Вопрос: Проанализируйте методическую систему обучения аудированию: цели, основные этапы, систему упражнений и заданий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АУДИРОВАНИЕ (от лат. audire – слышать). Рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. А. состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания. При обучении иностранному языку конечной целью является выработка таких аудитивных умений, при наличии которых не расчленялись бы форма и содержание.

В процессе А. следует различать словесное и предметное понимание.

Словесное понимание опирается на речевой опыт учащихся,

предметное – на их жизненный опыт и знание ситуаций общения.

К условиям, определяющим трудности восприятия речи на слух, относят однократность и кратковременность предъявления информации, понимание речи незнакомых людей, индивидуальные особенности голоса и речи, наличие-отсутствие зрительной опоры. Трудность А. состоит также в том, что оно представляет собой сочетание аналитико-синтетических операций по распознаванию языковой формы текста и пониманию его содержания. Лингвистические трудности восприятия звучащего текста относятся к фонетике, лексике, грамматике.

Фонетические трудности А. вызываются:

1) расхождением между написанием и произношением;

2) несовпадением в членении звучащего и графического текста;

3) ассимилятивными явлениями в речевом потоке;

4) несовпадением в разных языках темпоральных характеристик гласных, согласных звуков, слогов, синтагм;

5) несовпадением дифференциальных признаков фонем в иностранном и родном языках,

6) фонематичностью и подвижностью ударения.

К лексическим трудностям относятся распознавание омофонов, паронимов, парных понятий («открывать» – «закрывать», «восток» – «запад», «много» –«мало»).

Трудны для восприятия на слух также непривычные сочетания слов, идиомы, цифры, имена собственные, наименования реалий.

Механизмы аудирования

Речевой слух – обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова.

Память: долговременная и кратковременная; оперативная

* Кратковременная память обеспечивает удержание поступающей информации на всех фазах процесса восприятия, вплоть до ее обработки и поступления части информации в долговременную память.

* Долговременная память призвана хранить слухоартикуляционные образы слов, словосочетаний и синтаксических конструкций, правил и схем их объединения. Благодаря этому происходит понимание фразовой структуры и коммуникативного типа предложения.

* Оперативная память – это кратковременная память, которая способна удерживать информацию значительно дольше, чем в течение 10 секунд. Оперативная память работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание.

Вероятностное прогнозирование – это порождение гипотез, предвосхищение хода событий.

Артикулирование –внутреннее проговаривание речи.

Внимание – произвольное, непроизвольное, послепроизвольное

Имеет свои особенности восприятие и понимание диалогической и монологической речи. Самым легким видом А. является понимание устной монологической речи преподавателя, когда слушающий видит говорящего и слышит обращенную к нему речь.

Самый сложный вид А. –понимание устной диалогической речи, когда слушающий не участвует в акте общения. Слушание и понимание обеспечиваются механизмами кратковременной памяти, долговременной памяти, вероятностного прогнозирования и осмысления.

Функционирование механизмов А. осуществляется благодаря основному слуховому анализатору и дополнительным: речедвигательному и зрительному. Основными источниками информации для обучения А. являются речь обучающего, аудитивные и аудиовизуальные средства обучения.

Полное, точное и быстрое понимание речи возможно на этапе автоматизации всех этапов процесса А.: восприятия звуковой формы, узнавания ее элементов, синтезирования содержания на их основе.

В обучении это достигается путем выполнения подготовительных и речевых упражнений. Аудитивные упражнения могут комбинироваться с упражнениями по другим видам речевой деятельности и преследовать комплексные цели. Процесс А. обеспечивается работой следующих механизмов: восприятие на слух и узнавание знакомых единиц языка; антиципация (вероятностное прогнозирование содержания текста); кратковременная (оперативная) память, обеспечивающая возможность сохранения информации в памяти непродолжительное время; долговременная память (сохранение информации продолжительное время); эквивалентные замены; вычленение в тексте единиц смысловой информации и ее анализ; синтез такой информации на уровне его формы и значения.

Условия эффективности аудирования у школьников

Потребность узнать что-либо новое;

Наличие интереса к теме сообщения;

Осознание объективной потребности учиться, удерживать определенные позиции (хорошего или отличного ученика) в классе, и т.д.

Виды аудирования

* Аудирование с пониманием основного содержания – обработка смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от неизвестного, существенное от несущественного.

* Аудирование с полным пониманием содержания – точное понимание всей содержащейся в тексте информации. Понимание деталей сообщения.

* Аудирование с выборочным пониманием содержания – вычленение в речевом потоке необходимой информации, игнорирование ненужной.

Принципы обучения аудированию

* Аудирование должно выступать в качестве одной и целей обучения иностранным языкам наряду с чтением, говорением, письмом.

* Обучение аудированию должно иметь системный и регулярный характер.

* Выделение и развитие всех трех видов аудирования:

1) пониманием основного содержания,

2) с выборочным пониманием содержания,

3) с полным пониманием содержания.

* Обучение аудированию должно осуществляться во взаимосвязи с говорением, чтением, письмом.

* Обеспечение строгого отбора текстов для аудирования с учетом определенных требований.

* Работа с аудиотекстом должна включать три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

* Процесс обучения аудированию должен предусматривать и самостоятельную работу в этом виде речевой деятельности

* Широкое использование технических средств обучения.

Критерии отбора аудиотекстов

* Соответствие текста целям и предметному содержанию, заложенным в ФГОС и примерных программах, а также возрасту и интересам учащихся.

* Информативность – наличие в тексте новой, интересной и ценной для учащихся информации.

* Нельзя использовать для аудирования тексты со снятыми языковыми трудностями.

* Объем текста.

* Интонационные характеристики текста являются важным критерием его отбора.

* Тексты должны выбираться в соответствии с аутентичными ситуациями общения.

* Аутентичность

* Социоультурная направленность

* Познавательный и ценностно-ориентационный потенциал.

Особенности обучения аудированию на начальном, среднем и старшем этапах

Начальный этап

1) отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи и определять смысловой центр фразы.

2) определять тему сообщения

3) членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения

4) устанавливать логические связи между элементами текста

5) выделять главную мысль

6) воспринимать сообщение в определенном темпе

Средний этап

1) Большая коммуникативная направленность и развитие трех видов аудирования

2) Развитие компенсаторных умений

3) Обучение вероятностному прогнозированию.

4) Формирование представления о том, какую роль играет аудирование в процессе обучения иностранному языку, какими умениями учащимся нужно владеть для успешного осуществления аудитивной деятельности.

Старший этап

1) Выделение базового и профильного уровня обученности.

2) Установка на развитие трех видов аудирования.

3) Проблемность текстов для аудирования, использование приемов критического мышления.

4) Самоконтроль

Система упражнений для обучения аудированию

* Подготовительные упражнения:

* Упражнения на развитие фонетических навыков аудирования, а также речевого слуха и внутреннего проговаривания.

* Упражнения на развитие лексических и грамматических навыков аудирования.

* Упражнения на развитие оперативной памяти

* Упражнения на развитие языковой догадки, вероятностного прогнозирования, внимания, механизма селекционирования полезного звукового сигнала.

* Речевые упражнения

* Контролирующие упражнения

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 275.