Лесостепной Алтай в конце 1-начале  II тыс. н. э
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С

ложная историческая ситуация на рубе­же тысячелетий, большое разнообразие природных условий на территории края и, как следствие, наличие большого числа экологических ниш,

88
пригодных для ведения различных типов хозяйства, привели к тому, что в это время на территорию края проникает большое количество разноэтнических племен.

Охарактеризованные в предыдущем разделе события стимулировали эти проникновения. Так, образование 1 и 2-го Тюркских каганатов, их экспансионистская политика и включение лесостепного Алтая в зоны их влияния привели к тому, что здесь появляются археологические памятники, оставленные тюрками. Это могильники. Известны они как на территории степного Юго-Западного Алтая (Гиле во-1, 2 и 12), так и на территории лесостепного Приобья (Иня, Ново-Камышенка, Красный Яр).

Для погребального обряда древних тюрок характерны подкурганные захоронения в неглубоких ямах. Погребенного укладывали вытянуто на спину, вместе с ним в могилу клали снаряженного верхового коня с уздой, седлом и стре­менами, оружие, украшения и орудия труда. Усопших снаб­жали заупокойной пищей, в основном это была задняя часть барана. Над могилой устраивали деревянное перекрытие из жердей или тонких бревен. На площади могильника, в кур­ганных насыпях или рядом с ними прослежены остатки заупокойных тризн.

Тюркское влияние на культуру одинцовских племен про­слежено с IV в. В это время оно имело характер эпизодиче­ских проникновений отдельных вещей и некоторых элементов идеологии, что прослеживается в отдельных элементах погре­бальной обрядности одинцовской культуры. Вероятнее всего, это были мирные контакты соседей, иногда обострявшиеся некрупными военными столкновениями. Активная тюркиза- ция населения Верхнего Приобья началась с VI—VII вв. Имен­но в это время появляются первые тюркские захоронения на территории лесостепного Алтая, что свидетельствует уже о реальной, а не номинальной зависимости этих территорий от тюрок, образовавших в 552 г. 1-й Тюркский каганат.

В IX в., с включением части территорий лесостепного Алтая в сферу влияния Кыргызского каганата (Древнехакас­ского государства), на этих землях появляются первые ха­касские памятники. Они также представлены лишь могиль­никами. Обряд захоронения древних хакасов характеризуется трупосожжением на стороне. В погребальный костер вместе с умершим клали и все необходимое ему после смерти. Воинов сжигали в доспехах-панцирях, вместе с оружием. Затем сожжения (кальцинированные косточки и пепел)


89
переносили в неглубокие прямоугольные ямы, где их уклады­вали кучкой или рассыпали по дну. В эти же ямы уклады­вали и сопроводительный инвентарь; иногда устраивали «тайники», в которых этот инвентарь «прятали». Затем над могилой насыпался курган.

В таких курганах найдено прокаленное в огне погре­бального кострища оружие, представленное различными же­лезными черешковыми наконечниками стрел, костяными и роговыми накладками на сложносоставные луки, мечами, палашами, саблями, кинжалами и наконечниками копий. Из орудий труда в курганах найдены серпы, топоры-тесла, но­жи, точила, пряслица, иглы, железные огнива с кремнем. От одежды оставались лишь поясные наборы, железные и бронзовые пряжки, пуговицы, различные бляшки (фигурные, квадратные, сердцевидные и округлые), покрытые раститель­ным орнаментом или, реже, без него. Часто такие бляшки покрывали позолотой. В курганах также находят зеркала, перстни, браслеты и монеты, как китайские, так и арабские, и тюргешские.

Наряду с богатыми захоронениями известны и бедные. Встречены захоронения вообще без инвентаря. Это свиде­тельствует о большой как социальной, так и имущественной дифференциации древнехакасского общества, что неизбежно при образовании государства.

На Алтае такие захоронения известны в Корболихе, на берегах Гилевского водохранилища, в Ново-Фирсово, Ново- Троицком и других местах.

Одновременно с проникновением тюрок со стороны Гор­ного Алтая и хакасов с востока с запада проникают тюрко­язычные племена кимаков, создавшие в это время свое объединение в Центральном Казахстане. Их памятники ло­кализуются, главным образом, в пределах Юго-Западного Алтая и также представлены лишь могильниками.

Каменно-земляные насыпи кимакских курганов по пе­риметру окружены кольцевыми выкладками из камней. По­гребенные укладывались на спину в неглубоких прямоуголь­ных ямах, головой на восток или северо-восток. Обычно курганы содержат единичные погребения, и лишь иногда под одной курганной насыпью бывает их несколько, но каждое погребение находится в своей оградке. В этом случае насыпи приобрели подовальную вытянутую форму. Могильные ямы перекрывались бревенчатыми накатами. Нередки случаи ис­пользования при сооружении перекрытия бересты. Большое


90
количество погребенных сопровождалось захоронением коня, иногда нескольких. Лошади в могилы помещались взнуздан­ными и оседланными. Довольно часто в могилу помещали чучело коня, иногда его шкуру и голову, конечности. По­гребальный инвентарь представлен в основном снаряжением верхового коня и оружием. Изредка в могилах встречаются орудия труда и украшения.

Как видим, историческая картина для лесостепного Алтая в IX в. получается довольно пестрой. Алтай становится ареной, на которой сталкиваются интересы различных государственных объединений. Жизнь в это время была насыщена военными столкновениями, каждый мужчина, помимо занятий хозяйст­вом, был еще и воином. На это указывает наличие в каждой мужской могиле, независимо от ее культурно-этнической принадлежности, большого количества оружия. Оружейный набор стал намного богаче и разнообразнее, чем в предше­ствующее время. Появляются хорошо продуманные и доволь­но сложные защитные доспехи и, как следствие этого, спе­циальные бронебойные наконечники стрел. Увеличивается мощность лука.

В результате взаимодействия всех описанных компонен­тов и одинцовских племен на территории лесостепного Алтая складывается новая археологическая культура — сросткин- ская, получившая название по с. Сростки, рядом с которым находится курганный могильник, насчитывающий почти 60 курганов. На сегодня из них изучено 43. В 1925 г. директор Бийского краеведческого музея М.Д. Копытов положил на­чало изучению этого памятника, раскопав на нем 25 курга­нов. Остальные были раскопаны под руководством М.Н. Ко­маровой и С.М. Сергеева. Культуру же выделил в 1956 г. М.П. Грязнов после трехлетних работ на комплексе памят­ников Ближние Елбаны, где им, наряду с погребениями различных эпох, был исследован и ряд сросткинских захо­ронений на могильниках Ближние Елбаны-5 и 7.

Несмотря на довольно продолжительный период изуче­ния этой культуры, до сих пор не выделены ее основные культурообразующие компоненты. Среди исследователей еще нет единого мнения ни в отношении хронологических рамок существования этой культуры, ни ее этнической принадлеж­ности, ни ареала распространения.

Общепризнанным можно считать только, что культура в основных своих чертах сложилась в лесостепной части Алтайского края в результате взаимодействия местных один- цовскйх племен с племенами тюрок Горного Алтая и кима- ками его степных предгорий. Эти компоненты прослежива­ются в погребальном обряде племен сросткинской культуры. С одной стороны, представлены подкурганные захоронения с конем, что характерно для тюрок Горного Алтая и кимаков, с другой — подкурганные и грунтовые (?) погребения без коня с перекрытием из бересты и березовых бревен, харак­терные для одинцовского населения.

Необходимо отметить, что сросткинская культура изве­стна лишь по погребальным комплексам, и пока неизвестно ни одного поселения, который с достаточной долей уверен­ности можно было бы отнести к сросткинской культуре.

91
Все погребения сросткинской культуры, несмотря на раз­личный обряд, сближает единый комплекс вещей, благодаря которым она и была выделена. Различные вариации погре­бального обряда объясняются большим разнообразием компо­нентов, на основе которых эта культура сложилась. Первые памятники, относящиеся к начальной стадии сросткинской культуры, появляются в конце VII—VIII вв. Это могильники Иня, Чудацкая Гора, Гоньба. В этих памятниках наиболее отчетливо прослежена двукомпонентность этой культуры. Но собственно сросткинские комплексы появились лишь в сере­дине IX в., когда в орнаментике инвентаря появляется це­лый ряд мотивов, характерных для материальной культуры древних хакасов. Это объясняется, прежде всего, политиче­ской ситуацией и включением части территорий лесостепно­го Алтая в сферу влияния Древнехакасского государства в 840 г. Древнехакасские мотивы позволяют выделить веду­щий этнокультурный компонент в сложении сросткинской культуры на базе местных тюркизированных племен один­цовской культуры.

Памятники IX-X вв. — собственно сросткинские — из­вестны значительно лучше. Это курганные могильники Сро­стки, Ближние Елбаны-5 и 7, Змеевка и другие. Для них характерно погребение под одной курганной насыпью не­скольких покойников, могилы которых располагались вокруг центрального захоронения воина, ориетированного головой на северо-восток. Преобладают погребения без коня. Могилы перекрыты бревенчатыми накатами, нередки случаи исполь­зования бересты при сооружении могильной камеры. Муж­ские погребения сопровождаются оружием (палаш, лук, кол­чан со стрелами, топор-тесло) и конским снаряжением (узда, удила с псалиями, детали седла, стремена), а также пояс-


 



93
ними и портупейными наборами. В женских погребениях находят серьги, бусы, различные подвески, пуговицы, брас­леты и другие украшения. Во всех погребениях встречаются остатки заупокойной пищи — задняя часть барана. На пло­щади могильников, в насыпях курганов и в межкурганном пространстве найдены остатки заупокойной тризны.

Узда, поясные и портупейные наборы богато украшены различными по форме бляшками, изготовленными из бронзы или железа, зачастую позолоченными. Все бляшки, распре­делители уздечных ремней, пряжки богато украшены харак­терным для сросткинцев растительным орнаментом, состоя­щим из различных завитков, розеток и волют, образующих очень красивые, замысловатые композиции. Встречаются и неорнаментированные бляшки, но они редки.

Хозяйство сросткинцев, как и культура, также было многокомпонентным. Однако отсутствие поселенческих ком­плексов не позволяет охарактеризовать его в целом. По материалам могильников можно говорить, что ведущая роль принадлежала кочевому скотоводству, при этом в стаде пре- обдали лошадь и мелкий рогатый скот. Находки костей крупного рогатого скота редки. Обнаруженные в могильни­ках изделия из рога позволяют говорить о том, что сроскинцы занимались охотой, вероятнее всего, лишь на круп­ную дичь: лось, олень, косуля и медведь.

Керамический комплекс сросткинской культуры пред­ставлен несколькими сосудами, малочисленность которых не позволяет его охарактеризовать в целом.

В X-XI вв. древние хакасы покидают не только лесо­степной, но и Горный Алтай, а на территории, ранее зани­маемой ими и племенами сросткинской культуры, теперь расселяются кыпчаки или племена, родственные им. Они оставили свои могильники в степях Северо-Западного Алтая. Наиболее характерным является курганный могильник Хорошснок-2. Заняв районы лесостепного Алтая, кимако-кыпчак- ские племена либо полностью ассимилировали, либо вытес­нили население сросткинской культуры. В XI—XII вв. количество сросткинских памятников значительно уменьша­ется, а начиная с XIII в. они исчезают полностью.

Таким образом, хронологические рамки сросткинской культуры можно определить началом IX-XII вв., а территорию расселения наметить в пределах Верхней Оби, по ареалу рас­пространения одинцовских племен, тюркизация которых привела к возникновению того субстрата, на базе которого
под влиянием древнехакасского компонента и возникает сро- сткинская культура.

94
Необходимо отметить, что в конце I тысячелетия суще­ствовали как кочевые тюркоязычные племена, так и местное оседлое самодийское население одинцовской культуры, про­цесс тюркизации которой был сложным и длительным. Со­существование этих этносов не было совсем мирным, но и антагонистичным его назвать нельзя. Различные хозяйствен­но-культурные типы существования кочевников и охотников- рыболовов не сталкивали их в сфере жизненно важных интересов и позволяли им взаимовыгодно уживаться рядом. В ходе этого сосуществования шел обмен идеями и дости­жениями, взаимообогащались культуры и, что самое главное, шел медленный, но верный процесс тюркизации самодийско­го населения.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 346.