Административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство складывается под влиянием экономических, исторических, политических, социально-экономических, демографических факторов. Выделяют два принципа организации местного самоуправления по поселенческому признаку и по административно-территориальному. Не все признают возможным создание муниципальных образований на уровне административно-территориальных единиц. Примечательна в этой связи правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная им в Определении от 5 июня 2003 г. N 274-О <1>, согласно которой население городского, сельского поселения независимо от численности не может быть лишено права на местное самоуправление, что, однако, не исключает возможности создания муниципальных образований как на основе самостоятельных поселений или их объединений, так и на основе отдельных территориальных частей поселений, в частности внутригородских муниципальных образований. Поэтому можно сделать вывод, что в основе конституционных принципов формирования муниципальных образований лежит поселенческо-территориальный принцип.
В практике организации местного самоуправления сложились четыре основные модели муниципально-территориального устройства:
1. Одноуровневая модель поселенческого типа. 19 субъектов. В этом варианте территориальной организации местного самоуправления муниципальными образованиями признаются практически все (более или менее жизнеспособные в будущем статусе муниципалитета) населенные пункты, т.е. села, деревни, поселки, города. Преимущества одноуровневой модели поселенческого типа: максимальное приближение местного самоуправления как уровня публичной власти к населению; учет в полной мере исторических, культурных, этнонациональных и другие потребностей местного сообщества небольшой локальной территории. Недостатки модели связаны с разноплановостью получившихся муниципалитетов. Равный объем полномочий по предоставлению публичных услуг местного уровня возлагается на муниципальные образования, обладающие значительными отличиями в ресурсном, кадровом, организационном потенциале. Следовательно, объективно возникает диспаритет в качестве жизни населения, проживающих в крупных промышленных городских округах и небольших сельских поселениях.
2. Одноуровневая модель районного типа. 47 субъектов. Для этого способа организации муниципальной власти признаются только крупные города. А небольшие населенных пункты объединяются, вместе образуя одно муниципальное образование – район. Данная система призвана решить как раз те проблемы, которые возникают при организации муниципальной власти по первому типу. Преимуществом рассматриваемого варианта поэтому, во-первых, будет создание жизнеспособных, а потому независимых от государственной власти муниципалитетов. Обеспечение самостоятельности напрямую зависит от имеющейся финансово-экономической базы. Обширная территория означает потенциальную возможность увеличения количества и диверсификацию видов доходных источников. Во-вторых, решение части вопросов местного значения для значительного количества населения, зачастую, позволяет сэкономить на масштабе, поскольку снижаются управленческие расходы.
Негативные моменты одноуровневой районной модели: отдаление власти от населения и снижение возможности влияния местного сообщества на управленческие процессы; затруднения в пользовании объектами инфраструктуры, размещаемых, как правило, в административном центре района, что особенно испытывают жители периферийных населенных пунктов, входящих в район; недостаточный учет местных локальных особенностей жителей населенных пунктов, составляющих протяженный муниципальный район.
3. Двухуровневая территориальная система местного самоуправления. 11 субъектов. Для этого способа муниципально-территориального устройства характерно признание в качестве муниципалитетов и большинства естественно сложившихся территориальных единиц – населенных пунктов и муниципальных районов. Муниципальный район в этой модели представляет собой объединение нескольких мелких муниципальных образований. Таким образом, на одну и ту же территорию распространяется власть сразу двух муниципальных образований. Часть вопросов местного значения решаются органами местного самоуправления поселений. Как правило, это вопросы, требующие оперативного реагирования управленческого субъекта, максимального учета особенностей и традиций локального сообщества. Поэтому в ведение поселений относят организацию предоставления коммунальных услуг, сбор и вывоз мусора, содержание и ремонт дорог населенных пунктов, благоустройство территории, организации предоставления ритуальных услуг, озеленение территории, освещения улиц и другие. Вторая часть вопросов местного значения на этой же территории, для этого же населения решается органами власти муниципального района. Районные органы местного самоуправления осуществляют полномочия, требующие сосредоточения финансовых, организационных и иных ресурсов, испытывающих влияние экономической закономерности «экономии на масштабе». Поэтому в ведение органов власти муниципального района находится решение вопросов организации школьного и дошкольного образования (кроме обеспечения образовательного процесса и выплаты заработной платы учителям); организация предоставления услуг скорой медицинской помощи, помощи женщинам в период беременности, до и после родов, услуг первичной медицинской помощи; организация предоставления транспортных услуг в пределах района, дорожная деятельность в отношении дорог между населенными пунктами; организация содержания полигонов ТБО и мусора.
В этой связи понятие "уровень местного самоуправления" ни в коей мере не означает подчинения муниципальных образований одного уровня муниципальным образованиям другого уровня, а использование самого термина "уровень" не связано с отношениями соподчиненности, иерархичности, зависимости <1>. С конституционно-правовой точки зрения данное понятие характеризует территориальную структуру (территориальные формы) организации местного самоуправления по объему охвата пространственной сферы реализации прав местного сообщества и обусловленный соответствующей пространственной сферой перечень вопросов местного значения, подлежащих решению населением конкретной территории самостоятельно. Такое понимание уровней местного самоуправления фактически признано и в практике Конституционного Суда РФ. Так, об уровнях муниципальных образований прямо говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П. Используется данный термин и в практике судов общей юрисдикции <2>.
--------------------------------
<1> Некоторые исследователи предлагают рассматривать отношения, складывающиеся между муниципальными образованиями различных уровней, как специфичную муниципальную связь. См., напр.: Саломаткин А.С. Территориальная организация российского государства. Челябинск, 1996. С. 237.
<2> См.: Защита прав местного самоуправления судами общей юрисдикции России / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 2003. Т. 2. С. 17.
5. Сочетание местного самоуправления и местного государственного управления. 22 субъекта. В этой модели на уровне населенных пунктов создаются муниципальные образования и решаются вопросы местного значения. На уровне районов – административно-территориальные единицы, в которых функционируют местные органы государственной власти субъекта Российской Федерации общей компетенции. Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал четыре требования, которым должна соответствовать эта модель, чтобы отвечать положениям Конституции Российской Федерации.
Во-первых, на нижнем уровне обязательно организуется местное самоуправление, охватывающее всю территорию субъекта Российской Федерации.
Во-вторых, органы районного уровня, включая районные государственные советы и районные государственные администрации, формируются населением, а не назначаются органами государственной власти. Существование местных органов государственной власти соответствует Конституции Российской Федерации, так как субъект Российской Федерации не лишен права помимо своих высших органов власти, создавать и иные, в том числе местные.
В-третьих, полномочия местных государственных органов власти субъекта Российской Федерации, производны от вопросов ведения субъекта Российской Федерации. Районный государственный уровень власти не вправе принимать к своему ведению полномочия по решению вопросов местного значения.
В-четвертных, финансирование деятельности районной власти может осуществляться только за счет доходных источников регионального бюджета, но не тех поступлений, которые в соответствии с законодательством подлежат зачислению в бюджет муниципальных образований.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 217.