Лесостепной Алтай во II тыс. н. э
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К

ак уже указывалось в предыдущих разделах, своеобразное географическое положение Алтая на границе степей и тайги привело и к специфике исторических процессов на его территории. С одной стороны, соседство со степью привело к тому, что население Алтая было вовлечено в круговорот бурных политических событий, основные действия которых происходили на просторах азиатских степей. Периферийное же положение Алтая привело к тому, что его лесостепных пространств касались лишь отголоски этих событий. Такое положение вещей привело к тому, что в гущу этих событий была втянута лишь верхушка родовой аристократии, а основная масса населения без каких-либо крупных потрясений продолжала вести привычный образ жизни, служа то одному, то другому властителю.

Несмотря на это, во II тыс. н. э. наблюдается общий упадок культуры как на обширных пространствах всей Юж­ной Сибири, так и на территории лесостепного Алтая. В этот период резко уменьшается количество археологических па­мятников. На Алтае известно лишь несколько погребений

 


 

 


 


Рис. 236). Сросткинская культура: 1 — план погребения с Ближние Елбаны; 2 — железное оружие (палаш, сабля, наконечник копья и наконечники стрел), найденное на Ближние Елбаны; 3 — железные тесла с Ближние Елбаны; 4 — ложка и шумящая подвеска; 5 — фронтальная накладка на лук из кости; 6 — бронзовые бубенчики; 7 — украшения из .      бронзы и камня; 8 — бронзовая пряжка; 9 — железные удила; 10 —

налобник; 11 — железное стремя; 12 — костяные пряжки



96


этого времени и ни одного поселения. Поэтому при рекон­струкции исторического процесса этого периода археологиче­ские источники отступают на второй план и ведущая роль принадлежит источникам письменным.

Сведения, касающиеся истории Алтая, крайне скудны и разбросаны по многочисленным источникам буквально по крупинкам. Чтобы составить более-менее полную и объек­тивную историческую панораму периода, эти крупинки при­ходится выискивать в огромном количестве китайских дина- стийских хроник, византийских и арабских источниках, в известиях западноевропейских путешественников. Нельзя не вспомнить и знаменитый памятник древнемонгольскои лите­ратуры <'Сокровенное сказание», в котором содержатся цен­нейшие сведения о периоде монгольского владычества на Алтае. Ценные и наиболее полные сведения по истории Алтая XV-XV11 вв. мы находим в отчетах русских перво­проходцев.

Как мы узнали из предыдущего раздела, в ли в. тер­ритории лесостепного и предгорного Алтая занимали племена сросткинской культуры и кыпчзки. или племена, роде г ван­ные им. Однако их господство на просторах Алтая оказалось недолговечным. На востоке, в Северном Китае, усиливается влияние киданей и в середине XII в. Алтай попадает в их сферу влияния. К концу XII в. влияние киданеи ослабевает, усиливаются монголоязычные найманы, и земли Алтая от­ходят к ним.

К сожалению, у нас нет достоверных ни археологиче­ских, ни письменных источников, способных хоть в какой-то мере осветить этот период в истории лесостепного Алтая, который до настоящего времени почти не изучен и ждет своих исследователей. В настоящее время можно лишь с незначительной долей уверенности говорить о том, что в лесах Присалаирья, по берегам Бии продолжали развиваться оттесненные туда племенами сросткинскои культуры группы частично тюркизированных самодийских племен одинцовско­го населения, дальнейшее развитие которого привело к ело жению ряда племенных групп современных северных алтай­цев. Об этом говорит ряд топонимических, фольклорных, мифологических и других источников, а также общность многих черт материальной культуры (тип хозяйства, строи­тельные традиции и т. п.). Естественно, все последующие исторические события накладывали свой отпечаток на фор
мирование этих групп, но до XVII в. это влияние не было слишком значительным.

97
Следующий период в истории Алтая был связан с тата­ро-монгольским владычеством и так или иначе с именем Тэмуджина, которого в 1182 г. часть монголов, расколов­шихся на два враждебных лагеря, избрала ханом под назва­нием Чингиз. В течение двадцатилетней напряженной борь­бы между этими лагерями победили сторонники Чингизхана, и в 1206 г. на берегах Онона, на великом курултае — высшем органе власти у монголов, — он был вторично избран ханом. Здесь же произошло и объединение монголов в великую империю народа-войска.

В 1207 г. старший сын Чингизхана Джучи, не встретив серьезного сопротивления, покорил «лесные народы» Южной Сибири, обеспечив вновь создавшейся империи прочный тыл. В число покоренных территорий попал и лесостепной Алтай.

Необходимо отметить, что монгольская империя по сво­ему этническому составу была крайне неоднородной и вклю- чала в себя этнические компоненты всех покоренных обла­стей, обязанных не только выплачивать дань, но и нести ряд повинностей, одна из которых — предоставление воору­женных формирований для ведения войн. Для примера стоит упомянуть об одном любопытном, но пока мало известном факте. В 1330 г. даже русский полк был расквартирован около Пекина, в который в 1264 г. была перенесена мон­гольская столица.

Подобная этническая пестрота не могла не отразиться и на пестроте религиозной, ибо в этом вопросе монгольские властители проявляли терпимость. Следствием этого было широкое распространение различных религий по всей терри­тории громадной империи.

Падение монгольской (Юаньской) династии в Китае в конце XIV в. привело к потере влияния монголов над час­тью завоеванных территорий и возвращению монголов в свои горы и степи. Но монгольское государство было еще доста­точно сильным, и Алтай находился под его влиянием вплоть до присоединения к России в XVII в. Это время известно в

 

 

4 История Алтая

98
истории как период господства джунгар, объединенных в государство, называемое в русских источниках Джунгарией.

Алтай был одной из северных провинций Джунгарии. Здесь жили тюркоязычные племена, занимающиеся как ско­товодством, так и охотой и рыбной ловлей. Население Алтая было подчинено джунгарскому хану и платило дань. На территории лесостепного Алтая расселялись следующие пле­мена: по берегам Бии от ее слияния с Катунью до устья р. Лебедь, правого притока Бии, проживали кумандинцы, выше по Бии до Телецкого озера — тубалары, по рекам Ише и Майме (правые притоки Катуни) кочевали тау-теле- уты, в верхнем течении Оби и ее притокам (Чарыш, Алей, Чулым и др.) кочевали телеуты, или, как называли их русские, белые калмыки. Они составляли особую единицу в 4000 кибиток, имели свою территорию и управлялись своим князьцом, носившим титул «тайши». Последний был подвла­стен джунгарскому хану. Первым князьцом, вступившим в официальные отношения с русскими в 1604 г., был тайши Абак, кочевавший в верхнем течении Оби.

Все земли находились в распоряжении джунгарского ха­на. Именно он распоряжался, где и кому кочевать. Он мог переводить людей с одних кочевий на другие, перераспреде­лять площади кочевых угодий между племенами и т. д. Кроме выплаты дани, все подвластные джунгарскому хану племена выполняли и ряд повинностей.

Северные алтайцы (кумандинцы и тубалары) вели осед­лый образ жизни и платили дань железом и изделиями из него (ремесло), пушниной (охота) и зерном (земледелие), остальные — скотом (скотоводство). Как видим, характер дани говорит и о типе хозяйства, которое вели подданные джунгарскому хану племена.

Дальнейшая история лесостепного Алтая тесно связана с историей русской колонизации, происходившей в XVII и первой половине XVIII вв.

 

 

Литература и примечания

1. Абдулганеев М.Т., Казаков А.А. Верхнеобские памятники Иткульских озер//Охрана и использование археологических памятников Алтая: Тез. докл. Барнаул, 1990. С. 104-108.

2. Беликова О.Б., Плетнева Л.М. Памятники томского Приобья в V—VIII вв. н. э., Томск, 1983.

3. Горбунов В.В. Грунтовый могильник с обрядом кремации Троицкий Елбан-1//Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул, 1993. С. 80-90.


4.

99
Грязнов М П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. М.-Л., 1956.

5. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М., 1992.

6. Казаков А.А., Исупов С.К). Керамический комплекс городища Бехтемир//Охрана и использование археологических памятников Алтая: Тез. докл. Барнаул, 1990. С. 109-112.

7. Казаков А.А., Неверов С.В. Хронология и периодизация памятников

середины-второй половины I тыс. н. э. Верхнего Приобья//Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири:             Тез. докл. к всесоюзной конференции. Барнаул, 1991.

С. 167-170.

8. Казаков А.А. Этнокультурная ситуация в лесостепном и предгорном Алтае в I тыс. н. э.//Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий: Материалы конференции. Горно-Алтайск, 1992. С. 85-87.

9.  Казаков А.А., Кунгуров А.Л. Комплекс городищ около Бийска//Куль- тура народов евразийских степей в древности. Барнаул, 1993. С. 219-231.

10. Коников Б.А. Основы средневековой археологии Западной Сибири: Уч. нос. к спецкурсу. Омск, 1992.

11. Могильников В.А., Неверов С.В., Уманский А.П., Шемякина А.С. Курганы у деревни Грязново//Древняя история Алтая. Барнаул,

1980. С. 106-131.

12. Могильников В.А. Тюрки//Степи Евразии в эпоху средневековья. М.,

1981. С. 29-43.

13. Могильников В.А. Кимаки//Сгепи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 43-45.

14. Могильников В.А. Сросткинская культура//Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 45-46.

15. Могильников В.А. Памятники кочевников     Сибири  и Средней Азии

X-X1I вв.//Степи Евразии в эпоху средневековья. М.,                             1981.

С. 190-194.

16. Могильников В.А. Памятники кочевников     Сибири  и Средней Азии

XIII-XIV вв.//Степи Евразии в эпоху               средневековья. М.,    1981.

С. 194-200.

17. Неверов С.В. История изучения памятников сросткинской культуры Алтая//Древняя история Алтая. Барнаул, 1980. С. 93-106.

18. Неверов С.В. Погребения могильника            Змеевка     на Алтае (по

материалам раскопок С.М. Сергеева)//Археология и этнография Алтая: Межвузовский сборник. Барнаул, 1982. С. 100-121.

19. Неверов С.В. Этническая принадлежность сросткинской культуры (историография вопроса)//Вопросы историографии Сибири и Дальнего Востока: Межвуз. сб. научи, тр. Барнаул, 1988. С. 188-200.

20. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1984.

21. Савинов Д.1. Об основных этапах развития этнокультурной общности кыпчаков на юге Западной Сибири//История, археология и этнография Сибири. Томск, 1979. С. 53-73.

22. Троицкая Т.Н. Одинцовская культура в Новосибирском Приобье//Про- олемы Западносиоирской археологии (эпоха железа). Новосибирск,

23. Уманский А.П. Археологические памятники у села Ипя//Известия Алтайского отдела Географического общества Союза СССР. Барнаул, 1970. Вып. II. С. 45-75

24. Уманский А.П. Могильники верхнеобской культуры на Верхнем Чумыше//Бронзовый век Сибири. Новосибирск, 1974. С. 136-149.

манскии А.П., Горбунов В.В. Реконструкция вооружения воинов рхнеооского правобережья в IV—V вв. н. э.//Охрана и использова- ние археологических памятников Алтая: Тез. докл. и сообщений к конференции. Барнаул, 1991. С. 161-165.











Дата: 2019-02-25, просмотров: 325.