Единый государственный экзамен по иностранному языку. Обозначьте его цели, объекты контроля и их отражение в структуре экзамена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика целей и объектов контроля Основной целью ЕГЭ по иностранным языкам является установление уровня освоения выпускниками требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

В соответствии с этим документом проверяется уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников в основных видах речевой деятельности (за исключением говорения), а именно в аудировании, чтении и письме.

Отдельно проверяется сформированность лексико-грамматических навыков.

Цель экзамена определяет объекты контроля, представленные в соответствующих разделах экзаменационной работы.

В Аудировании в качестве объектов контроля выделяется:

• понимание основного содержания прослушанного текста;

• понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации;

• полное понимание прослушанного текста.

В Чтении объектами контроля является:

• понимание основного содержания текста;

• понимание структурно-смысловых связей текста;

• полное и точное понимание информации в тексте.

В разделе «Письмо» объектами контроля выступают:

• умения при написании письма личного характера;

• умения при создании письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме.

В разделе «Грамматика и лексика» в качестве объектов контроля выделяются знание языковых единиц и навыки их употребления в коммуникативно-значимом контексте:

• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм иностранного (английского, немецкого, французского или испанского) языка и различных грамматических структур;

• знание основных способов словообразования и навыки их применения;

• распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (с особым вниманием к лексической сочетаемости);

• знание правил орфографии и навыки их применения.

В экзамене представлены задания, относящиеся к трём разным уровням сложности: базовому (Б), повышенному (П) и высокому (В). В отличие от ЕГЭ по другим предметам, экзаменационная работа по иностранным языкам делится на разделы не по уровням сложности, а по проверяемым речевым умениям. Внутри каждого раздела задания располагаются по возрастающей степени трудности. Посредством тестовых заданий различных типов и уровней сложности, через различные виды речевой деятельности в ЕГЭ оценивается уровень сформированности коммуникативной компетенции участников экзамена. Традиционно выделяются следующие её компоненты: лингвистическая компетенция (linguistic competence) – знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание; социолингвистическая компетенция (sociolinguistic competence) – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнёром по общению; дискурсивная компетенция (discourse competence) – способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, а также строить целостные, связанные и логические высказывания разных видов (статья, письмо, эссе и т.д.); предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от цели высказывания; стратегическая компетенция (strategic competence) – вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась; такими средствами могут являться как повторное прочтение фразы и переспрос непонятого предложения,

так и жесты, мимика, использование различных предметов; социокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур; социальная компетенция (social competence) – умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению

Конкретизируем объекты контроля, которые представлены в разделах ЕГЭ по английскому языку.

В разделе «Аудирование»:

* понимание основного содержания прослушанного текста;

* понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации;

* полное понимание прослушанного текста.

В разделе «Чтение»:

* понимание основного содержания текста;

* понимание структурно-смысловых связей текста;

* полное и точное понимание информации в тексте.

В разделе «Письмо»:

* умение написания письма личного характера;

* умение создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Мое мнение».

В разделе «Грамматика и лексика» в качестве объектов контроля выделяются знание языковых единиц и навыки их употребления в коммуникативно-значимом контексте:

* распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и грамматических структур иностранного языка;

* знание основных способов словообразования и навыки их применения;

* употребление в речи изученных лексических единиц (с особым вниманием к лексической сочетаемости, синонимии, антонимии);

* знание правил орфографии и навыки их применения.

В разделе «Говорение»:

* техника чтения вслух (владение произносительными навыками и навыками ритмико-интонационного оформления различных типов предложений);

* умение вести диалог-расспрос;

* умение выстраивать тематическое монологическое высказывание с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика);

* умение выстраивать связное тематическое монологическое высказывание — передавать основное содержание увиденного с выражением своего отношения, оценки, аргументации (сравнение двух фотографий).

Вопрос 17. Современные технологии обучения иностранным языкам и их дидактическая обоснованность. Приведите примеры интеграции современных технологий в процесс обучения иностранным языкам.

Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО). Аппаратура и технические устройства, используемые в педагогическом процессе и самообразовании для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков, умений. Широкое применение ТСО обусловлено качественными изменениями в сфере образования, потребностью в интенсификации учебного процесса, его индивидуализации и надежности обучения в условиях массовой аудитории. Создание первых ТСО было связано с попытками расширения дидактических возможностей наглядных пособий и более качественного их восприятия.

ТСО обладают универсальными дидактическими возможностями, они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуального подхода к обучаемым, обеспечивать дистантное обучение и др.

ТСО принято подразделять на четыре группы: звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические и средства программированного обучения. Использование ТСО направлено на повышение эффективности учебного процесса, индивидуализацию обучения при массовом охвате обучающихся (например, при демонстрации кинофильма или работе в лингафонном кабинете). Следует разграничивать Т. с. о. (аппаратуру) и аудиовизуальные средства обучения (АВСО).

Система технических средств обучения включает: звукотехнические средства: диктофон, кассетный плеер, магнитола, магнитофон, мобильный телефон, наушники, проигрыватель (грампластинок, компакт-дисков), радиоприемник; светотехнические средства: видеокамера, диапроектор, кодоскоп, мультимедиа-проектор, принтер, сканер, сканирующая ручка, фильмоскоп, фотоаппарат, фотопринтер, цифровая фотокамера, эпипроектор; звукосветотехнические средства: видеокамера, видеомагнитофон, кинопроектор, монитор, оборудование для домашнего кинотеатра, телевизор, электронный переводчик, DVD-плеер; средства программированного обучения: компьютерная техника (Городилова, 1989; Кабинет иностранного языка..., 2003; Щукин, 1981).

Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие:

а) результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся),

б) экономичность (за единицу времени усваивается большой объём материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом),

в) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления,

г) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.

Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности (И.А. Зимняя, Е.С. Полат, И.Л. Бим и др.).

В методике преподавания иностранных языков к современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, ис­пользование языкового портфеля, тандем-метода и интенсивных методов обучения, технология Дальтон-план, модульную технологию, применение технических средств (в первую очередь компьютерных и аудиовизуальных технологий).

Рассмотрим некоторые из перечисленных технологий обучения.

* Обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве - это обучение в процессе общения учащихся друг с другом, а целенаправленная работа в сотрудничестве позволяет повысить интерес к занятиям и значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке. В сотрудничестве создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик - учитель -группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.

Концепция обучения ориентирована на создание условий активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, предлагаемых учителем языка. Если объединить учащихся в небольшие группы (3-4 чел.) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно для этой технологии обучения, за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные ученики помогают более слабым в успешности ее выполнения. Такова общая идея обучения в сотрудничестве, а для выполнения учебного задания учебная группа формируется таким образом, чтобы в ней были как сильные, так и слабые ученики. Оценка за выполненное задание ставится одна на группу.

Приемы обучения в сотрудничестве реализуются в ходе вы­полнения учениками игровых заданий в предлагаемых им ситуациях общения. Для овладения языком важным условием является, общение на изучаемом языке.

* Проектная технология обучения. Эта технология обучения основана на моделировании социального взаимодействия в учебной группе в ходе занятий. Учащиеся при этом принимают различные социальные роли и готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия. Популярность проектной технологии объясняется прежде всего тем, что проектное задание, которое предстоит выполнить ученику, непосредственно связывает процесс овладения языком с овладением определенным предметным знанием и возможностью реально использовать это знание. Таким образом, ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для ученика, личностно мотивированным.

Из сказанного видно, что метод проектов предполагает решение учеником какой-либо проблемы. А для ее решения учащемуся требуется не только знание языка, но и владение определенным объемом предметных знаний, необходимых и достаточных для решения проблемы. По справедливому утверждению одного из разработчиков этой технологии обучения Е.С. Полат: «метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного обучения. Он может использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе».

Перечислим некоторые общедидактические признаки проект­ной технологии, определяющей структуру и содержание проек­тов, которые предстоит готовить учащимся на занятиях по практике языка.

1. Доминирующие в проекте виды деятельности: ролево-игровой, информационный, проектно-ориентировочный;

2. Предметно-содержательная сторона проекта: монопроект (в рамках одной ситуации общения или одной области знаний либо межпредметный проект (затрагивает ситуации и круг знаний из разных предметов);

3. Характер координации действий в процессе выполнения проекта: с открытой, явной координацией (непосредственной) или со скрытой координацией (неявной, имитирующей возмож­ный характер действия в той или иной ситуации);

4. Характер выполнения проекта: несколько членов учебной группы, которые объединяются интересом к выполнению проекта, вся группа, учащиеся учебного заведения;

5. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочное, долгосрочное.

В методической литературе предлагаются различные варианты проектов в области изучения языков. Это могут быть игровые - ролевые проекты (разыгрывание ситуации, драматизация текста), информационные проекты (подготовка сообщения на предложенную тему), издательские проекты (подготовка материалов для стенной газеты, радиопере­дачи), сценарные проекты (организация встречи с интересными людьми), творческие работы (сочинение перевод текста).

Учитывая возраст учащихся наибольший интерес представляют ролево-игровые проекты (Role and Games Projects)/ В таких проектах дети принимают на себя определенные роли, обусловленные

содержанием проекта. Для этого можно использовать сказки, а детям предложить сыграть роль литературных персонажей произведения. Они имитируют, разыгрывают ситуации, осложняя их содержание поступками, придуманными учащимися. Степень творчества здесь очень велика, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

* Центрированное на ученике обучение. Суть такого обучения заклю­чается в максимальной передаче инициативы в процессе занятий самому учащемуся. С дидактической точки зрения эта технология обучения предполагает наиболее полное раскрытие личностного потенциала учащегося в результате особой организации занятий, создание партнерских отношений между педагогом и учащимися. Этот подход отличен от традиционной технологии обучения, когда учитель является главным действующим лицом в учебной деятельности обучающегося, обеспечивающим усвоение программного материала: учитель передает учащемуся знания, формирует навыки и умения и контролирует их усвоение путем опроса. При такой технологии обучения, которую можно рассматривать как дальнейшее развитие идеи коммуникативного общения, общение на иностранном языке становится более эффективным благодаря установлению партнерских отношений между педагогом и учащимися и создания условий для раскрытая личностных особенностей учеников.

Так как целью преподавания в рамках названной технологии является автономность учащихся в обучении, то сам учащийся должен знать, как ему лучше учиться. С этой целью он выбирает стратегии овладения языком и пытается их использовать в процессе обучения. Вот перечень некоторых таких стратегий:) 1) прояви индивидуальность; 2) организуй свое обучение; 3) прояви творческие способности; 4) научись справляться с неуверенностью; 5) учись на своих ошибках; 6) используй контекст.

* Дистанционное обучение. Эта форма организации учебного процесса предусматривает обучение на расстоянии с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. Учащиеся самостоятельно выполняют предлагаемые им задания, которые проверяются преподавателем либо при личной встрече с обучаемыми, что напоминает заочное обучение, либо контролирует работу учащихся с помощью электронной почты. Главной особенностью дистанционного обучения является опосредованный характер телекоммуникационного общения учитель - ученик. Курсы дистанционного обучения рассчитаны на тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, доставку необходимых учебных материалов, высокоэффективную обратную связь, максимальную интерактивность обучаемого и преподавателя. В настоящее время разработаны различные варианты организации дистанционного обучения иностранным языкам, в том числе программы для школьников, доказана эффектив­ность такого обучения. Такое обучение позволяет широко ис­пользовать мировые культурные и образовательные ценности, накопленные в глобальных сетях Интернет, учиться под руководством опытных педагогов, повышать квалификацию и углублять свои профессиональные знания. В связи с планируемой сплошной компьютеризацией учебных заведений страны дистанционное обучение можно рассматривать как одну из наиболее перспективных форм обучения в системе современных технологий.

* Тандем-метод. Этот метод обучения, реализующий концеп­цию личностно-ориентированного подхода в языковом образовании, является одним из способов автономного (самостоятельного) изучения иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, работающими в паре. Цель тандема - овладение родным языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с его личностью, культурой страны изучаемого языка, а также получение информации по интересующим областям знаний. Важнейшими принципами, раскрывающими сущность тандем-метода, являются принцип обоюдности и принцип автономности.

Принцип обоюдности предполагает, что каждый из участников тандема получит одинаковую пользу от общения, а принцип автономности основывается на том, что каждый из партнеров самостоятельно несет ответственность в своей части обучения за выбор цели, содержания и средств обучения, но и за конечные его результаты.

* «Языковой портфель» как средство обучения языку. Языковый портфель можно определите как пакет рабочих материалов, который отражает (дает представление) о результатах учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой набор материалов,

находящихся в пакете, дает возможность оценивать достижения учащегося в той или иной области изучаемого языка, также опыт учебной деятельности в данной области. Портфель является гибким технологическим средством, которое может быть использовано как инструмент достижений учащегося в процессе овладения языком и контроля уровня владения им. Использование языкового портфеля отражает общую тенденцию переноса акцента в языковом образовании с понятия «обучение языку» на понятие «овладение языком и культурой», т.е. на непосредственно самостоятельную учебную деятельность учащегося. Языковой портфель при этом рассматривается как своеобразное «зеркало» этого процесса, в котором за счет рефлексивной самооценки учащегося отражаются его достижения в овладении языком.

18. Раскройте дидактический потенциал технологии обучения в сотрудничестве в обучении иностранному языку. На примерах продемонстрируйте реализацию данной технологии.

Обучение в сотрудничестве - это новый подход к изучению предмета, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей.

Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, а так же на цель учебной деятельности, самоконтроля и самооценки.

Принцип обучения в сотрудничестве был разработан тремя группами американских педагогов. Основной идеей этой технологии является создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Обучающиеся объединяются в группы по 3-4 человека, получают да одно задание, при этом оговаривается роль каждого ребенка. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому неуспевающие учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно и трудно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые поняли задание и разобрались, что конкретно от них требуется. Обучающиеся все разные, они различаются по уровню сформированности умений и навыков слушания, чтения, письма, коммуникативным умениям, по своему творческому потенциалу, но если каждый несет какую-либо ответственность за результат всей группы, то и работа его будет направлена на ликвидацию возможных пробелов при изучении материала. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Организация учебного сотрудничества позволяет достичь следующих образовательных результатов, обозначенных в ФГОС:

-Улучшение понимания учебного материала;

-Сокращение времени на формирование полноценных понятий, умений, навыков по сравнению с фронтальным обучением;

-Увеличение количества детей, включенных в работу;

-Рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся;

-Изменение характера взаимоотношений между детьми в классе;

-Появление у школьников самокритичности, способности точно оценивать свою работу;

-Приобретение учениками таких навыков, как ответственность за свои слова и действия, умение действовать с учетом позиций других людей; умение совершенствовать свое знание и способ действия с учетом другой позиции;

-Понимание школьниками относительности, субъективности мнений и возможности существования разных точек зрения на один предмет.

Известно несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

1.Jigsaw «ажурная пила, ножовка». (разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году).

Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, для тщательного изучения и становится в ней экспертом. Далее проводятся встречи экспертов разных групп. Каждый из экспертов затем докладывает в своей группе о проделанной работе. Необходимо всем участникам слушать друг друга внимательно, делать записи. На завершающем этапе учитель может задать любому ученику из группы вопрос по теме, или же учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивает их работу. Результаты всех суммируются, команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

2.Learning Together «Учимся вместе» (разработан в университете Миннесота в 1987 году.)

Класс разбивается на разные (по уровню обученности) группы по 3 – 5 человек, где для каждой группы предусмотрено одно задание, являющееся подзаданием большой темы, над которой работает весь класс. В группах учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. В результате такой совместной работы достигается усвоение всего материала. Учителю остается лишь контролировать деятельность учащихся.

3.Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Университет Тель - Авива, 1976 г.).

Главным принципом этого метода выступает самостоятельная деятельность учащихся. Они могут работать индивидуально или в группах до шести человек, выбирают подтему общей темы, намеченной для изучения всем классом. Далее эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Совместно составляется общий доклад, который учащиеся презентуют перед всем классом.

Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием большой темы. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над темой «London». Все вместе вырабатывают маршрут путешествия по Лондону. Каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу экскурсий для группы туристов (музеи, театры, парки и сады Лондона); заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т.д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет речевая практика, коммуникативная деятельность, что очень важно. На следующем уроке учащимся в группах предложена следующая речевая ситуация «You have justreturned from a trip to London. Start the conversation with your classmates» (Вы только что вернулисьиз Лондона. Обсудите поездку с одноклассниками). Обучающимся необходимо вспомнить материал прошлого урока, составить вопросы по блокам: Places to visit in London; Public transport;Essential things for trip и т.д. Данную работу можно организовать в парах, где задающий вопросы, следит за правильностью информации в ответах соседа и отмечает свои замечания в листе взаимооценки.

Необходимо отметить, что при использовании технологии сотрудничества, недостаточно разбить класс на группы и дать задания. Суть состоит в т

сам. Обучение в сотрудничестве помогает учителю не только развить у детей самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к предложенной ситуации, умение работать со словарями и другой справочной литературой, но самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться.

19. Вопрос: Раскройте дидактический потенциал метода проектов в обучении иностранному языку как составляющей технологии критического мышления. Проанализируйте задачи каждого этапа подготовки и проведения проекта. На примерах продемонстрируйте реализацию данного метода.

ПРОЕКТНАЯ (от лат. projectus – брошенный вперед) МЕТОДИКА. То же, что метод проектов. Одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса.

В ее основе лежит личностно-деятельностный подход к обучению.

Под проектом понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном языке работа, например, выпуск газеты или журнала, сборника статей, подготовка выставки, спектакля, концерта и др.

Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы.

В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности. В результате такой деятельности происходит непроизвольное запоминание лексических единиц и грамматических структур, мотивируется речевая деятельность на изучаемом языке. Требования к методу проектов как педагогической технологии были сформулированы в работе Е. С. Полат (1998).

По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяют следующие виды проектов в области изучения иностранного языка (Коряковцева, 2002):

1. Конструктивно-практические проекты. Например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание, разработка ситуации общения.

2. Игровые / ролевые проекты. Например, разыгрывание ситуации, драматизация события, сочинение собственной пьесы.

3. Информационные и исследовательские проекты. Например, «Русский язык и его использование в качестве средства междунар. общения», «Особенности поведения англичан в различных ситуациях общения».

4. Проекты конкретного социологического обследования (survey project). Например, «Использование английского языка в России».

5. Издательские проекты. Например, заметка в газету.

6. Сценарные проекты. Например, «Программа вечера английского языка».

7. Творческие проекты (creative works). Например, сочинение на свободную тему, перевод произведения на родной / иностранный язык.

Приведенные виды проеков по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области изучаемого языка и культуры или носить междисциплинарный характер.

Метод проектного обучения возник в начале XX в. в США. Его главный тезис – ребенку интересно учиться, если он понимает, что приобретенные знания можно применить в жизни и получить от них радость и пользу. Цель метода – перейти от школы памяти к школе мышления, перенести акцент с обучающего учителя на познающего ученика.

Реализуются, например, следующие правила для участников проекта:

1. Проект не отменяет обязательную программу обучения, но делает ее освоение, а также поиск новой информации за пределами школы мотивированными. Участники проекта понимают, зачем они учатся и как могут применить свои знания.

2. В команде нет лидеров и отстающих. Все равны.

3. Каждый ощущает полезность и компетентность – собственную и членов команды.

4. Команды не соревнуются, а получают удовольствие от общения друг с другом и работы над темой, которая им интересна.

5. Ответственность за конечный «продукт» несет вся команда.

Работа над проектом включает три стадии:

1) планирование;

2) подготовка и исполнение проекта;

3) обсуждение и оценка проекта.

В процессе подготовки и осуществления проектов учащимся предоставляется возможность подбирать материал, который будет использован в проекте, конструировать его содержание. Основная часть работы над проектом проводится учащимися самостоятельно, как правило, в часы самоподготовки. В аудитории при участии преподавателя проходят лишь начальная и заключительная части работы. Роль преподавателя состоит в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для проявления творческого потенциала учащихся, координировать работу, помогать преодолевать возникающие трудности. Участие в проекте развивает умение работать в коллективе. С точки зрения обучения иноязычной речи самым большим достоинством творческих проектов является самостоятельность работы учащихся в поиске материала по теме проекта и оформления своих мыслей с опорой на приобретенный речевой опыт и имеющуюся литературу. Работа над проектами отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Эта модель включает использование приемов работы с разнообразными источниками информации, приучает учащихся творчески мыслить, находить возможные варианты решения поставленной в проекте задачи, выбирать способы и средства их реализации (Полат, 2000; Коряковцева, 2002; Конышева, 2003).

Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

* коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;

* информационной - освоение необходимых знаний умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;

* интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;

* организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Дидактические возможности метода проектов:

* стимулирует практическую проектную деятельность обучающихся

* позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным

* обеспечивает освоение новых способов деятельности на интегрированном содержании

* дает опыт соорганизации ресурсов для достижения цели

* выводит образование за пределы образовательного учреждения

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Вопрос 20. Раскройте дидактический потенциал проблемного обучения как составляющей технологии развития критического мышления. На примерах продемонстрируйте реализацию данного метода.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. problem education). Обучение, предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В ходе совместной деятельности учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие, как постижение и понимание новых фактов, принципов, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. В П. о. моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.

В ходе П. о. применяются проблемно-поисковые методы обучения, предполагающие проблемное изложение учебного материала и его закрепление, вовлечение учащихся в активную речевую деятельность с использованием различных приемов. П. о. способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, по этой причине такое обучение чаще всего применяют с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности.

На занятиях по языку П. о. получило распространение в качестве средства активизации творческих возможностей учащихся как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики.

На занятиях по языку идеи П. о. реализуются в ходе использования ролевых игр, имитирующих и воссоздающих различные ситуации общения, при обучении в сотрудничестве, при опоре на центрированный на ученике подход к обучению.

Различаются три уровня П. о.:

а) проблемное изложение материала, при котором преподаватель сам ставит проблему и находит ее решение;

б) преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;

в) творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательской и научной работы, а на занятиях по практике языка при использовании дедуктивного метода в процессе объяснения нового материала. Здесь учащиеся подводятся к логическому выводу на основе наблюдения над фактами языка.

Показатель эффективности П. о. – существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического применения.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 275.