Актуальность темы исследования — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы, вопроса или задачи (проблема отвечает современной социальной ситуации, привлекает внимание многих исследователей, требует прояснения и дополнения, нуждается в новых методических инструментах и т.д.). Освещение актуальности не должно быть многословным. Критериями актуальности может быть:
- по данным научных публикаций констатируется недостаточная изученность проблемы;
- потребность в новых фактах, которые могут дополнить теоретические представления об изучаемом психическом или педагогическом феномене;
- потребность в эмпирических данных, на основании которых можно предложить эффективное научно-обоснованное решение практических задач;
- потребность в валидном и надежном диагностическом инструментарии;
- необходимость разработки инновационных технологий, повышающих возможности психокоррекционных, тренинговых, развивающих и реабилитационных программ.
Цель исследования
Цель исследования ‒ это желаемый, конечный результат исследования. Цель исследования вытекает из темы и зависит от вида ВКР. Наиболее распространенными целями выпускных квалификационных исследований являются:
- выявление взаимосвязи психических свойств, состояний, процессов у одних и тех же испытуемых;
- выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам;
- изучение структуры психического или педагогического явления (или факторов, на него влияющих);
- изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний и образований;
- изучение изменений психического явления в определенных условиях или под действием определенных социальных (в т. ч. педагогических) факторов;
- создание, адаптация и модификация психологического или педагогического инструментария;
- разработка и апробация психокоррекционных, тренинговых, развивающих, реабилитационных или абилитационных программ.
Задачи исследования
Задачи исследования ‒ это выбор путей и средств достижения поставленной цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи исследования конкретизируют поставленную цель работы и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Определение задач необходимо для того, чтобы более конкретно, поэтапно реализовать цель. Задачи исследования обычно разделяют на две группы: теоретические и эмпирические. Решение теоретических задач связано с анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением, поиском сходного и различного, классификацией и систематизацией имеющихся в литературе теоретических и эмпирических данных. В выпускной квалификационной работе теоретическая задача как правило решается путём анализа, сравнения и обобщения научной литературы. Решение эмпирических задач обычно связано с применением в собственном исследовании организационных, психологических, педагогических, математических, интерпретационных и других методик. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.
Формулирование задачи исследования должно начинаться глаголами: проанализировать, рассмотреть, разработать, изучить, выявить, сопоставить, сравнить и т.п. Формулировка задач должна носить содержательный характер. Не допускаются задачи, отражающие структуру выпускной квалификационной работы ( например, «Сделать выводы…», «Обработать полученные данные…»). Задачи должны соответствовать целям работы, раскрывать и детализировать их.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 224.