Всемогущий Аллах создал человека, чтобы он поклонялся Ему, населил землю и стал на земле Его наместником. Об этом сказано в следующих аятах Корана:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51 аз-Зарийат, 56)
« Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» …» (2 аль-Бакара, 30)
Наместник – это лицо, обладающее определенными полномочиями, представитель того, кто его назначает во всём или в каких-либо важнейших вопросах. В этом аяте слово «наместник» означает, что человек является представителем Воли Всевышнего. Наместничество возвеличивает степень человека относительно других созданий Всемогущего Аллаха, так как никто более не был удостоен этого высокого звания.
О Своей Божественной Воле Господь поведал ангелам, которых Он сотворил прежде людей. Когда они узнали об этом решении, они спросили:
«… Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» …» (2 аль-Бакара, 30)
Естественно, вопрос ангелов был задан не из желания перечить Всевышнему Аллаху. Более того, у них не возникало и зависти к Адаму по поводу того, что именно он удостоен такой чести, как быть наместником Аллаха на земле, ведь из коранических аятов и хадисов Посланника(сас) известно, что ангелы чисты от греха. Некоторые толкователи Корана утверждают, что ангелы знали о том, что человек будет совершать грехи и проливать кровь из Священной Скрижали и поэтому задали этот вопрос. Другие же толкователи считают, что Аллах заранее коротко обрисовал ангелам будущее человечества. По мнению третьих толкователей, ангелы сами пришли к такому умозаключению, так как они знали, что человек будет создан из глины, а сложность «материала» для его сотворения вполне естественно предполагает, что он станет центром противоречий и конфликтов. Все три толкования имеют право на существование и не отрицают друг друга. Более того, вполне можно допустить, что все эти факторы вместе взятые побудили ангелов задать Всевышнему Аллаху этот вопрос.
В ответ Господь сказал им:
«… Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»» (2 аль-Бакара, 30)
В своем ответе Аллах не стал опровергать возникшие у них сомнения, а только сказал, что есть другие, более важные вещи, касающиеся человека и его способностей, о которых ангелы и не подозревают. Ведь среди потомков Адама будут пророки и праведники, павшие мученики и святые угодники. Именно они наилучшим образом выполнят наместническую миссию на земле, и именно они будут служить на пути Аллаха так, как не способны остальные Его творения.
«Материал», из которого создан Человек.
Интересен тот факт, что в различных коранических аятах «материал», из которого сотворен первый человек, звучит по-разному: прах - глина - вязкая глина - сухая звонкая глина, полученная из видоизмененной грязи - глина подобная гончарной (обожженной). Если поставить все эти определения «материала» в один логический ряд, то ассоциативно всплывает картина создания глиняной фигурки. Сначала берут сухую землю (глину), добавляют в неё воду (получают вязкую глину), лепят из неё форму и оставляют сохнуть на воздухе (получают сухую звонкую глину), ставят её в печь (получают готовую обожженную глиняную фигурку). Только Всевышнему Аллаху известен порядок создания человека и загадка таких разных определений. Но некоторые толкователи Корана описывают сотворение Адама именно в такой очередности и связывают эти этапы создания человека с его чертами характера:
Прах (земля):
«Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» - и тот возник» (3 аль-Имран, 59)
Земля бывает твердой и мягкой. Она бывает черной (чернозем), коричневой, красной и совсем светлой (песок). Люди обладают этими свойствами земли: они имеют разный цвет кожи и различаются характерами - твердым и мягким.
глина, вязкая глина:
« Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (32 ас-Саджда, 7)
«Спроси их (людей), они созданы прочнее или то, что Мы сотворили? Воистину, Мы сотворили их из вязкой глины» (37 ас-Саффат, 11)
Земля превратилась в глину, когда ее смешали с водой. Вода является символом чистоты и очищения. Поэтому и в человеке отразились эти качества воды: честь, достоинство, духовное и физическое совершенство. Вязкость же проявилась в человеке в качестве привязанности, преданности.
сухая звонкая глина:
«Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи» (15 аль-Хиджр, 26)
Сухой глина стала благодаря воздуху. Таким образом, на природу человека оказали воздействие и свойства воздуха, поэтому у человека переменчивый характер, он часто нарушает данное слово, меняет свое решение.
глина подобная гончарной:
«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной» (55 Ар-Рахман, 14)
На этом этапе глина подверглась воздействию огня. И в человеке отразились его свойства: гнев, злость, высокомерие, зависть, гордость.
После того, как Аллах сотворил облик человека, Он вдохнул в него жизнь. Адам ожил только тогда, когда в него вошла душа.
«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа …» (15 аль-Хиджр, 29)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 300.