Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под источниками муниципального права обычно понимаются исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера[5]. Специфика системы источников муниципального права обуславливается особенностями предмета муниципального права как комплексной отрасли права, регулирующей все общественные отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

Из приведенного выше перечня видно, что источники муниципального права как отрасли права характеризуются множественностью и могут быть классифицированы по разным основаниям.

По уровню правового регулирования можно выделить:

а) международный компонент – общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры с участием Российской Федерации, прямо или косвенно относящиеся к осуществлению власти на муниципальном уровне – например, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года;

б) федеральный компонент – нормативные акты, принимаемые народом Российской Федерации на референдуме (Конституция Российской Федерации ) или федеральными органами власти, специально посвященные регулированию местного самоуправления (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., или затрагивающие вопросы местного самоуправления (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.);

в) региональный компонент – конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъектов федерации по вопросам местного самоуправления, отнесенным к их ведению Федеральным законом № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;

г) муниципальный компонент – уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты, нормативные договоры и соглашения, местные обычаи.

По виду источника муниципального права и его юридической силе различаются:

а) международные договоры Российской Федерации;

б) Конституция Российской Федерации;

в) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

г) федеральные конституционные законы и федеральные законы;

д) конституции, уставы и законы субъектов федерации;

е) решения конституционных, уставных судов субъектов федерации;

ж) подзаконные акты федеральных органов государственной власти;

з) подзаконные акты органов государственной власти субъектов федерации;

и) уставы муниципальных образований;

к) муниципальные нормативные акты и муниципальные договоры;

л) местные обычаи (в случае их признания законом – например, обычаи коренных малочисленных народов).

По виду субъектов принятия источники делятся на акты, принимаемые:

а) непосредственно народом Российской Федерации, населением субъекта федерации или муниципального образования;

б) органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации;

в) органами местного самоуправления.

По содержанию регулируемых отношений источники муниципального права делятся на акты, которые:

а) носят комплексный характер, так как регулируют широкий круг вопросов местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ от
06.10.2003 г.;

б) носят специальный характер, так как регулируют только определенную сферу местного самоуправления (например, местный бюджет, муниципальную собственность, муниципальную службу и т.д.).

 

2. Европейская хартия местного самоуправления (общая характеристика)

Несмотря на разнообразие моделей и систем местного самоуправления в разных странах, вызванное особенностями их политического, экономического и социального развития, в рамках стран – членов Совета Европы в 1985 году была принята Европейская хартия местного самоуправления (в дальнейшем по тексту – ЕХМС), которая стала первым международным правовым актом, сформулировавшим свойственные всем этим странам демократические принципы местного самоуправления. На сегодняшний день она обязательна для
43 государств – членов Совета Европы. Российская Федерация ратифицировала ЕХМС 11 апреля 1998 года и на территории России она вступила в силу
1 сентября 1998 года. На основании статьи 15 Конституции Российской Федерации ЕХМС является составной частью российской правовой системы и имеет верховенство над национальным законодательством.

Структура ЕХМС включает преамбулу и 3 части. В преамбуле описывается роль местного самоуправления в обеспечении участия граждан в управлении делами на местном уровне, повышении эффективности такого управления.

Часть первая содержит 30 принципов, характеризующих основные черты местного самоуправления – его понятие, компетенцию, правовое закрепление, защиту границ территории, административную, финансово-экономическую автономию, судебную защиту, право на ассоциацию.

Вторая часть обязывает государства, ратифицировавшие данную Хартию, соблюдать не менее 20 принципов, перечисленных в первой части, в том числе указывает на 10 обязательных, без которых управление на местах не может считаться местным самоуправлением; и водит механизм контроля со стороны Совета Европы за соблюдением ЕХМС. Создание специальных контрольных органов не предусмотрено, но каждая страна обязана предоставлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию. Фактически мониторинг реализации ЕХМС на местах ведет Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, который готовит доклады по применению Хартии. Например, в докладе Конгресса 1997 года, посвященном России, говорилось о недостаточности технических, финансовых и кадровых ресурсов, выделяемых государством местным властям.

И, наконец, часть третья посвящена вопросам подписания, ратификации и вступления ЕХМС в силу. Стабильность Хартии обеспечивается тем, что ее денонсация возможна не ранее чем через 5 лет после вступления в силу для данной страны, после предварительного, не менее чем за 6 месяцев, уведомления Генерального секретаря Совета Европы.

 





Дата: 2019-02-25, просмотров: 197.