Начальным этапом подготовки ВКР является выбор темы и формулировка названия, которые, в свою очередь, определяют цель и задачи, объем и содержание эмпирического исследования, выбор диагностических методик и подборку научных публикаций.
Тема – это основная мысль данной работы. Название работы в сжатой форме отражает предмет исследования. Выбор темы может осуществляться по-разному. Тема может быть предложена руководителем или выбрана студентом из перечня тем выпускных работ, предложенных кафедрой, а также предложена самим студентом. В последнем случае руководитель должен дать свое согласие и совместно со студентом откорректировать название работы. Самостоятельный выбор темы студентом, как правило, повышает его заинтересованность в результатах работы. Студент, по согласованию с научным руководителем, обязан определить окончательную тему ВКР не позднее 10 октября текущего учебного года. Предложенные студентами под руководством научных руководителей темы обсуждаются на заседании выпускающей кафедры не позднее 1 ноября текущего учебного года. Темы ВКР могут быть утверждены, аргументированно отклонены, или, при согласии студента и научного руководителя, переформулированы.
Изменение или уточнение темы ВКР возможно не позднее, чем за месяц до предполагаемой даты защиты на основании личного заявления студента, согласованного с научным руководителем, на имя заведующего выпускающей кафедрой. Изменение или уточнение темы ВКР утверждается заведующим выпускающей кафедрой и оформляется приказом ректора.
Тема может быть связана с необходимостью решения узкой проблемы в границах более широкого объекта исследования. Последний может изучаться в рамках темы научных исследований кафедры, либо быть предметом собственного научного интереса студента.
Тема выпускной квалификационной работы должна соотноситься с научными направлениями деятельности кафедры. При выборе темы необходимо учитывать следующие моменты:
- степень освещенности проблемы в научной литературе;
- ее актуальность в научном или практическом плане;
- наличие методологического и методического аппарата для изучения выбранной проблемы;
- возможности формирования выборки;
- степень соответствия этическим принципам (следует исключить возможность неблагоприятных последствий для испытуемых);
- запрос практики.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ бакалавров представлена в приложении Б.
При выборе темы важно учесть ее актуальность, сложившийся интерес студента к той или иной проблеме и возможность её последующего более глубокого изучения.
Тема, предмет и цель ВКР взаимосвязаны. Тема – это основная мысль ВКР, предмет – указанное в теме исследуемое свойство объекта, цель – результат изучения данного свойства. |
Требования к структуре и содержанию выпускной
Квалификационной работы
Структура ВКР по психологии и педагогике чаще всего включает в себя введение, три главы основной части работы (теоретическую, методологическую и эмпирическую), заключение, выводы, список литературы и приложения. В структуре ВКР основная часть работы, включающая три главы, занимает не менее 90% от всего материала работы (таблица 1).
Каждая ВКР должна иметь введение, основную часть, заключение и список литературы. Основная часть состоит из теоретического, методологического и эмпирического разделов. |
Таблица 1 - Примерная структура ВКР
№ | Структурный компонент ВКР | Объём материала, % |
1 | Введение | 5 |
2 | Первая (теоретическая) глава | 30-40 |
3 | Вторая (методологическая) глава | 10-15 |
4 | Третья (эмпирическая) глава | 30-40 |
5 | Заключение | 5 |
Требования к вводной части выпускной квалификационной
Работы
Введение включает в себя информацию об актуальности исследования, цели, объекте, предмете, задачах, гипотезах, методах, базе исследования и практической значимости. Во введении приводится краткое и сжатое изложение основных идей ВКР. В нем должны отсутствовать лишние подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями студента. Объем введения составляет не более 3-4 страниц текста.
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы в области профессиональной подготовки, основание и исходные данные для выполнения ВКР.
Введение – это краткое изложение ВКР. Здесь указывается актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотезы и практическая значимости исследования. Здесь же дается краткая информация о методах и базе исследования. |
Постановка проблемы
При постановке проблемы необходимо представлять степень ее изученности в целом. Особо следует обратить внимание на «белые пятна» в исследуемой проблеме, противоречия в понимании природы анализируемого явления или несоответствия эмпирических данных у различных авторов в рамках рассматриваемой научной проблемы. Все выявленные противоречия создают основу для постановки научной проблемы, которая может быть направлена на:
- обнаружение и устранение дефицита знаний о каком-либо явлении в целом или определенного аспекта этого явления;
- изучение и описание проблемной ситуации, в рамках которой представлены противоречивые данные;
- обыденные явления, которые не нашли теоретического осмысления.
Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.