Энеолит. Большемысская культура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

И

ная картина наблюдается в эпоху энеолита. Энеолитические памятники лесостепного Алтая были открыты около 30 лет назад в результате работ Б.Х. Кадикова в предгорной зоне, но длительное время они оставались неизвестными или без достаточной аргументации относились к эпохе неолита. Стационарные работы на оз. Иткулъ и комплексе поселений у д. Павловка и Алексеевка в верховьях рек


35
Барнаулки и Касмалы позволили выделить памятники или - отдельные комплексы на многослойных, которые занимают промежуточное положение между неолитическими и памятниками эпохи бронзы, то есть относятся к эпохе энеолита. Сейчас известно около 50 памятников, давших энеолитические материа­лы. Эго поселения: Костенкова Избушка, Ляпустин Мыс, Коровья Пристань-1 и 3, Городище-1 и другие — на оз. Иткуль; Комарова-1 — на р. Иткуль; Малоугренево, Енисейское, Чеба- шиха, Бехтсмир — на Бии; Долгая Грива, Одинцовка, Фоминское, Быстрый Исток, Пасечное, Волчиха, Цыганкова Сопка-1, 2 и 4, Чудацкая Гора - на Оби и другие. Памятники на озере и реке Иткуль полностью или в большей степени раскопаны. Известен пока лишь один могильник этого времени — Большой Мыс и отдельные захоронения на поселении Костенкова Избушка. Наиболее массовый инвентарь дали поселения Костенкова Избушка, где вскрытая площадь составила 2412 кв. м, Коровья Пристань-3 и Комарово-1 — более 1000 кв. м и т. д.

Преобладают керамические сосуды с острым или репо- видным днищем. Все они тонкостенные, тщательно выделан­ные. Более толстостенная кругловидная и с уплощенным дном посуда появляется в позднем энеолите. Видимо, это было связано с постепенным переходом от остродонной к круглодонной, а затем и к плоскодонной керамике. В орна­ментации преобладают зубчатая и гладкая качалка, шагаю­щая или отступающая гребенка (рис. 10). По венчику и шейке иногда наносились резной техникой сетки, треуголь­ники, зигзаг. Эти приемы орнаментации часто встречаются на посуде кельтеминарских памятников Средней Азии и афанасьевских Горного Алтая. В единичных случаях встре­чаются сосуды с печатно-гребенчатой орнаментацией, более характерной для энеолита Восточного Зауралья и тюменского Приобья. Толстостенные сосуды иногда покрыты текстиль­ным орнаментом, рядами жемчужин, реже ямок.

Каменный инвентарь самый разнообразный. Это шлифо­ванные и сверленые топоры, многочисленные тесла, ножи, наконечники дротиков и стрел, долота, скребла, скребки, резцы, отбойники и точильные бруски, стерженьки для ры­боловных крючков, сверла, ножевидные пластины и вклады­ши. Особенностью энеолитических памятников являются шлифованные ножи с прямым и вогнутым лезвием и ком­бинированные орудия, представляющие собой сверла-пилки


Рис. 10. Болышемыская энеолитическая культура: 1 – погребения; 2 – медное лезвие ножа; 3_- 18 каменный инвентарь; 19 – 23 керамика      


 


37
и развертки-ножи. Из кости сделаны мотыги, долота, гарпу­ны, наконечники стрел, лощила. Из меди изготовлены лез­вия составных ножей и небольшие квадратные в сечении шилья. Подобные изделия получают широкое распростране­ние в IV—III тыс. до н. э. в энеолитических культурах Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

Погребальный обряд отличается однообразием. Все по­гребенные лежат на спине в вытянутом положении, голова наклонена к правому или левому плечу, руки на поясе. Все захоронения грунтовые, глубиной от 0,6-0,7 до 1,45 м, боль­шинство — одиночные. Ориентация умерших различна: на Большом Мысе — северо-восточная, на Чудской Горе — восточная и на Костенковой Избушке — западная. Отличи­тельной чертой погребального обряда является обилие укра­шений, небольшое количество каменного инвентаря и почти полное отсутствие керамики. Эта черта прослеживается в ранних памятниках лесостепной зоны Обь-Иртышья. Много­численные подвески, нашивки и бусы изготовлены из клыков кабана, резцов и зубов лошади, бобра, сурка, лисы, косули, благородного оленя, медведя и барсука. Украшения нашива­лись на головные уборы, одежду и пояс. Носились они на груди и шее.

Особенность этого времени — появление погребений убитых людей. Энеолитическое население представляло со­бой смешанный антропологический тип, сложившийся $ про­цессе длительных контактов монголоидов и европеоидов. По­следние, по мнению В.А. Дремова, относились к южной средиземноморской ветви европеоидной расы. Внешний облик представителя этой культуры восстановлен в ходе реконст­рукции по лицевым костям черепа из погребения могильни­ка Большой Мыс в лаборатории пластической реконструк­ции, созданной известным антропологом М.М. Герасимовым при Институте этнографии Академии наук (рис. 15). В про­цессе формирования культуры энеолитического населения лесостепного Алтая приняли какое-то участие и энеолитические племена афанасьевской культуры Горного Алтая, о чем свидетельствуют материалы могильника Усть-Иша. Видимо, эти контакты не всегда были мирными.

Прослеживаются два типа поселений: летние, вероятно, с легкими наземными жилищами, которые четко не фикси­руются, но наличие их можно предположить по скоплениям находок, и зимние — с жилищами полуземляночного типа небольших размеров. Такой характер поселений, видимо, обусловливался особенностями хозяйства энсолитического на­селения, значительную долю в котором составляли скотовод­ство и охота. Преобладающей отраслью в скотоводческом хозяйстве было коневодство. На втором месте шло овцевод­ство, и можно лишь говорить о каких-то начальных этапах разведения крупного рогатого скота.

 

 

38
Коневодство в сочетании с овцеводством было наиболее приемлемым типом хозяйства в тех климатических услови­ях, которые здесь существовали. Это прежде всего способ­ность лошади добывать себе корм из-под снега. Если судить по костным остаткам, то доля домашних животных состав­ляла всего 27,9 %, тогда как на долю диких приходится 72,1, причем только 34,4% — кости крупных мясных животных таких, как лось, зубр, кабан, благородный олень, косуля и медведь, а 37,7% — мелких пушных (барсук, лиса, бобр, сурок и заяц). Подсобную роль играло рыболовство, причем, скорее всего, крючковое и гарпунное. Совершенно нет ни каменных, ни керамических грузил. Такой тип хозяйства трсоовал определенных условий, главным из которых стано­вилось наличие пастбищ
38
В эпоху энеолита происходит своеобразный демографи­ческий взрыв, интенсивно заселяются степные, лесостепные пространства и предгорная зона Алтая, которые в предшест­вующее время были слабо населены. Видимо, это стало возможным благодаря появлению производящей формы хо­зяйства скотоводству. Памятники такого же типа обнару­жены в последние годы на Средней Катуни, причем на одном из поселений (Тыткескень-2) расчищены долговремен­ные жилища больших размеров. Не исключено, что в' Гор­ном Алтае по долинам крупных рек, вытекающих в пред­горья, могли находиться зимние поселения.

Памятники эпохи энеолита лесостепного Алтая выделе­ны в большемысскую энеолитическую культуру, названную так по могильнику Большой Мыс на оз. Иткуль. Формиро­вание культуры этой эпохи в предгорьях Алтая носило слож­ный характер. Основой населения явились местные поздне- неолитические группы, известные по могильнику Усть-Иша и другим памятникам. Второй компонент связан с проник­новением обитателей южных и юго-западных районов Сред­ней Азии, относившихся к южно-европеоидному средиземно- морскому типу и в культурном отношении являвшихся позднекельтеминарцами. Подобный антропологический тип зафиксирован в позднекельтеминарском могильнике Тумек- Кичиджик в Северной Туркмении. Причем совпадают и по­гребальные обряды, и орнаментация керамики, и украшения. Третий компонент, скорее всего, связан с афанасьевским населением Горного Алтая. Свидетельства контактов с афа- насьевскими племенами имеются на поселениях предгорной зоны, в частности, фрагменты типичной афанасьевской по­суды'встречены на Ляпустином Мысе (оз. Иткуль). Контак­ты могли иметь место и на территории самого Горного Алтая, куда большемысцы периодически проникали по доли­нам крупных рек, стекающих с гор. Большемысские мате­риалы встречены на поселениях Средней Катуни: Малый Дуган, Тыткескень-2 и 6. Причем на поселении Тыткескень- 2 выявлен сугубо энеолитический комплекс, относящийся к большемысской культуре. В третьем культурной горизонте поселения расчищены остатки нескольких легких наземных жилищ подквадратной формы, давших многочисленный ка­менный инвентарь и характерную большемысскую керамику. Остатки болынемысского жилища прямоугольной формы, слегка углубленные в грунт, исследованы на поселении (Тыткескень-6). По энеолитическому погребению из Нижнетытке- скенской пещеры 1 получено пять радиоуглеродных дат, в соответствии с которыми возраст могилы датируется второй половиной IV тыс. до н. э.

39
Сейчас отчетливо очерчивается ареал расселения племен большемысской культуры, который протянулся полосой по предгорной зоне Алтая: от Казахстана на западе до предго­рий Салаирского кряжа на северо-востоке. Здесь на терри­тории Кемеровской области В.В. Бобровым раскопаны посе­ленческие комплексы, давшие прекрасные материалы большемысской культуры (1993). Какая-то часть населения заселяла долины крупных рек, стекающих с Алтайских гор.

Большая часть инвентаря энеолитических памятников лесостепного и степного Алтая, которые датируются обычно в пределах IV—III тыс. до н. э., находит многочисленные аналогии в материалах позднего неолита-энеолита соседних регионов. Памятники большемысской культуры датируются в пределах второй половины IV и III тыс. до н. э.







Дата: 2019-02-25, просмотров: 505.