П |
амятники ранней и развитой бронзы предгорно-равнинной зоны Алтая выделены в слунинскую культуру — более 50 поселений и могильников. Полностью раскопаны поселения Костенкова Избушка, Озерки Восточные, Ляпустин Мыс, Коровья Пристань-1, 2 и 3, причем некоторые из них являются
однослойными. Могильные комплексы известны по памятникам: Елунинский грунтовый могильник-1, Староалейска-2, Цыганкова Сопка, Волчий Мыс, ул. Поселковая в Барнауле и т. д.
Рис. 11. Елунинская культура ранней бронзы. 1 – погребения; 2, 4-7 – каменный инвентарь; 3 – костяной наконечник стрелы; 8-10 – бронзовый инвентарь; 11,12 – скульптуры; 13-16 - керамика |
|
Из кости сделаны наконечники стрел шести типов, проколки, игольницы, мотыги и стамески.
Бронзовый инвентарь представлен разнообразными изделиями, происходящими из могильников, поселений и случайных находок. Это двулезвийные черешковые с утолщением в центральной части, выгнутообушковые и фигурные ножи, наконечники копий и стрел, кельты (топоры). Большинство инвентаря относится к типичным сейминско-турбинским формам. Это классические копья с вильчатой втулкой и копья с крюком на втулке. Встречены глиняные литейные формы для изготовления таких копий и кельтов. Наибольший интерес представляет фигурный нож из елунинского могильника, отлитый в двустворчатой форме и имеющий хорошо выраженное ребро жесткости. Рукоять с одной стороны украшена двумя заштрихованными треугольниками, разделенными взаимопроникающими выпуклыми валиками, а с другой — цепочкой из заштрихованных ромбов. В ее верхней части скульптурное изображение лошади. Четко выделены крупные раздутые ноздри, глаза и острые уши, слегка закинутая назад голова, хорошо передана торчащая невысокая грива, которая постепенно переходит в развевающуюся. Голова расположена на четырех солнечных лучах, расходящихся в разные стороны, пятый соединяется с рукоятью. Это изображение чрезвычайно близко изображению коня с рукояти ножа из могильника Ростовка и каменным скульптурам омского Прииртышья. Несомненно, это образ так называемого солнечного коня, возникновение культа которого, скорее всего, свидетельствует об огромной роли коневодства у древних жителей Алтая и Восточного Казахстана. Рукоять аналогичного ножа найдена и в Горном Алтае. Складывается впечатление об алтайско-восточно-казахстанском происхождении подобных ножей и их последующем распространении на запад и восток.
Для погребального обряда характерны общие черты. Все известные могильники грунтовые и располагаются, как правило, на высоких коренных берегах, порою возвышающихся над урезом воды на десятки метров. Исключение составляет
|
|
|
|
Елунинская культура складывается на основе местной энеолитической большемысской культуры. В процессе ее формирования приняли участие группы европеоидного населения восточносредиземноморского типа, пришедшие из районов Средней Азии. Направленность миграционных процессов, проявившаяся в эпоху энеолита, сохраняет свое значение и в раннюю и развитую бронзу. Еще один этнический компонент был связан с населением Восточного, а возможно, и Северного Казахстана, являвшимся носителем керамики с гребенчато-ямочной орнаментацией. Наибольшая близость прослеживается с раннеандроновскими племенами Восточного Казахстана. Проникновение этого населения начинается на заключительных этапах развития елунинских племен и совпадает с территорией расселения большемысцев. Северная граница проникновения этой группы племен проходила в районе с. Ордынского Новосибирской области.
3. Развитая бронза. Андроновская культура
П |
амятники андроновской культуры протянулись широкой полосой по степной и лесостепной зонам Западной Сибири, Южного Урала и Восточного Казахстана на западе и Енисея на востоке. Иногда они концентрируются в крупные «гнезда» или скопления, видимо, в тех местах, где были наиболее благоприятные условия для проживания и ведения хозяйства. Такими местами в древности были Минусинская котловина, Барабинская лесостепь, Верхнее Приобье и Восточный Казахстан. Это отчетливо видно по количеству памятников и их расположению, и это нельзя отнести только на лучшую изученность этих районов, ибо сейчас и другие регионы этой обширной территории изучены довольно хорошо. История изучения памятников этой культуры насчитывает уже восемь десятилетий. Первые раскопки были проведены еще в 1914 г. сибирским краеведом А.Я. Тугариновым, который раскопал могильник у с. Андроново на р. Енисее, позднее давшим название всей культуре в целом. Автор являлся сторонником точки зрения о существовании двух самостоятельных культур: андроновской (федоровской) на рассматриваемой территории и алакульской в Центральном и Западном Казахстане, граничащей на западе с племенами срубной культуры.
|
Говоря об инвентаре андроновских памятников Верхнего Приобья, следует отметить, что по составу он ничем не отличается от инвентаря памятников других районов, лежащих как к западу, так и к востоку от Верхнего Приобья.
Основной находкой является керамика, которая исчисляется сотнями сосудов, причем большое количество посуды дали поселения. По форме посуда делится на три большие группы. К первой отнесены горшковидные сосуды с четкой зональностью в орнаментации, когда плечики и тулово орнаментированы в единой композиции. Обычно выделяется пять орнаментальных зон. Орнамент наносился мелкозубчатым штампом, реже гладкими и резными линиями. Для этой
группы характерна пышная геометрическая орнаментация из — различных сочетаний разнообразных треугольников или ме- андровых лент (рис. 12). Вторую группу составляют банки, украшенные рядами елочки из отпечатков крупнозуоой гребенки или резных линий, наклонными линиями, различными насечками и лунками. В третью группу выделены сосуды на поддонах. „
Бронзовый инвентарь очень разнообразный. Это вислообушные топоры, тесла с уступьем, кельты, копья, кинжалы, разнообразные ножи, шилья, иглы, заколки, наконечники стрел и дротиков, многочисленные украшения из бронзы и золота. Наиболее характерными украшениями являются пластинчатые браслеты со спиральными окончаниями и серьги с раструбом. Инвентаря из камня очень мало. В основном это наконечники стрел, песты и литейные формы. Интересная каменная форма была обнаружена в Курьинском районе Алтайского края. Этот район примыкал к Змеиногорскому, а вся эта зона чрезвычайно богата древними рудниками и разработками золота. Формы предназначались для изготовления методом тиснения на золотой фольге восьми разнообразных украшений по матрицам, вырезанным с четырех сторон формы (рис. 12). Из кости изготовлены пряслица и штампы для орнаментации посуды.
Обряд захоронения андроновских племен Алтая достаточно разнообразен. Это касается как надмогильных сооружений, так и устройства самих могил и положения умерших в них.’ Четыре могильника курганные, из них исследовано 35 курганов и вскрыто 49 погребений. Половина из них совершена по обряду трупосожжения, произведенного на стороне. Преобладают грунтовые могильники. В них вскрыто около 500 погребений. Трупоположения являются основным способом захоронения во всех грунтовых могильниках. Погребения на грунтовых могильниках располагаются правильными рядами и обычно не нарушают друг друга. Особенностью Алтая является существование детских кладбищ или специального места на кладбищах для взрослых.
В погребениях взрослых выделяется трупоположение и трупосожжение, причем последнее чаще находилось под курганными насыпями и лишь в исключительных случаях в грунтовых могильниках. Особенностью погребений взрослых является то, что в них чаще, чем в детских, встречаются остатки деревянной обкладки и перекрытия. Они есть и в случаях с трупосожжением. В большинстве случаев умершие
|
Антропологический тип андроновцев европеоидный.
В.П. Алексеев указывает на то, что, вероятно, формирование характерного для андроновского населения расового типа происходило на территории Казахстана и Алтая в доандро- новское время и только позднее оно проникает в Минусинскую котловину. В.А. Дремов отмечает присутствие в составе верхнеобских андроновцев монголоидной примеси, однако считает, что решать однозначно вопрос, были ли это потомки северных грациальных монголоидов или восточных палеосибирцев, на имеющемся материале невозможно.
Все андроновские поселения располагаются в низких местах. Характер поселений, мощные культурные слои и остеологический материал свидетельствуют об относительной оседлости андроновского поселения. На поселении Ляпустин Мыс вскрыто вытянутое с северо-востока на юго-запад жилище площадью 44-45 кв. м, имеющее подпрямоугольную форму.
Исследования памятников эпохи бронзы на Алтае дали некоторые стратиграфические наблюдения, позволяющие определить относительную хронологию андроновских памятников и их место среди других культур. В предгорной части Алтая андроновским памятникам предшествуют елунинские. Андроновское жилище врезано в слой елунинской культуры на поселении Ляпустин Мыс. На поселении Большой Лог андроновский слой перекрыт позднебронзовым, в котором найдены фрагменты валиковых сосудов. По втульчатому желобчатому теслу и валиковой керамике, близкой аналогичной посуде бегазыдандыбаевской культуры, этот слой можно датировать XIII—XII-XI вв. до н. э. Радиоуглеродные даты по древесине из могильника Турина Гора дали следующие результаты: могила 49 — 3700±25 г., или 1750±25 г. до н. э., могила 52 — 3570±20 г., или 1620±20 г. до н. э., то есть обе даты укладываются в пределы XIII—XII вв. до н. э. По костям скелета из погребения 15 могильника Быково была получена дата 3140±50, а корректированная дата дала возраст 1500 лет до н. э. Эти наблюдения и факты позволяют разместить андроновские памятники в хронологический промежуток между елунинской культурой и культурами валиковой керамики, то есть между XVI-XV и XIV-X1II вв. до н. э. Памятники предгорной зоны, давшие более чистые андроновские (федоровские) комплексы, могут датироваться XV-XIV вв. до н. э., возможно, даже XVI-XV вв. до н. э. Памятники лесостепной зоны Алтая датируются более поздним временем, видимо, XIV—XIII вв. до н. э. или рубежом XIII—XII вв. до н. э. Они имеют смешанный андроновско(фе-доровско)-алакульский облик, хотя в целом андроновские (федоровские) черты преобладают.
|
8.9 — козе; 5 — лошади и только 2,1% — диким животным (Шляпово). Позднеандроновские поселения дают иную картину: 35,2% — крупный рогатый скот, 36,6 — лошадь,
20.9 — овца, 12,7 — коза, 0,3 — собака и 3,4% — дикие животные. Совершенно отчетливо прослеживается различная направленность отдельных отраслей скотоводческого хозяйства. Для раннеандроновских памятников Алтая, давших более чистые комплексы, типична молочная направленность скотоводческого типа хозяйства, в стаде резко преобладает крупный рогатый скот. Для памятников позднего этапа, имеющих смешанные андроновско(федоровско)-алакульские черты, прослеживается увеличение мясной направленности,
что объясняется большей долей лошади и овцы в стаде. Возможно, это было связано не только с появлением других групп населения, но и с каким-то изменением природной среды. Пришлое население постепенно смешивается с местным, возможно, ассимилирует его, а (гладкая качалка, отступающая гребенка, сплошное заполнение орнаментом стенок сосуда, орнаментация днищ) больше присущи для предшествующего времени в Верхнем Приобье. Чрезвычайно близок и погребальный обряд.
|
4. Поздняя бронза. Корчажкинская культура
Е |
е памятники локализуются в барнаульско-бийском Приобье довольно узкой полосой по Оби и в устьях ее проток, а также на проточных озерах, входящих в ее систему, каким является оз. Иткуль. Обязательным условием является наличие леса. Известно около 40 памятников, на которых обнаружены корчажкинские материалы. Преобладают поселения, могильники встречены единично. Поселения чаще всего многослойные, и на них выделяется лишь корчажкинский слой. Но известны и «чистые» однослойные памятники, такие, как поселение Корчажка-5, давшее название самой культуре. Большими площадями раскопаны поселения Косгенкова Избушка, Корчажка-5, Фирсово-17, Речкуново-4 и могильник Осинки.
Основным инвентарем является керамика, встреченная практически на всех памятниках, которая разделена на четыре группы, объединенные в два типа: фирсовский и иткульский. Для керамики фирсовского типа характерна гребенчатая орнаментация и сплошное заполнение орнаментом стенок сосуда. Отпечатки гребенки образуют ряды елочки,
сетки, зигзага и треугольников (рис. 13-17-19, 21). На керамике иткульского типа наблюдается постепенный переход от гребенчатого штампа к гладкому, который на поздних этапах становится преобладающим (рис. 13-20, 23, 24).
|
Все известные могильники грунтовые. Выделяются два типа погребального обряда. Это одиночные погребения, скор- ченно на левом боку, головой на юго-запад. И вторичные погребения, которые длительное время, по-видимому, оставались открытыми. Наличие двух этих типов, скорее всего, свидетельствует о сложном образовании корчажкинской культуры, ее многокомпонентности.
Выделяются два типа поселений: временные, сезонные, видимо, летние стоянки со следами наземных жилищ и поселения с мощными культурными слоями и долговременными жилищами типа полуземлянок с длинными коридорообразными выходами, площадью около 30 кв. м. Зимние поселения располагаются, как правило, по кромке ленточных боров.
Такое расположение было связано с хозяйственным типом, который характеризуется сочетанием скотоводства, охоты и рыболовства. Причем данные по летним поселениям дают некоторое преимущество охоты над скотоводством, однако это преобладание получено за счет пушной охоты (5,3%), тогда как охота на мясных животных дает 46,5%, а скотоводство — 48,2%. Зимние поселения дают преобладание скотоводства (53,3%) над охотой (46,7%), которая полностью является мясной (лось). Летняя охота дает более широкий состав промысловых животных (лось, кабан, кулан, косуля, медведь, бобр, лиса, заяц, сурок) и птиц. Среди костей домашних животных преобладают кости лошади. На поселении Корчажка-5 они составили 75%, а на Фирсово- 17 — 56,8% от общего количества костей домашних животных. На втором месте идет крупный рогатый скот — 18,7 и 22,6% соответственно. И совсем небольшое количество костей овцы — 13,3 и 2,9%.
|
|
|
5. Финальная бронза. Ирменская культура
Н |
а Алтае известны десятки ирменских поселений и могильников, но большими плошадями исследовались поселения Цыганкова Сопка, Быково-3, Фирсово-4, Заковряшино, Речкуново-3, Казенная Заимка, Крестьянка-9, могильники Камышенка, Плотинная и Ближние Елбаны-4. Большинство поселений тяготеют к обской пойме, располагаясь на террасах Оби и ее притоках, либо на грядах дюн или песчаных гривах в пойме.
Многочисленная керамика по форме делится на четыре типа: крупные горшковидной формы сосуды, горшки, кувшинообразные сосуды и чашки. Резным орнаментом нанесены различные геометрические узоры: заштрихованные треугольники, ромбы, зигзаги и т. д. (рис. 14) Обычно орнаментирована верхняя часть сосуда. Очень представительным является бронзовый инвентарь, который представлен ножами, кельтами, булавами, шильями. Среди многочисленных украшений встречаются изделия из бронзы, золота и серебра. Это серьги, браслеты, диадемы, гривны, кольца, пронизки, бусы, пуговицы, бляшки, обоймочки, зеркала. Из кости изготовлены наконечники стрел, проколки, трепала. Из камня сделаны бусы, оселки, зернотерки, отбойники, грузила, различные подвески.
Погребальный обряд изучен достаточно хорошо. Исследовано более 140 погребений. Известны как курганные, так и грунтовые могильники, что является специфической чертой Алтая. Фиксируется три типа ирменских погребений:
Рис. 14. Ирменская культура поздней бронзы: 1 — погребение; 2, 3 — бронзовые ножи; 4-13 — украшения; 14-19 — керамика |
|
Встречаются парные и коллективные захоронения.
Четко выделяются летние и зимние поселения. Отличительной чертой зимних являются зольники, располагающиеся на окраинах поселков в естественных ложбинках или оврагах. Сюда ежегодно при подготовке жилищ К зимнему сезону ссыпали золу, кости животных, битую посуду и другой мусор. Мощность зольников достигает от 0,8-1, а иногда и 1,5 м. Жилища представляли собой сооружения подпрямоугольной формы, углубленные в материк на 0,4-0,6 м, площадью от 20 до 60-80 кв. м. В центре прослеживался очаг, по периметру — столбовые ямы. Обязательным условием существования летних поселений было наличие пойменных луговых пространств. Связано ото было с хозяйством ирменцев, где ведущую роль играло скотоводство, подсобную — земледелие и охота. Зимние поселения дают от 95,9 до 99,5% (от общего количества) костей домашних животных, тогда как летние — несколько меньше, от 83,9 до 92,3%. Разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Соотношение домашних животных на поселениях различно. Видимо, это зависело от конкретных местных условий. Объектами охоты- являлись лось, благородный олень, кабан, кулан, дзерен, медведь, лиса, заяц.
Для датировки памятников ирменской культуры обычно использутюся хорошо датируемый инвентарь, стратиграфические наблюдения. По древесине из остатков конструкций жилищ 1 и 2 поселения Цыганкова Сопка имеются радио-
|
Литература и примечания
1. Абдулганеев М.Т. Поселение Комарове-1 — новый памятник эпохи раннего металла//Археологические исследования на Алтае. Барнаул, 1987. С. 67-80.
2. Алексеев В.П. Антропологические типы Южной Сибири (Алтае-Саян- ское нагорье) в эпоху неолита и бронзы//Научная конференция по истории Сибири и Дальнего Востока. Секция археологии, этнографии, антропологии и истории Сибири и Дальнего Востока дооктябрьского периода. Иркутск, 1960. С. 13-15.
3. Алексеев В.П. Антропологические типы Южной Сибири (Алтае-Саян- ское нагорье) в эпоху неолита и бронзы//Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961. С. 377-384.
4. Бобров В.В. Материалы большемысской культуры из западных районов Кузнецкой котловины//С)храна и изучение культурного наследия Алтая. Ч. 1. Барнаул, 1993. С. 90-94.
5. Дремов В.А. Антропологические материалы из могильников Усть-Иша и Иткуль (к вопросу о происхождении неолитического населения Верхнего Приобья )//Палеоантропология Сибири. М., 1985. С. 19-46.
6. Дремов В.А. Антропология Верхнего Приобья в эпохи неолита и бронзы: Автореф. дис. ... капд. ист. наук. М., 1981. 24 с.
7. Кадиков Б.Х. Итоги археологических разведок Бийского музея//Некоторые вопросы древней истории Западной Сибири. Томск, 1959. С. 18-19.
8. Кирюшин Ю.Ф. Энеолит, ранняя и развитая бронза Верхнего и Среднего Приобья: Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Новосибирск, 1986. 35 с.
9. Кирюшин Ю.Ф. Палеодемография Алтая в бронзовом веке//Исторический опыт социально-демографического освоения Сибири. Вып. 1: Палеодемография и демографические процессы Сибири в эпоху феодализма и капитализма. Новосибирск, 1989.
10. Кирюшин Ю.Ф. Исследование энеолитических памятников лесостепного Алтая//Охрана и использование археологических памятников Алтая. Барнаул, 1990. С. 35-39.
11. Кирюшин Ю.Ф., Кадиков Б.Х. Итоги исследований археологических памятников на оз Иткуль//Барнаулу 250 лет. Барнаул, 1980.
12. Кирюшин 10.Ф., Кирюшин К.Ю. Большемысский комплекс поселения Тыткескень-2//Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул, 1993.
13. Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Степанова Н.Ф. Погребение из Нижнетыткескеньской пещеры 1 (Алтай)//Палеоэкология и расселение древнего человека в Северной Азии и Америке. Красноярск, 1992. С. 282 – 286.
14. Киреев С.М., Кудрявцев П.И. Новые находки эпохи бронзы из Горного Алтая/ / Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири. Барнаул, 1988. С. 164 – 166.
15. Кирюшин Ю.Ф., Удотов В.С. Некоторые вопросы хронологии памятников бронзового века Алтая/ / Маргулановские чтения. 1990. Ч. 1. М., 1992. С. 84 – 90.
16.
|
17. Косарев М.Ф. О культурах андроновского времени в Западной Сибири/ /СА, 1965. №2. С. 242 – 246.
18. Матющенко В.И. Нож из могильника у деревни Ростовка / / КСИА. Вып. 123. 1970. С. 103 – 105.
19. Матющенко В.И. Самусьская культура. Ч. 2/ /Из истории Сибири. Вып. 10. Томск, 1973. 139 с.
20. Мошинская В.И. О некоторых каменных скульптурах Прииртышья/ / КСИИМК. Вып. XIII. С. 45 – 55.
21. Славнин П.П. Каменный жезл с головой коня/ / КСИИМК. Вып. XXV. 1949. С. 125 – 126.
АЛТАЙ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
1. Общие сведения и история изучения
Н |
овый толчок в развитии производительных сил произошел с изобретением способа получения железа и изготовления из него — орудий труда и оружия. Первые изделия из железа появились в Малой Азии в XXI в. до н. э., но технология их производства была освоена хеттами позднее — в XV в. до н. э. В Сибири первые железные орудия (не считая изделий из очень редкого в природе метеоритного железа) появились в VIII—VI вв. до н. э., но окончательно они вытеснили бронзовые только в III—I в. до н. э.
Технология получения железа из руды значительно сложнее изготовления бронзы, поскольку температура плавления железа (1500°С) выше, чем у меди и бронзы. Для освоения железоделательного производства необходимы определенные предпосылки, в первую очередь — изобретение сыродутных печей и сопел, и эти предпосылки были достигнуты в переходное время и в начале раннего железного века. Едва ли не главной рудой, применявшейся в этот период, была болотная в силу ее большей доступности. Сложнее, чем у меди и олова, и техника плавления железа. Это связано с тем, что первоначальный продукт, получаемый при плавке, представляет собой шлакированную болванку-крицу. Только после того, как крица подверглась ковке, из нее получалась сталь, то есть металл значительно прочнее бронзы. Именно после освоения этой технологии железные орудия окончательно вытеснили бронзовые. Железные
|
Ранний железный век традиционно делится на два периода, названных по имени народов, определивших в это время этнокультурный облик евразийских степей: скифо-сакский (2-я половина VI—II вв. до н. э.) и хунно-сарматский (II в. до н. э.-Ш в. н. э.). Поскольку судьбы древнего населения Алтая были неразрывно связаны с историей их соседей, имеет смысл дать краткое описание политической и культурной истории Центральной Азии в эпоху раннего железа.
В середине VI в. до н. э. под давлением мидийцев иранские племена скифов и саков покинули Переднюю Азию и заселили пространства степей от Монголии до Дуная. Контактируя и смешиваясь с живущим здесь до этого населением, они образовали целый массив родственных по языку и культуре народов, в течение почти 500 лет определявших исторические судьбы региона. Продвижение сакских племен на Алтай, приведшее к появлению здесь культур скифо-сак- ского круга, по крайней мере части из них, возможно связывать и с расширением державы Ахеменидов в Средней Азии. Однако процесс формирования культур скифо-сакского круга начался значительно раньше. В число территорий, где он происходил, входит и Горный Алтай, и период VIII-VI вв. до н. э. называют там раннескифским. На других территориях, куда относится. Верхнее Приобье, в это время сохраняется местное население, и основным металлом остается бронза. Влияние новых соседей на местное население проявляется лишь в появлении отдельных изделий раннескифских типов, и поэтому здесь более применим термин «переходный период от бронзового века к железному».
Главную роль в хозяйстве скифских и сакских племен играло скотоводство, причем на остепненных участках — кочевое. Поэтому период от VI—11 вв. до н. э. называют еще и «эпохой ранних кочевников».
С развитием производящего хозяйства, усилением социальной дифференциации и роли войн появляются первые раннегосударственные объединения. Одно из них, скорее всего, возникло в горах Алтая, где проживали юечжи китайских летописей, которых многие исследователи отождествляют с пазырыкской культурой. Так называемые «царские» курганы вождей этой культуры отличаются большими размерами и богатством инвентаря. Возможно, зачатки государственности начали появляться и в степной зоне (каменская культура), где также имеются «царские» курганы. Об усилении воинственности населения свидетельствуют не только частые находки в погребениях оружия, но и появление значительного количества умерших насильственной смертью. Однако количество населения в скифо-сакское время существенно возрастает: происходит настоящий демографический взрыв. Не случайно, что не менее половины известных сейчас древних поселений и могильников относится именно к этому периоду.
|
На Алтае в скифо-сакское время были распространены пять культур: каменская, староалейская, быстрянская (лесостепной и предгорный Алтай), пазырыкская и каракобинская (Горный Алтай). Одни исследователи первые две объединяют в единую большереченскую культуру, другие включают туда же и быстрянскую. В переходный (раннескифский) период существовали две культуры: майэмирская (горы) и больше- реченская (лесостепь). В данной работе все культуры будут рассмотрены по возможности отдельно.
В III в. до н. э. южнее Саяно-Алтая усиливаются тюркоязычные (?) племена хуннов. В 203-200 гг. до н. э. их верховный властитель (шаньюй) Модэ наносит поражения китайцам, динлинам, юечжам и другим народам, и хуннское государство становится гегемоном в Центральной Азии. Разгром динлинов и юечжей привел к ослаблению всей Азиатской Скифии. В это время на западе сарматы наносят поражение скифам и захватывают причерноморские степи.
|
Кулайская культура по своему происхождению связана с томским таежным Приобьем. Еще в скифо-сакское время кулайцы пытались проникнуть на Верхнюю Обь, но были в то время, скорее всего, ассимилированы местным населением. От этих миграций осталось незначительное число памятников: поселения Чудацкая Гора и Бочанцево-1, Новообинцевский клад. В конце И в. до н. э. внешнеполитическая обстановка изменилась, и кулайцы заняли все Верхнее Приобье; не исключено, что они были союзниками хуннам.
Местное население не оказало существенного воздействия на формирование фоминского этапа кулайской культуры и было, вероятно, частично вытеснено в северные предгорья. Сюда же продвинулась и часть населения из Горного Алтая, уже испытавшая хуннское влияние. Эти два компонента и послужили основой для формирования майминской культуры. В целом изменился не только политический, но и культурный облик евразийских степей. Иными стали предметы быта, вооружение, конская сбруя, украшения; даже сохранившийся звериный стиль в искусстве хуннов видоизменился. Однако господство хуннов не было долговечным. В 93 г.
до н. э. они были разбиты сяньбийцами и бежали от последних, в том числе и на север. В середине III в. н. э. пришел конец и владычеству сяньбийцев. Еще ранее часть хуннов, ушедших на север, вместе со своими союзниками, возможно, и кулайцами, двинулась на запад. Смешавшись к IV в. н. э. в Приуралье с местными племенами, они стали известны в Европе под именем гуннов.
История изучения памятников раннего железного века насчитывает более 150 лет. Наиболее известны из дореволюционных раскопки В.В. Радлова. В 1865 г. он исследовал курганы скифо-сакского времени в верховьях Катуни. С 1925 г. планомерные исследования были начаты М.П. Грязновым и С.И. Руденко. В 20-30-е годы они, а также С.В. Киселев, С.М. Сергеев вели раскопки курганов в Пазырыке, Шибе, Сростках, у Бийска, в урочище Ближние Елбаны. Эти исследования были прерваны войной, но в конце 40-х годов возобновились. Результатом работ стал выход в свет нескольких монографических исследований С.И. Руденко,
|
С конца 60-х годов исследования продолжили В.А. Могильников, А.П. Уманский, В.Д. Кубарев, в 80-е годы к ним присоединились археологи Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы, СО РАН, Алтайского госуниверситета. В этот период разведочными работами были выявлены десятки новых археологических памятников, раскопаны сотни могил и курганов, а также начато целенаправленное изучение поселений и городищ. В результате накопления огромной массы новых материалов в историко-культурную схему М.П. Грязнова и С.И. Руденко были внесены коррективы. В частности, внутри скифо-сакского периода вместо двух выделены пять культур, а большереченская отнесена к переходному периоду. Две культуры были выделены для хунно- сарматского периода, а также обоснованно доказано, что фоминские памятники относятся к кулайской культуре. Не признаваемая до сих пор некоторыми исследователями новая культурная схема тем не менее в значительно большей степени, чем старая, отвечает полученным материалам и соответствует исторической действительности.
|
Б |
ольшереченская культура распространена в лесостепной и предгорной частях Алтайского края. Известны как поселения (Мыльниково, Ближние Елбаны-1, Усть-Чумышска я Пристань-1 и др.) и городища (Солонцы-3, Усть-Иша-2 и 3, Пикет, Королев Лог), так и могильники (Ближние Елбаны-7, 12 и 14, Бобровский) (рис. 16). Характерны грунтовые могильники; в ряде случаев возможно говорить о расположении могил рядами. Погребенные лежат в неглубоких ямах, как правило, скорченно на правом боку, головой на юго-запад. Обычны одиночные захоронения. Прослежены обгоревшие деревянные перекрытия могил (рис. 17-3, 39). В погребениях встречаются бронзовые ножи, иглы, пронизки, нашивные бляшки (рис. 17-12, 13, 14, 18, 31, 34, 37), реже — костяные наконечники стрел, игольники, гребни, бусы, каменные оселки, глиняные сосуды (рис. 17-15, 22-30). Единичны находки бронзовых копий и кельтов, каменного навершия булавы, роговых псалиев и молота (рис. 17-8, 11, 17). В отличие от поселенческой керамики, погребальная посуда имеет небольшие размеры и часто не орнаментирована.
Поселки болъшереченцев различны по размерам, но все они характеризуются мощным культурным слоем, что свидетельствует об оседлом образе жизни их обитателей. Интересна планиграфия самих поселков. В тех случаях, где фиксируются жилища, их количество колеблется от 4 до 50. Городища, известные только в предгорной зоне, располагаются на высоких речных мысах и ограничены с напольной стороны широкими и глубокими рвами (рис. 17-1). Само месторасположение городищ (предгорья) свидетельствует о далеко не мирном характере контактов большереченцев с их соседями (майэмирская культура Горного Алтая). Есть подобные же свидетельства об их взаимоотношениях и со степняками. Размеры жилищ большереченской культуры отличаются как внутри поселков, так и на отдельных памятниках. Площадь полуземлянок колеблется от 30 до 200 кв. м. В ряде случаев
|
|
прослежена каркасно-столбовая конструкция стен и тамбурный тип выхода. В центре или углу жилища находился заглубленный в дно или наземного типа очаг, иногда обложенный камнями. Имеются в жилищах и хозяйственные ямы (рис. 17-2).
Внутри ям и рядом с ними располагаются многочисленные находки: раздавленные сосуды, кости животных, каменные зернотерки и куранты, костяные наконечники стрел и т. д. На специализированных участках поселений и производственных мастерских встречаются орудия для обработки керамики — штампы, лощила, сверла, формовочные ножи; для металлургии и металлообработки — литейные формы, точильные бруски, молотки; кожевенного и ткацкого производств — пряслица, гребни, трепала, скребки, шилья, иглы. Как в могилах, так и на поселениях находят астрагалы баранов с нарезками и отверстиями для подвешивания (обереги?). Керамика поселений представлена двумя типами сосудов: плоскодонные горшки и круглодонные чаши (рис. 17- 4-7, 9, 10, 32, 33, 35, 36, 39). Украшена, как правило, только верхняя часть сосуда. Это — жемчужины, разделенные уголком и ямками, часто в два ряда, сетка, елочка, зигзаг, крестовый штамп.
Хозяйство населения большереченской культуры было комплексным. Основу его составляло скотоводство, причем с преобладанием в стаде лошади. Из домашних животных разводили также крупный и мелкий рогатый скот, собак. Значительную роль играла охота, которая велась как на мясных, так и на пушных зверей. Из других занятий, помимо перечисленных, следует назвать рыболовство, обработку камня и кости, может быть, примитивное земледелие. Все металлические изделия большереченской культуры — бронзовые. Из железа изготовлены только немногие из них, и их следует считать, скорее всего, импортными. По своему происхождению болынереченцы связаны с местным позднебронзовым населением, в первую очередь — корчажкинской культуры. Определенную роль в формировании большереченской культуры сыграли также ирменская культуры и пришлые северные племена, принесшие с собой обычай украшения керамики крестовым штампом.
|
К |
аменская культура распространена в степной части Алтайского края и на пограничных с ним территориях Новосибирской и Павлодарской областей. Раскопаны десятки каменских курганов на могильниках Новотроицк-1 и 2, Масляха-1 и 2, Рогозиха, Соколово-3, Камень-2, Елунино-2, Кочки-1, Аэродром, Михайловский-6 и многих других (рис. 16). Имеются сведения о существовании «царских» курганов этой культуры диаметром до 100 м, но они пока не исследовались. Поселения также почти не изучались и известны, главным образом, по сборам или материалам с многослойных памятников: Островное-3, Крестьянское-3, Вознесенское-1, Быково-3. Для погребального обряда характерны захоронения под земляными насыпями, причем, если , на раннем этапе развития могила одиночная, то позднее их количество достигает 18-ти в одном кургане. В этом случае они группируются по периметру насыпи вокруг центральной в одно или два кольца (рис. 18-1). Обычно насыпи ограничены кольцевыми рвами, но иногда последние отсутствуют. В центральных могилах преобладает ориентация погребенных головой на запад, боковые ориентироданы по-разному. Все погребенные лежат на спине вытянуто, реже — ноги согнуты в коленях. Как правило, в могилу укладывался один покойник, но встречаются двойные и тройные захоронения. В ряде могил на дне прослежена меловая подсыпка. Ямы. особенно центральные, в больших курганах имеют значительную глубину, с IV-III вв. до н. э. в них появляются так называемые заплечики у дна. на которые укладывалось перекрытие из бревен в один или несколько накатов. У самого дна находился сруб в один-два венца (рис. 18-2).
Инвентарь представлен чаще всего сосудами, обычно установленными в ногах. Сосуды в погребениях кувшинообразной формы, реже встречаются банки и бочонки; как правило, они не орнаментированы (рис. 18 – 4, 5, 9). На
Рис. 18. 1,2 - погребальный обряд; инвентарь каменской культуры:.,3 - камень- 4-7, 9 — керамика; 8, 12, 15, 17, 20, 21 - бронза 2; 10-11 – железо; 13, 14, 16 — золото; 19, 22 — кость
поселениях преобладают горшки и банки, украшенные жемчужинами (округлые выпуклости на внешней поверхности) и гребенчатым штампом (рис. 18-7). Помимо этого, встречается резная орнаментация, ямки, а на некоторых кувшинах имитируются швы, как на кожаных (рис. 18-4). В изголовье находят заупокойную пищу (овцу), а рядом с ним — ножи (рис. 18-10). У пояса встречаются наконечники стрел и колчанные крюки, изредка — кинжалы (рис. 18-12, 17, 18). Помимо этого, в могилах бывают каменные «курильницы» на ножках и без них (рис. 18-3), глиняные пряслица, украшения из пасты, бронзы и золота, зеркала, бляшки и пряжки. Редко находят металлические шейные гривны, браслеты, наборные пояса, боевые топоры-чеканы (рис. 18-8, 11, 13-16, 19-22), предметы конского снаряжения (удила и псалии, составляющие узду). Сами конские захоронения отсутствуют.
Староалейская культура распространена на правом и отчасти левом берегу Оби на участке от устья Чемровки до устья Барнаулки. Стаэоалейских погребений исследовано меньше, чем каменских, зато значительно полнее исследовались поселения. Наиболее известные могильники старо- алейской культуры — Староалейка-2, Малый Гоньбинский Кордон-1, Обские Плесы-2, Фирсово-11 и 14; поселения — Малый Гоньбинский Кордон-1, Ближние Елбаны-1 и 12, Фирсово-4, 10 и 17, Костенкова Избушка, Дмитриевская Грива (рис. 16). Для погребального обряда характерны грунтовые могильники, без видимых на современной поверхности надмогильных сооружений. Умершие лежали на спине вытянуто, головой на юго-запад; погребения одиночные. Могилы образуют ряды, вытянутые с юго-востока на северо-запад (рис. 19-1, 2). Внутри ям по периметру устанавливалась рама из жердей или сруб; сверху на нее (него) укладывались плахи или жерди перекрытия. Встречаются и перекрытия без рам. В могилах обычны следы огня: угли, зола, обожженные перекрытия. Система расположения инвентаря сходна с Каменскими погребениями. Обычно встречаются металлические и костяные наконечники стрел, ножи (рис. 19-11-13, 15, 24), глиняные пряслица (рис. 19-14), каменные курильницы без ножек (рис. 19-8), наборные пояса, зеркала, украшения из бронзы и пасты (рис. 19-17, 20-23), сосуды, единичны находки кинжалов и топоров-кельтов (рис. 19-18, 25). На поселениях находят зернотерки и песты, литейные формы (рис. 19-16), орудия для обработки кости, металла, кожи и
Рис. 19. 1,2 — погребальный обряд; 5 – жилище; инвентарь староалейской культуры: 3, 4, 6, 7, 13, 14, 16 – керамика; 8 – камень; 15 – 18 – железо; 19, 25 – кость; 9 – 13, 17, 20 – 24 – бронза
<
керамики. Сосуды на поселениях и в могилах сходны по орнаментации и форме. Обычно это горшки и чаши, реже кувшины, украшенные жемчужинами и ямками, иногда резными линиями и гребенчатым штампом (рис. 19-3, 4, 67).
Быстрянская культура распространена в северных предгорьях Алтая от Маймы до Причумышья. В достаточном количестве раскопаны как могилы, так и поселения. Наиболее изучены могильники Березовка-1, Бийск-1, Быстрянка, Майма-6, 7 и 19, Енисейское-4, Аэродромный, поселения Боровое- 3, Майма-2 и 3, Заречное, Точильное-1, 3, 7, 8 и 10 (рис. 16). Известны три городища быстрянской культуры, но из-за разрушенности двух возможно дать описание только одного — Усть-Иша-3. Оно имеет правильную пятиугольную форму и ограничено двумя рвами. В двух местах ров прерывается въездами. Система укрепления не повторяет конфигурацию мыса, как это бывает на большереченских, кулайских и одинцовских городищах, а дополняет ее. Надмогильные сооружения представляют собой насыпи из земли или камня; по периметру их иногда фиксируются кольцевые ровик или обкладка из камней. Под насыпями находится по одной, реже две-три могилы (рис. 20-1). Погребения одиночные, иногда двойные. Типичная ориентация умерших — головой на запад, положение — скорченно на правом боку или вытянутое. Во многих мужских погребениях встречаются сопроводительные захоронения лошадей, уложенных вдоль южной стенки могилы на приступке. Внутримогильные конструкции представляют собой, как правило, деревянные рамы или срубы, перекрытые жердями или досками в один-пять накатов (рис. 20-2, 5). Помимо этого встречаются обкладка дна камнями и каменные ящики. Сопроводительная пиша и сосуды укладывались обычно в головах, остальной инвентарь лежит в зависимости от его предназначения. Характерны ножи, колчанные крюки, чеканы, кинжалы, костяные и бронзовые наконечники стрел (рис. 20-12, 15, 17-20, 29), зеркала, украшения из пасты, бронзы и золота (рис. 20-14, 16, 21, 24, 26); изредка встречаются втоки (оконечник рукояти боевого топора) (рис. 20-11) и шейные гривны (рис. 20-30). На лошадях находят удила, псалии, подпружные пряжки, пронизки и застежки, украшения узды (рис. 20-10, 23, 25, 27, 28). Сосуды разнообразных форм: кувшины, горшки, банки и чаши. Орнаментация их сходна со староалейской (рис. 20- 6-9). Отличительным признаком быстрянских сосудов явля-
Рис. 20. 1, 2, 5 – погребальный обряд; инвентарь быстрянской культуры: 4, 6-9, 22 – керамика; 10-12, 4-18, 21, 25, 29, 30 – бронза; 13, 20 – железо; 24 – золото; 19, 23, 26-28 – кость
|
невелики по размерам: количество жилищ колеблется от 3 до 10. Скорее всего, на них проживали отдельные семьи или группы семей. Исключение составляют два быст- рянских памятника — Усть-Кажа (более 30 жилищ) и Усть- Иша-3 (около 60 жилищ), которые следует трактовать как какие-то родо-племенные центры. Раскопанные жилища этого периода были подпрямоугольной формы наземного типа и обычно имели неглубокий котлован для более прочной установки нижних венцов сруба или столбов каркаса. Стены не прослежены, но в некоторых случаях возможно говорить об их каркасно-столбовой конструкции. Входы имеют форму выступа, скорее всего, двери были двойными, то есть для сохранения тепла сооружался тамбур. Вдоль стен жилища располагались хозяйственные ямы, где хранились продукты и утварь, а в центре находилась очаговая яма. В тех случаях, когда жилище было значительных размеров, сооружалось два очага. Площадь жилищ, вероятнее всего, в зависимости от количества проживавших в них людей, колебалась в пределах от 25 до 100 кв. м (рис. 19-5).
Главной отраслью хозяйства населения Алтая во 2-й половине VI—II вв. до н. э. было скотоводство: кости домашних животных на поселениях составляют от 65 до 95%. В состав стада входил крупный и мелкий рогатый скот, лошадь, встречены кости собаки. В Кулунде и части предгорий в стаде преобладали лошадь и мелкий рогатый скот, в Приобье и другой части предгорий — крупный рогатый скот и лошадь. Это является явным свидетельством большей оседлости населения староалейской культуры, по сравнению с быстрянской, а тем более каменской, и различной направленностью их скотоводства. Тем не менее на большей части поселений доля крупного рогатого скота значительна, то есть большая часть населения 2-й половины VI—II вв. до н. э. вела оседлый оораз жизни. Существенна в получении мясопродуктов была и роль охоты. Она велась как на крупных копытных (лось, кулан, косуля, благородный олень), так и пушных животных (лиса, барсук, бобр, сурок). На ряде памятников имеются свидетельства рыболовства и, вероятно, земледелия.
Не менее важной отраслью производства было изготовление металлических орудий. Бронза в районы распростра-
нения каменской, староалейской и быстрянской культур поступала в виде слитков, скорее всего, из юго-западного (Рудного) Алтая. На месте они переплавлялись в орудия: обломки литейных форм для них встречены на многих памятниках. После расплавки слитков металл разливался в одноразовые двухстворчатые глиняные формы (рис. 19-1о, 20-22). По мере остывания орудия подвергались дополнительной обработке: горячей и холодной прессовке, заточке и шлифовке. На двух памятниках (Ближние Елбаны-12 и Бо- ровое-3) зафиксированы следы бронзолитейных мастерских. Они представляли собой открытого типа кострища и костровые ямы, внутри и вокруг которых во множестве найдены кости животных, керамики, обломки литейных форм и льячек (сосуд для разлива металла), кусочки металла, испорченные изделия. Реконструируются и некоторые виды домашних производств: изготовление керамики, прядение,
обработка камня, кости и кожи. „
Базой для формирования каменской, староалейской и быстрянской культур послужила большереченская культура переходного времени, но доля ее участия в их сложении была различна. Наибольшее сходство с большереченекой обнаруживает староалейская культура, участие групп сакского населения из Казахстана в ее формировании прослеживается только на раннем этапе.
Каменскую культуру сакское влияние затронуло в значительно большей степени, скорее следует говорить о незначительной роли для ее формирования большереченцев. Обе культуры испытали на себе влияние и саргатской культуры, занимавшей лесостепное Обь-Иртышье, причем у каменцев оно было более значительным. Как сакские племена Казахстана, так и саргатские проникали на Алтай не один раз: фиксируется два или три таких продвижения (2-я половина VI-V вв., IV—III вв. и Ш-П вв. до н. э.). Не исключено, что это могло быть связано с событиями, происходившими в то время в Средней Азии (550 г. до н. э. создание державы Ахеменидов; 330-320 гг. до н. э. завоевания Александра Македонского; 201 г. до н. э. северный поход Маодуня). Такие события влекли за собой, как правило, перемещение крупных масс населения. Быстрянская культура, как и староалейская, тоже впитала существенные местные традиции. Другим компонентом ее сложения послужило, видимо, население пазырыкской культуры Горного Алтая, причем в стадии формирования последней (VI в. до н. э.).
Этим объясняется наличие как сходных, так и отличных черт (причем часто в деталях) этих двух культур. Позднее пазырыкцы пытались проникнуть на север еще не раз, и как реакцию на это следует рассматривать сооружение быстрян- ских городищ на Нижней Катуни.
3. Хунно-сарматский период
К |
улайская культура занимала все лесостепное Верхнее Приобье, включая Алтайский край, а отдельные находки кулайской керамики встречены даже на Телецком озере.
Памятники представлены в основном городищами (Малый Гоньбинский Кордон-2, Бийск-2, 4 и 6, Иткульские-1 и 9, Малый Иткуль-2 и 6 и др.) и поселениями (Малый Иткуль-1, Усть-Чумыш-1, Бочанцсво-1, Чудацкая гора) (рис. 16). Достоверно известен на Алтае только один кулайский могильник Ближние Елбаны-7. Городища обычно расположены на краю берега реки или озера, либо на их мысах. С напольной стороны находится одинарный или двойной ров, а вдоль береговой - кромки эскарп. Рвы и эскарпы усиливались частоколом. Внутри городищ находились жилища от 10 до 30; имеются они и за пределами укреплений (рис. 21-3).
Сами жилища подпрямоугольной формы с выходом по типу выступа, по конструкции похожи на жилища скифо-сакского периода (рис. 21-1). В отличие от последних в них очаговые ямы устраивались по углам, желательно ближе к выходу. Хозяйственные ямы выкапывались вдоль стен. Размеры жилищ — не более 20-30 кв. м. Видимо, кулайские городища нужно рассматривать как поселки родов или нескольких семей. Находки как в целом на кулайских городищах, так и внутри жилищ незначительны: сосуды, редко кости животных и изделия из железа, бронзы и камня.
Погребальный обряд достаточно специфичен по сравнению с предыдущим периодом (рис. 21-2). Могилы грунтовые и не имеют видимых надмогильных сооружений. В нескольких случаях прослеживаются их ряды, протянувшиеся с юго-
|
востока на северо-запад. Могилы подпрямоугольной формы, неглубоки, некоторые из них перекрыты жердями, а стенки укреплены досками. Возможно, часть погребенных была завернута в гробовища из дерева и бересты. Основной обряд трупосожжение: пепел занимает центральную часть могил, а сопроводительный инвентарь разбросан в беспорядке. В четырех могилах погребенные лежали вытянуто на спине, головой на северо-восток. Во всех могилах найдены сосуды, во многих — изделия из железа, кости и бронзы. Кулайские сосуды имеют округлые днища и украшены гладким и гребенчатым штампом в виде «уточки», ямками и гребенчатой елочкой (рис. 21-4, 7, 26, 30). Характерны бронзовые трехгранные втульчатые костяные наконечники стрел, топоры, тесла, железные ножи с остатками ножен (рис. 21-8-10, 14, 15, 24), удила, пряжки, поясные наборы, бляшки, пуговицы, роговые гребни и гарпун (рис. 21-7, 12, 16 18, 20, 22, 28, 29). Любопытно бронзовое литье кулайцев, отлитое в так называемом «келетном стиле», где изображены люди и дикие животные (медведь, бобр, лось, волк, заяц, гусь) (рис. 17-12, 19, 23, 27, 28). В отличие от подобных же изображений скифо-сибирского стиля все изображения сильно стилизованы и более напоминают xvhhские.
Слабый культурный слой кулайских городищ свидетельствует о более подвижном образе жизни по сравнению с предшествующим периодом. Хозяйство было комплексным при довольно существенной роли охоты и рыболовства. Находят на поселениях и городищах и кости домашних животных: крупного и мелкого рогатого скота, собаки, лошади. Установить их реальную роль в стаде сложно, но можно сказать, что лошадь играла первостепенное значение: ее кости обнаружены абсолютно на всех памятниках.
Сложные политические коллизии в Центральной Азии привели к тому, что в III в. н. э. кулайская культура исчезает, но не бесследно. Несомненно, что кулайцы приняли участие и в формировании одинцовской культуры.
Майминская культура изучена пока очень слабо. Памятники ее известны в междуречье Бии и Катуни и в верховьях Чумыша. Они представлены односторонне: это поселения (Майма-1, Черемшанка, Долина Свободы, Солонцы-2, Уш- леп-5) и городища (Сайлап, Курлак) (рис. 16). Единственное погребение, возможно, являющееся майминским, раскопано в жилище 1 поселения Ушлеп-5. Погребенный лежал
|
В последнем случае вдоль стен была прослежена отопительная система типа хуннских канов (утепленные лежанки вдоль стен). В жилищах имелось по одному-два прямоугольных каменных очага наземного типа и хозяйственные ямы. Встречены специальные ямы для обжига керамики и, возможно, плавки железа, а также железные шлаки. Как внутри, так и межжилищное пространство насыщено находками, в первую очередь, сосудами и их обломками, зернотерками и курантами. В одном из горшков в очаге обнаружены зерна. Сосуды имели горшковидную и чашеобразную формы, плоские днища и были украшены ямками, защипами, гладким и гребенчатым штампами, образующими елочку, зигзаг, волнообразные линии (рис. 22-3-10, 26-28). Помимо этого, имеются находки каменных пестов, терочников и точил, железных ножей, в том числе и жатвенных, керамических пряслиц, костяных украшений, наконечников стрел, накладок лука, застежек и распределителей ремней, трепал. Обнаружены также железный топор-тесло и рыболовный крючок (рис. 22-11-25).
Анализ остеологических материалов свидетельствует о преобладающей роли скотоводства: кости домашних животных составляют 80—90% от общего количества. Причем их состав был различен на отдельных памятниках: с преобладанием в стаде рогатого скота и лошади или лошади и мелкого рогатого скота. Помимо этого, встречены кости собаки и, может быть, свиньи. Охота велась как на крупных (лось, косуля, благородный олень, кулан), так и пушных (в основном лиса) животных и птиц. О реальной роли земледелия и рыболовства судить сложно, но наличие их у май- минцев не вызывает сомнений. Кроме того, были развиты железоделательное производство (причем руду плавили пря-
|
|
Литература и примечания
1. Абдулганесв М.Т. Памятники бийского этапа в Верхнем Приобье//Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул, 1993. С. 51-56.
2 Абдулганеев М.Т. Майминская культура (предварительные итоги и перспективы изучения )//Культурно-генетические процессы в Западной Сибири: Тез. докл. Томск. 1993. С. 3-5
3. Абдулганеев М.Т., Владимиров В.Н. Статистическая обработка керамики и периодизации поселений лесостепного и предгорного Алтая 2-й половины 1 тыс. до н. э.//Проблемы хронологии .в археологии и истории. Барнаул, 1991. С. 93-107.
4. Абдулганеев М.Т., Кунгуров АЛ., Фролов Я.В. Староалейская культура//Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая: Тез. докл. Горно-Алтайск, 1994. С. 52-55.
5. Грязнов М П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. МИА №48. М.-Л., 1956. 226 с.
6. Иванов Г.Е. Вооружение племен лесостепного Алтая в раннем железном веке//Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск, 1987. С. 6-27.
7. Иванов Г.Е. Поселение Бочанцево-1 — памятник кулайской культуры в степном Алтае//Охрана и исследование археологических памятников Алтая: Тез. докл. Барнаул, 1991. С. 117-122.
8. Киреев С.М. Погребения быстрянской культуры//Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий: Тез. докл. Горно-Алтайск, 1992. С. 54-58.
9. Кунгуров А.Л., Горбунов В.В. Средневековое поселение Ушлеп- 5//Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул, 1993. С. 99-107.
10. Могильников В.А. К этнокультурной ситуации на Алтае в скифское время//Скифская эпоха Алтая. Тез. докл. Барнаул, 1986. С. 24-32.
11. Степная полоса азиатской части СССР в скифско-сарматское
' врем я//Археология СССР. М., 1992. 493 с.
12. Суразаков А.С. Горный Алтай и его северные предгорья в эпоху раннего железа. Проблемы хронологии и культурного разграничения. Горно-Алтайск, 1989. 215 с.
13. Троицкая Т.Н. Кулайская культура в новосибирском Приобье. Новосибирск, 1979. 124 с.
14. Троицкая Т.Н., Бородовский А.П. Большереченская культура лесостепного Приобья. Новосибирск, 1994. 184 с.
15. Шамшин А. Б. Переходное время от эпохи бронзы к эпохе железа в барнаульском Приобье (VJII-VI вв. до н. э. )//Западносибирская лесостепь на рубеже бронзового и железного веков. Тюмень, 1989. С. 116-129.
АЛТАЙ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Одинцовская культура
В |
конце III в. н. э. завершается гунносарматский период и начинается эпоха «великого переселения народов». Она характеризуется повсеместным созданием племенных государственных образований, постоянными войнами между ними, образованием на их основе межплеменных суперимперий с непродолжительным временем существования из-за постоянной борьбы за власть внутри этих суперимперий и их раскола в результате этой борьбы и, как следствие, покорением этих империй другими. Наиболее показательными примерами могут служить союз хунну, создание и распад Жужанских, Тюркских, Уйгурских, Кыргызских и других каганатов.
Наиболее интересные события разворачивались в степях, их главными действующими лицами были кочевники-скотоводы, населявшие эти степи. Объясняется это, прежде всего, системой хозяйствования, так как кочевое скотоводство требовало централизованной координации действий больших коллективов в процессе трудовой деятельности и, как следствие этого, наделением определенной группы лиц неограниченными полномочиями.
Несмотря на то, что территория Алтая является как бы переходной зоной между степями и тайгой и лежит на периферии степного мира, исторические события отразились и на его обитателях.
В 552 г. ( здесь и далее даты даются по новому стилю ) возникает 1-й Тюркский каганат, объединивший вокруг ал-
|
Все эти события привели к тому, что в конце Ш-начале IV вв. кулайское население было вовлечено в активные контакты с инокультурными племенами. Об этом говорят погребения гунно-сарматской эпохи в селах Тугозвоново и Усть-Пустынка, на р. Ераська в Калманском районе, погребальный обряд которых резко отличался от погребального обряда местного населения. Это одиночные погребения воинов, как правило, с богатым инвентарем, содержащим большое количество оружия и золотые украшения, выполненные в полихромном стиле (сочетание в одном изделии металлов, драгоценных и полудрагоценных камней в обрамлении зерни и скани). Черепа их имеют следы кольцевой деформации, что придавало им вытянутые формы. Подобная деформация черепов и полихромные украшения указывают на то, что это пришельцы из Восточного Казахстана. Кроме этого, в погребениях стали чаще встречаться вещи, характерные для таштыкской культуры (археологическая культура 1-й половины I тыс. н. э., локализованная в Минусинской котловине), что говорит о возросшем влиянии с востока, а новые элементы орнаментации керамики указывают на влияние с юга населения майминской культуры. Все это привело к тому, что на основе кулайской культуры в конце III—IV вв. складывается принципиально новая археологическая культура — одинцовская.
Возникшая на основе самодийского кулайского населения в лесостепной зоне Алтая, граничащей с предгорьями, эта культура затем распространилась на север вплоть до Томской области, с некоторыми незначительными различиями внутри этого ареала. Мы сконцентрируем свое внимание на одинцовском населении, проживавшем на территории Алтайского края.
Свое наименование культура получила по названию с. Одинцовка, расположенному около Бийска. Именно здесь в 1930 г. работниками Бийского краеведческого музея М.Д. Копытовым и С.М. Сергеевым было исследовано разрушающееся погребение, содержавшее захоронение по ранее не известному на территории края обряду. Но массовые находки, позволяющие говорить о существовании особой группы памятников, объединенными только ей присущими признаками, были сделаны несколько позже, в 1946-1949 гг. в результате работ Северо-Алтайской экспедиции Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М.П. Грязнова. В урочище Ближние Елбаны близ с. Чаузово среди большого количества памятников различных эпох этой экспедицией были изучены могильники Ближние Елбаны-3, 7, 12 и 14, материалы которых М.П. Грязновым были объединены в одинцовский этап верхнеобской культуры. Дальнейшее накопление материалов позволило Т.Н. Троицкой в 1981 г. выделить этот этап в самостоятельную культуру.
|
Погребальный обряд племен одинцовской культуры на территории Алтая изучен недостаточно хорошо. Это объясняется слабой источниковедческой базой. Из десяти известных могильников часть или уже разрушена полностью, или подвергалась разрушению ранее в результате воздействия различных естественных факторов. Сохранившиеся материалы позволяют говорить, что захоронения производились под небольшими (диаметром 6-10 м и высотой до 0,4 м) земляными курганными насыпями, в неглубоких (до 1 м) грунтовых ямах прямоугольной формы. На некоторых могильниках курганные насыпи не зафиксированы, они могли быть грунтовыми, но не исключена возможность, что эти курганные насыпи были снивелированы в результате воздействия
естественных факторов, о чем говорилось выше. Покойников укладывали вытянуто на спине, ориентируя головой на северо-восток. Захоронения производились в деревянных рамах, дно которых нередко застилали берестой. Сверху рамы также закрывались полотнищами бересты. Иногда захоронения совершали в деревянных колодах. Вместе с покойниками в могилу клали сопроводительный инвентарь и заупокойную пишу. Это керамические сосуды, украшения, предметы быта (железные ножи, оселки) и другие вещи, необходимые в загробном мире. На поздних этапах под влиянием тюркских традиций вместе с покойником в ряде случаев хоронили шкуру, голову и конечности лошади. После похорон устраивали поминальные тризны, от которых остались кости животных и разбитые сосуды.
|
Жилища сооружались в неглубоких (до 70 см) котловинах, в которые затем устанавливался сруб, перекрытый жердями, на них затем укладывалась кора деревьев. После этого крышу утепляли слоями дерна. В крышах некоторых жилищ прослежены дымовые отверстия. Известны и жилища, имеющие каркасно-столбовую конструкцию, но их меньше. Внутри жилища устраивали очаги открытого типа, служившие как для обогрева, так и для различных хозяйственных нужд. Очаги регулярно вычищали. Наиболее изученными в настоящее время являются городища Сошниково-1 и Малый Гоньбинский Кордон-2/6-2.
Керамический комплекс представлен хорошо профилированными круглодонными сосудами с шаровидным туловом ручной лепки, украшенным в верхней части ямками, гребенчатым и полулунным штампами. Гребенчатый штамп образует различные композиции из горизонтальных рядов — это елочка или параллельные оттиски. Иногда внизу композицию завершают треугольники или фестоны, выполненные тем же штампом. Довольно часто сосуды украшались только ямочными вдавлениями. После изготовления, нанесения орнамента и просушки сосуды обжигали, вероятнее всего, открытым способом на кострах. На крупных поселениях существовали специализированные помещения — навесы для обжига керамики. Одно такое помещение обнаружено при раскопках городища Малый Гоньбинский Кордон-2/6-2.
Из ремесел следует отметить металлобработку. Металлические изделия производились как в специализированных металлургических центрах, о чем говорит большое количество идентичных металлических изделий, найденных в различных частях ареала распространения одинцовской культуры, так и кустарным способом. Это подтверждает находка небольшой металлургической печи в жилище городища Малый Гоньбинский Кордон-2/6-2, предназначенной для плавления небольшого количества металла. Это были либо сломанные изделия, нуждавшиеся в переплавке, либо небольшие слитки уже выплавленного из руды металла. Одйако следует заметить, что металлургическими навыками владело небольшое количество населения, проживавшего в довольно крупных поселках.
|
Хорошо развита была также обработка кости и рога, из которых делали наконечники стрел, гребни, панцири, рукояти ножей, пряжки, накладки на лук. Последние обеспечивали дальнобойность и большую пробивную способность пущенной из такого сложносоставного лука стрелы.
Но, несмотря на довольно высокий уровень развития ремесел, основу хозяйства одинцовских племен составляли охота и рыбная ловля. Охотились в основном на крупных копытных животных — лосей, оленей, косуль. Встречены кости медведя и мелких животных — зайца, лисы. Подсобную роль в хозяйстве играли собирательство (грибы, ягоды, орехи, съедобные растения и коренья) и животноводство. Из домашних животных наиболее распространена была лошадь. Разводили, но крайне в небольших количествах, и крупный рогатый скот.
|
Бурные исторические события, способствовавшие трансформации кулайской культуры в одинцовскую, также оставили след в материалах последней. Так, разгром 1-го Тюркского каганата и установление власти китайского императора привели к проникновению китайских изделий на территорию Алтая через чиновников из местной тюркской знати. А завоевательные войны тюркских каганов позволили проникнуть на изучаемую территорию изделиям из Передней Азии. О таких связях говорят находки китайских и арабских монет в погребениях и на поселениях. Кроме того, в погребениях встречаются китайские зеркала и шелка.
Все же Алтай являлся периферией арены, на которой происходили бурные исторические события, вследствие чего эти связи не играли определяющей роли в жизни одинцовского населения, которое относилось к самодийскому этническому массиву и в основном оставалось однородным. Они были толчком, приведшим к трансформации кулайской культуры в одинцовскую, затем влияние этих событий способствовало проникновению тюркских элементов в самодийскую среду, а включение Алтая и его северных предгорий в состав Кыргызского каганата полностью изменило этническую ситуацию, оттеснив самодийские племена в глухую, черневую тайгу Присалаирья, и послужило формированию новой археологической культуры на территории Алтая — сросткинской.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 569.