Экспериментальное исследование по эффективности ЛФК при коррекции физического состояния детей младшего школьного возраста с миопией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения. Ограничение

физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы, и укреплению склеральной оболочки глаза.

Исследование проводилось в течение 3 месяцев в форме линейного эксперимента, в котором приняло участие 37 школьников, учащихся 1-2-х классов 7-8 лет: 19 девочек и 18 мальчиков. Для проведения занятий с детьми 7-8 лет, имеющими приобретенную миопию слабой степени была разработана методика комплексного использования средств ЛФК в сочетании со зрительными играми и бадминтоном, проводимая 3 раза в неделю в условиях оздоровительного центра и самостоятельного выполнения дома.

Эффективность предложенной методики оценивалась по динамике показателей уровня физического развития и темпам прироста результатов тестирования физической подготовленности, и функционального состояния кардиореспираторной системы.

В занятия со школьниками 7-9 лет со слабой степенью миопии были включены следующие средства ЛФК: фитбол-аэробика; ритмика; йога; игра в бадминтон и зрительные игры. В таблице 1 представлено распределений различных средств АФК в сочетании со специализированными зрительными играми на отдельных занятиях в экспериментальной группе, а также содержание занятий контрольной группы.

Занятия проводились поточным методом. Структура состояла из подготовительной части (разминки), основной и заключительной частей.

Подготовительная часть составляла 10-15% всего времени занятия. Здесь решались задачи подготовки организма к выполнению работы

необходимой интенсивности. Выполнялись различные передвижения, бег, прыжки, а также дыхательные упражнения9.

Основная часть занятия (75-85%) предусматривала: увеличение функциональных возможностей занимающихся, развитие координации, силы мышц верхних и нижних конечностей, туловища, формирование навыков правильной осанки.

Таблица 1 - Распределение различных средств ЛФК на отдельных физкультурных занятиях в условиях оздоровительного центра

Экспериментальная группа       

Контрольная группа

  Вид занятия %от вашего времени Продолжи-тельность (мин) Вид занятия %от общего времени Продолжи-тельноть( мин) 1 Разминка 12,5 5 ОРУ 12,5 5 2 Йога, в игровой форме 25 10 Гимнастика с основами акробатики 37,5 15   3 Фитбол-аэробика 37,5 15

Легкая атлетика

25

10

4 Дыхательное упражнения 10 4 5 Зрительные игры 15 6 Подвижные игры с мячом 25 10 6 Разминка 12,5 5 ОРУ 20 8 7 Бадминтон 62,5 25 ЛФК при миопии   42,5 17 8 Эстафеты упражнения, на гибкость, равновесие 25 10 Подвижные игры с мячом 37,5 15 9 Разминка 12,5 5 ОРУ 12,5 5 10 Ритмика 37,5 15 ЛФК при миопии 25 10 11 Йога 35 14 Гимнастика с основами акробатики 25 10 12 Зрительные игры 15 6 Подвижные игры с мячом 37,5 15

 

В заключительной части (5-10%) решались следующие задачи: восстановление основных систем организма до оптимального уровня функционирования; увеличение подвижности в суставах, повышение эластичности мышц. В заключительной части использовали эстафеты, включали упражнения на равновесие, гибкость, дыхательные упражнения. В таблице 2 представлена динамика антропометрических показателей школьников с миопией в начале и по завершению эксперимента

Таблица 2 - Динамика антропометрических показателей

Показатели

Вначале эксперимента

Р

В конце эксперимента

Р
ЭК, n=18 КГ, n=19 ≥0,05 ЭК, n=18 КГ, n=19 ≥0,05
Масса тела (кг) 27,47±2,36 27,50±2,29 ≥≥0,05 28,46±2,43 29,07±2,36 ≥0,05
Длина тела(см) 129,48±4,51 128,68±2,00 ≥≥0,05 130,57±3,80 130,40±2,10 ≥0,05
ВРК г/см 208,95±5,00 211,83±3,10 ≥≥0,05 217,96±4,37 217,14±3,70 ≥0,05
ОГК (см) 63,87±1,02 63,51±1,06 ≥0,05 64,02±1,00 63,98±1,39 ≥0,05

 

Масса тела у детей экспериментальной группы увеличилась на 0,57 кг, в контрольной группе – на 0,99 кг. Рост увеличился в экспериментальной группе на 1,72 см, в контрольной – на 1,09 см. Весоростовой коэффициент (ВРК) увеличился на 5, 31 г/см и 9,01 г/см соответственно в контрольной и экспериментальной группах (<0,05). Окружность грудной клетки (ОГК) увеличилась на 0.47 см в экспериментальной группе и на 0,15 см в контрольной. Изменения антропометрических показателей незначительны, и соответствуют возрастной динамике роста.

В таблице 3 представлены результаты тестирования силовой выносливости (статической) и скоростно-силовой выносливости школьников (динамической силы). Статическая выносливость мышц спины определялась по времени удержания тела в положении лежа на животе с приподнятыми ногами и руками, динамическая выносливость оценивалась по результатам теста «сгибание туловища за 30 с».

 

По результатам тестирования определено достоверное изменение показателей, характеризующих уровень развития силовых качеств школьников: в контрольной группе силовая выносливость мышц увеличилась на 27,2%, в экспериментальной – на 40,8%; сила мышц брюшного пресса в контрольной группе на 35,2%, в экспериментальной на 47,05%.

 

Таблица 3 - Динамика состояние мышечного корсета у школьников 7-9 лет в ходе эксперимента

Показатели

В начале эксперимента

Р

В конце эксперимента

Р
ЭГ, n=18 КГ, n=19 ≥0,05 ЭГ, n=18 КГ, n=19 ≥0,05
Силовая выносливость мышц, спины 24,5±3,2 30,5±3,1 ≥0,05 34,5±2,9 38,5±3,2 ≥0,05
Сгибания туловища за 30 сек, кол-во раз 8,5±2,2 10,5±3,7 ≥0,05 12,5±2,0 14,2±3,1 ≥0,05

 

Исследование изменения показателей, характеризующих функциональное состояние кардиореспираторной системы, в контрольной группе в конце эксперимента не выявило достоверных изменений (>0,05). В экспериментальной группе отмечается достоверное снижение ЧСС в покое по сравнению с первоначальными данными – это свидетельствует о тенденции к нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы. Достоверно, на уровне значимости, изменились следующие показатели (внутри группы): ЧСС – уменьшился на 10,1%, время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) – увеличилось на 40,6%, время задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) – на 39,9%. Между контрольной и экспериментальной (<0,05).

Таблица 4 - Показатели результатов тестирования координационных способностей школьников 7-8 лет с миопией слабой степени

Показатели

В начале эксперимента

Р

В конце эксперимента

Р
ЭГ, n=18 КГ, n=19 ≥0,05 ЭГ, n=18 КГ, n=19 ≥0,05
Ходьба по прямой с открытыми глазами, баллы 3,20±0,35 3,10±0,31 ≥0,05 4,45±0,35 3,50±0,32 ≥0,05
Ходьба по прямой с закрытыми глазами, баллы 2,25±0,15 2,31±0,17 ≥0,05 3,60±0,40 2,60±0,15 ≥0,05
Статическое равновесие, сек 25,15±3,00 26,11±3,60 ≥0,05 32,00±3,05 27,30±3,50 ≥0,05
Прыжки через скакалку, кол-во прыжков. 61,65±5,20 60,20±5,70 ≥0,05 66,65±2,70 64,20±6,20 ≥0,05

 

 

Наши исследования позволяют сделать вывод, что апробация методики дозировки физических нагрузок у школьников с миопией средней степени и даже высокой степени с учётом указанных выше эффектов действия физических упражнений актуальна и применение грамотной дозировки способствует профилактике прогрессирования миопии.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 185.