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных планируемых результатов).

· Оценка эффективности и качества решения задач: оценка достоинств мероприятия; оценка недостатков мероприятия; рекомендации по их устранению и предупреждению.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

Воспитание нравственных чувств и этического сознания :

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитательных мероприятий

Требования к воспитательному мероприятию

1. Четкая формулировка и понимание педагогических задач меро­приятия.

2. Планирование этапов мероприятия в соответствии с требованиями. Совместное планирование с детьми.

3. Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.

4. Определение оптимального воспитательного материала с уче­том основных принципов воспитания на современном этапе.

5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе.

6. Мотивирование и оценивание деятельности учащихся.

7. Четкость мероприятия, оптимальный темп, ритм.

8. Наличие элемента неожиданности, «изюминки».

9. Разнообразие и творческий характер деятельности школь­ников.

10. Взаимосвязь этапов.

11. Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами занятий (школьными, классными, с уроком).

 

Структура деятельности студента по подготовке и проведению воспитательного мероприятия

Этап подготовки Содержание деятельности на этапе Сроки реализации этапа
Анализ обстановки и формулировка цели и задач. Выбор материалов Первая неделя (день практики минус 3 недели)
Уточнение задач. Планирование мероприятия. Определение планируемых результатов. Составление конспекта Вторая неделя (день практики минус 2 недели)
Организация мероприятия: подготовка наглядного и раздаточного материала. Заучивание конспекта. Репетиция мероприятия Третья неделя (день практики минус 1 неделя)
Проведение мероприятия День практики
Самоанализ воспитательного мероприятия. Определение новой идеи для мероприятия День практики

Примерная схема самоанализа

воспитательного занятия

1. Анализ воспитательного мероприятия (см. выше).

2. Самооценка и рефлексия

o На этапе подготовки мероприятия:

· Мне было интересно

· Мне было трудно и почему

    • При проведении мероприятия:

· Мне было интересно

· Мне было трудно и почему

o Детям понравилось, не понравилось и почему

o Мне понравилось, не понравилось и почему

o Мне удалось, мне не удалось и почему.

Советы:

· подходить к написанию анализа неформально;

· продумывать чёткую структуру;

· наполнять содержанием;

· учитывать мнение учеников, родителей, учителей, общественности;

· не путать анализ воспитательной работы с отчётом о проведённой воспитательной работе.

Уровень воспитанности ребёнка определяем, исходя из сформированности личностных УУД.

Подготовка конференции по результатам

 практики внеучебной воспитательной работы

  1. Организация методической выставки (дневники по практике, папки – копилки методических материалов по практике, анализы и самоанализы воспитательных мероприятий и результатов работы с родителями, анализ работы по программе педагогической диагностики одаренных детей, отчеты по практике)
  2. Классный руководитель в современной школе (пример учителя и руководителя практики, личные впечатления и опыт)
  3. Воспитательная работа с классом (цели, задачи, основные направления, требования и рекомендации к организации работы)
  4. Особенности проведения классных часов (интересные находки, основные трудности)
  5. Первый опыт общения с родителями (интересные находки, основные трудности)
  6. Особенности проведения экскурсий (тематических прогулок): интересные находки, основные трудности
  7. Особенности организации праздников в начальной школе (интересные находки, основные трудности)

 

План проведения конференции

– организация выставки (каждая подгруппа организовывает свою часть выставки).

– оценка методических разработок

– конференция по результатам практики

Подведение итогов, выставление оценок и награждение.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 496 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидак­тический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

3. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. - Че­лябинск: Факел, 1995. - 141 с.

4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гаме-зо. - М.: Просвещение, 1984. - 254 с.

5. Гребеньков Н. Н. И др. Психологические основы педагогической практики студентов. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных пед. учебных заведений. (Под ред. проф. Чернышева А.С.). - М: Педагогическое общество России, 2000 г.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоре­тического и экспериментального исследования. - М., 1986.

7. Засобина Г А. и др. Практикум по педагогике. Учебное пособие для учащихся и пед. училищ. -Москва: Просвещение, 1990 г.

8. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.: Академия, 1999. -216 с.

9. Коджаспирова Г. М. Педагогические теории, системы и технологии. Программы и методические материалы. - Москва, 2008 г.

10. Коджаспирова Г. М., Бориюва Л. В. Педагогическая практика в начальной школе. Учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений. - Москва: Академия, 2000 г.

11. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического простран­ства школы развивающего обучения. - Калининград, 1996.

12. Крипунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная ра­бота в среднем специальном учебном заведении. - М.: Акаде­мия, 1999. -152 с.

13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Пе­дагогическое общество России, 2000. - 224 с.

14. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М.: Пресс, 1994. -94 с.

15. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2006 г.

16. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агентство, 2008. - 602 с.

17. Педагогическая практика /Под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: Академия, 1998. - 114 с.

18. Познавательные процессы и способности в обучении. Учебное пособие для студентов псд. коллективов под редакцией Шадрикова В. Д. -Москва: Просвещение, 1990 г.

19. Практические занятия по психологии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. Петровского А. В., Просвещение, 2010 г.

20. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. М.:2000.

21. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.:2002.

22. Тартаковская Е.В., Психолого-педагогическая практика студентов в школе. Методическое пособие для преподавателей и студентов. – Магнитогорск: МПК, 2004 г.

23. Экскагузо Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону:2010.

24. http://nashol.com/2012091266977/pedagogika-nachalnoi-shkoli-podlasii-i-p-2008.html. Педагогика начальной школы.

25. http://shkola-leonova.ru/index.php?page=10262. Школа Леонова.

26. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole. Классные часы в начальной школе.

27. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota. Социальная сеть работников образования.

28. http://festival.1september.ru/articles/612822/. Фестиваль педагогических идей. 1 Сентября.

29. http://www.holidayplanet.ru/2011031016/prazdnik-v-shkole.html. Планета праздников.

 

 

Приложение 1.

 

Профессиональные компетенции классного руководителя

 

иметь практический опыт:

- педагогические наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий; определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- отдельных мероприятий в диалоге с педагогической практикой, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить го и анализировать результаты;

- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- планировать деятельность классного руководителя;

- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптаций детей к условиям образовательного учреждения;

- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно полезной деятельности и детские творческие объединения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики индивидуальных особенностей детей;

- анализировать процесс и результаты работы с родителями;

- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);

Знать:

- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

- методику педагогического наблюдения, результатов и формы их представления;

- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

- особенности процесса социализации младших школьников;

- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми.

- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;

- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;

- основы делового общения;

- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

- задачи и содержание семейного воспитания;

- особенности современной семьи;

- содержание и формы работы с семьей;

- способы диагностики результатов воспитания;

- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, логику анализа деятельности классного руководителя.

 

Примерное время проведения инструктажа

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Пиротехника       +           О правилах поведения в общественном транспорте +   +   +     +   При проведении школьных мероприятий

Перед проведением

О правилах поведения в зале для занятий спортивными танцами +       +         Первый лед     +             Гололед

При гололеде

О правилах поведения на воде                 + Неожиданный звонок или стук в дверь +                 Взрывобезопасность     +             О правилах поведения в школе +       +         О правилах поведения в метро

По мере выезда

О правилах поведения в лифте + +   +     +   + О правилах поведения в лесу

Перед выходом в лес

О правилах поведения в походе

Перед походом

О правилах поведения в столовой +       +         О правилах поведения при работе с ПК +       +         О правилах поведения на учебных сборах и военно-спортивных играх

Перед проведением сборов или военно-спортивных игр

Пожарная безопасность дома   +   +     +     Мой безопасный путь в школу +       +     +   Первая медицинская помощь +       +         Индивидуальные средства защиты   +         +     Терроризм   +               Один дома +     +         + Злая собака   +             + Незнакомый человек +         +       Нападение в лифте +               + Нападение в подъезде +               + О правилах поведения в бассейне

Перед посещением

О правилах поведения в живом уголке

То же

О правилах поведения при эвакуации

Перед проведением эвакуации

О правилах поведения в комнате релаксации

Перед посещением

О правилах поведения в зимнем саду

То же

О правилах поведения на школьной спортивной площадке +     +     +     О правилах поведения в автобусе

Перед выездом на автобусе

О правилах поведения в музее

По мере выезда

О правилах поведения в театре

То же

О правилах поведения на пешеходных экскурсиях

Перед проведением

О правилах поведения на пришкольном участке + +           + + О правилах поведения в библиотеке +       +         О правилах поведения на экскурсиях

Перед экскурсией

О правилах поведения при перевозке

Перед перевозкой детей

О правилах поведения на субботнике

Перед проведением субботника

Пожарная безопасность в школе +       +         Как избежать несчастных случаев +       +         Общий инструктаж учащихся +       +        

 

Инструкция

Инструкция

Инструкция

По пожарной безопасности

Каждый педагогический работник обязан:

  • Знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от него меры к спасению людей, имущества и тушению пожара;
  • Помещения, в которых проводятся массовые мероприятия, должны иметь не менее двух выходов; у дверей должен находиться дежурный из числа учителей, воспитателей или других сотрудников.
  • В спальных помещениях, комнатах и палатах кровати устанавливать с таким расчётом, чтобы не загромождать выходы из этих помещений.
  • Лестничные клетки, проходы, коридоры необходимо держать постоянно свободными, ничем не загромождать.
  • Запрещается пользоваться электронагревательными приборами в спальных и игровых комнатах.
  • С детьми регулярно проводить беседы о недопустимости играть с огнём и о соблюдении правил пожарной безопасности.
  • Не разрешается трогать провисающие, торчащие провода. О наличии таких проводов следует сообщить педагогу.
  • Постоянно содержать в чистоте территорию и помещения жилых корпусов. Сгораемый мусор и отходы следует регулярно удалять в специально отведённые места.
  • Все двери основных и запасных выходов должны свободно открываться. В период нахождения в здании детей двери выходов допускается закрывать только на внутренние легкооткрывающиеся запоры.
  • Использовать пожарный инвентарь и оборудование для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, категорически запрещается. - Запрещается курить на территории образовательного учреждения.

Порядок действий во время пожара

  1. В случае выявление пожара (место возгорания) каждый работник образовательного учреждения обязан:
    • Предотвратить панику, вывести детей в безопасное место (спортивная площадка)
    • Немедленно оповестить по телефону пожарную охрану. При этом необходимо: назвать адрес учреждения, количество этажей в зданиях, место возникновения пожара, наличие людей, а так же назвать своё имя, фамилию, должность
    • Обеспечить (по возможности) эвакуацию людей, тушение (локализацию) пожара и сбережение материальных ценностей
    • Оповестить администрацию о возникновении пожара
    • В случае необходимости вызывать другие аварийно-спасательные службы (медицинскую, газовую и т.д.)
  2. Администрация образовательного учреждения, находящаяся на месте пожара, обязана:
    • Проверить вызвана ли пожарная охрана (продублировать вызов)
    • В случае угрозы жизни детей организовать их спасение (эвакуацию), используя для этого имеющиеся силы и способы
    • Удалить за границы опасной зоны всех, незадействованных в ликвидации пожара
    • Прекратить все работы (если это допускается технологичными процессами) кроме работ, с ликвидацией пожара
    • Обеспечить, в случае необходимости, отключение электроэнергии (за исключением противопожарной безопасности), перекрыть газовые, паровые, водяные коммуникации, остановить системы вентиляции в аварийном и прилегающих к ним помещениях
    • Проверить включение оповещения людей о пожаре, противопожарных, противодымовых установок
    • Организовать встречу подразделения пожарной охраны, оказать помощь в выборе самого короткого пути для подъезда к центру пожара
    • Одновременно с тушением огня организовать эвакуацию и сохранение материальных ценностей
    • Обеспечить соблюдение техники безопасности рабочими, принимающими участие в тушении пожара.
  3. По прибытию на место пожара пожарных подразделений, для них должен быть обеспечен беспрепятственный вход на территорию учреждения.
  4. После прибытия пожарных подразделений администрация, технический персонал должны проконсультироваться с пожарными о техническом состоянии объекта, в котором возник пожар, прилегающих зданий и пристроек.

Порядок эвакуации при пожаре

Кратко о порядке действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации в случае возникновения пожара.

  1. При возникновении пожара немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 01.
  2. Выключить приточно-вытяжную вентиляцию всех помещений.
  3. Немедленно оповестить людей о пожаре установленным сигналом (длинный звонок) и с помощью посыльных.
  4. Открыть все эвакуационные выходы из зданий.
  5. Быстро, но без паники и суеты эвакуировать людей из здания согласно схеме эвакуации, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей.
  6. Покидая помещение, отключить все электроприборы, свет, плотно закрыть за собой все двери, окна и форточки во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.
  7. Проверить отсутствие людей во всех помещениях здания и их наличие по спискам в месте сбора.

Общие положения

1.1. Экскурсии и участие учащихся в культурно-массовых и иных мероприятиях вне образовательного учреждения (далее – ОУ) проводятся только с санкции директора ОУ.

1.2. В приказе директора ОУ должны быть указаны: наименование и содержание мероприятия, руководитель и сопровождающие лица, место и сроки проведения, перечень требований безопасности, порядок следования, обращено внимание на действия в особых случаях, а также ответственность руководителя за безопасность.

1.3. Приложением к приказу является список учащихся, принимающих участие в мероприятии, с отметкой о проведенном инструктаже по мерам безопасности при следовании или при проведении мероприятия.

1.4. О характере и времени проведения мероприятия вне ОУ руководитель должен поставить в известность родителей учащихся (под роспись).

1.5. При организации экскурсии и проведении инструктажа обратить особое внимание на экипировку детей:

– одежда должна быть по сезону, удобной и аккуратной;

– исключить из экипировки дорогие украшения;

– обувь должна быть удобной и чистой, запрещается модельная обувь на высоком каблуке (можно разрешить такую обувь при посещении театра, но только в качестве сменной обуви);

– дети должны иметь минимальный набор вещей, в зависимости от содержания и особенностей экскурсии.

1.6. При длительных автобусных поездках или проезде на железнодорожном транспорте обязательно иметь с собой запас воды и нескоропортящихся продуктов.

1.7. У руководителя группы должна быть дорожная аптечка с минимальным набором средств оказания первой доврачебной помощи.

1.8. После завершения мероприятия его руководитель обязан доложить директору об итогах и замечаниях, отмеченных в ходе следования и при проведении мероприятия.

1.9. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств немедленно поставить в известность директора ОУ с использованием любых средств информации (телефон, мобильная связь и т. п.).

Внеучебная воспитательная работа с учащимися начальной школы

Дата: 2019-02-25, просмотров: 285.