Бондарук А.Ф., Семенова С.В., Ходаковская О.В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бондарук А.Ф., Семенова С.В., Ходаковская О.В.

 

 

Методические рекомендации по подготовке и защите

Выпускных квалификационных работ

для студентов психологических и педагогических

направлений высшего образования

 

 

Под редакцией В.М. Голянича

 

Санкт-Петербург

2016

 


 

УДК

ББК

К

 

Печатается по решению

 

Авторы: Бондарук А.Ф., кандидат психологических наук; Семенова С.В., кандидат психологических наук, доцент; Ходаковская О.В., кандидат психологических наук.

 

Ответственный редактор: Голянич В.М., доктор медицинских наук, профессор.

 


Рецензенты:

Королева Наталья Николаевна, зав. кафедрой методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор.

 

Дмитриева Ирина Игоревна, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

Бондарук А.Ф., Семенова С.В., Ходаковская О.В. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов психологических и педагогических направлений высшего образования / Под ред. В.М. Голянича. СПб.: Изд-во СПбГИК, 2016. 64 с.

 

 


 


Содержание

1.2.2.3. Общие положения  
1.1.0.0. Область применения 4
1.2.0.0. Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы 5
1.3.0.0. Научное руководство и консультирование 7
2.2.2.3. Организационно-методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы  
2.1.2.0. Порядок выбора темы выпускной квалификационной работы 10
2.2.1.0. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы 12
2.2.1.0. Требования к вводной части выпускной квалификационной работы 12
2.2.2.0. Требования к основной части выпускной квалификационной работы 17
2.2.2.1. Теоретическая глава выпускной квалификационной работы 18
2.2.2.2. Методологическая глава выпускной квалификационной работы 20
2.2.2.3. Эмпирическая глава выпускной квалификационной работы 30
2.3.1.0. Заключение и выводы выпускной квалификационной работы 32
3.2.2.3. Требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы  
3.1. Объём и структура и общие требования к оформлению текста 34
3.2. Стиль изложения текста 36
3.3. Построение текстового документа 38
3.4. Оформление таблиц, иллюстраций, списка литературы и приложений 39
3.5. Критерии оценки выпускной квалификационной работы 46   
3.6. Требования к отзыву руководителя и рецензента на выпускную квалификационную работу 48
3.7. Порядок и процедура защиты выпускной квалификационной работы 49
       
2.2.3. Приложения 54


Общие положения

Область применения

Настоящие методические рекомендации определяют общие требования к структуре, содержанию, оформлению и порядку защиты выпускных квалификационных работ, выполняемых студентами психологических и педагогических направлений высшего образования.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), утверждённых Министерством образования и науки Российской Федерации, итоговая государственная аттестация выпускников образовательных учреждений высшего образования предполагает сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование на выбранную тему, написанное лично выпускником под руководством научного руководителя, подтверждающее уровень теоретической и практической подготовленности выпускника к работе в различных организациях и учреждениях в соответствии с приобретенными общекультурными и профессиональными компетенциями по соответствующим видам профессиональной деятельности. ВКР должна свидетельствовать о глубоких теоретических знаниях и практических навыках, полученных при освоении профессиональной образовательной программы.

Существуют следующие виды выпускных квалификационных работ в зависимости от области применения ее результатов. Выпускная квалификационная работа может быть теоретической, эмпирической и прикладной.

Теоретическая выпускная квалификационная работа опирается на литературные данные, логические выводы, выкладки, результаты исследований, ранее проведенных по выбранной теме другими учеными. В ней предусматривается критический анализ исторического аспекта выбранной темы и разработанность на момент изучения.

Эмпирическая работа основывается на собственном эмпирическом исследовании, собственных фактах.

Прикладная работа может быть представлена в виде разработки тренинговой или коррекционной программы, нового диагностического материала или модификации существующего.

ВКР является результатом самостоятельного исследования, выполненного выпускником под руководством научного руководителя, и может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ и содержать материалы, собранные выпускником в период производственной или преддипломной практик.

Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются образовательным учреждением высшего профессионального образования.

Требования к структуре и содержанию выпускной

Квалификационной работы

 

Структура ВКР по психологии и педагогике чаще всего включает в себя введение, три главы основной части работы (теоретическую, методологическую и эмпирическую), заключение, выводы, список литературы и приложения. В структуре ВКР основная часть работы, включающая три главы, занимает не менее 90% от всего материала работы (таблица 1).

Каждая ВКР должна иметь введение, основную часть, заключение и список литературы. Основная часть состоит из теоретического, методологического и эмпирического разделов.

Таблица 1 - Примерная структура ВКР

Структурный компонент ВКР Объём материала, %
1 Введение 5
2 Первая (теоретическая) глава 30-40
3 Вторая (методологическая) глава 10-15
4 Третья (эмпирическая) глава 30-40
5 Заключение 5

 

 

Требования к вводной части выпускной квалификационной

Работы

Введение включает в себя информацию об актуальности исследования, цели, объекте, предмете, задачах, гипотезах, методах, базе исследования и практической значимости. Во введении приводится краткое и сжатое изложение основных идей ВКР. В нем должны отсутствовать лишние подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями студента. Объем введения составляет не более 3-4 страниц текста.

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы в области профессиональной подготовки, основание и исходные данные для выполнения ВКР.

Введение – это краткое изложение ВКР. Здесь указывается актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотезы и практическая значимости исследования. Здесь же дается краткая информация о методах и базе исследования.

 

Постановка проблемы

При постановке проблемы необходимо представлять степень ее изученности в целом. Особо следует обратить внимание на «белые пятна» в исследуемой проблеме, противоречия в понимании природы анализируемого явления или несоответствия эмпирических данных у различных авторов в рамках рассматриваемой научной проблемы. Все выявленные противоречия создают основу для постановки научной проблемы, которая может быть направлена на:

- обнаружение и устранение дефицита знаний о каком-либо явлении в целом или определенного аспекта этого явления;

- изучение и описание проблемной ситуации, в рамках которой представлены противоречивые данные;

- обыденные явления, которые не нашли теоретического осмысления.

Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.

Цель исследования

Цель исследования ‒ это желаемый, конечный результат исследования. Цель исследования вытекает из темы и зависит от вида ВКР. Наиболее распространенными целями выпускных квалификационных исследований являются:

- выявление взаимосвязи психических свойств, состояний, процессов у одних и тех же испытуемых;

- выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам;

- изучение структуры психического или педагогического явления (или факторов, на него влияющих);

- изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний и образований;

- изучение изменений психического явления в определенных условиях или под действием определенных социальных (в т. ч. педагогических) факторов;

- создание, адаптация и модификация психологического или педагогического инструментария;

- разработка и апробация психокоррекционных, тренинговых, развивающих, реабилитационных или абилитационных программ.

Задачи исследования

Задачи исследования ‒ это выбор путей и средств достижения поставленной цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи исследования конкретизируют поставленную цель работы и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Определение задач необходимо для того, чтобы более конкретно, поэтапно реализовать цель. Задачи исследования обычно разделяют на две группы: теоретические и эмпирические. Решение теоретических задач связано с анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением, поиском сходного и различного, классификацией и систематизацией имеющихся в литературе теоретических и эмпирических данных. В выпускной квалификационной работе теоретическая задача как правило решается путём анализа, сравнения и обобщения научной литературы. Решение эмпирических задач обычно связано с применением в собственном исследовании организационных, психологических, педагогических, математических, интерпретационных и других методик. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.

Формулирование задачи исследования должно начинаться глаголами: проанализировать, рассмотреть, разработать, изучить, выявить, сопоставить, сравнить и т.п. Формулировка задач должна носить содержательный характер. Не допускаются задачи, отражающие структуру выпускной квалификационной работы ( например, «Сделать выводы…», «Обработать полученные данные…»). Задачи должны соответствовать целям работы, раскрывать и детализировать их.

Гипотеза исследования

Гипотеза должна исходить из проблемы, цели и предмета исследования. Гипотеза ‒ это требующее проверки предположение, в котором формулируется представление об объективных или субъективных явлениях действительности. В ход исследования гипотеза может подтвердиться, т.е. предположение оказалось соответствующим действительности. Возможен вариант, когда гипотеза не находит своего подтверждения в процессе исследования, она остается не доказанной. Допускается формулировка частных гипотез, которые носят конкретный характер. Гипотеза исследования ‒ это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска.

К научной гипотезе предъявляются два требования:

1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены,

2) гипотеза должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик.

Гипотеза ВКР может иметь иерархическую структуру, то есть содержать основную и частные гипотезы.

Методы исследования

Классификация методов научного познания может «выстраиваться» на двух основаниях. Основание «общее-частное» позволяет разделять все методы исследования на всеобщие, общенаучные, конкретно-научные (специфические) и методики. Исходя из основания «эмпирическое-теоретическое» методы исследования могут быть классифицированы на эмпирические (получение знаний с помощью органов чувств), теоретические (получение знаний рационально, путем размышлений) и эмпирико-теоретические.

Методы исследования должны соответствовать поставленным задачам. Во введении необходимо перечислить весь арсенал организационных (на основе которых строится исследование в целом, вся его методология) и эмпирических (с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование) методов, а также методов обработки полученных результатов (количественных или качественных математических способов интерпретации полученных результатов).

Базой исследования могут быть различные общеобразовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря, санатории, психологические центры, приюты для несовершеннолетних, производственные предприятия, общественные организации и т.д.

 

Требования к основной части выпускной квалификационной работы

 

Основная часть ВКР чаще всего включает в себя три главы: теоретическую, методологическую и эмпирическую.

 

Работы

 

Содержание теоретической главы, как правило, посвящено рассмотрению существующих в отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе подходов в рамках поставленной или аналогичной проблем. Теоретическая часть исследования обычно представляет собой обзор научной литературы, посвященной изучаемой проблеме. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа, а также возможные пути решения поставленных цели и задач.

Возможны разные принципы построения теоретического обзора: хронологический, феноменологический, от общего к частному, сравнительный. Хронологический подход заключается в описании этапов изучения проблемы отечественными и зарубежными авторами по очередности возникновения концепций и их анализа. Феноменологический подход включает в себя анализ имеющихся определений изучаемого явления, характеристику разнообразия его понимания, полноты и фрагментарности, необходимость уточнения или достаточность, характеристику сущности явления. Подход от общего к частному характеризуется описанием вначале исследуемого явления, феномена с общетеоретических позиций. Затем акцентируется внимание на отдельных свойствах и сторонах данного явления или феномена. Далее рассматриваются конкретные проявления, признаки или динамика явления или феномена. Сравнительный подход отражает анализ кросс-культурных, лонгитюдных, срезовых исследований психических феноменов.

В теоретической части ВКР отражается умение студента систематизировать существующие разработки и теории по изучаемой проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, аргументировать собственные позиции.

В данной главе должно быть адекватно отражено состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы и проведён критический анализ существующих подходов к ее решению.

Все логические конструкты теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения и анализа материала публикаций.

Разделы теоретической главы ВКР должны содержать определения имеющих отношение к ее эмпирическому исследованию основных понятий изучаемой автором проблемы (понятия, используемые при формулировке гипотезы и цели исследования, психологические, педагогические или социальные характеристики лиц изучаемой категории). Должны быть описаны теории и модели, на которые автор опирается в своём исследовании. Необходимо обязательно указать литературный источник, в котором приводится более подробная информации по данной теории (модели). При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты.

Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер (отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психологических и педагогических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат). Наряду с изложением концепций, теорий и моделей, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме.

В конце первой главы обязательно должен быть подведен итог всего теоретического обзора научных публикаций рассматриваемой проблемы. Завершить первую главу желательно обоснованием выбранного направления данной работы. Объем указанного резюме обычно не превышает одной страницы.

Работы

Методологическую, вторую главу ВКР обычно называют «Организация и методы исследования». В ней представляется характеристика изучаемой выборки, раскрываются этапы организации проведенного эмпирического обследования, описываются используемые автором методы и методики исследования, экспериментальные процедуры, способы статистической обработки информации. Традиционно в главе выделяют 2 подраздела: 1.Организация и дизайн исследования; 2.Методы и методики исследования. Иногда выделяют подразделы «Характеристика выборки», «Авторская методика» и др..

Характеристика выборки исследования. При описании изучаемой выборки дается её характеристика по возрасту и полу испытуемых, а при необходимости ‒ по другим характеристикам, которые могли повлиять на результаты исследования. Такими характеристиками могут быть качества испытуемых, связанные с предметом исследования (например, уровень интеллекта, степень коммуникативности, выраженность тревожности и др.). Обосновывается репрезентативность выборки относительно задач исследования, описывается способ, с использованим которого она подбиралась исследователем (указываются критерии отбора).

Методы исследования. В этом подразделе описываются методики эмпирического исследования, обосновывается выбор используемых методик, указывается их назначение.

При подборе психодиагностических методик целесообразно ориентироваться на Информационное письмо Президиума Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию Российской Федерации от 31 мая 2011 года[1], где при написании ВКР рекомендовано использовать только официальные, прошедшие проверку на надежность и валидность, стандартизацию и апробацию методики. Чаще всего перечни психодиагностических методов можно встретить в специальной литературе по психодиагностике, а также в «Компендиумах психодиагностических методик»[2] или в «Реестрах исследовательских и психодиагностических методик, прошедших профессиональное рецензирование».

При описании методик обязательно должны быть указаны:

- полное название и автор методики или её модификации (со ссылкой на публикацию о применяемой методике, а также с указанием на то, кем и когда разработана);

- назначение методики (что измеряет данная методика);

- сфера применения и возрастные ограничения;

- структура стимульного материала (количество вопросов, утверждений, рисунков и т.д.);

- процедура проведения исследования по данной методике (какая задача ставится перед испытуемым при проведении тестирования, какой характер имеет исследование - индивидуальный или групповой);

- способ обработки результатов обследования (чаще всего указывается, что обработка осуществляется в соответствии с ключом путем начисления баллов по шкалам);

- шкалы и подшкалы методики и их краткое описание;

- нормативы и порядок интерпретации результатов исследования (чаще всего указывается, какие значения по шкалам считаются низкими, средними и высокими).

При описании методики также должны быть представлены сведения о её валидности и надежности (если они имеются).

В данном разделе нет необходимости приводить стимульный материал широко известных методик. Детальное описание материалов проводится только в случаях, когда применяется оригинальная или малоизвестную методика, составляется авторская анкета или проводится модификации существующей методики, используются экспериментальные процедуры или оборудование.

Студент обязан хорошо знать структуру и содержание психодиагностической методики, название и семантику ее шкал, способ обработки и порядок интерпретации результатов исследования.

 

Также не требуется подробного описания методов математической обработки первичных результатов эмпирического исследования. Достаточно просто перечислить, какие именно методы математической статистики использовались и с помощью каких компьютерных программ осуществлялась обработка.

Выбор математических методов статистического анализа эмпирических данных целесообразно осуществлять в процессе планирования исследования. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов они будут обрабатываться и какие статистические выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Необходимо отчётливо представлять, какие показатели будут сопоставляться друг с другом, какие показатели описательной статистики и какие критерии статистического вывода будут использоваться.

Выбор математических методов обработки первичных результатов эмпирического исследования зависит от:

- типа используемых измерительных шкал эмпирических данных (номинативных, ранговых, количественных – интервальных шкал или шкал отношений), позволяющих определить принцип статистической обработки данных (параметрический или непараметрический);

- вида эмпирического исследования (изучение взаимосвязей, сравнительное или экспериментальное исследование), определяющего выбор необходимого метода статистического анализа.

Определение принципа статистической обработки данных. При проведении эмпирического исследования полученные результаты в виде чисел фиксируются по определённым измерительным шкалам. Измерительная шкала представляет собой линейку (стандарт), имеющую определенную размерность чисел (или номинаций) и задающую способ измерения исследуемого свойства[3]. В зависимости от измерительной шкалы проявляются те или иные свойства чисел, что следует учитывать при математической интерпретации признаков. Способ измерения «устанавливает» соответствие между числовыми значениями переменной (признаками) и измеряемым свойством объектов. Принято выделять 4 уровня такого соответствия: номинативный, порядковый, интервальный, отношений. Чем выше уровень измерения, тем больше полезных свойств имеет соответствующая измерительная шкала.

Знание применяемых в ВКР измерительных шкал помогает правильно выбрать методику статистического анализа и корректно интерпретировать статистические результаты.

Измерительные шкалы разделяют на метрические и неметрические. Метрические шкалы устанавливают единицы измерения, а неметрические - не имеют таковых. К неметрическим относят номинативную (или поименную, номинальную) и ранговую (или порядковую, ординальную) шкалы, к метрическим – интервальную и абсолютную (отношений). По другой, реже упоминаемой классификации, выделяют количественные и качественные шкалы. Единственная качественная шкала – номинативная – характеризуется наличием в рамках каждого из выделенных классов качества, отсутствующего у объектов других классов. В количественных шкалах (ранговой, интервальной, абсолютной) оценивается «количество» определенного свойства, имеющегося у каждого объекта выборки вне зависимости от выделенных классов.

Номинативная шкала представляет собой шкалу, в которой выражены качественные характеристики объекта и не выражены их количественные свойства. Она предполагает отнесение объектов к классам (группам, градациям) так, чтобы они были идентичны по измеряемому свойству внутри класса и имели качественные различия между классами. Номинативные данные, таким образом, позволяют осуществлять познавательную процедуру классификации. Каждый класс получает обозначение (наименование), после чего каждый объект приписывается к определенному классу, т.е. получает «имя» своего класса. Номинативные шкалы только с двумя разрядами называются номинативными бинарными шкалами (мужчины - женщины, европейцы – американцы, черное – белое, кареглазые – голубоглазые и т.п.). Градаций номинативной шкалы может быть несколько. Например, к разным классам относят испытуемых, имеющих взаимоисключающие свойства: цвет глаз (карие, синие, серые, зеленые), цвет кожи (белый, желтый, черный), национальность, конфессиональную принадлежность. При кодировании категорий номинальной шкалы цифрами (например, 1 – русские, 2 – украинцы, 3 – татары, 4 – белорусы и т.д.) с ними нельзя производить арифметические действия, поскольку они не тождественны количеству измеренного свойства.

Ранговая шкала позволяет определить выраженность свойства объекта по степени возрастания или убывания. Ранг – это число, показывающее место объекта в иерархии. Примером ранжирования может быть иерархия студентов в конкретной группе по коммуникативности или интеллекту, экспертная оценка тревожности у школьников 10-б класса школы №63 и т.д. Ранжирование можно осуществлять:

ü с помощью экспертов (специалистов экстра-класса в данной профессиональной сфере);

ü путем сравнения результатов выполнения тестовых заданий (скорость решения геометрических задач позволяет, например, определить ранг успешности учеников по геометрии). Сравнение можно осуществлять либо путем сопоставления с результатами другого человека, либо с эталонными значениями, либо с желаемым (предвосхищаемым) результатом;

ü методом самооценки (несмотря на то, что этот способ очень субъективен, без него в прикладной психологии не обойтись);

ü посредством групповой оценки когда, например, каждый член коллектива попарно сравнивает всех субъектов группы по определенному свойству. В коллективе каждый может также ранжировать всех членов по выраженности свойства. Групповая оценка, несомненно, более объективна, чем самооценка и позволяет после определенной процедуры расчета установить место каждого в групповой иерархии. Член коллектива в данной ситуации выступает как эксперт и очевидно, что квалификация таких экспертов будет различной.

Наряду с возможностью классификации объектов (как при номинальном измерении) применение порядковой шкалы позволяет их упорядочивать, т.е. располагать в порядке убывания (нарастания) исходя из «количества» свойства у каждого ранжируемого объекта. А вот, на сколько или во сколько раз больше (меньше) признак выражен у объекта, ранговые показатели «подсказать» не смогут. Это связано с тем, что расстояния между разными рангами различные. Например, когда мы ранжируем сотрудников по уровню коммуникативной компетентности, мы понимает, что у одного сотрудника этот показатель лучше, чем у другого, но не можем точно определить степень превышения (на сколько и во сколько раз) выраженности свойства.

Интервальная шкала предполагает измерение, при котором равным разностям между числами соответствуют равные разности в уровне измеряемого свойства объекта. Эта шкала позволяет классифицировать объекты по принципу «больше (меньше) на определенное количество единиц». Отсюда, число (измеренное значение свойства объекта) пропорционально выраженности исследуемого свойства объекта. Интервальная шкала мощнее номинальной и порядковой. Она позволяет не только выявить различия в уровне выраженности свойства между объектами, как это возможно при ранжировании, но и определить, на сколько больше или меньше выражено свойство (но не во сколько раз). К примеру, уровень нарциссизма у испытуемого К. может быть на 28 Т-баллов больше, чем у испытуемого М.

Методы параметрического анализа могут быть применены только для показателей, измеренных по метрическим шкалам в тех случаях, когда значения показателей имеют нормальное распределение. Во всех остальных случаях (номинативные и ранговые шкалы, отсутствие нормальности распределения количественных показателей метрических шкал) используются методы непараметрического анализа эмпирических данных.

Определение методов статистической обработки данных. При изучении взаимосвязей показателей необходимо, прежде всего, определить типы шкал, в которых измерены изучаемые признаки. В случаях анализа взаимосвязей между показателями, измеренными в ранговых или метрических шкалах, применяются методы корреляционного анализа. Если изучаемые показатели измерены в метрической шкале и их значения имеют нормальное распределение, применяется параметрический метод корреляционного анализа по Пирсону (r-Пирсона). При отсутствии нормального распределения значений показателей метрических шкал или наличии показателей, измеренных в ранговой шкале, применяются непараметрические методы (rs-Спирмена, t-Кендалла) корреляционного анализа. Оценка результатов корреляционного анализа предполагает расчёт коэффициента корреляции (определяющего силу и направленность взаимосвязи) и его значимости (количественной оценки надёжности взаимосвязи).

При анализе связей между показателями, измеренных только в номинативной шкале применяют критерий χ2 – Пирсона (для классификаций и таблиц сопряжённости), критерий Мак-Нимара (для таблиц сопряжённости 2х2 с повторными измерениями) и критерий серий (для последовательностей)

В случаях необходимости проведения статистического анализа данных, когда одна из переменных является количественной (ранговой или интервальной), а другая — качественной (номинативной), используются параметрические и непараметрические методы сравнения, при применении которых исследовательская задача сводится к сравнению групп (градаций номинативной переменной) по уровню выраженности признака (измеряемой количественной переменной). Целью исследований сравнительного характера является проверка гипотез о наличии различий одних и тех же психологических параметров (зависимые переменные) у различных независимых групп испытуемых, формируемых по заданным критериям (независимые переменные).

При применении методов сравнения необходимо учитывать:

- во-первых, количество сравниваемых групп (градаций номинативной переменной) – две или более двух;

- во-вторых, зависимость выборок (зависимые или независимые выборки). К зависимым выборкам относят случаи, когда для важного измеряемого на выборках признака можно установить гомоморфную пару: одному случаю из выборки X соответствует только один случай из выборки Y и наоборот (два измерения показателя до и после экспериментального воздействия, пары близнецов, мужья и жёны и т.д.). Выборки, в которые объекты исследования набирались независимо друг от друга называют независимыми выборками;

- в-третьих, измерительную шкалу, в которой измерены изучаемые показатели (ранговая или метрические шкалы). При этом для метрических шкал важным является наличие или отсутствие нормального распределения значений изучаемого показателя.

При сравнительном анализе показателей у респондентов двух независимых выборок и наличия нормального распределения зависимых переменных, измеренных в интервальной шкале или шкале отношений, а также - гомогенности дисперсий этих выборок, анализ различий проводят при помощи эмпирического критерия t-Стьюдента для независимых выборок и оценки его достоверности. Альтернативой данного метода является непараметрический критерий U-Манна-Уитни (в случаях, когда показатели измерены в ранговой шкале, распределение метрических показателей хотя бы в одной выборке существенно отличаются от нормального и/или их дисперсии различаются статистически достоверно).

В случаях, когда сравнительный анализ показателей осуществляется у респондентов более двух независимых выборок, используется однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Суть дисперсионного анализа сводится к изучению влияния одной или нескольких независимых переменных (факторов) на зависимую переменную. При этом независимые (номинативные) переменные отражают групповую принадлежность и могут иметь две или более градации (или уровня), а зависимые (метрические) переменные представлены в виде шкал. Непараметрическим аналогом данного вида анализа является однофакторный дисперсионный анализ Краскала-Уоллеса (таблица 2).

 

Таблица 2 – Статистические методы сравнения показателей независимых выборок

Тип используемых

Измерительных шкал

Количество выборок

(градаций номинативной переменной)

две выборки больше двух выборок

Метрическая шкала

(при нормальном

Ранговая шкала

Метрическая шкала

(при ненормальном

Тип используемых

Измерительных шкал

Количество выборок

(градаций номинативной переменной)

две выборки больше двух выборок

Метрическая шкала

(при нормальном

Ранговая шкала

Метрическая шкала

(при ненормальном

Распределении значений

Показателя)

Непараметрические методы сравнения

критерий Т-Вилкоксона, критерий знаков критерий χ2 - Фридмана

 

Для построения более сложных математических моделей эмпирического исследования могут быть использованы методы многомерного статистического анализа, позволяющие структурировать (факторный анализ) и классифицировать (кластерный анализ) эмпирическую информацию, прогнозировать значения изучаемых метрических (регрессионный анализ) и номинативных (дискриминантный анализ) «зависимых» психологических переменных по известным значениям «независимых» метрических переменных, отображать пространственные отношения между объектами (многомерное шкалирование) и т. д.

Для получения достоверных результатов и обоснования выводов крайне необходим выбор правильных статистических критериев, однако многие студенты считают эту процедуру второстепенной.

Факторный анализ — это группа методов, направленных на выявление, математическое выражение и определенную причинную интерпретацию латентных структур. Результатом факторного анализа является переход от множества исходных переменных к существенно меньшему числу новых переменных — факторов. Фактор при этом интерпретируется как причина совместной изменчивости нескольких исходных переменных. Факторный анализ разделяют на эксплораторный (поиск факторов, позволяющих описать исходную корреляционную матрицу) и конфирматорный (проверка гипотезы о числе факторов и их нагрузках).

Кластерный анализ — совокупность алгоритмов обработки данных, предназначенных для распределения (классификации) исследуемых объектов на относительно однородные группы (кластеры). Результатом кластерного анализа является дерево иерархической классификации - дендрограмма, интерпретация которой состоит в описании полученных классов объектов на основе их содержательных характеристик.

Множественный регрессионный анализ позволяет предсказать значения метрической «зависимой» переменной по множеству известных значений метрических «независимых» переменных, измеренных у множества объектов (испытуемых). Используется при проверке гипотезы о влиянии (детерминации) показателей независимых переменных на зависимую переменную.

Дискриминантный анализ позволяет классифицировать объекты по известным классам, исходя из измеренных у них признаков на основе решающих правил, выработанными предварительно на выборке идентичных объектов, у которых были измерены те же признаки.

Многомерное шкалирование позволяет выявить шкалы как критерии, по которым поляризуются объекты при их субъективном попарном сравнении и получить пространственное отображение отношений, существующих между объектами.

Работы

 

В третьей главе, называемой обычно «Результаты эмпирического исследования и их обсуждение», представляется характеристика результатов исследования. Эмпирическая глава оформляется в виде отчета о проделанной работе по сбору, анализу и интерпретации собственных эмпирических данных. Она должна базироваться на изучении результатов эмпирического исследования и включает от 2 до 5 подразделов.

Логика описания результатов должна соответствовать логике поставленных задач исследования и подводить к достижению поставленной цели. Материал каждого подраздела должен быть посвящен последовательному решению одной из эмпирических задач исследования. В каждом подразделе в удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления форме представляется описание количественных и качественных характеристик фактического материала исследования, демонстрирующее результаты решения соответствующей эмпирической задачи. Проводится упорядочение, классификация и группировка полученных данных в соответствии с исследовательскими гипотезами. При этом данные представляются в виде таблиц, графиков или диаграмм с их описанием и объяснением. В случае большого объема итоговых данных они выносятся в приложение. В рамках каждого подраздела осуществляется интерпретация результатов решения эмпирических задач исследования (выявленных закономерностей, значимости и достоверности числовых характеристик), сопоставление полученных результатов с уже имеющимися в научной литературе фактами и раскрытие значения полученных данных с точки зрения теории и практики.

Подразделы должны заканчиваться выводами. Промежуточные выводы подготавливают автора ВКР к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию. Выводы по каждому подразделу должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

Студент-выпускник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.

 

По результатам проведённого исследования могут быть разработаны практические рекомендации, которые предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Предлагаемые практические рекомендации должны быть адресными для конкретных специалистов в исследованной практической области (психологам, педагогам, родителям, супругам, менеджерам, руководителям служб управления персоналом, медико-психологическим комиссиям и т.д.).

Заключение и выводы выпускной квалификационной работы

В заключении кратко излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, перечисляются выводы, обоснованные и сформулированные при обсуждении результатов, дается оценка полученным результатам. Заключение включает перечень результатов исследования, которые имеют обобщенный вид и раскрывают их смысл. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их. В заключении важно отметить практическую и теоретическую значимость проведенного исследования. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования и возможность применения полученных результатов на практике. Объём заключения не должен превышать 3-5 страниц.

Выводы должны соответствовать цели и задачам исследования, подкрепляться статистическими доказательствами. Представленные выводы не должны носить слишком общий характер и выходить за рамки содержания работы. Выводы могут быть включены в заключение и кратко резюмировать его содержание. Вместе с тем, выводы могут также оформляться в виде отдельного подраздела, следующего за заключением.

Заключение – краткое изложение в соответствии с логикой исследования всех этапов работы и обсуждение приведенных в подразделах эмпирической главы результатов. Выводы формулируются в виде лаконичных предложений, фиксирующих основные результаты ВКР.

Список литературы. На все научные источники, указанные в списке использованной литературы, обязательно должны быть ссылки в тексте ВКР. Список литературы ранжируется по алфавиту с перчислением вначале российских источников, а затем иностранных. Все указываемые в списке литературы источники должны оформляться в соответствии с библиографическими требованиями ГОСТ (Приложение М).

В приложении к ВКР дается материал вспомогательного характера, куда выносятся таблицы, графики, схемы, опросные листы, анкеты, бланки, варианты исследовательских методик и другие материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы.


 

3. Требования к оформлению выпускной


Квалификационной работы

3.1. Объём, структура и общие требования к оформлению текста

Объем выпускной квалификационной работы бакалавра, как правило, составляет 60-70 страниц без приложений. Количество страниц зависит, в первую очередь, от сложности поставленной проблемы и подходов к аргументации полученных результатов. В этот объем включается: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список использованных источников научной литературы. Приложения в общий объем не включаются.

Работа должна представлять собой логическую целостность. Примерные размеры каждой части ВКР представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Примерная структура объема выпускной квалификационной работы

Раздел Количество страниц
Титульный лист 1
Содержание (оглавление) 1
Введение 3–4
Глава 1 25-30
Глава 2 10-15
Глава 3 25-30
Заключение 3–5
Библиография 2–5
Приложение в общий объем не включаются
Всего 70-90 (без приложений)

 

Первым листом работы является титульный лист, оформляемый в соответствии с прилагаемым образцом (Приложение В). На титульном листе указывается название учебного заведения, факультета, кафедры, название работы, имя, отчество и фамилия автора работы, ученая степень, инициалы и фамилия научного руководителя, город, в котором находится вуз, а также год написания работы.

На второй странице работы помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы.

Заголовок ОГЛАВЛЕНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных научных источников, наименование приложений. В оглавлении указываются номера страниц, с которых начинаются разделы и подразделы ВКР. По ГОСТ 2.105-95 наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы, допускается набор заголовков первого уровня заглавными буквами. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по оглавлению, так и по форме. Пример оглавления представлен в Приложении Г.

Текст работы печатается на одной стороне листа белой бумаги[4] формата A4 (по ГОСТ 2.301-68 ЕСКД[5]). При подготовке работы на компьютере рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль 14 через полуторный интервал. Цвет шрифта - черный. Абзацный отступ, за исключением заголовков структурных элементов, должен быть одинаковым по всему тексту документа и равен 12,5 мм. Текст обязательно выравнивается по ширине. Работа выполняется с соблюдением следующих размеров полей: левого – 30 мм; верхнего и нижнего – 20 мм; правого – 10 мм[6].

Страницы текстового документа нумеруют арабскими цифрами в центре нижней части листа, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Титульный лист и содержание работы не нумеруются. Введение начинается с третьей страницы, и далее страницы нумеруются по порядку.

Текст работы должен быть кратким, четким, исключающим возможность различных толкований. Терминология и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартами, а при их отсутствии – общепринятыми в научной и учебной литературе.

В тексте и подрисуночных надписях не допускается сокращение слов и словосочетаний. Если в тексте документа принята особая система сокращения слов или наименований, то необходимо привести перечень принятых сокращений или расшифровать их непосредственно в тексте при первом упоминании (например, … показатель ценностно-интенциональной согласованности (далее - ПЦС)).

При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, инициалы, год публикации и страница, или номер в списке литературы и страница.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, рядом с цитируемым текстом в скобках указывается: порядковый номер источника в соответствии со списком литературы и страница.

При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. В этом случае также необходимо в скобках указать порядковый номер источника по списку литературы.

Стиль изложения текста

Языку и стилю ВКР следует уделять особое внимание. Научное изложение текста ВКР включает главным образом рассуждения, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов. Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важной характерной особенностью выпускных квалификационных работ является формально-логический способ изложения представляемого материала. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать). В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

На уровне целого текста основным признаком научной речи является целенаправленность, точность словесного выражения и использование специальной терминологии, благодаря чему достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений.

Фразеология научного изложения текста имеет свои специфические особенности. Она призвана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания («привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что»), а с другой ‒ обобщать определенные понятия (термины).

Научному изложению текста работы присущи также и стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта ВКР, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. При этом используются словосочетания, обозначающие достаточную достоверность факта (конечно, разумеется, действительно), предполагаемую достоверность факта (видимо, надо полагать), или возможную достоверность факта (возможно, вероятно).

В выпускной квалификационной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «Я считаю», «Мне кажется», «По моему мнению,». Изложение текста в работе обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Употребимы выражения «На наш взгляд», «По нашему мнению» и т.п., обороты в обезличной форме («считается, что», «были получены следующие данные», «разработана методика», «методика была модифицирована», «как показывает анализ результатов» и т.п.). В выпускной квалификационной работе необходим единый стиль изложения материала, орфографическая и синтаксическая грамотность.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в тексте выпускной квалификационной работы.

Стиль и язык изложения ВКР как научной работы характеризуется ясностью, лаконичностью, логичностью и терминологической специфичностью.

 

Повышение информационной емкости текста работы не исчерпывается указанными лексическими, морфологическими и синтаксическими способами. Они являются лишь наиболее распространенными приемами, позволяющими добиться максимальной краткости языкового материала научной работы. Для языково-стилистического оформления ВКР очень важно уметь организовывать накопленную научную информацию в связный текст, для чего необходимо достаточно хорошо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации.

Оформление таблиц, иллюстраций, списка литературы и

Приложений

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числового или текстового материала. В зависимости от размера таблицы её рекомендуется помещать:

- непосредственно под текстом, в котором дана на нее ссылка,

- на следующей странице (если не представляется возможным её разместить непосредственно под текстом),

- в приложении к документу (при необходимости).

В соответствии с ГОСТ 2.106-95[7] над таблицей помещают слово «Таблица» без абзацного отступа, затем – номер таблицы, далее через тире – наименование таблицы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Пример оформления таблицы

Таблицы, приведенные в основном тексте работы, нумеруют арабскими цифрами. При сквозной нумерации в пределах всей работы, номер таблицы состоит из одного числа – порядкового номера (Таблица 1 -). При нумерации в пределах раздела номер таблицы должен быть составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер таблицы (Таблица 1.1 -).

Таблицы каждого приложения нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой (Таблица А.1 -).

Заголовки граф и строк таблицы располагают параллельно строкам таблицы и печатают через один межстрочный интервал кеглем 12 и менее с прописной буквы, а подзаголовки граф:

- если они составляют одно предложение с заголовком граф – со строчной буквы,

- если они имеют самостоятельное значение - с прописной буквы.

В конце заголовков и подзаголовков граф таблицы точки не ставят. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Графу «Номер по порядку» в таблицу не включают. В случаях, когда в таблице необходима нумерация показателей, порядковые номера указывают в первой графе таблицы перед их наименованием.

При невозможности разместить таблицу по формату листа, таблицу делят на части и помещают их одну под другой на одной или на следующей странице, повторяя верхнюю часть таблицы, в которой размещаются заголовки графы таблицы. При этом полное наименование таблицы и её номер указывается только для первой части таблицы, а для остальных частей - «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера.

В случаях, когда необходимо дополнительно пояснить отдельные слова (числа, символы или предложения), приведенные в таблице, их оформляют в виде надстрочной сноски «*» или арабской цифры со скобкой. Сноску к таблице располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы (Приложение Д).

Таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами.

Используемые в ВКР иллюстрации (диаграммы, графики, фотоснимки, чертежи, схемы), в тексте работы обозначают словом «Рисунок».

Возможны различные варианты иллюстраций эмпирического исследования: диаграммы, гистограммы, корреляционные плеяды. Такое представление результатов позволяет глубже систематизировать и проанализировать полученные данные. С другой стороны, не желательна перегруженность ВКР иллюстративным материалом (не более 10-12 рисунков). Общими требованиями к их оформлению являются то, что они должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными, соотноситься с текстом и взаимодополнять друг друга.

Диаграмма (от греч. diágramma изображение, рисунок, чертёж) ‒ графическое изображение, наглядно показывающее линейными отрезками или геометрическими фигурами соотношение между разными величинами. Секторная диаграмма - это круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми ими величиной. Такие диаграммы делаются с рисунками на каждом секторе, изображающими замеряемую величину (Приложение Е). Столбиковые диаграммы изображают зависимость величин в виде прямоугольников одинаковой ширины, вытянутых вверх. Высота столбика соответствует изображаемой величине (Приложение Ж).

Гистограммой называется диаграмма с горизонтальным расположением оси категорий, в которой значения ряда данных определяют высоты последовательно расположенных вертикальных столбиков (Приложение К).

Корреляционные плеяды – это графический способ отображения информации о взаимосвязях изучаемых показателей. Показатели, включенные в корреляционную плеяду, изображаются в виде кругов. Взаимосвязь показателей обозначается линиями: в случае положительной взаимосвязи – сплошной линией, соединяющей соответствующие круги; в случае отрицательной взаимосвязи – пунктирной (Приложение Л).

Иллюстрации должны иметь нумерацию арабскими цифрами, наименование и при необходимости – поясняющие данные. В основной части работы иллюстрации нумеруют арабскими цифрами в виде сквозной нумерации или в пределах главы (раздела). Поясняющие данные помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и наименование. Для оформления поясняющих данных допускается применять шрифт размера 12 и менее.

В основной части ВКР все иллюстрации помещаются непосредственно после первой ссылки на данный рисунок и располагаются симметрично относительно полей страницы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Пример оформления рисунка

 

В случае, если иллюстрация не умещается на данной странице работы, допускается её перенос на следующую страницу.

В приложениях иллюстрации нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой (Рисунок А.1– Наименование рисунка).

В список литературы, который помещают в конце текстового работы перед приложениями и после заключения и выводов, включаются все источники, упоминаемые в тексте исследования и на которые имеются ссылки в тексте работы. Список использованной литературы показывает, насколько проблема исследована автором. Он должен содержать не менее 45-50 публикаций, послуживших теоретической базой дипломной работы, ссылки на которые обязательны в тексте. Включение в список литературы, которая не была использована, недопустимо.

Каждый источник в списке литературы приводят в виде библиографической записи в алфавитном порядке, которая должна обеспечивать идентификацию и поиск объекта ссылки, нумеруют арабскими цифрами и помещают с абзацного отступа. Сначала в алфавитном порядке располагаются литературные источники на русском языке, затем источники на иностранных языках, также расположенные в алфавитном порядке, и затем источники Internet.

Библиографические записи в списке литературы оформляют согласно ГОСТ 7.1-2003[8]. Примеры оформления библиографических записей в списке литературы приведены в приложении М.

Для связи библиографических записей из списка литературы с текстом работы их порядковые номера приводят в тексте ВКР в квадратных скобках, разделённые точкой с запятой.

Пример - Разработанные методы оценки уровня адаптированности [3; 8; 36; 48 и др.] обеспечивают …

Если в тексте приводят ссылку на конкретный фрагмент из документа, то в квадратных скобках указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен данный фрагмент. Сведения разделяют запятой.

Пример - По определению А.А. Налчаджяна [37, с. 26], адаптация – это…

Приложение — это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Его состав определяется замыслом исследователя. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого или справочного характера.

В «Приложение» выносятся материалы, на которые существуют ссылки в основном тексте. Связь этих частей работы обязательна.

Каждое приложение, которое начинают с новой страницы, обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Все приложения должны иметь заголовок, который записывается с прописной буквы, располагается наверху посередине страницы, симметрично тексту и отделяется от текста интервалом в одну строку. Под ним в круглых скобках указывают степень приложения строчными буквами, используя слова: «обязательное», «рекомендуемое» или «справочное».

При необходимости текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и пункты, которые нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед номером обозначение приложения.

Если приложение представлено в виде таблицы и расположено на нескольких страницах, то на последующих страницах приложения над таблицей пишут с начала строки «Продолжение таблицы» и указывают ее обозначение.

Для всех приложений должна быть сквозная нумерация страниц по отношению к остальной части работы.

Завершается оформление выпускной квалификационной работы брошюровкой, которая выполняется в следующей последовательности:

1) титульный лист;

2) содержание (оглавление);

3) введение;

4) главы (разделы);

5) заключение;

6) список литературы:

7) приложения.

Иллюстрированный материал по выпускной квалификационной работе может быть размещен как в тексте, так и в приложении, объем которого не должен превышать объем самой работы.

Использование таблиц и иллюстраций (диаграмм, гистограмм, корреляционных плеяд и др.) способствует лучшему пониманию и интерпретации полученных результатов.

Протоколы. Все первичные данные (заполненные анкеты, выполненные опросники, рисунки и т.д.) необходимо хранить до защиты диплома и по требованию научного руководителя, рецензента или членов ГАКа дипломник должен быть готов предъявить их в тот же день.

Выпускная квалификационная работа обязательно сдается в печатном и электронном виде.

За полтора месяца до защиты студент должен пройти процедуру предзащиты работы на кафедре, в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры. Комиссия делает замечания к работе и решает вопрос о допуске студента к защите. При необходимости, студент устраняет выявленные на предзащите недостатки работы.

Требования к отзыву руководителя и рецензента на выпускную квалификационную работу

 

В отзыв руководителя рекомендуется включать следующие разделы:

1) Характеристика студента:

- индивидуальные деловые и личностные качества студента, степень самостоятельности при выполнении исследования, полноты выполнения задания по ВКР;

- отношение к процессу выполнения ВКР: выполнение студентом индивидуального календарного плана работы над ВКР, дисциплинированность, организованность, ответственность, регулярность и характер консультаций с научным руководителем и др.

2) Характеристика ВКР:

- отметить степень самостоятельности, заинтересованности, активности студента, а также предварительные основания выбора ‒ выполнение курсовых работ, участие в научно-исследовательской работе, прослушивание курсов по выбору, специализации и др.;

- научный анализ, глубина раскрытия темы исследования, завершенность ВКР, научная и практическая значимость.

3) Уровень общенаучной, специальной подготовленности студента, сформированность общекультурных и профессиональных компетенций.

4) Вывод о соответствии/несоответствии ВКР предъявляемым требованиям.

Научный руководитель проводит оценку оригинальности текста и наличия корректного цитирования через систему «Антиплагиат. ВУЗ». Отчет научного руководителя о результатах проверки прикладывается к отзыву научного руководителя и подшивается в личное дело выпускника. Объем корректного заимствования без указания источников цитирования указывается в отзыве научного руководителя. Допустимый уровень оригинальности текста ВКР – не менее 70%

 

Рецензия содержит оценку соответствия ВКР предъявляемым требованиям (критериям), анализ ее основных положений, подходов к раскрытию темы, обоснованность выводов и т. п.

В рецензию рекомендуется включать следующие разделы:

1. Общая характеристика ВКР: обоснование актуальности темы; способность студента разрабатывать исследовательский аппарат; правильность и логика постановки вопросов (план работы); количественная и качественная опенка литературных источников, привлеченных к освещению темы; качество проведения экспериментов, уровень теоретического осмысления; соблюдение студентом основных требований к структуре, содержанию и оформлению работы;

2. Замечания и вопросы по содержанию исследования;

3. Оценка результатов и качества ВКР: уровень и качество выполнения эмпирического исследования; соответствие содержания заявленной теме; оценка теоретической и практической значимости работы; оценка уровня овладения выпускником исследовательскими навыками; соответствие требованиям ФГОС (ГОС); рекомендация о допуске к защите;

4. Оценка уровня общенаучной, специальной подготовленности студента и сформированных общекультурных и профессиональных компетенций;

5. Вывод о соответствии/несоответствии предъявляемым требованиям.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

График выполнения

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(рекомендуемое)

Примерная тематика

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

Титульный лист

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(обязательное)

Оглавление

Введение

3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи отношений с отцом и самоотношения подростков    
1.1 Психологические особенности старших подростков 15-16 лет 7
1.2 Понятие самоотношения и его развитие в старшем подростковом возрасте 15-16 лет 15
1.3 Взаимоотношения с родителями в подростковом возрасте 24
1.4 Роль отношений с отцом в формировании самоотношения старшего подростка 15-16 лет 28
  Выводы по первой главе 34
Глава 2 Организация исследования взаимосвязи отношений с отцом и самоотношения у подростков  
2.1 Особенности выборки и процедура проведения исследования 36
2.2 Методы исследования 38
Глава 3 Исследование взаимосвязи отношений с отцом и самоотношения старших подростков 15-16 лет  
3.1 Анализ результатов исследования отношений с отцом в старшем подростковом возрасте 15-16 лет 43
3.2 Анализ результатов исследования самоотношения старших подростков 15-16лет 54
3.3 Взаимосвязь отношений с отцом и самоотношения старших подростков 15-16 лет 60

Заключение

86

Выводы

89

Список литературы

91

Приложение А

96

Приложение Б

98

Приложение В

99


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

(обязательное)

 

Форма оформления таблицы и

Примечаний к ней

Таблица Д.1 - Структура ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов по методике Ш. Шварца у респондентов второй группы

 

Ценность

На уровне нормативных

идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние

(центрированные)

Присвоенный ранг

Средние

(центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность 0,64 ± 0,78*

3

0,35

± 0,56**

2

 
Традиции -0,51 ± 0,87**

7

-0,34

± 0,67**

8

 
Доброта 0,58 ± 0,78**

4

0,29

± 0,58

3

 
Универсализм -0,17 ± 0,64**

5

0,25

± 0,48**

4

 
Самостоятельность -0,34 ± 0,83**

6

-0,03

± 0,59**

6

 
Стимуляция -0,67 ± 1,05

8

-0,27

± 0,73**

7

 
Гедонизм -0,86 ± 1,37*

10

-0,79

± 1,07*

10

 
Достижения 0,66 ± 0,76

2

0,06

± 0,60**

5

 
Власть -0,80 ± 0,96**

9

-0,71

± 0,81**

9

 
Безопасность 0,77 ± 0,65**

1

0,50

± 0,47**

1

 
                     

Примечание - ** - р≤0.01 и * - р≤0,05 значимость различий по U-критерию Манна-Уитни между значениями показателей ценностей у респондентов первой и второй группы (сравнение с данными таблицы 3.1).



ПРИЛОЖЕНИЕ Е

(обязательное)

 

Форма оформления секторальной

Диаграммы

Рисунок Е.1. – Структура оценки благоприятности психологической атмосферы в группе



ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

(обязательное)

 

Форма оформления столбиковой

Диаграммы

 

Рисунок Ж.1 - Оценка компонентов интегральной удовлетворённости трудом



ПРИЛОЖЕНИЕ К

(обязательное)

 

Форма оформления

Гистограммы

Рисунок К.1. – Сравнительный анализ средних значений показателей по шкале

«Физическая агрессия» методики Басса-Дарки у мальчиков и девочек



ПРИЛОЖЕНИЕ Л

(обязательное)

 

Пример оформления

Корреляционных плеяд

Рисунок Л.1 – Корреляционные взаимосвязи индекса тревожности с показателями тестов

«Два домика» и «ЦТО»



ПРИЛОЖЕНИЕ М

(обязательное)

Примеры библиографических записей документов в списке литературы

(Библиографические записи оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 и ГОСТ 7.80)

Книги, монографии

Хорни, К. Наши внутренние конфликты/ К. Хорни. – М.: Смысл, 1997. – 694 с.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Семейный кодекс Российской Федерации: (федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.

Стандарты

ГОСТ Р 7.0.53—2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. – М. : Стандартин-форм, 2007. – 5 с.

Диссертации

Шпунтова, В.В. Внутриличностный ценностный конфликт и способы его разрешения: дис … канд. психол. наук: 19.00.01/ Шпунтова Виктория Владимировна. – М., 2008. – 180с.

Авторефераты диссертаций

Степанова, О. П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04/ Степанова, Ольга Павловна. – СПб., 2002. – 25с.

Электронные ресурсы

Теренин, А. Е., Башкирцев В. П. Конгруэнтность как психолого-педагогический аспект профессионального становления курсантов военного вуза. [Электронный ресурс] / А. Е. Теренин, В. П. Башкирцев. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2007/1131.htm (дата обращения 10.01.2014).

Статьи

Семикин В.В., Лисовская Н.Б., Неговская С.Т. Ценностно-мотивационные факторы профессиональной самореализации молодого педагога в современной системе образования / В.В.Семикин, Н.Б.Лисовская, С.Т. Неговская // Вестник ТеГУ. Серия "Педагогика и психология". – 2011. – Выпуск 3. – С. 10-23.

Ревков, И.В. Разработка методики комплексной диагностики процесса адаптации курсантов военного вуза к профессионально-служебной деятельности в условиях педагогического сопровождения / И.В. Ревков // Образование и общество. – 2010. – № 4. – С. 45-49.


[1] http://www.psy.msu.ru/educat/umo/standards/030401-clin_psy_methodology.pdf

[2] http://www.info.psytest.ru/base/Kompendium/Metodiki

[3] Способ измерения исследуемого свойства называют также уровнем измерения.

[4] ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»

[5] ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. «Форматы»

[6] ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

[7] ГОСТ 2.106-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам»

[8] ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

 


Бондарук А.Ф., Семенова С.В., Ходаковская О.В.

 

 

Методические рекомендации по подготовке и защите

Дата: 2019-02-25, просмотров: 251.