КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ИНСТРУМЕНТОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МАШГИЗ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА I ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТАЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИЕ КОНТРОЛЮ... 6

1. ТОЧНОСТЬ РАЗМЕРОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ ПОВЕРХНОСТЕЙ. 8

2. ТОЧНОСТЬ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ. 10

3. ТОЧНОСТЬ ДЕТАЛЕЙ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ И РАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. 15

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ЧЕРТЕЖАХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ. 21

5. ТИПОВОЙ ЧЕРТЕЖ ЗАГОТОВКИ. 22

ГЛАВА II СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.. 24

1. КАЛИБРЫ.. 25

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ.. 29

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. 48

ГЛАВА III ВЫБОР МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ.. 52

1. МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. 52

2. ВЫБОР СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. 75

3. АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ. 78

4. СИСТЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАЛИБРОВ И КОНТРОЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ. 84

ГЛАВА IV ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА.. 86

1. КАЛИБРЫ В КОНТРОЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯХ. 88

2. ОТСЧЕТНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА. 93

3. ДАТЧИКИ, СИГНАЛИЗИРУЮЩИЕ ИЛИ УПРАВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ. 107

ГЛАВА V ПОСТРОЕНИЕ, РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ КАЛИБРОВ.. 114

1. КАЛИБРЫ ДЛЯ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ОТВЕРСТИЙ. 120

2. КАЛИБРЫ ДЛЯ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ВАЛОВ.. 125

3. КАЛИБРЫ ДЛЯ КОНИЧЕСКИХ СОПРЯЖЕНИЙ. 130

4. КАЛИБРЫ ДЛЯ ДЛИН, ВЫСОТ И ГЛУБИН. 133

5. КАЛИБРЫ ДЛЯ РЕЗЬБОВЫХ СОПРЯЖЕНИЙ. 138

6. КАЛИБРЫ ДЛЯ ШЛИЦЕВЫХ СОПРЯЖЕНИЙ. 150

7. КАЛИБРЫ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ КРИВОЛИНЕЙНОЙ ФОРМЫ.. 164

8. КАЛИБРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ. 167

9. КАЛИБРЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ ПРОВЕРКИ. 173

10. УЗЛЫ И ЭЛЕМЕНТЫ КАЛИБРОВ. 180

11. ПРИМЕРЫ И ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАЛИБРОВ. 183

ГЛАВА VI БАЗИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ.. 190

1. БАЗИРОВАНИЕ ПО ПЛОСКОСТИ. 191

2. БАЗИРОВАНИЕ ПО НАРУЖНОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ. 193

3. БАЗИРОВАНИЕ ПО ОТВЕРСТИЮ.. 198

4. ЗАЖИМНЫЕ УСТРОЙСТВА. 219

ГЛАВА VII ПЕРЕДАТОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА.. 223

1. ПРЯМЫЕ ПЕРЕДАЧИ. 224

2. РЫЧАЖНЫЕ ПЕРЕДАЧИ. 230

ГЛАВА VIII  ЭЛЕМЕНТЫ КРЕПЛЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ.. 257

ГЛАВА IX ПОДВИЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ.. 268

1. НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВРАЩЕНИЯ. 268

2. НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. 272

ГЛАВА Х УСТАНОВЫ И ОБРАЗЦОВЫЕ ДЕТАЛИ.. 287

ГЛАВА XI ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ.. 298

1. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ КЛАПАНА. 298

2. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ КРЫШКИ. 310

3. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ КРЕСТОВИНЫ.. 315

4. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ. 319

ЛИТЕРАТУРА.. 328

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие социалистического машиностроения характеризуется прежде всего повышением требований к качеству выпускаемой продукции, к обеспечению взаимозаменяемости узлов и деталей в машинах, к улучшению эксплуатационных качеств машин, что, в свою очередь, обеспечивает развитие и совершенствование средств производства и измерительной техники, повышает требования к кон­струкциям контрольно-измерительных средств.

Конструкция любого средства измерения, применяемого непо­средственно в цехах машиностроительного предприятия, должна строго соответствовать чертежам и техническим условиям на детали и узлы объекта, а также технологическим процессам их изготовления.

Поэтому выбор метода контроля и конструкции калибра или конт­рольного приспособления должен быть увязан с требованиями и техни­ческими условиями, приведенными в чертежах деталей и узлов объекта, а также в картах технологических процессов.

Конструктор объекта, разрабатывая чертежи деталей и узлов машины, должен тщательно продумать все требования к качествен­ным показателям, должен установить оптимальные точности изго­товления и обоснованные с точки зрения эксплуатации машины, технические условия, полностью отдавая себе при этом отчет в реаль­ности и возможности практического их выполнения и измерения.

Аналогично и технолог, разрабатывая технологический процесс изготовления детали или сборки узла, также обязан серьезно придумать все точностные требования, которые должны быть обеспечены каждой операцией, увязав их с требованиями чертежей и техноло­гическими возможностями намечаемых средств измерения.

Только при этом условии можно быть уверенным в принципи­альной правильности принятого метода измерения и разработанной конструкции средств контроля.

Важным этапом в проектировании средств производственного контроля является правильный выбор конструкции средств кон­троля.

В условиях крупносерийного и массового машиностроения наи­большее распространение получили следующие основные виды средств цехового контроля: калибры, контрольные приспособления и приборы, осуществляющие проверку линейных, а также угловых и прочих величин, которые, как правило, сводятся к контролю линей­ных размеров.

Контрольные приспособления предназначены не только для кон­троля готовых деталей, но и для анализа состояния технологиче­ского процесса, в целях предупреждения брака, и получают все более и более широкое применение в машиностроительной промыш­ленности, постепенно заменяя калибры.

В настоящей работе под цеховыми измерительными приборами условно подразумеваются универсальные средства измерения, кото­рые при помощи дополнительных специальных устройств приспо­соблены для контроля определенных элементов конкретных деталей. К таким приборам могут быть отнесены пневматические микромеры, динамометрические ключи, универсальные приборы для контроля зубчатых колес в двухлрофильном зацеплении с измерительными зубчатыми колесами и т. п.

Большое значение в создании конструкций средств измерения имеет широкое использование и применение нормализованных деталей и узлов измерительных приспособлений, приборов и инстру­ментов. Многие из описываемых ниже конструкций узлов целесооб­разно оформлять в виде ведомственных или заводских нормалей. Необходимо стремиться к тому, чтобы не менее половины дета­лей, входящих в спецификацию среднего контрольного приспособления, были взяты из ведомственных или заводских нормалей. Это снизит время и расходы на проектирование и изготовление приспо­соблений и сократит сроки оснащения контрольных операций техно­логических процессов. При изготовлении приспособлений готовые нормализованные детали можно получить непосредственно со склада инструментального цеха.

Наконец, весьма серьезным является вопрос об экономической целесообразности применения того или другого калибра или контроль­ного приспособления. Выбор типа средств контроля (калибр или контрольное приспособление), его производительности (ручные, механизированные или автоматические) и точности измерения (шаблон для визуального контроля или измеритель с объективным отсчетом по шкале) должен быть сделан с полным учетом экономической эффективности.

 

ГЛАВА I  ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТАЛЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИЕ КОНТРОЛЮ

Технические измерения в условиях машиностроительного про­изводства должны оценивать качество деталей, собранных узлов и машин.

Основным назначением технических измерений является обеспе­чение взаимозаменяемости и предупреждение брака.

Под взаимозаменяемостью принято понимать свойство деталей занимать свои места в узле без дополнительной механической обра­ботки или пригонки, а также их способность после установки на место выполнять свои функции с соблюдением требований, предписанных соответствующими техническими условиями.

Вторая Ленинградская конференция по взаимозаменяемости и новым методам контроля предложила более широкое и всестороннее определение понятия взаимозаменяемости.

В решениях конференции предлагается следующая формули­ровка: «Взаимозаменяемость есть комплексное понятие, охватываю­щее вопросы проектирования, изготовления и эксплуатации машин и приборов. Под взаимозаменяемостью следует понимать свойство конструкций удовлетворять поставленным требованиям, охватываю­щим все стороны высококачественной работы машин и приборов и экономичности производственного процесса, построенного на базе независимого изготовления отдельных частей (деталей, узлов)».

Преимущество этой формулировки состоит в том, что в ней тре­бования конструкции и эксплуатации машин понимаются в органи­ческой связи с вопросами их изготовления.

Такое понимание является более правильным, способным устано­вить в чертежах деталей (узлов, изделий) оптимальные требования к точности их изготовления и сборки, т. е. требования, которые обеспечат высокое качество машин при наименьшей себестоимости их изготовления.

Конструктор объекта, разрабатывая чертежи деталей, стремится к назначению таких допусков и технических условий, которые обеспечили бы достижение полной взаимозаменяемости. При этом не следует считать, что допуски отдельных звеньев размерной цепи сложатся алгебраически и в наихудшем сочетании (т. е. все наиболь­шие наружные размеры со всеми наименьшими внутренними), что может нарушить взаимозаменяемость деталей в узле.

Подобное понимание привело бы к неоправданному ужесточению допусков в чертежах деталей и к повышению себестоимости изделий.

Трудоемкость и стоимость изготовления деталей резко возра­стают даже при незначительных ужесточениях допусков. Величины ' допусков, классы точности изготовления деталей являются факторами, в значительной мере определяющими себестоимость изделий.

Таким образом, конструктор объекта, исходя из эксплуатацион­ных требований работы детали (узла, машины), стремится к внесению в чертежи повышенных точностей обработки, т. е. более узких допусков. В то же время, требования технологического процесса направлены к упрощению обработки и расширению допусков.

Это «противоречие» основано на забвении того бесспорного положения, что в многозвенных размерных цепях алгебраическое суммирование утрачивает силу и не отражает действительных закономерностей, свойственных сочетаниям и комбинациям размеров. 

Большинство отклонений от номинальных размеров по величине колеблется и взаимно компенсируется..

В каждой детали наибольшей вероятностью обладают размеры, находящиеся в средней зоне поля допуска. Меньшей вероятностью обладают предельные или приближающиеся к ним размеры.

Следовательно, наименьшей вероятностью обладают крайние значения суммы размеров ряда сопряженных деталей.

Таким образом, расчеты допусков на «максимум и минимум» являются неправильными и необоснованными.

При расчете размерных цепей следует применить основные законы теории вероятности. Так, без снижения качества узла или машины достигается возможность установления более свободных, оптималь­ных допусков для отдельных составляющих звеньев размерных цепей. Это является теоретической основой взаимозаменяемости, хотя иногда ! и забывается на практике.

Правильное построение технологии контроля, целесообразный выбор типа и конструкций контрольно-измерительных средств (калибров, контрольных приспособлений и приборов) требуют как предварительное условие наличия чертежей деталей (узлов, изделий), в которых с учетом всех конструктивных требований, возмож­ностей технологии изготовления и технических измерений были бы установлены:

а) точность размеров и геометрических форм поверхностей (макро­ геометрия поверхности);

 б) точность взаимного расположения поверхностей;

в) степень чистоты поверхностей (микрогеометрия поверхно­сти);

г) различные дополнительные технические условия.

Конструктор объекта, разрабатывая чертежи деталей и узлов, должен всесторонне оценить технологическую возможность обеспе­чения и контроля всех допусков и технических условий.

Конструктор, проектирующий средства контроля, должен исхо­дить из правильных, глубоко продуманных чертежей контролируе-8мого объекта, обоснованных по всем размером, допускам и техни­ческим условиям.

Этим облегчится и повысится качество проектирования средств производственного контроля.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.