Лекция 1. Введение в курс. Лексические аспекты перевода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Многие из трудностей перевода имеют лингвистический характер. В процессе перевода контактируют два языка, и, следовательно, переводоведение не могут не интересовать средства выражения одинаковых значений в исходном языке и языке перевода. Естественно поэтому, что теория перевода в определенных областях тесно смыкается с сопоставительной лингвистикой. Однако если предметом сопоставительного изучения языков является определение сходства (конвергенции) и различия (дивергенции) в системах сопоставляемых языков, то объектом перевода является не система языков, а речевые произведения, тексты. Таким образом, для перевода решающее значение приобретает синтез (сочетание, комбинаторика) разноуровневых элементов для выражения того или иного значения. Изучение особенностей смысловой структуры текста и высказывания в различных языках раскрывает причины многочисленных преобразований в процессе перевода, обнаруживает специфику интерпретации оригинала переводчиком.

Проблемы лексического и грамматического уровней языка условно выделяются с целью анализа наиболее типичных лингвистических трудностей, возникающих в процессе отбора варианта лингвистического оформления текста перевода.

 

Как правило, уровень слова не является достаточным для реализации перевода. Однако условное выделение лексического уровня перевода позволяет систематизировать наиболее важные подходы к выбору лексического эквивалента для установления отношений семантико-прагматической инвариантности между текстами оригинала и перевода.

Проблемы лексического уровня представляют большой интерес для осмысления теоретических аспектов перевода и для переводческой практики. Нередко в практике перевода наблюдается тенденция к механической замене лексических единиц одного языка лексическими единицами другого языка. Такой подход может быть объяснен представлением о языках как своеобразных хранилищах слов, одни из которых можно заменять другими в процессе перевода. Опытный переводчик хорошо знает, что обращение к словарю не решает переводческих проблем, поскольку выбор зафиксированного в словаре эквивалента возможен лишь потенциально.

Как уже указывалось выше, перевод возможен благодаря универсальности смысла и относительности системы выражения. Из этого следует принципиальное положение о том, что переводу подлежат не слова и выражения, но смыслы, обозначаемые с помощью тех или иных лексических единиц и опосредованные контекстом осуществления коммуникации.

Необходимо учитывать специфику организации и функционирования лексики языков, вступающих в контакт при переводе. При этом важно уточнить, что соотношения между единицами разных языков являются предметом рассмотрения не теории перевода, а сопоставительных исследований в области лингвистики. Теорию перевода интересуют не виртуально выделяемые характеристики языковых единиц, а актуализируемые в речевом сегменте смыслы. Вместе с тем, имеются такие специфические черты, характеризующие ту или иную языковую систему, которые накладывают отпечаток на комбинаторику языковых единиц в речи и не могут не учитываться при переводе.

В частности, при переводе на русский язык необходимо учитывать следующие особенности лексики английского языка:

1. Абстрактный характер английской лексики, ее высокая полисемичность (ср. английское существительное promotion – продвижение по службе, карьерный рост, выпуск, рекламная уценка). В основу всех приведенных значений положена общая сема «продвижение» (ср. также pot – горшок, банка, кубок, приз, крупная сумма, марихуана (жаргон), pot of money – крупная сумма денег (Jack pot), a big pot – важная персона, крупная шишка).

Можно привести много других примеров, ср. глагол to fall (to fall ill, to fall flat, to fall silent, to fall asleep, to fall in love with…, to fall due), ср. также: He had fallen behind the time – Он отстал от времени.

В связи с большей абстрактностью английской лексики возрастает роль контекста.

2. Размытость границ между специальной и общеупотребительной лексикой. В качестве примера можно привести перевод слова action – действие, деяние, функционирование (в зависимости от контекста). В русском языке искусство, наука, политика, поэзия имеют собственный словарь, ср.: лоб – чело, взгляд – взор, глаз – око и т.п.

Рассмотрим на примере английских глаголов, каким образом проявляется смысловая абстрактность лексических единиц в речи. Приведем следующие примеры: – The man leaves the hotel . – Мужчина выходит из отеля.; The car leaves the garage . - Машина выезжает из гаража. Как мы видим, в приведенных примерах на английском языке отсутствует смысловое согласование между субъектом и предикатом. Русский язык «подбирает» глагол в зависимости от субъекта. Значение английского глагола более абстрактно. Непонимание этой особенности английской лексики приводит к появлению буквализмов в переводе с английского языка на русский, как в следующих переводах: Her image was dancing in my eys . - Ее образ танцевал у меня в глазах (ср. – «мелькал перед глазами»). I have drawn that image in my spirit . - Я нарисовал в своем уме картинку (ср. - «мысленно представил себе»).

Кроме того, семантическое согласование предиката при переводе на русский язык должно осуществляться с учетом объектных отношений предиката. Приведем в качестве примера лишь некоторые выражения с глаголом do и их русские эквиваленты: to do a lang uage - изучать язык, to do a country - посетить страну и т.п.

Повышенная метафоричность использования лексических единиц в речи характеризует английский язык по сравнению с русским и должна учитываться в переводе, как в следующих случаях: th e marriage of colors - сочетание цветов; the divorce between the theory and the practice - разрыв между теорией и практикой.

Помимо смыслового согласования, в русском языке также часто наблюдается так называемое стилистическое согласование, или согласование экспрессивно маркированных компонентов словосочетаний, как в следующих примерах: to cast a glance - бросить взгляд, to cast stones - швырять камни. Экспрессивность в русском языке в значительной степени выражается на морфологическом уровне за счет широкого использования соответствующих аффиксов. Особенности морфологического структурирования языка должны учитываться в переводе. Так, для перевода такого лексического ряда, как «девушка», «дивчина», «девица», «девка», «деваха», необходим подбор соответствующих по стилистико-экспрессивному потенциалу эквивалентов (от нейтрального « young girl » до фамильярного « maid » или вульгарного « broad ») (ср. утратившие экспрессивность оригинала примеры переводов «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: «Гарная дивчина!» – « Pretty girl », «Славный парубок!» – « Smart guy »).

По сравнению с языками аналитического строя, в русском языке наблюдается определенная экспрессивно-стилистическая тавтология за счет экспрессивного «дублирования». Например, прилагательное «маленький», как правило, требует уменьшительной формы определяемого им существительного, ср.: маленький домик, маленькая куколка, маленькая ладошка (а также: сухонькая старушка, хорошенькая кошечка и т.п.).

В лингвистике принято различать лексические единицы в зависимости от выражаемого ими значения. С точки зрения перевода важно учитывать наличие в словарном составе языка слов со стабильным лексическим значением и слов вариативной семантики, способных выражать различные значения или оттенки значений в зависимости от контекста.

Лексические проблемы перевода связаны с наличием трудностей двух типов: лингвистических и культурологических. С лингвистической точки зрения принято проводить различие между следующими слоями лексики:

1.Устойчивые эквиваленты. К этому разряду относят лексические единицы, значение которых является стабильным в обоих контактирующих в процессе перевода языках и не зависит от контекста ( tree , street ). Прецизионная (precision – точность) лексика составляет ядро разряда слов со стабильным лексическим значением. К ней относятся географические названия, имена собственные, числа, дни недели, месяцы, местоимения, технические термины и т. д. Эта лексика является «прецизионной», поскольку, как правило, она не допускает вольной интерпретации.

Смысл устойчивых эквивалентов понятен и однозначен для носителей другого языка и культуры при первичном восприятии. Помимо прецизионной лексики к этому разряду относятся также общеупотребительные слова (имена нарицательные), например: street – улица, bullet - пуля (ср.: silence –тишина, молчание). Обычно в эту группу включают слова исконного словаря (термины родства, слова с предметной отнесенностью, ср.: sister - сестра, stone – камень).

Следует отметить, что подобных устойчивых эквивалентов немного, т.к. каждый язык структурирует действительность по-своему. Например, всем известно, что так называемая «летучая мышь» не относится к семейству мышей, хотя это закреплено только в английском языке (ср. английское bat и французское chauve - souris). Русскому слову «подкова» соответствует английское horseshoe (французское fer à cheval, немецкое Hufeisen ). Эта особенность не может помешать использовать данные лексические единицы в качестве устойчивых переводческих эквивалентов в том случае, если контекст актуализирует их прямое (предметное) значение. Но при необходимости передачи неких вторичных коннотативных значений могут возникнуть сложности. Даже для таких простых слов, как «дом» и « house », которые обычно рассматриваются в качестве устойчивых эквивалентов, за общим понятием могут скрываться такие более частные, как building , villa и т.д. Английский язык допускает высказывания типа I work in this house . – Я работаю в этой фирме, тогда как в русском языке для слова «дом» не типично значение «фирма» (ср. архаизм «Торговый дом», который обрел новую жизнь в русском языке 21-го века). В подавляющем большинстве случаев способы обозначения действительности в различных языках не совпадают, например: Он переплыл реку - - He swam across the river .

Вариантные (контекстуальные, окказиональные) эквиваленты.

Наиболее распространенным случаем при сопоставлении лексических единиц двух языков является частичное соответствие, при котором отсутствует однозначное соотношение между единицей оригинала и переводческим эквивалентом.

Вариантные эквиваленты определяются в контексте. Например: The Ministry of Justice - Министерство юстиции, The people claimed  justice . – Народ требовал справедливости.

Важность подбора контекстуальных эквивалентов при переводе на русский язык определяется большей степенью абстрактности английской лексики. Л.С. Бархударов указывает, что подавляющее большинство слов любого языка характеризуется многозначностью (Бархударов 1962). Например, русскоязычному получателю речи кажется странным тот факт, что английское breeze может употребляться в столь различных значениях, как «легкий ветер» («бриз»), «овод, слепень», «угольная пыль», «шум, ссора», «новость, слухи». Вместе с тем, англичанину странно, что русское слово «плавать» обозначает такие разные вещи как «купание человека» и «передвижение корабля» (to swim , to sail).

3. Ложные эквиваленты («ложные друзья» переводчика). «Ложные друзья» переводчика (далее - ЛД) – это такие лексические единицы языка перевода, которые своей формой напоминают единицы языка оригинала, но отличаются от них своей семантикой. Речь идет о своеобразной «межъязыковой омонимии», например: list – список (а не лист), artist – художник (а не артист), чек – receipt (а не check) и т.п.

Приведем некоторые примеры: broiler – ам. жаркий день; pony – пони, небольшой стаканчик для вина, ам. шпаргалка; partisan – сторонник; aspirant – претендент; compositor – наборщик; fabric – ткань; dramatic – впечатляющий; pathetic – жалкий; complexion – цвет лица; aggressive – напористый; sp e cial – особенный; genial – сердечный и т.п..

В более широком понимании проблемы к разряду ЛД можно отнести единицы исходного языка, характеризующиеся высокой ассимиляционной способностью по отношению к лексико-грамматическим единицам языка перевода и представляющие опасность ложного отождествления в процессе перевода. Согласно данному определению, можно выделить следующие ЛД:

а) ЛД – интернационализмы (conservatory , pathos ) и псевдоинтернационализмы характеризующиеся несовпадением во всех значениях (ср. list – список, stage – сцена, арена, стадия).

б) ЛД социально-культурного типа возникают в связи с тем, что те или иные лексические единицы, являющиеся формальными экввивалентами в контактирующих в процессе перевода языках, получают разную референциальную отнесенность внутри той или иной социально-культурной и лингвистической общности: junior college , 2 o’clock in the morning и т.п.

в) ЛД этнографического типа. В данном случае речь идет о лексических единицах, которые имеют ярко выраженную национальную окраску и способны вызвать ложные ассоциации у иноязычного получателя речи, ср.: Turk – непослушный ребенок, Jack Frost – Мороз, Красный нос, Jupiter ! – Ей- богу! O , boy ! – Надо же!, Street Arab – беспризорник и т.п.

Широкое использование имен собственных (а именно, личных имен) также создает проблемы в переводе, аналогичные тем, которые возникают в аспекте ЛД, ср.: Tom – обычный, простой человек (tommy – английский солдат); Peeping Tom – любопытный человек; Jack – человек, парень; Jack , Tom , Dick and Harry – первый встречный, Bobby – полицейский, Judie – девушка, подруга, Paddy , Mickey – ирландец, Tony – итальянец, Abie – еврей, Annie – девушка легкого поведения, Charley Coke – кокаин, Charley Pope – мыло.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.