Неутешительные итоги проводимой в стране земельной реформы еще раз доказали, что землеустройство является ключевым звеном в осуществлении земельной политики государства, а отказ Правительства страны от государственного реформирования мероприятий в этой сфере является сдерживающим фактором земельных преобразований.
На такую ситуацию неоднократно указывали ученые-экономисты и землеустроители ведущих землеустроительных вузов страны и практические работники земельно-имущественного комплекса, а также международные эксперты.
Рабочая группа по управлению земельными ресурсами Комитета по населенным пунктам Европейской экономической комиссии ООН еще в ноябре 2003 г. в Женеве указала, что в России «... неэффективно организовано землеустройство с точки зрения общих концепций, ведомственных функций и методов реализации», а также что «... землеустройство сельскохозяйственных земель и планирование землепользования не являются приоритетными задачами программы земельной реформы, что привело к потере миллионов гектаров обрабатываемых земель». Здесь же указано, что для стимулирования рынка земель в России, в том числе рынка земель сельскохозяйственного назначения, необходима «.правительственная поддержка в проведении землеустройства».
Отмеченные проблемы в области государственного управления земельными ресурсами приводят к значительным нарушениям земельного законодательства, в связи с чем наблюдаются многочисленные факты:
- самовольного захвата земель, незаконного предоставления и изъятия земельных участков;
- занятия ценных сельскохозяйственных угодий и земель, имеющих природоохранное значение и ограниченных в обороте для несельскохозяйственных целей;
- утраты границ объектов землеустройства;
- появления недопустимых недостатков в землепользовании (использование не по целевому назначению и в несоответствии с разрешенным использованием, парцелляризация земель, дальноземелья, чересполосицы и т.д.), что наносит существенный ущерб экономике страны и уже в ближайшем будущем потребует проведения землеустроительных работ по консолидации земель, что связано с колоссальными финансовыми и иными затратами;
- нарушений устойчивости и компактности объектов землеустройства, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, где до настоящего времени хозяйствующие субъекты в большинстве своем используют земли одновременно на правах коллективно-долевой или совместной собственности, постоянного пользования и аренды;
- потери достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель, которая является базовой основой обеспечения регулирования оборота земель, установления платежей за землю, ведена должном уровне государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства, мониторинга земель и государственного земельного контроля;
- несоблюдения землевладельцами и землепользователями ограничений в использовании земель, а также использования земель в процессе хозяйственной деятельности способами, которые наносят вред окружающей природной среде и земле как природному объекту, природному ресурсу, включая загрязнение, захламление, заражение и проявление других негативных явлений;
- потребительского использования земель, что приводит к истощению плодородия почв, нарушениям или потере почвенного слоя;
- уменьшения налогооблагаемой базы и существенного занижения арендных и других платежей, а также выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости;
- задержек и некачественного оформления землеустроительной документации и завышения ее стоимости;
- непрофессионального принятия решений по использованию земель и появления ошибок в области регулирования и контроля за проведением землеустройства;
- возникновения многочисленных земельных споров и тяжб в сфере оборота земель, невозможности обеспечения ведения цивилизованного земельного рынка;
- отсутствия со стороны государства гарантий прав земельной собственности;
- невозможности постановки части земельных участков на кадастровый учет и обеспечения в полной мере регистрации прав на земельные участки из-за отсутствия достаточной информации по их количественному и качественному состоянию;
- неточного определения границ земельных участков и их площадей, ограничений и обременении прав в использовании земель, что ведет к потере государством достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель.
Такая ситуация требует совершенствования законодательства о землеустройстве, упорядочения системы землеустроительных действий, разработки качественной землеустроительной документации, кадрового обеспечения земельных преобразований.
Следует подчеркнуть, что большинство норм Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», а также подзаконных актов, принятых в 2002-2010 гг. в его развитие, выполняется в настоящее время не полностью, что не позволяет сделать научно обоснованных выводов об эффективности землеустройства и не свидетельствует о преемственности основных положений законодательства в этой сфере.
Полномочия Российской Федерации, определенные Федеральным законом «О землеустройстве», выполняются не полностью:
- не установлен порядок проведения землеустройства;
- не осуществляется комплексное землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственности;
- не приняты меры по разработке и реализации Генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации, а также других схем и программ по использованию и охране земель различного уровня;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства не возложена на единый федеральный орган исполнительной власти;
- отсутствует надлежащий контроль за проведением землеустройства;
- не по всем видам землеустроительных работ разработаны технические регламенты и требования их проведения, не осуществляется в полной мере государственная экспертиза землеустроительной документации.
Это приводит к тому, что во многих случаях политические интересы и ведомственные амбиции превалируют над экономическими целями и экологическими задачами и требуют совершенствования системы управления землеустройством в стране.
Непоправимый ущерб государству может нанести необоснованная и непродуманная ревизия законодательства о землеустройстве в части выхолащивания его содержания, максимального упрощения землеустроительных действий и отказа от разработки землеустроительной документации, замены землеустроительных проектов различного рода землеописаниями. Не правомерна также замена работ по планированию рационального использования земель всех категорий и их охраны проведением территориального планирования в системе градостроительной деятельности. Последняя имеет ведомственный характер, в основном касается установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд. Такое положение не соответствует ни мировой практике землеустройства, ни соображениям социально-экономической целесообразности.
В настоящее время идет процесс дальнейшего совершенствования управления земельными ресурсами. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На указанную службу возложена организация единой системы кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Ранее за Роснедвижимостью была закреплена функция по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства. Однако в полномочия этого агентства сначала было включено проведение только двух видов землеустроительных действий: территориального землеустройства и подготовки землеустроительных материалов для установления государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Другие виды землеустроительных работ не охватывались вообще.
С 2008 г. составление проектов территориального землеустройства как вида землеустроительных работ законодательно было отменено, хотя на практике данный вид землеустройства продолжает оставаться основным при отводах земельных участков.
В настоящее время в связи с реорганизацией Роснедвижимости вопросы государственного регулирования проведения землеустройства являются не решенными. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Минсельхозу России переданы функции преобразуемого Минэкономразвития России по выработке и реализации государственной политики в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) и государственному мониторингу таких земель в целях повышения эффективности и наведения порядка в сельскохозяйственном землевладении и землепользовании.
Одной из основных задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации при формировании земельной политики в АПК страны будет являться решение вопросов землеустройства и налаживание взаимодействия с различными организациями, работающими в этой сфере.
Для осуществления этой задачи Правительством Российской Федерации в 2008 г. была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения под руководством Министра сельского хозяйства России, которая работает в тесной связи с Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса - под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова. Основными вопросами, решаемыми в настоящее время данными группами, являются:
- разработка концепции совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения;
- внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- установление критериев, определяющих использование земель не по целевому назначению;
- разработка порядка и методов проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, включая методику составления проектов комплексного землеустройства;
- землеустроительное обеспечение приоритетных национальных проектов, а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.;
- определение видов и содержания документов, устанавливающих разрешенное использование земель сельскохозяйственного назначения (зонирование межселенных территорий);
- установление порядка мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земельного контроля при их использовании;
- упорядочение рынка оказания землеустроительных услуг с целью снижения сроков и стоимости выполнения землеустроительных работ.
В настоящее время на рынке оказания землеустроительных услуг действует не менее 5000 землеустроительных организаций с годовым оборотом более 10 млрд долл.
Среди землеустроительных организаций, призванных оказывать землеустроительные услуги в саморегулируемом режиме, а также поддержания профессиональной этики и гарантий качественного выполнения работ, главное место будет отводиться Союзу комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий.
Вопросы для самопроверки
1. Правое регулирование отношений при проведении землеустройства.
2. Полномочия государственного регулирования проведения землеустройства.
3. Контроль за проведением землеустройства.
4. Согласование и утверждение землеустроительной документации.
5. Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
6. Государственная экспертиза землеустроительной документации.
7. Судебная землеустроительная экспертиза.
8. Основные недостатки правового регулирования проведения землеустройства.
9. Показатели неэффективности государственного регулирования проведения землеустройства.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.