С |
ложная историческая ситуация на рубеже тысячелетий, большое разнообразие природных условий на территории края и, как следствие, наличие большого числа экологических ниш,
|
Охарактеризованные в предыдущем разделе события стимулировали эти проникновения. Так, образование 1 и 2-го Тюркских каганатов, их экспансионистская политика и включение лесостепного Алтая в зоны их влияния привели к тому, что здесь появляются археологические памятники, оставленные тюрками. Это могильники. Известны они как на территории степного Юго-Западного Алтая (Гиле во-1, 2 и 12), так и на территории лесостепного Приобья (Иня, Ново-Камышенка, Красный Яр).
Для погребального обряда древних тюрок характерны подкурганные захоронения в неглубоких ямах. Погребенного укладывали вытянуто на спину, вместе с ним в могилу клали снаряженного верхового коня с уздой, седлом и стременами, оружие, украшения и орудия труда. Усопших снабжали заупокойной пищей, в основном это была задняя часть барана. Над могилой устраивали деревянное перекрытие из жердей или тонких бревен. На площади могильника, в курганных насыпях или рядом с ними прослежены остатки заупокойных тризн.
Тюркское влияние на культуру одинцовских племен прослежено с IV в. В это время оно имело характер эпизодических проникновений отдельных вещей и некоторых элементов идеологии, что прослеживается в отдельных элементах погребальной обрядности одинцовской культуры. Вероятнее всего, это были мирные контакты соседей, иногда обострявшиеся некрупными военными столкновениями. Активная тюркиза- ция населения Верхнего Приобья началась с VI—VII вв. Именно в это время появляются первые тюркские захоронения на территории лесостепного Алтая, что свидетельствует уже о реальной, а не номинальной зависимости этих территорий от тюрок, образовавших в 552 г. 1-й Тюркский каганат.
В IX в., с включением части территорий лесостепного Алтая в сферу влияния Кыргызского каганата (Древнехакасского государства), на этих землях появляются первые хакасские памятники. Они также представлены лишь могильниками. Обряд захоронения древних хакасов характеризуется трупосожжением на стороне. В погребальный костер вместе с умершим клали и все необходимое ему после смерти. Воинов сжигали в доспехах-панцирях, вместе с оружием. Затем сожжения (кальцинированные косточки и пепел)
|
В таких курганах найдено прокаленное в огне погребального кострища оружие, представленное различными железными черешковыми наконечниками стрел, костяными и роговыми накладками на сложносоставные луки, мечами, палашами, саблями, кинжалами и наконечниками копий. Из орудий труда в курганах найдены серпы, топоры-тесла, ножи, точила, пряслица, иглы, железные огнива с кремнем. От одежды оставались лишь поясные наборы, железные и бронзовые пряжки, пуговицы, различные бляшки (фигурные, квадратные, сердцевидные и округлые), покрытые растительным орнаментом или, реже, без него. Часто такие бляшки покрывали позолотой. В курганах также находят зеркала, перстни, браслеты и монеты, как китайские, так и арабские, и тюргешские.
Наряду с богатыми захоронениями известны и бедные. Встречены захоронения вообще без инвентаря. Это свидетельствует о большой как социальной, так и имущественной дифференциации древнехакасского общества, что неизбежно при образовании государства.
На Алтае такие захоронения известны в Корболихе, на берегах Гилевского водохранилища, в Ново-Фирсово, Ново- Троицком и других местах.
Одновременно с проникновением тюрок со стороны Горного Алтая и хакасов с востока с запада проникают тюркоязычные племена кимаков, создавшие в это время свое объединение в Центральном Казахстане. Их памятники локализуются, главным образом, в пределах Юго-Западного Алтая и также представлены лишь могильниками.
Каменно-земляные насыпи кимакских курганов по периметру окружены кольцевыми выкладками из камней. Погребенные укладывались на спину в неглубоких прямоугольных ямах, головой на восток или северо-восток. Обычно курганы содержат единичные погребения, и лишь иногда под одной курганной насыпью бывает их несколько, но каждое погребение находится в своей оградке. В этом случае насыпи приобрели подовальную вытянутую форму. Могильные ямы перекрывались бревенчатыми накатами. Нередки случаи использования при сооружении перекрытия бересты. Большое
|
Как видим, историческая картина для лесостепного Алтая в IX в. получается довольно пестрой. Алтай становится ареной, на которой сталкиваются интересы различных государственных объединений. Жизнь в это время была насыщена военными столкновениями, каждый мужчина, помимо занятий хозяйством, был еще и воином. На это указывает наличие в каждой мужской могиле, независимо от ее культурно-этнической принадлежности, большого количества оружия. Оружейный набор стал намного богаче и разнообразнее, чем в предшествующее время. Появляются хорошо продуманные и довольно сложные защитные доспехи и, как следствие этого, специальные бронебойные наконечники стрел. Увеличивается мощность лука.
В результате взаимодействия всех описанных компонентов и одинцовских племен на территории лесостепного Алтая складывается новая археологическая культура — сросткин- ская, получившая название по с. Сростки, рядом с которым находится курганный могильник, насчитывающий почти 60 курганов. На сегодня из них изучено 43. В 1925 г. директор Бийского краеведческого музея М.Д. Копытов положил начало изучению этого памятника, раскопав на нем 25 курганов. Остальные были раскопаны под руководством М.Н. Комаровой и С.М. Сергеева. Культуру же выделил в 1956 г. М.П. Грязнов после трехлетних работ на комплексе памятников Ближние Елбаны, где им, наряду с погребениями различных эпох, был исследован и ряд сросткинских захоронений на могильниках Ближние Елбаны-5 и 7.
Несмотря на довольно продолжительный период изучения этой культуры, до сих пор не выделены ее основные культурообразующие компоненты. Среди исследователей еще нет единого мнения ни в отношении хронологических рамок существования этой культуры, ни ее этнической принадлежности, ни ареала распространения.
Общепризнанным можно считать только, что культура в основных своих чертах сложилась в лесостепной части Алтайского края в результате взаимодействия местных один- цовскйх племен с племенами тюрок Горного Алтая и кима- ками его степных предгорий. Эти компоненты прослеживаются в погребальном обряде племен сросткинской культуры. С одной стороны, представлены подкурганные захоронения с конем, что характерно для тюрок Горного Алтая и кимаков, с другой — подкурганные и грунтовые (?) погребения без коня с перекрытием из бересты и березовых бревен, характерные для одинцовского населения.
Необходимо отметить, что сросткинская культура известна лишь по погребальным комплексам, и пока неизвестно ни одного поселения, который с достаточной долей уверенности можно было бы отнести к сросткинской культуре.
|
Памятники IX-X вв. — собственно сросткинские — известны значительно лучше. Это курганные могильники Сростки, Ближние Елбаны-5 и 7, Змеевка и другие. Для них характерно погребение под одной курганной насыпью нескольких покойников, могилы которых располагались вокруг центрального захоронения воина, ориетированного головой на северо-восток. Преобладают погребения без коня. Могилы перекрыты бревенчатыми накатами, нередки случаи использования бересты при сооружении могильной камеры. Мужские погребения сопровождаются оружием (палаш, лук, колчан со стрелами, топор-тесло) и конским снаряжением (узда, удила с псалиями, детали седла, стремена), а также пояс-
|
|
Узда, поясные и портупейные наборы богато украшены различными по форме бляшками, изготовленными из бронзы или железа, зачастую позолоченными. Все бляшки, распределители уздечных ремней, пряжки богато украшены характерным для сросткинцев растительным орнаментом, состоящим из различных завитков, розеток и волют, образующих очень красивые, замысловатые композиции. Встречаются и неорнаментированные бляшки, но они редки.
Хозяйство сросткинцев, как и культура, также было многокомпонентным. Однако отсутствие поселенческих комплексов не позволяет охарактеризовать его в целом. По материалам могильников можно говорить, что ведущая роль принадлежала кочевому скотоводству, при этом в стаде пре- обдали лошадь и мелкий рогатый скот. Находки костей крупного рогатого скота редки. Обнаруженные в могильниках изделия из рога позволяют говорить о том, что сроскинцы занимались охотой, вероятнее всего, лишь на крупную дичь: лось, олень, косуля и медведь.
Керамический комплекс сросткинской культуры представлен несколькими сосудами, малочисленность которых не позволяет его охарактеризовать в целом.
В X-XI вв. древние хакасы покидают не только лесостепной, но и Горный Алтай, а на территории, ранее занимаемой ими и племенами сросткинской культуры, теперь расселяются кыпчаки или племена, родственные им. Они оставили свои могильники в степях Северо-Западного Алтая. Наиболее характерным является курганный могильник Хорошснок-2. Заняв районы лесостепного Алтая, кимако-кыпчак- ские племена либо полностью ассимилировали, либо вытеснили население сросткинской культуры. В XI—XII вв. количество сросткинских памятников значительно уменьшается, а начиная с XIII в. они исчезают полностью.
Таким образом, хронологические рамки сросткинской культуры можно определить началом IX-XII вв., а территорию расселения наметить в пределах Верхней Оби, по ареалу распространения одинцовских племен, тюркизация которых привела к возникновению того субстрата, на базе которого
под влиянием древнехакасского компонента и возникает сро- сткинская культура.
|
Дата: 2019-02-25, просмотров: 341.