Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения. Ограничение
физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы, и укреплению склеральной оболочки глаза.
Исследование проводилось в течение 3 месяцев в форме линейного эксперимента, в котором приняло участие 37 школьников, учащихся 1-2-х классов 7-8 лет: 19 девочек и 18 мальчиков. Для проведения занятий с детьми 7-8 лет, имеющими приобретенную миопию слабой степени была разработана методика комплексного использования средств ЛФК в сочетании со зрительными играми и бадминтоном, проводимая 3 раза в неделю в условиях оздоровительного центра и самостоятельного выполнения дома.
Эффективность предложенной методики оценивалась по динамике показателей уровня физического развития и темпам прироста результатов тестирования физической подготовленности, и функционального состояния кардиореспираторной системы.
В занятия со школьниками 7-9 лет со слабой степенью миопии были включены следующие средства ЛФК: фитбол-аэробика; ритмика; йога; игра в бадминтон и зрительные игры. В таблице 1 представлено распределений различных средств АФК в сочетании со специализированными зрительными играми на отдельных занятиях в экспериментальной группе, а также содержание занятий контрольной группы.
Занятия проводились поточным методом. Структура состояла из подготовительной части (разминки), основной и заключительной частей.
Подготовительная часть составляла 10-15% всего времени занятия. Здесь решались задачи подготовки организма к выполнению работы
необходимой интенсивности. Выполнялись различные передвижения, бег, прыжки, а также дыхательные упражнения9.
Основная часть занятия (75-85%) предусматривала: увеличение функциональных возможностей занимающихся, развитие координации, силы мышц верхних и нижних конечностей, туловища, формирование навыков правильной осанки.
Таблица 1 - Распределение различных средств ЛФК на отдельных физкультурных занятиях в условиях оздоровительного центра
№ | Экспериментальная группа |
Контрольная группа
Легкая атлетика
25
10
В заключительной части (5-10%) решались следующие задачи: восстановление основных систем организма до оптимального уровня функционирования; увеличение подвижности в суставах, повышение эластичности мышц. В заключительной части использовали эстафеты, включали упражнения на равновесие, гибкость, дыхательные упражнения. В таблице 2 представлена динамика антропометрических показателей школьников с миопией в начале и по завершению эксперимента
Таблица 2 - Динамика антропометрических показателей
Показатели | Вначале эксперимента | Р | В конце эксперимента | Р | ||
ЭК, n=18 | КГ, n=19 | ≥0,05 | ЭК, n=18 | КГ, n=19 | ≥0,05 | |
Масса тела (кг) | 27,47±2,36 | 27,50±2,29 | ≥≥0,05 | 28,46±2,43 | 29,07±2,36 | ≥0,05 |
Длина тела(см) | 129,48±4,51 | 128,68±2,00 | ≥≥0,05 | 130,57±3,80 | 130,40±2,10 | ≥0,05 |
ВРК г/см | 208,95±5,00 | 211,83±3,10 | ≥≥0,05 | 217,96±4,37 | 217,14±3,70 | ≥0,05 |
ОГК (см) | 63,87±1,02 | 63,51±1,06 | ≥0,05 | 64,02±1,00 | 63,98±1,39 | ≥0,05 |
Масса тела у детей экспериментальной группы увеличилась на 0,57 кг, в контрольной группе – на 0,99 кг. Рост увеличился в экспериментальной группе на 1,72 см, в контрольной – на 1,09 см. Весоростовой коэффициент (ВРК) увеличился на 5, 31 г/см и 9,01 г/см соответственно в контрольной и экспериментальной группах (<0,05). Окружность грудной клетки (ОГК) увеличилась на 0.47 см в экспериментальной группе и на 0,15 см в контрольной. Изменения антропометрических показателей незначительны, и соответствуют возрастной динамике роста.
В таблице 3 представлены результаты тестирования силовой выносливости (статической) и скоростно-силовой выносливости школьников (динамической силы). Статическая выносливость мышц спины определялась по времени удержания тела в положении лежа на животе с приподнятыми ногами и руками, динамическая выносливость оценивалась по результатам теста «сгибание туловища за 30 с».
По результатам тестирования определено достоверное изменение показателей, характеризующих уровень развития силовых качеств школьников: в контрольной группе силовая выносливость мышц увеличилась на 27,2%, в экспериментальной – на 40,8%; сила мышц брюшного пресса в контрольной группе на 35,2%, в экспериментальной на 47,05%.
Таблица 3 - Динамика состояние мышечного корсета у школьников 7-9 лет в ходе эксперимента
Показатели | В начале эксперимента | Р | В конце эксперимента | Р | ||
ЭГ, n=18 | КГ, n=19 | ≥0,05 | ЭГ, n=18 | КГ, n=19 | ≥0,05 | |
Силовая выносливость мышц, спины | 24,5±3,2 | 30,5±3,1 | ≥0,05 | 34,5±2,9 | 38,5±3,2 | ≥0,05 |
Сгибания туловища за 30 сек, кол-во раз | 8,5±2,2 | 10,5±3,7 | ≥0,05 | 12,5±2,0 | 14,2±3,1 | ≥0,05 |
Исследование изменения показателей, характеризующих функциональное состояние кардиореспираторной системы, в контрольной группе в конце эксперимента не выявило достоверных изменений (>0,05). В экспериментальной группе отмечается достоверное снижение ЧСС в покое по сравнению с первоначальными данными – это свидетельствует о тенденции к нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы. Достоверно, на уровне значимости, изменились следующие показатели (внутри группы): ЧСС – уменьшился на 10,1%, время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) – увеличилось на 40,6%, время задержки дыхания на выдохе (проба Генчи) – на 39,9%. Между контрольной и экспериментальной (<0,05).
Таблица 4 - Показатели результатов тестирования координационных способностей школьников 7-8 лет с миопией слабой степени
Показатели | В начале эксперимента | Р | В конце эксперимента | Р | ||
ЭГ, n=18 | КГ, n=19 | ≥0,05 | ЭГ, n=18 | КГ, n=19 | ≥0,05 | |
Ходьба по прямой с открытыми глазами, баллы | 3,20±0,35 | 3,10±0,31 | ≥0,05 | 4,45±0,35 | 3,50±0,32 | ≥0,05 |
Ходьба по прямой с закрытыми глазами, баллы | 2,25±0,15 | 2,31±0,17 | ≥0,05 | 3,60±0,40 | 2,60±0,15 | ≥0,05 |
Статическое равновесие, сек | 25,15±3,00 | 26,11±3,60 | ≥0,05 | 32,00±3,05 | 27,30±3,50 | ≥0,05 |
Прыжки через скакалку, кол-во прыжков. | 61,65±5,20 | 60,20±5,70 | ≥0,05 | 66,65±2,70 | 64,20±6,20 | ≥0,05 |
Наши исследования позволяют сделать вывод, что апробация методики дозировки физических нагрузок у школьников с миопией средней степени и даже высокой степени с учётом указанных выше эффектов действия физических упражнений актуальна и применение грамотной дозировки способствует профилактике прогрессирования миопии.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 210.