Работы
Содержание теоретической главы, как правило, посвящено рассмотрению существующих в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе подходов в рамках поставленной или аналогичной проблем. Теоретическая часть исследования обычно представляет собой обзор научной литературы, посвященной изучаемой проблеме. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа, а также возможные пути решения поставленных цели и задач.
Возможны разные принципы построения теоретического обзора: хронологический, феноменологический, от общего к частному, сравнительный. Хронологический подход заключается в описании этапов изучения проблемы отечественными и зарубежными авторами по очередности возникновения концепций и их анализа. Феноменологический подход включает в себя анализ имеющихся определений изучаемого явления, характеристику разнообразия его понимания, полноты и фрагментарности, необходимость уточнения или достаточность, характеристику сущности явления. Подход от общего к частному характеризуется описанием вначале исследуемого явления, феномена с общетеоретических позиций. Затем акцентируется внимание на отдельных свойствах и сторонах данного явления или феномена. Далее рассматриваются конкретные проявления, признаки или динамика явления или феномена. Сравнительный подход отражает анализ кросс-культурных, лонгитюдных, срезовых исследований психических феноменов.
В теоретической части ВКР отражается умение студента систематизировать существующие разработки и теории по изучаемой проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, аргументировать собственные позиции.
В данной главе должно быть адекватно отражено состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы и проведён критический анализ существующих подходов к ее решению.
Все логические конструкты теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения и анализа материала публикаций.
Разделы теоретической главы ВКР должны содержать определения имеющих отношение к ее эмпирическому исследованию основных понятий изучаемой автором проблемы (понятия, используемые при формулировке гипотезы и цели исследования, психологические, педагогические или социальные характеристики лиц изучаемой категории). Должны быть описаны теории и модели, на которые автор опирается в своём исследовании. Необходимо обязательно указать литературный источник, в котором приводится более подробная информации по данной теории (модели). При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты.
Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер (отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психологических и педагогических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат). Наряду с изложением концепций, теорий и моделей, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме.
В конце первой главы обязательно должен быть подведен итог всего теоретического обзора научных публикаций рассматриваемой проблемы. Завершить первую главу желательно обоснованием выбранного направления данной работы. Объем указанного резюме обычно не превышает одной страницы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.