Расскажите о мудрости многоженства Посланника Аллаха (с.а.в.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Только после того, как Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) исполнилось 50 лет, Он сочетался браком еще с несколькими женщинами. В каждом Его браке было заложено очень много мудрых и сокровенных смыслов.

Всевышний Аллах сказал:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ

حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

«Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно». (Сура «Аль-Ахзаб», 21).

Таким образом, возводить напраслину, клеветать на человека, которого Всевышний Аллах предоставил человечеству как прекрасный образец совершенного человека для подражания, – это признак невежественности в области знаний об истинах религии и даже признак злонамеренности, а не просто невежественности и темноты. Ибо наш Господь сделал нашего уважаемого Пророка образцом во всех аспектах жизни. А самый главный и самый важный из них – это семейная жизнь. Мы не собираемся здесь рассказывать обо всех этапах жизни нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в браке, поскольку это не входит в нашу компетенцию, да и строки не обладают такой способностью, чтобы суметь передать их. Однако если мы перечислим самые главные мотивы этих бракосочетаний, мы наверняка сумеем составить для себя правильное мнение.

Несомненно, что период юности человека – это время, когда усиливаются чувственные желания человека. О Пророке же, после изучения периода Его юности, можно сказать лишь одно, а именно то, что Он был образцом целомудрия, приличия и высокой нравственности. Об этом легко догадаться уже по имени, которое Ему дали мекканцы – Аль-Амин. Те же многобожники никогда не говорили что-либо ложное в адрес нравственности нашего Пророка, ни в момент Его объявления Себя Пророком, ни в последующие годы Его жизни, вплоть до самой смерти.

Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение мекканского периода был женат единожды. Когда наш Любимый Пророк женился на госпоже Хадидже, Ему было 25 лет. Матери Правоверных Хадидже же было 40 лет. Она была вдовой, и у нее были дети от ее первого брака. До самой ее кончины, в течение 25-летней супружеской жизни, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не женился ни на какой другой женщине. А между тем, обычаи и традиции того времени позволяли Ему жениться еще и на других женщинах.

Только после смерти Хадиджи Он женился снова на немолодой вдове, госпоже Савде. Муж ее после хиджры в Эфиопию скончался там, оставив ее одинокой и беззащитной вдовой. Родственники же оказывали на нее давление из-за того, что она была мусульманкой. Наш Пророк женился на этой уважаемой женщине, которая осталась одна, с той целью, чтобы взять ее под Свою опеку и вознаградить ее.

Вместе с Хиджрой в Медину начинался совершенно новый период жизни. Наряду с тем, что Он был Пророком, Он был одновременно главнокомандующим и главой нового, только что созданного государства. Он был Наставником, ожидаемым веками, который мог наилучшим образом довести до сведения всех людей Свое сообщение. Можно легко увидеть, что все Его качества отразились и на Его бракосочетаниях, которые имели причины религиозного, социального, экономического и нравственного характера. Кроме того, в них были заложены мудрые, сокровенные смыслы.

Среди жен нашего Пророка лишь Святая Айша вышла за Него замуж, будучи юной и непорочной. Благодаря Матери Правоверных Айше, которая, несмотря на свой юный возраст, была умной, толковой женщиной, были изучены законы фикха, касающиеся женщин. В течение последующих 50-60 лет с момента кончины Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) вопросы фикха передавались из первых уст сахабам, затем их женам, дочерям и даже внучкам. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), указывая на эту истину, повелел так:

«Одну треть религии изучайте на примере дома Айши!» (Дайлями, II, 165/2828).

Одной из тех 8-ми личностей, называемых «Муксирун», которые передали наибольшее количество хадисов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), была госпожа Айша. Она передала 2210 хадисов. 194 хадиса из них были переданы вместе Бухари и Муслимом. И в самом деле, Мать Правоверных Айша прекрасно знала Священный Коран, предписания и запреты, фикх, медицину, поэзию, арабские предания, науку генеалогию. По какому бы вопросу не возникал спор между сахабами, они немедленно обращались за советом к ней. Когда даже самые продвинутые из них не были в состоянии разрешить ту или иную проблему, они обращались к Святой Айше. [1]

Да и Абу Муса (радыйаллаху анху) говорит так:

«Если мы испытывали затруднение в понимании переданного хадиса, мы обращались к Айше. И непременно получали исчерпывающее объяснение» (Тирмизи, «Манакыб, 62).

Кроме того, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), благодаря женитьбе на Святой Айше (радыйаллаху анха) и узам родства, стал еще более близок к Абу Бакру (радыйаллаху анху), с которым Он дружил в течение долгих лет.

Таким же образом, связав Свою жизнь с жизнью дочери Омара (радыйаллаху анху) госпожой Хафсой (радыйаллаху анха), наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был связан родственными узами и с Омаром. Омар, хотевший выдать свою дочь Хафсу вначале за Абу Бакра (радыйаллаху анху), а затем за Османа (радыйаллаху анху), не получив от них подобного предложения, загрустил. И вот, на 3-ем году по Хиджре, наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сочетался браком с Хафсой. Благодаря этому бракосочетанию отношения между старыми друзьями наладились…

Бракосочетание нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с Госпожой Зайнаб послужило более всего поводом для дискуссий и споров. Однако это бракосочетание имеет огромное количество мудрых и сокровенных смыслов. Ибо наш Пророк, женив своего приемного сына и освобожденного Им раба Зейда на Зайнаб, дочери своей тетушки, несмотря на то, что она не очень-то благоволила к жениху, положил конец сегрегации по принципу «бедняк – богач», «знатный – раб». Таким образом, на примере близких Ему людей, Он провозгласил, что все люди равны, подобно зубьям одного гребня. Позднее это бракосочетание, из-за позиции Зайнаб и ее родственников, стало невыносимым. Муж Зайнаб Зейд (радыйаллаху анху) обратился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с просьбой о разводе. Однако просьба эта не была удовлетворена. В конце концов, не выдержав такой жизни, Зейд (радыйаллаху анху) дал развод Зайнаб. В аятах, ниспосланных в последующие дни, [2] Аллах повелел, чтобы наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) женился на Зайнаб, дочери своей тетушки. Таким образом, благодаря женитьбе на Зайнаб, был упразднен закон периода джахилии, запрещавший сочетаться браком лицу, имеющему приемного сына, с его разведенной женой. Так были разделены понятия «приемный сын» и «собственный сын». Говорящие о том, что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) женился на Зайнаб, будучи плененным ее красотой, делают вид, будто не знают о следующих обстоятельствах:

  1. Зайнаб – дочь тетушки Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), Он видел ее много раз, с самого детства.
  2. Если бы наш Господин Пророк, прежде чем женить Зейда на Зайнаб, предложил бы ей руку и сердце, то Зайнаб с великой радостью приняла бы Его предложение, и Он мог бы беспрепятственно жениться на ней.

Однако Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) сам лично выдал ее замуж и неоднократно отклонял просьбы Зейда о расторжении брака с Зайнаб. Короче говоря, все эти события должны были произойти для того, чтобы некоторые законы юриспруденции Ислама были бы введены в жизнь на примере нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), а также для того, чтобы появились религиозные основы, на которые можно было бы опираться в будущем…

Бракосочетание с дочерью лидера иудеев госпожой Сафией было призвано улучшить существовавшие в то время отношения с иудеями. То есть, это бракосочетание имело политическое значение. (Ибн Хаджар «Аль-Исаба», IV, 347)

Бракосочетание с госпожой Джувайрией (радыйаллаху анха), которая также была дочерью вождя одного из племен, послужило поводом для освобождения из плена тысяч людей и обретения ими пути истинной веры – хидайя.

Бракосочетание Посланника Аллаха с дочерью Абу Суфьяна Умму Хабибой – вознаграждение этой отважной мусульманке. Ибо Умму Хабиба (радыйаллаху анха) оставалась верной религии Ислам даже в Эфиопии, где она находилась в тяжелейшей ситуации, поскольку муж ее, став вероотступником, принял христианство. Из-за своего сильного религиозного чувства и из-за уважения к религии Ислам, она не обратилась за помощью к своему отцу, который был тогда вождем в Мекке…

Женившись на ней, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не оставил ее без помощи и внимания. К тому же, благодаря этому бракосочетанию, уменьшилось и чувство враждебности между мекканскими язычниками и мусульманами.

Если бы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) женился, чтобы удовлетворить Свои чувственные желания, то в Медине было много красивых девушек, выросших в среде Мухаджиров и Ансаров… Каждый мусульманин посчитал бы за великую честь выдать свою дочь за Посланника Аллаха. Девушки же страстно желали стать «Супругой Пророка» и «Матерью Правоверных». Однако наш Господин Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не шел по этому пути. По причине потребности в людях, в достаточной степени зрелых, опытных и сведущих в вопросах исламского права, касающихся женщин, а также по многим религиозным, нравственным, социальным, политическим причинам, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), по велению Всевышнего Аллаха и с Его соизволения, женился на многих женщинах сразу. Ибо в некоторых правовых вопросах мнения лишь одной женщины могло оказаться недостаточно. Ислам, который должен был охватить все климатические условия, времена и пространства, не мог бы дойти до нас в полной мере от одного человека. К тому же, никто не мог дать гарантию того, что эта женщина не умрет раньше нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). А это можно было бы истолковать так, что права женщин в Исламе сформированы не окончательно в полном смысле этого слова. Есть немало вопросов, которые женщины не могут задавать мужчинам по причине их естественного чувства стыда. Однако они могут спокойно обсуждать эти вопросы с другими женщинами, т.е. представительницами своего пола…

Поэтому исламское общество всегда испытывает потребность в эрудированных, образованных женщинах–мусульманках. Можно ли представить более знающих и компетентных женщин, чем Жены Пророка, которые жили рядом с Ним, изучали все вопросы, непосредственно общаясь с Ним, спрашивая Его, и которые удостоились благосклонного, почтительного милостивого внимания с Его стороны? Помимо этого, каждая из этих женщин, прожившая благочестивую, набожную жизнь, является прекрасным образцом для подражания как для нас, так и для наших домочадцев.

Может возникнуть следующий вопрос:

«Может ли быть многоженство Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) примером для современных мужчин?»

На сей вопрос можно ответить следующим образом:

Некоторые действия и поступки, связанные с Личностью самого нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), не могут служить примером для Его общины. Ибо Посланник Аллаха, первый представитель религии, возрождающий ее и воплощающий в жизнь, находится в особом положении. Поэтому только Ему было предписано вставать ночью для совершения молитвы Тахаджуд. Ему было дано разрешение на совершение поста без разговения в течение нескольких дней (Савм висал). Был положен запрет на принятие закята Им и Его семьей…

Согласно общему мнению исламских ученых, для общины не может служить примером одновременный брак с женщинами, число которых превышает четыре, поскольку многочисленные бракосочетания Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были совершены исключительно из религиозных, социальных и политических соображений.

Что же касается предписания о полигамном браке (Тааддуд-и завджат) с точки зрения нашей религии, то, прежде всего, следует отметить тот факт, что полигамия была придумана не Исламом. Ислам лишь исправил и реформировал существовавший порядок, установив определенное ограничение в количестве браков. До Ислама какого-либо ограничения в количестве браков не было. Ислам же установил как железное привило то, что количество браков одновременно может доходить до 4-ех, не больше. И еще. Ислам сообщил, что если женщина опасается несоблюдения справедливости в браке, то предпочтительнее сочетание браком только с одной женщиной. [3]

Во-вторых, женитьба на 4-ех женщинах – это не приказ, не повеление, а лишь разрешение, дозволенное при некоторых ситуациях. [4] Это могут быть такие ситуации, как война, болезнь, увечье, долгие разлуки, покровительство женщин, чтобы они не остались без опеки со стороны мужчин. Если мужчина женат на женщине, не способной к деторождению, или же женщина не может стать матерью из-за своего физико-биологического состояния, то он, не разводясь с ней, может жениться еще на одной женщине. Однако даже когда семьи увеличиваются в силу необходимости, все же количество браков должно ограничиваться четырьмя. Таким образом, снижаются до минимума моральные и материальные потери, могущие возникнуть при распаде семьи. Поистине, в стране, в которой была война, может возникнуть необходимость в поощрении полигамных браков в целях предупреждения проституции и увеличения населения. Примеры такие наблюдались в прошлом, также они могут возникнуть и в будущем. В Исламе, опирающемся на основы, дарующие счастье и благополучие человечеству, есть разрешение на возможность введения в жизнь предписаний в случае появления временных обстоятельств. Это правило, облегчающее жизнь и обеспечивающее ее естественное течение, имеет силу в любой сфере, а не только в вопросах, связанных с бракосочетаниями. Так вот, именно это качество свидетельствует о том, что Ислам обладает свойствами удовлетворять все жизненные потребности, всегда и везде. На мужчине, имеющем несколько жен (максимальное их количество должно быть четыре) лежит ответственность по обеспечению справедливости. В противном случае, его ожидает гнев Аллаха:

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ تُقْسِطُواْ فِي الْيَتَامَى فَانكِحُواْ

مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاء مَثْنَى وَثُلاَثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلاَّ تَعْدِلُواْ

فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلاَّ تَعُولُواْ

«Если вы опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на вашем попечении], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной или на тех, которых вы взяли в плен [на войне с неверующими]. Это лучше, чем уклониться от справедливости». (Сура «Ан-Ниса», 3)

وَلَن تَسْتَطِيعُواْ أَن تَعْدِلُواْ

بَيْنَ النِّسَاء وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلاَ تَمِيلُواْ كُلَّ الْمَيْلِ

فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِن تُصْلِحُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ

كَانَ غَفُوراً رَّحِيماً

«Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого. Не будьте же полностью благосклонным [к одной], оставляя [другую] заброшенной. Если же вы исправите [свои прегрешения относительно жен] и будете богобоязненны, то ведь Аллах - Прощающий, Милостивый». (Сура «Ан-Ниса», 129)

А наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов изволил сказать так:

«Если мужчина женат на двух женщинах, но не соблюдает принципа справедливости по отношению к ним, то в Судный день он будет воскрешен из мертвых, частично (на одну сторону) парализованным». (Ибн Маджа «Никях», 47).

Однако наряду с тем, что мужчина имеет право иметь несколько жен, женщина может ограничить это его право при помощи своего условия, выдвигаемого ею в момент бракосочетания. Это право, данное женщине. [5]

Если подойти к этой проблеме с простой логикой, не принимая в расчет Божественную цель, и допустить мысль о том, что и женщина может иметь нескольких мужей, это ни в коем случае не будет правильным. Ибо в таком случае будет непонятным происхождение ребенка, который появится на свет, будет непонятно, кому он принадлежит. Поэтому такой брак, называемый распутным (фуджур), не разрешен ни одной религией и даже светской правовой системой. К тому же Ислам, в связи с деликатностью в установлении родства, в случае развода устанавливает для нового брака ограничение в виде минимального периода времени. А эта истина, не принимаемая во внимание действующими ныне законами, является одним из доказательств того, что исламское право, правильно оценив проблему человека, увязывает ее с положением закона.

Если учитывать все эти условия и помнить о них, то можно понять и осознать всю мудрость полигамного брака в Исламе – тааддуд-и завджат. Этот вид брака разрешил, предусмотрев всякого рода ситуации, могущие возникнуть в жизни в разные периоды времени. Ислам – это, поистине, религия не только здоровых и крепких людей, но и религия пожилых и беспомощных людей. Эта религия предусматривает проявление заботы о людях не только в периоды спокойствия и мира, но и когда они находятся в экстремальных ситуациях в тяжелые времена. Это религия не только мужчин, но и женщин, защищающая все их права, которые следует соблюдать. Это единственная религия, охраняющая честь и достоинство человека, религия, не закрывающая глаза на распад семьи без уважительной на то причины, религия, заботящаяся как об индивидууме, так и об обществе в целом, религия, не допускающая того, чтобы дети прозябали в нищете и несчастье.


[1] См. Ибн Хаджар «Аль-Исаба», IV, 360.

[2] См. «Аль-Ахзаб», 37.

[3] См. «Ан-Ниса», 3.

[4] Мухаммад Хамди Эфенди Альмалылы так поясняет это обстоятельство: Что касается полигамного брака, по поводу его возразить нечего, если он разрешен и не возбраняем (мубах). Однако он может быть и порицаемым, но все же допустимым в случае крайней необходимости (макрух), если существует опасение возникновения беззакония и несправедливости. Наряду с этим, аят сообщает нам о том, что шариатом допускается и даже в некоторых случаях делается обязательным (ваджиб) сочетание браком с несколькими женщинами в целях предупреждения возникновения прелюбодеяния и разврата как среди мужчин, так и среди женщин. (Хак Дини Кур’ан Дили, II, 1290).

[5] Хайреддин Караман «Мукайесели Ислам Хукуку», стр. 2 ,90, том 2-ой, (Стамбул, 1996г.).


Дата: 2019-02-25, просмотров: 224.