Специфика физического воспитания детей с нарушением зрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями. Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.

Целью физического воспитания для детей с нарушением зрения являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Важно научить ребенка с нарушениями зрения всему, что умеет его зрячий сверстник.

Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития. Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Они отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречаются в 3-4 раза чаще, чем у здоровых детей. Причинами отклонений у детей с нарушением зрения являются: снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей, недостаточная двигательная подготовленность.

На занятиях с детьми, имеющих нарушения зрения, особое внимание следует обращать на упражнения, способствующие совершению зрительных функций и развитию ориентации и передвижения в пространстве10.

Для организации занятий по физическому воспитанию необходимо следующее. Создать установку на восприятие (усвоение нового движения,

действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования, с которым выполняется действие).

Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий – более осмысленный процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка надо учить наблюдать; выделять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности. Систематичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить действия в динамике.

Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии. Слишком большой объем информации о движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии.

Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании.

Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях. Обеспечить страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту.

Обеспечить подготовленность места для занятий и выбор пособий. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо освещены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах, доступных для детей.

Так, для повышения функциональной активности зрения, зрительно-двигательной ориентации, рекомендуется: на физкультурном оборудовании (мячи, гимнастические палки, обручи) сделать специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм11.

На канатах, веревках, скакалках также сделать специальные обозначения в виде полосок, с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений, выполняя действия в указанном направлении, находят место для прыжков. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направление при движении и свое положение в пространстве, делая при этом зрительный анализ своих действий и товарища.

Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам и месту игр. Дорожки выполнены из цветного материала. На них различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп, что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, сохранять при этом правильную осанку и положение головы).

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Нарушение осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Частота случаев нарушений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60-65% и зависит от характера зрительной патологии.

Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову.

Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется направление12.

У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения. Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения (в период окклюзии-при косоглазии), снижением остроты зрения у слабовидящих.

У детей с монокулярным видом зрения (зрение одним глазом) наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы. Это можно заметить при движении детей в колонне друг за другом, где они из-за боязни столкнуться, вытягивают перед собой руки. Большие трудности и дискомфорт вызывают у детей с косоглазием и амблиопией групповой бег врассыпную, когда они бегут, натыкаясь друг на друга, из-за невозможности зрительного контроля расстояния.

Выполнение прыжков также затруднено. В прыжках в длину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низкая техническая подготовка. Большинство детей не имеют навыков правильного отталкивания. Это связано с тем, что зрительный контроль за действиями ног усилен, голова наклонена вперед, а руки при толчке безучастны, поэтому сила толчка слабая.

Специфика движений у детей проявляется и в овладении лазанием, где основным показателем являются: сохранение равновесия при движении, согласованность движений рук и ног, а также уровень зрительного контроля за движением.

Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недостаточной согласованностью зрительного контроля и движений руки, ног. Руки

переставляются беспорядочно, с пропуском реек, одна рука накладывается на другую, что затрудняет процесс лазания13.

При влезании на середину дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряженность ног.

Туловище во время лазания наклонено в одну сторону, наблюдаются боковые раскачивания, дети во время лазания используют больше приставной шаг, чтобы удобнее контролировать движения ног и видеть перекладины, на которые ставятся ноги.

Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблюдается в том, что дети уже перед выполнением задания чувствуют неуверенность.

При выполнении упражнения удары мяча об пол слабые, после удара мяч не отскакивает от пола. Отбивание мяча несколько раз подряд удается немногим детям. После 1-3 ударов мяч уходит в сторону. Стараясь поймать мяч, дети теряют равновесие, у них нарушается координация и много тратится времени на поиски мяча из-за сложной зрительно-двигательной ориентации.

Таким образом, движения с мячом показывают, что дети испытывают трудности координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти и пальцев. Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и нечёткостью представлений о пространстве, в котором они находятся.

Для детей с нарушением зрения при занятиях физкультурой и спортом существует ряд противопоказаний в зависимости от офтальмологического диагноза, которые необходимо знать при построении работы, чтобы не навредить ребенку.

При миопии и гиперметропии слабой степени, аккомодационном косоглазии, амблиопии (основная группа) с осторожностью применять большие прыжки, поднятие тяжестей, игры соревновательного характера, висы.

При неаккомодационном косоглазии (отсутствие бинокулярного зрения в очках), миопии средней степени, гиперметропии высокой степени (2-я – подготовительная – группа) рекомендовано бегать на время (1-2,5 мин.) в зависимости от возраста, в среднем темпе. Использовать щадящие прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, через скакалку с приземлением на носок; наклоны вперед; статистические упражнения выполнять как динамические.

Подчеркнем, что детям при неаккомодационном косоглазии противопоказаны: бег на скорость, ускорения; прыжки в длину-высоту с приземлением на всю стопу (касаясь пяткой), с высоты; наклоны назад, любые наклоны назад и вперед до касания руками пола (мостик), ходьба в мостике вперед, глядя вниз; резкие повороты и наклоны головы; резкие повороты туловища, с поворотом головы; натуживания/напряжения; поднятие тяжестей – набивных мячей, штанги; статические упражнения; длительное поднимание ног (в и. п. лежа) или груди; висы любые; кувырки вперед и назад; стойка на лопатках «березка»; эстафеты и игры соревновательного характера, участие в соревнованиях. Детям со сходящимся косоглазием при ходьбе по скамье бревну – смотреть вперед, при игре в мяч – выполнять броски вдаль и вверх, при наклоне головы вперед («кошечка») и т. д. – глаза закрыть, смотреть перед собой вниз или на предмет в руках (на нос – нельзя). Детям с расходящимся косоглазием рекомендовано при ходьбе по скамье бревну – смотреть вниз, при игре в мяч – выполнять броски в цель вперед вниз, при наклоне головы назад – глаза закрыть (смотреть вдаль, вверх (вдаль) – нельзя).

При миопии высокой степени, нистагме (3-я – специальная – группа) рекомендовано:

- медленный бег, легкие общеразвивающие упражнения, игры малой и средней подвижности, ЛФК, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения (по показаниям врача). Противопоказания те же, что и в предыдущей группе детей, только список определяется более индивидуально.

Детям с более серьезными заболеваниями органа зрения или имеющим временный запрет на физические нагрузки, такими как отслойкой сетчатки, с глаукомой, острыми воспалительными заболеваниями, в послеоперационном периоде (4-я группа – освобожденные от физкультурных занятий) разрешены только пальчиковая, дыхательная гимнастика, ЛФК (по назначению врача), игры малой подвижности, все остальные упражнения запрещены.

Слабовидящим детям (5 группа) с остротой зрения 0,2 на оба глаза, дети с окклюзией – с остротой зрения менее 0,05. Показаны все упражнения в соответствии с программой, с учетом возраста и возможностей детей.

Таким образом, проведение коррекционно-педагогической работы во взаимодействии с лечебно-восстановительным процессом способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физического развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладению программой по физической культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Было замечено, что те дети, которые не занимаются спортом, на много чаще страдают нарушением зрения, чем те, которые занимаются двигательной активностью. Изученная нами научно-методическая литература по проблеме нарушения физического развития у детей с нарушениями зрения позволила установить, что школьники с различной степенью нарушения зрения отстают от видящих школьников по уровню физического развития, выраженное отставание, наблюдается по показателям быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости и координационных способностей.

Проанализировав работы авторов по характеристике среднего школьного возраста, можно сделать вывод: что развитие физических качеств в этом возрасте наиболее успешно. А так, как ведущей деятельностью является игровая, и учащиеся легко подвержены эмоциям, мы разработали рациональную методику занятий для детей с нарушением зрения. Методика заключается в том, что основная группа детей занималась адаптивной физической культурой 3 раза в неделю с применением в основной части занятия ЛФК, и другая группа детей, которые занимались столько же раз в неделю, но без использования элементов ЛФК.

Возраст не является условием для занятий ЛФК, однако для детей ЛФК наиболее эффективна. Для близоруких детей применение ЛФК обязательно.

Чем раньше назначают ЛФК при миопии, и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность метода.

Однако, ЛФК не всегда так эффективна при миопии. Например, ЛФК дает очень мало эффекта при врожденной миопии. А при угрозе отслоения сетчатки глаза – ЛФК противопоказана.

Существуют параметры, благодаря которым мы можем оценить эффективность занятий ЛФК, перечислим их:

– работоспособность цилиарной мышцы и запас аккомодации;

– острота корригированного и не корригированного зрения.

Если данные параметры улучшаются, то это значит, что мы имеем положительный эффект от ЛФК.

ЛФК при заболевании зрительного аппарата имеет свои задачи:

– общее укрепление организма;

– активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

– улучшение кровоснабжения тканей глаза;

– укрепление мышечно-связочного аппарата;

– укрепление цилиарной.

Разработанный и внедренный комплекс элементов ЛФК позволил оценить его как средство для улучшения физического развития, обладающий следующими свойствами: безопасностью в выполнении, легкостью и комфортностью в восприятии и усвоении элементов и коррекционным воздействием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аветисов Э.С. Близорукость/Под общ. ред. Э.С. Аветисова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М., 2012. — 284 с.

2. Глазные болезни: Учебник/Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина — 2012 г — 448 с.

3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения : учебно-методическое пособие. М. : АПН СССР, НИИ Дефектологии, 2009. 58 с.

4. Горохова, Е.В. Анализ влияния занятий АФК на динамику физической подготовленности младших школьников с миопией слабой степени / Е.В. Горохова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 1 (119). – С. 75-78.

5. Демирчоглян Г.Г., В.И. Янкулин. Гимнастика для глаз. Москва Физкультура и спорт, 2016–32 с., ил.

6. Ермилова И.А. Собирайтесь в школу: тренируйте глаза! // Здоровье Школьника. – 2008. – №8. с 56–57

7. Здоровье школьника №6/2010 журнал стр 49. Издательский дом НЦФЭР

8. Круглова Мария «Офисные глаза» // Женское здоровье-2005. – №1. - с. 95–96

9. Овчинникова А.В «Глаза устали» // Здоровье-2016. – №3. - с. 95

10. Плаксина Л.И. Программа специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). М. : Экзамен, 2003. 148 с.

11. Рябцева Алла Алексеевна «А глаз как у орла» // Наука и религия. – 2010. – №1. - с. 58–59

12. Сайчук Елена «Хочу видеть!» // Будь здоров! – 2010. – №1. - с. 22–26

13. Самохина Нина. Берегите глаза как зеницу ока / Нина Самохина // Будь здоров! – 2009 – №7-с 20–27

14. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Н. Новгород : Изд. Ю.А. Николаев, 2015. 156 с.

15. Сековец Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным характером зрения. Н. Новгород : НГЦ, 2012. 143 с.

16. Смирнов И.В Снять очки это просто.-М:РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 368 с.

17. Уйльям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Г Москва 2014 г. Издательство «Воздушный транспорт».

18. Физкультура при близорукости // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: sibac.info/archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 28.01.2019)

19. Физкультура при близорукости/ Под ред. Анисимова, Москва — 2014 г

20. Гимнастика для глаз [ Электронный ресурс] http://www.excimerclinic.ru/ [дата обращения 25.01.2019] 21. Лечебная физкультура [Электронный ресурс] http://www.mv-vision.ru/zrenie_gymn.htm [ дата обращения 25.01.2019]

22. Щетинкина Л. А. Занятия физической культурой и спортом при близорукости в Тверском медицинском колледже [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 8-11.

Приложение А

Для профилактики близорукости:

– Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох;

– Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки;

– Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение;

– Поднять глаза наверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;

– Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Данные упражнения следует выполнять через каждые 45-55 минут работы за компьютером.

Гимнастика для усталых глаз:

– Глубоко вдохнуть, зажмурить глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержать дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохнуть, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз;

– Закрыть глаза, расслабить брови. Вращать глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз;

– Закрыть глаза, помассировать надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями – от носа к вискам;

– Положить кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза;

– Поставить большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закрыть один глаз на 3-5

секунд, затем снова смотреть двумя глазами, закрыть другой глаз. Повторить 10 раз.

На эти упражнения уйдет не более пяти минут, а пользы будет очень много.

Снятие усталость глаз:

– Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустить руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз;

– Прикрепить на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Перевести взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз;

– Перемещать карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз;

– Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисовать глазами «восьмерку» в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении;

– Выполняется стоя. Вытянуть руку вперед. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений для улучшения зрения:

– Горизонтальные движения глаз: направо-налево;

– Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз;

– Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении;

– Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе;

– Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении;

– Частое моргание глазами;

– Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотреть на него – глаза легко «соединятся».

Массаж глаз: положительное влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание именно закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Очень распространен прием массажа указательным и средним пальцами в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза движение над бровями. Такое движение повторяется 4-24 раз.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.