Пути повышения прибыли и рентабельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль прибыли в системе национальной экономики:

Для предприятия прибыль это:

- главная цель производственной деятельности;

- критерий экономической эффективности производственной деятельности;

- источник финансовых ресурсов для технического развития предприятия;

- фактор повышения платежеспособности предприятия;

- источник возрастания рыночной стоимости предприятия.

Для государства прибыль это:

- база экономического роста;

- источник пополнения и накопления государственного бюджета;

- источник удовлетворения социальных потребностей общества.

 

Прибыль – это экономический показатель, который   постоянно изменяется под влиянием различных факторов, основными из которых являются рост общего дохода предприятия и снижения текущих затрат. Данные факторы определяются как внутренними условиями функционирования предприятия, так и внешними независящими от деятельности предприятия. К внутренним факторам прежде всего относятся инновационная восприимчивость и предпринимательская активность руководящих работников предприятия, которые реализуются посредством:

- внедрением новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов;

- повышением конкурентоспособности продукции;

- разработкой новых товаров или товаров более высокого качества, обладающих рыночной новизной;

- освоение новых рынков сбыта;

- повышение эффективности использования основного и оборотного капитала.

 

В качестве внешних факторов влияющих на прибыль выступают:

- формы и методы государственного регулирования экономики (например, налоги);

- коньюктура рынка;

- уровень цен на сырье, материалы, топливные и энергетические ресурсы и т.д.

 

Тема 8 Цены и основы ценообразования

 

1. Сущность и функции цен

2. Факторы ценообразования

3. Структура цены. Стратегии ценообразования

 

Сущность и функции цен

Цена – это денежное выражение стоимости товара, сумма денег, которую покупатель уплачивает, а продавец получает за проданный товар. Сущность цен раскрывается в выполняемых ими функциях:

1. Информационная, распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках;

2. Измерительная, посредством цен оценивается стоимость потребляемых факторов при изготовлении и реализации продукции;

3. Соизмерительная, заключается в сопоставлении ценностей различных товаров;

4. Учетная, посредством цен на предприятии учитываются затраты на производство продукции, кроме того цена является инструментом анализа, планирования и прогнозирования на предприятии;

5. Уравновешивающая, обеспечение равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением на конкретный вид товара;

6. Распределительная, посредством цен может осуществлять перераспределение спроса на тот или иной вид продукции, т.е. может быть увеличен спрос на товары у которых наблюдается перепроизводство (снизив цены) и снижен спрос на дефицитные товары;

7. Стимулирующая, создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении затрат, а в итоге стремление повысить конкурентоспособность продукции;

8. Внешнеэкономическая, цены выступают в качестве инструмента осуществления товарообменных операций, расчетов и платежей между различными странами;

9. Социальная, от уровня цен зависят реальные доходы населения, структура и объем потребляемых благ и услуг, размер потребительского бюджета.

 

2. Факторы ценообразования

Цены формируются под воздействием двух групп факторов: внутренних и внешних.

К внутренним относятся факторы, которыми можно управлять на уровне предприятия. Они полностью зависят от принимаемых руководством предприятия решений. Внутренние факторы:

- издержки производства или себестоимость;

- технология производства (освоение новых ресурсосберегающих технологий, конструктивное исполнение продукции);

- организация сервиса проданных изделий, послепродажного обслуживания продукции;

- реклама и продвижение товара на рынок;

- способ производства, определяемый серийностью выпуска продукции (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, чем продукция массового производства);

- цена тесно связана с жизненным циклом товара.

 

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, их влияние и степень воздействия на цены продукции предприятия определяется изменением общеэкономических условий в стране и за ее пределами, наличием на рынке и доступностью основных ресурсов. Внешние факторы:

- спрос и предложение;

- конкуренция или монополия на рынке;

- масштаб государственного регулирования;

- система налогообложения и степень налоговой нагрузки на предприятие;

- доступность факторов производства;

- уровень инфляции.

 

3. Структура цены. Стратегии ценообразования

В зависимости от сферы торговли различают:

1. Оптовые цены, используются при реализации продукции крупными партиями, это цена первого оптового покупателя;

2. Отпускная цена предприятия, цена применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставленную продукцию или услуги, со всеми покупателями кроме населения (она формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов);

3. Розничная цена, применяется при сбыте продукции через розничную торговую сеть, при относительно небольших объемах продаж, цена по которой товар реализуется населению;

 

Тарифы – это цены на услуги.

Торговая надбавка, предназначена для покрытия расходов торговых предприятий, связанных с продажей продукции в розницу и получение прибыли от этих операций.

Ценообразование – это совокупность правил и методов формирования новых цен и внесение изменений в действующие. При разработке цен в РБ, все субъекты хозяйствования должны соблюдать порядок ценообразования, определенный положением О порядке формирования цен и тарифов, в котором определено, что отпускные цены на продукцию производственного назначения формируются на основе калькуляции себестоимости продукции, всех видов установленных налогов, прибыли с учетом качества продукции и коньюктурой рынка.

Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции и планируемую прибыль:

 – полная себестоимость продукции

 – планируемая прибыль, рассчитанная по показателям рентабельности

 

Отпускная цена формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов:

 – косвенные налоги

 

Розничная цена формируется с учетом отпускной цены с добавлением торговой надбавки в установленном размере.

Выбор стратегии установления цены зависит от ситуации, в которой действует предприятие, т.е. предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Стратегия «снятия сливок». Суть ее в том, что с самого начала появления нового товара, на него устанавливается максимально высокая цена, в расчете на потребителя, готового купить по такой цене. Снижение цен происходит после того, как спадает первая волна спроса. Эта стратегия обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товаров. Основным недостатком такой стратегии является то, что она привлекает конкурентов, своей высокой ценой.

Стратегия «проникновения на рынок». Заключается в том, что предприятие устанавливает более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда объемы производства других товаров позволяют возмещать потери прибыли на отдельном изделии.

Стратегия «психологической цены». Основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателя, т.е. обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и исключение обмана. Учитывается также психологический момент, что покупатели любят получать сдачу.

Стратегия «следования за лидером». Предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, доминирующим на рынке.

Стратегия «скользящей цены». Предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка. Такой подход при установлении цен применяется чаще всего для товаров массового спроса.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 170.