Развитие народного самоуправления в послереволюционный период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так что развитие народовластия шло из века в век, проекты народного самоуправления никогда не исчезали, а собственно после революции 1917 года возникла дискуссии о роли и месте профсоюзов, по которой в партии большевиков насчитали восемь позиций.

 ВЦСПС должен был бы называться Центральным советом отраслевых съездов, но создание параллельного Съезда фабрично-заводских комитетов –фабзавкомов создало большую неразбериху, не говоря уже о самих советах рабочих депутатов, существующих исключительно как территориальные органы власти.Фракция левых коммунистов гооворила о создании советов народного хозяйства, органов контроля за распределением товаров и продовольствия. Фракция рабочий оппозиции была настроена на управления страной именно посредством фабрично-заводских комитетов и передачи всей власти именно этому неструктурированному объединению, фракция демократических централистов настаивала на внутрипартийной демократии и советской системе, на проведение всеобщих выборов в уже сложившихся системах, Л. Троцкий предлагал вообще профсоюзы по сути сделать тем, чем они стали потом, представителями государства в отраслевой системе. Возможно, он предвидел бюрократизацию отраслевой системы, но не пожелал ее собственной демократизации.В. Ленин был наиболее близок со своей платформой из 10 человек к позиции гармоничного управления посредством включения и системы отраслевых профсоюзных съездов. К сожалению, мы не знаем о других позициях, поскольку ленинская также предлагала наоборот отделить профсоюзы и их самоуправление от государства,скорее всего была позиция передачи власти отраслевым съездам нейтральная по отношению к позиции Троцкого и В. Ленина, а также две позиции по еще большему отделению профсоюзов от государственного управления, и возможно позиция сочетания полноты власти территориальных советов и отраслевых съездов.Позднее советское самоуправление выродилось в выборы по специально создаваемым округам, что означало прекращение всяких выборов по реально существующим административно-территориальным единицам –районам, уездам, губерниям, областям. Причем выборы проводились при учете представительства определенного количества населения, а не при учете времени, местности и носителей волеизъявления этого населения.Был найден не лучший компромисс, когда производственные единицы выдвигали людей в территориальные органы управления за редким исключением, а выборы на территории фактически одобряли выбор производственных совещаний или даже партийных комитетов. Но все граждане были задействованы в сельском или промышленном производстве, и представить себе иную систему управления, истинно ступенчатую, демократическую территориальную систему было сложно. В действительности Ленин проявил политическую мудрость, поставив под вопрос применимость понятия «рабочее государство» к Советской России. Даже в тех странах, где крестьяне не составляют значительного большинства населения, переходное государство должно считаться с нуждами и выражать интересы всех неэксплуатируемых слоев общества. Следовательно, такое государство в принципе нельзя считать исключительно пролетарским органом, кроме того. консервативный аспект государственности в сочетании с вышеуказанными обстоятельствами не может не порождать бюрократические тенденции, в отношении которых рабочий класс должен быть особенно бдительным. Все это высветила интуиция Ленина в кривом зеркале «дискуссии о профсоюзах».

Стоит также отметить, что в вопросе о классовой природе переходного государства, Ленин сближался с «рабочей оппозицией». Однако, критикуя Троцкого, Ленин отнюдь не симпатизировал этой группе. Напротив, он видел в рабочей оппозиции «самую опасную тенденцию в партии», события в Кронштадте и действия группы Коллонтай-Шляпникова были в его глазах проявлением одной угрозы-угрозы мелкобуржуазной контрреволюции. Стараниями Ленина на Х съезде партии прошла резолюция о «Синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии», которая открыто осуждала оппозицию» «Интернациональное коммунистическое течение. Левые коммунисты 1918-1930 –ые годы» Москва, НПЦ, «Праксис» 2008 год, стр.103.

Ф. Энгельс в своем лучшем произведении «Развитие социализма от утопии к науке» пишет : «Пролетарская революция, разрешение противоречий: пролетариат берет в руки общественную власть и обращает силой этой власти, ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего, что было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развития их общественной природы. Отныне становиться возможным общественное производство по заранее обдуманному плану.Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование отдельных общественных классов»В той же мере в какой отмирает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства» К. Маркс, Ф. Энгельс «Избранные произведения» том 3, Москва, 1981, стр.161.

В 1936 году сделали отступление от отраслевой системы управления Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов к общенародной, но в итоге ликвидировали территориальные выборы.Сегодня продолжатель дела тех дней Российская коммунистическая рабочая партия создала прообраз Съезд советов рабочих, специалистов и служащих, но он ничем не лучше созданных в 1936 году советов депутатов трудящихся, поскольку напоминает вульгарно переиначенную сословную систему управления.Но тем не менее, Советская эпоха оставила нам три вертикали управления партийную, государственную и профсоюзную, которые были достаточно демократичными на низовом уровне до конца своих дней. То есть идея полиархичности управления, наличия трех ступеней власти выродилась в наличие двух безвластных ступеней. Перестройка в самом начале стала возрождать китаезированный принцип передачи власти низовым советам трудовых коллективов, с тем, чтобы они распределяли производство и потребление. Позднее КПРФ задумала съезд представителей народных предприятий. Но все это были формами активного участия народа в управлении, а не самоуправления народа, которое в законе о местном самоуправлении вообще выведено за институциональные рамки, и им наделены никем не признаваемые органы общественной самодеятельности. Правда, были созданы общественные палаты регионов и городов и всероссийская как альтернатива бюрократическому управлению, однако это по-прежнему дискуссионные клубы с участием представителей исполнительной власти. Положение в стране требует возрождение сельских советов, упраздненных в каждом населенном пункте законом о местном самоуправлении, возрождения малых городов и создание специального совета по ним, с учетом мнения их выборных. Это должно пойти далее ранее существующего Союза земств и городов Земгора. Нужно восстановить и волостную единицу управления, упраздненную одним из первых партийных съездов. В царской России земские гласные были введены ранее реформы высшей государственной власти, в СССР несмотря на широкое участие низовых партийных масс, реформировались высшие органы управления, а низшие не были приведены в систему.

Гораздо лучше власть была устроена в Ливийской арабской джамахерии Муамара Каддафи. Он формально оставался лидером Революции, а остальные высшие должности были выборными.

В Европе самоуправление городов нередко поддерживалось властью королей и противостояло региональным феодалам.Но средневековое самоуправление это самоуправление чаще всего фискальное, податное.

 Первоначально самоуправление носило сословный характер. В Каталонии, не имевшей четкой государственности (сегодня это Андорра) самоуправляемые единицы до сих пор называются коммунами.В 1070 году в Западной Европе было движение коммун, выступающее против феодального управления, но позднее церковные приходы вытеснили многие самоуправленческие ячейки.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.