И |
ная картина наблюдается в эпоху энеолита. Энеолитические памятники лесостепного Алтая были открыты около 30 лет назад в результате работ Б.Х. Кадикова в предгорной зоне, но длительное время они оставались неизвестными или без достаточной аргументации относились к эпохе неолита. Стационарные работы на оз. Иткулъ и комплексе поселений у д. Павловка и Алексеевка в верховьях рек
|
Преобладают керамические сосуды с острым или репо- видным днищем. Все они тонкостенные, тщательно выделанные. Более толстостенная кругловидная и с уплощенным дном посуда появляется в позднем энеолите. Видимо, это было связано с постепенным переходом от остродонной к круглодонной, а затем и к плоскодонной керамике. В орнаментации преобладают зубчатая и гладкая качалка, шагающая или отступающая гребенка (рис. 10). По венчику и шейке иногда наносились резной техникой сетки, треугольники, зигзаг. Эти приемы орнаментации часто встречаются на посуде кельтеминарских памятников Средней Азии и афанасьевских Горного Алтая. В единичных случаях встречаются сосуды с печатно-гребенчатой орнаментацией, более характерной для энеолита Восточного Зауралья и тюменского Приобья. Толстостенные сосуды иногда покрыты текстильным орнаментом, рядами жемчужин, реже ямок.
Каменный инвентарь самый разнообразный. Это шлифованные и сверленые топоры, многочисленные тесла, ножи, наконечники дротиков и стрел, долота, скребла, скребки, резцы, отбойники и точильные бруски, стерженьки для рыболовных крючков, сверла, ножевидные пластины и вкладыши. Особенностью энеолитических памятников являются шлифованные ножи с прямым и вогнутым лезвием и комбинированные орудия, представляющие собой сверла-пилки
Рис. 10. Болышемыская энеолитическая культура: 1 – погребения; 2 – медное лезвие ножа; 3_- 18 каменный инвентарь; 19 – 23 керамика |
|
Погребальный обряд отличается однообразием. Все погребенные лежат на спине в вытянутом положении, голова наклонена к правому или левому плечу, руки на поясе. Все захоронения грунтовые, глубиной от 0,6-0,7 до 1,45 м, большинство — одиночные. Ориентация умерших различна: на Большом Мысе — северо-восточная, на Чудской Горе — восточная и на Костенковой Избушке — западная. Отличительной чертой погребального обряда является обилие украшений, небольшое количество каменного инвентаря и почти полное отсутствие керамики. Эта черта прослеживается в ранних памятниках лесостепной зоны Обь-Иртышья. Многочисленные подвески, нашивки и бусы изготовлены из клыков кабана, резцов и зубов лошади, бобра, сурка, лисы, косули, благородного оленя, медведя и барсука. Украшения нашивались на головные уборы, одежду и пояс. Носились они на груди и шее.
Особенность этого времени — появление погребений убитых людей. Энеолитическое население представляло собой смешанный антропологический тип, сложившийся $ процессе длительных контактов монголоидов и европеоидов. Последние, по мнению В.А. Дремова, относились к южной средиземноморской ветви европеоидной расы. Внешний облик представителя этой культуры восстановлен в ходе реконструкции по лицевым костям черепа из погребения могильника Большой Мыс в лаборатории пластической реконструкции, созданной известным антропологом М.М. Герасимовым при Институте этнографии Академии наук (рис. 15). В процессе формирования культуры энеолитического населения лесостепного Алтая приняли какое-то участие и энеолитические племена афанасьевской культуры Горного Алтая, о чем свидетельствуют материалы могильника Усть-Иша. Видимо, эти контакты не всегда были мирными.
Прослеживаются два типа поселений: летние, вероятно, с легкими наземными жилищами, которые четко не фиксируются, но наличие их можно предположить по скоплениям находок, и зимние — с жилищами полуземляночного типа небольших размеров. Такой характер поселений, видимо, обусловливался особенностями хозяйства энсолитического населения, значительную долю в котором составляли скотоводство и охота. Преобладающей отраслью в скотоводческом хозяйстве было коневодство. На втором месте шло овцеводство, и можно лишь говорить о каких-то начальных этапах разведения крупного рогатого скота.
|
|
Памятники эпохи энеолита лесостепного Алтая выделены в большемысскую энеолитическую культуру, названную так по могильнику Большой Мыс на оз. Иткуль. Формирование культуры этой эпохи в предгорьях Алтая носило сложный характер. Основой населения явились местные поздне- неолитические группы, известные по могильнику Усть-Иша и другим памятникам. Второй компонент связан с проникновением обитателей южных и юго-западных районов Средней Азии, относившихся к южно-европеоидному средиземно- морскому типу и в культурном отношении являвшихся позднекельтеминарцами. Подобный антропологический тип зафиксирован в позднекельтеминарском могильнике Тумек- Кичиджик в Северной Туркмении. Причем совпадают и погребальные обряды, и орнаментация керамики, и украшения. Третий компонент, скорее всего, связан с афанасьевским населением Горного Алтая. Свидетельства контактов с афа- насьевскими племенами имеются на поселениях предгорной зоны, в частности, фрагменты типичной афанасьевской посуды'встречены на Ляпустином Мысе (оз. Иткуль). Контакты могли иметь место и на территории самого Горного Алтая, куда большемысцы периодически проникали по долинам крупных рек, стекающих с гор. Большемысские материалы встречены на поселениях Средней Катуни: Малый Дуган, Тыткескень-2 и 6. Причем на поселении Тыткескень- 2 выявлен сугубо энеолитический комплекс, относящийся к большемысской культуре. В третьем культурной горизонте поселения расчищены остатки нескольких легких наземных жилищ подквадратной формы, давших многочисленный каменный инвентарь и характерную большемысскую керамику. Остатки болынемысского жилища прямоугольной формы, слегка углубленные в грунт, исследованы на поселении (Тыткескень-6). По энеолитическому погребению из Нижнетытке- скенской пещеры 1 получено пять радиоуглеродных дат, в соответствии с которыми возраст могилы датируется второй половиной IV тыс. до н. э.
|
Большая часть инвентаря энеолитических памятников лесостепного и степного Алтая, которые датируются обычно в пределах IV—III тыс. до н. э., находит многочисленные аналогии в материалах позднего неолита-энеолита соседних регионов. Памятники большемысской культуры датируются в пределах второй половины IV и III тыс. до н. э.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 556.